Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Методология исследования культуры




Г 94

Москва, 2008

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Обучение

Дистанционное

HUMANITAS

ГУМАНИТАС

Издательство Московского государственного

Под научной редакцией

Издание осуществляется

Обучение

Дистанционное

HUMANITAS

ГУМАНИТАС

МГУТУ

МГТА

МГЗИПП

ВЗИПП

ЮБИЛЕЙНОЕ ИЗДАНИЕ

Обучение

Дистанционное

HUMANITAS

ГУМАНИТАС

в семи томах

доктора экономических наук,

профессора В.Н. Ивановой

 

 

университета технологий и управления

том седьмой

книга 1

Авторский коллектив:

Иванова В.Н., доктор экономических наук,

профессор (руководитель);

Еремин Ю.В., доктор философских наук, профессор;

Пашковский М.Б., кандидат философских наук,

профессор;

Сафронова Е.В., кандидат философских наук, профессор;

Чистякова Е.В., кандидат философских наук, профессор;

Лавинская Л.А., кандидат философских наук, профессор;

Горбунова Е.Ю., кандидат исторических наук, доцент;

Гусев В.Е., кандидат исторических наук, доцент;

Евсеева Т.Г., кандидат философских наук, доцент;

Калугин В.Н., доцент;

Кузина А.Н., кандидат филологических наук, доцент;

Павлова Г.Т., кандидат философских наук, доцент;

Рябцев С.Ю., кандидат философских наук, доцент

УДК 30

 

Гуманитас. Humanitas. Том VII, книга 1. Культурология. Русский язык и культура речи. Паблик рилейшнз. Учебно-практическое пособие. М., Изд-во МГУТУ, 2008. 568 с.

ISBN 978-5-89933-106-0

 

В седьмом томе (книге 1) учебно-практической серии «Гуманитас. Humanitas» под научной редакцией доктора экономических наук, профессора В.Н. Ивановой рассматриваются содержание и основные проблемы дисциплин «Культурология», «Русский язык и культура речи», «Паблик рилейшнз». Дается определение этих предметов, раскрываются их генезис, структура и сущность.

Работа построена по модульному принципу и снабжена обстоятельным учебно-практическим аппаратом: контрольными вопросами, тестами, а также словарями основных понятий.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и всех, кто интересуется социально-гуманитарной проблематикой.

 

Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Алексеева Л.Ф.
  доктор философских наук, профессор Сиверцева Н.Л.

 

 

ISBN 978-5-89933-106-0

Ó Московский государственный университет технологий и управления, 2008

ДВА ЮБИЛЕЯ

Вот и подошел новый юбилей нашего университета – нам уже 55 лет. И совсем рядом другой юбилей – десятилетие Болонского процесса. Что это – простое совпадение или указующий знак? Думаю, последнее. Ведь все минувшее десятилетие наш вуз развивался в контексте Болонского процесса, что зафиксировано фактами, над которыми стоило бы подумать. В самом деле, в полувековой юбилей МГУТУ в рамках «Болонской библиотеки» началось издание семитомника «Гуманитаса» – и вот сейчас перед нами искомый седьмой том.

Много событий произошло за эти годы. В связи с проводимыми в России экономическими реформами и модернизацией отечественного образования расширяется многоуровневая система подготовки специалистов, вводится модульное построение учебных планов, предусматривается кредитная оценка трудоемкости дисциплин, реализуется компетентностный подход в проектируемых стандартах. Вместе с тем, выполнение Болонских положений предусматривает бережное отношение к национальным системам образования и культуры, сохранение их отличительных черт и традиций, а также (что сейчас немаловажно) достигнутых предыдущими поколениями преимуществ в образовательной сфере.

Недавно Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко высказал мнение, что отечественное специальное образование – одно из тех наших конкурентоспособных и имеющих мировое признание брендов, с которыми Россия как полноправный партнер выходит на мировой рынок.

Размышляя сейчас о стратегии развития нашего вуза на период до 2020 года, мы стремимся выделить те приоритеты, реализация которых поможет нам не только выжить в современных непростых условиях, но и выйти на качественно новые позиции.

Вот теперь стремительно внедряются нанотехнологии – и это будет одним из важных направлений нашей стратегии. Но что выйдет на первый план через пять лет? Через десять? Об этом надо думать уже сегодня. Поэтому для нас актуально построение образовательных программ на основе прогнозирования наиболее перспективных направлений развития науки, техники и технологий, а соответственно этому – введение соответствующих специальностей и специализаций.

Университетский статус не предполагает, а просто обязывает нас обратить самое серьезное внимание на единство фундаментальных и практически ориентированных знаний, без чего просто невозможны инновации. А ведь определяющая черта нашего развития – именно инновационность.

Отсюда необходимость совершенствования учебных планов на основе органичной взаимосвязи и взаимозависимости фундаментальных и прикладных наук.

Отсюда же и внедрение инновационных образовательных технологий, апробированных в условиях Болонского процесса и развития отечественных образовательных традиций.

И еще один небезынтересный аспект для МГУТУ, выходящего, как представляется, на серьезный уровень территориально распределенного университета: дистанционные технологии обучения, которые развиваются как в условиях европейского образовательного пространства, так и в условиях модернизации российского образования.

Итак, у нас сразу два юбилея. Скажем точнее: два взаимосвязанных юбилея.

 

  В.Н. ИВАНОВА, И.о. ректора Московского государственного университета технологий и управления, доктор экономических наук, профессор

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

I. НАУКА КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культура как специфический человеческий мир

Термин культура выходит к латинскому cultura, что означает возделывание, обрабатывание, уход. Здесь речь идет о возделывании земли, поддержании ее плодородия. В тоже время культура означает воспитание, образование, то есть развитие человека, его способностей и природных задатков. Еще одно значение слова культура – поклонение, подчинение свидетельствует о родстве терминов cultura и cultus (культ).

Культура – это «возделанная» природа, совокупность норм совместной жизни и объектов, созданных в дополнение к природным. Такие объекты называются артефактами, то есть искусственно созданными, измененными деятельностью человека. Они имеют не только функциональное, но и ценностное, символическое значение.

На фоне природы культура – это продолжение и преобразование того, что дано человеку природой. В совместном преобразовании мира человек формирует и воспитывает себя.

При этом природа не выходит из сферы поклонения и почитания, прежде всего богов и родителей, и боги выступают представителями природы. Культура – это одновременно и «воспитание» и «культ». Культура каждого народа хранит в своей глубине сакральные (священные) пласты, которые решают самые важные вопросы социального бытия человека – его сопричастность родине, народу, его истории и судьбе.

Человек не стоит один на один с миром и поэтому не создает свой культурный мир в одиночку. Человек – существо социальное; лишь совместными усилиями создает он культурную среду обитания и в этом процессе изменяется, развивается сам.

Для существования общества нужны: общие цели, сплачивающие людей в их совместной жизни; нормы (правила), регулирующие различные виды жизнедеятельности; ценности как система критериев оценки эффективности и приемлемости тех или иных действий, продуктов деятельности и поступков людей. Кроме того, необходимо наделение объектов и явлений окружающего мира, самого человека некими смыслами, а также система обозначений (символов, названий), с помощью, которой осуществляется социальная коммуникация. В процессе реализации практической и символической деятельности люди накапливают определенный опыт того, как лучше, эффективней, безопасней удовлетворить свои потребности. Все это и есть совокупный социальный опыт данного общества, который передается из поколения в поколение в виде норм, правил, традиций, обычаев, нравов, учений, навыков и умений, наглядных образов.

Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура – это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека.

Социально-значимый опыт в виде знаний, идей, ценностей всегда фиксируется в системе знаков и символов. Без символизации функционирование и развитие культуры было бы невозможным. Ранние формы верований в виде тотемизма, анимизма (см. раздел VI) создали целый мир запретов, способствующих выживанию человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из животного состояния и подчиняли его жизнь новым, неприродным законам, санкционированным божеством. Только животному многое можно, а человеку многое нельзя. Культура, по мнению русского философа В.С. Соловьева, существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада.

Таким образом, культура – это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средств массовой ин-формации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в культурно-историческом развитии общества.

Так как каждый народ имеет собственный социальный опыт, то существует множество культурно-исторических типов, которые ведут между собой постоянный диалог. Необходимость такого диалога резко возросла в XX–XXI веках.

Причины появления культурологии

Культурология в качестве специальной науки о культуре начинает формироваться в конце XIX – начале XX вв. Мир культуры как мир созданных человеком объектов и порядков до этого исследовался в рамках философии. Принято считать, что слово «культура» в качестве самостоятельного понятия впервые было употреблено немецким правоведом С. Пуффендорфом (1632–1694). Культура в его понимании – все то, что существует благодаря человеку.

Появлению специальных культурологических исследований предшествовало разрушение классического типа философствования, представленного целыми эпохами, прежде всего эпохой Просвещения и такими мыслителями, как И. Кант и Г. Гегель. В XVIII веке религия лишилась монопольного права на истину о мире и человеке и решительно утверждалось мнение о суверенности человеческого разума. Человек сам по себе является существом разумным, способным осознать свои собственные возможности и организовать на этой рациональной основе разумно устроенное общество. Если этого не происходило ранее, то виной тому человеческое невежество, которое довлело над умами людей на протяжении многих веков. Вера в могущество и самодостаточность человеческого разума присуща и представителям немецкой классической философии, хотя И. Кант существенно ограничивает возможности теоретического разума (науки) в пользу разума практического (нравственности). С точки зрения Гегеля, культура – это опредмеченный в истории религии, науки, искусства, формах совместной жизни и судьбе народов «портрет» мирового разума. Разумный ход истории (культуры) может осуществляться и неразумными людьми, но основой этой истории является история мирового духа, поэтапно реализующая себя в деяниях человеческих.

В конце XIX – начале XX вв. стало ясно, что царство разума на Земле нельзя построить на идеалах Просвещения. Противоречия, разрывы между культурой и природой, культурой и человеком не удалось ликвидировать на почве гегелевского идеализма. Происходит осознание кризиса культуры, переоценка ценностей. Кризис культуры осознается как распад ее внутреннего единства, ее идеалов и ценностей, воплощенных в рационалистической западноевропейской культуре. Разрушение классической рационалистической модели культуры, рассмотрение истории через призму уникальных событий открывало путь исследованию культуры отдельных народов. В изучении культуры утверждается ценностный подход. Культура – это не столько созданный человеком мир предметов, сколько среда значений, смыслов. Одним из результатов позитивистской философии (О. Конт) стало социологическое исследование культуры, опирающееся на эмпирические данные.

Наибольший разрыв с рационалистическими идеалами Просвещения характерен для философии Ф. Ницше. Он смеется над обыденным, мещанским представлением о человеке и культуре: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Пространство культуры угадывается в скрывающейся во мраке базарной площади, через которую канат протянут. Человечество – канатоходец, который трудится во имя своего желудка. Культура – это также маски, которые человечество на себя время от времени напяливает, объявляя себя за достоверность, а на деле прячась за суевериями».

Итак, отказ от спекулятивно-философских построений, от евроцентризма, согласно которому, западноевропейский тип культуры является образцовым, стимулировал описание множества других культур. Результатом такого описания стало сомнение в том, что разнообразие типов культур определяется уровнем научного и социально-экономического развития. Стало ясно, что развитие науки и техники, расширение прав и свобод человека не гарантирует духовного развития. Культура определяется какими-то внутренними факторами и ведет себя как самостоятельный человек, который сопротивляется, когда ему навязывают несвойственные ему взгляды или манеры поведения. Накопленный этнографами огромный эмпирический материал свидетельствует о разнообразии базовых элементов культуры, которые определяют «лицо», специфику культуры. Однако в многообразных типах культуры проявляется и некое универсальное начало – своеобразие человеческого отношения к миру, необходимость совместного существования, консолидации людей.

В настоящее время идет постоянный диалог культур, на фоне которого европейский путь развития предстает как один из вариантов культуры. Межкультурные коммуникации, поиски общего языка в диалоге носителей разных культур являются необходимыми предпосылками выживания человеческого рода, его выхода из глобального кризиса.

Сам термин «культурология» появился в конце XIX – начале XX вв. Английский эволюционист, этнограф Э. Тайлор этим термином назвал одну из глав своей книги «Первобытная культура» (1871). Немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Освальд в работе «Принципы теории образования» назвал культурологией науку о специфически человеческих способах деятельности. Однако обоснование статуса культурологии как специальной науки о культуре обычно связывают с именем американского антрополога Л. Уайта. Культурой он назвал класс явлений, созданных человеком благодаря его способности к символизации. Обоснование культурологии как науки дано им в работе «Наука о культуре» (1949).

Практические исследования привели Уайта к выводу о том, что любое культурное явление носит системный характер. Поэтому исследование культуры как самоорганизующейся специфически человеческой реальности основывается на использовании системного подхода. Такой подхорд способствовал определению предметного поля и сущности культурологи, осознанию ее специфики как междисциплинарной гуманитарной науки. Он определил культуру как специфическую систему явлений, наделенных символическими значениями и присущую только человеческому сообществу: мир человека – это мир его культуры.

Предмет культурологии,

ее место среди других социально-гуманитарных наук

Культура исследуется системой социальных и гуманитарных наук, философией. Вместе с тем, социальные и гуманитарные науки делятся на две неравные группы: науки о специализированных видах человеческой деятельности (экономическая, политическая, военная, педагогическая, литературо- и искусствоведческая и другие), выделяемые по предмету этой деятельности, и небольшая группа наук о различных общих аспектах деятельности независимо от предмета. К ним относятся исторические науки, изучающие генезис и временную последовательность человеческой жизнедеятельности в любых ее формах; психологические науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения; социологические науки, раскрывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной целенаправленной активности; культурологические науки, которые исследуют консолидирующие нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые, знаково-коммуникатив-ные и социально-воспроизводственные аспекты коллективного бытия людей как необходимые условия образования и функционирования устойчивых социальных общностей, народов.[1]

Поэтому наиболее точным определением предмета культурологии является следующее: культурология – это наука о ценностно-нормативных основаниях социальной консолидации людей и способах их совместной жизнедеятельности. Если социология изучает формы объединения людей (социумы, социальные группы) и их взаимодействия между собой, то культурология исследует «правила игры», «социальные конвенции», которые зафиксированы в письменных документах, ритуалах, философских размышлениях и выражены в системе знаков и символов, в словесной и несловесной формах.

Предметом культурологии не может быть вся культура. Это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук. В связи с этим необходимо различать объект и предмет культурологии (как и в других науках). Объектом (то есть сферой жизни, существующей объективно) культурологии являются, по сути, любые виды человеческой деятельности (точно так же, как у историков, психологов и социологов), а предметом культурологического исследования становятся нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые и знаково-коммуникативные механизмы, регулирующие всякую общественную практику, взаимодействие между людьми.

Таким образом, предмет культурологии как науки представлен четырьмя аспектами:

Ø это наука о способах существования коллективной жизни людей и социальных соглашений по поводу допустимости или недопустимости тех или иных способов удовлетворения их интересов, потребностей;

Ø наука о процессах формирования комплекса социально значимых знаний и социального опыта;

Ø наука о содержании процессов коммуникации и социальном функционировании языков этой коммуникации;

Ø наука о процессах и способах воспроизводства общества и личности – межпоколенная трансляция социального и культурного опыта (норм, правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков, их обозначающих).

Исследованием культуры как специфического человеческого способа бытия в аспекте универсальных характеристик занимается «философия культуры». Под культурной антропологией понимают науку о человеке, то есть всю совокупность знаний о человеке – этническую и индивидуальную психологию и этнологию (науку о народах). Одним из первых исследователей культуры в рамках теоретической культурологии и был американский антрополог Л. Уайт. Результаты, полученные им в антропологических исследованиях культур, стали эмпирическим основанием культурологии как обособившейся науки.

Структура культурологического знания

В любой области познания видов и форм человеческой жизнедеятельности можно выделить уровень социокультурных обобщений. При таком подходе исследуется история данного вида деятельности (генетический аспект); психология деятельности; социология деятельности (организационно-функциональный аспект) и культура данного вида деятельности. Культурологический аспект анализа деятельности включает в себя ценностно-нормативный и семантико-коммуника-тивный аспекты. В этом случае формируются такие направления исследования, как «культурология экономики», «культурология искусства», «культурология политики», «культурология религии».

Собственно культурология исследует тот же самый комплекс ценностно-нормативных и знаково-коммуника-тивных механизмов социальной организации и регуляции жизнедеятельности людей во всей общественной жизни человека, а не применительно к какой-то отдельной ее сфере.

На современной стадии своего развития культурология представляет собой систему наук, в которой принято выделять два уровня: фундаментальный и прикладной. Предметом фундаментальной культурологии является исследование общих закономерностей функционирования и развития культурных процессов. Прикладная культурология исследует, планирует и разрабатывает методику прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной и культурной политики. Эта политика осуществляется специализированными институтами культуры и общественными организациями.

Исходя из практики исследований культуры в отечественной традиции, в структуре современного культурологического знания можно выделить четыре основные раздела (отрасли).

Социальная культурология, исследующая социально-культурные процессы и явления в целом. Здесь культура рассматривается как всеобщая форма человеческого существования. К главным проблемам исследования культуры на данном уровне относятся:

Ø разработка общих концепций культуры;

Ø типология культуры;

Ø закономерности социальной и исторической динамики культуры;

Ø систематизация функций по отношению к человеку и обществу в целом;

Ø соотношение социального и индивидуального в культуре;

Ø разработка понятийного аппарата культурологии, методологии исследования культуры.

Культурная антропология исследует:

Ø проблемы личности как творца и потребителя культуры,

Ø механизмы социализации и инкультурализации личности,

Ø генезис человеческой индивидуальности в пространстве культуры;

Ø познание закономерностей и механизмов культурного творчества.

Если в социальной культурологии культура рассматривается в ее объективных социальных формах, то культурная антропология исследует проблематику «культуры на уровне личности». Реальный создатель всякой культурной формы – отдельный человек, он же – и исполнитель ее норм, правил, обычаев.

Семиотика культуры исследует знаково-символический и информационный аспекты культуры:

Ø происхождение смыслов и имен культуры;

Ø вербальные и невербальные языки культуры, их роль в деятельности и общении людей;

Ø культуру как текст в широком смысле слова, включающего любые взаимосвязанные культурные объекты и процессы.

История культурологии исследует развитие теоретических представлений о культуре. Начало осмыслению культуры положили труды мыслителей эпохи Просвещения, исследовавших мир культуры как опредмеченное царство человеческого разума. В многочисленных современных концепциях культуры нашли свое отражение различные стороны, механизмы, закономерности функционирования и развития многогранного, динамического мира культуры. Знание этих учений помогает понять своеобразие и перспективы развития современной культуры человечества.

В отличие от культурологии история мировой культуры описывает реальный процесс культурного развития в пространстве и времени и тем самым поставляет богатый эмпирический материал для культурологических обобщений. При этом историко-культурные исследования опираются на теоретические знания о культуре.

Задания. Вопросы. Ответы.  
1. Каковы основные значения слова «культура»? 2. Какие функции выполняет культура в общественной жизни? 3. Раскройте причины появления культурологии как самостоятельной междисциплинарной науки о культуре. 4. Какие аспекты человеческой деятельности исследуются культурологией? 5. Почему существует множество типов культур? 6. Раскройте содержание взглядов И. Канта и Гегеля на сущность и развитие культуры. 7. Раскройте содержание предмета культурологии. 8. В чем сущность антропологических исследований культуры? 9. Что является предметом прикладной культурологии? 10. Что исследует социальная культурология? 11. Что исследует семиотика культуры? 12. Каков объект истории культурологии? 13. Раскройте взаимосвязь истории культуры и культурологии. 14. Что исследует философия культуры?    
Задания. Тесты. Ответы.
1.Во взаимосвязи культуры с обществом главным является трактовка культуры как: а) преобразованной природы; б) искусственной среды обитания; в) ценностно-нормативного основания совместной жизни; г) системы образования и воспитания. 2. Природные объекты, преобразованные деятельностью человека и входящие в мир культуры, называются: а) объектами; б) субъектами; в) знаками; г) артефактами. 3. Культура является манифестацией мирового разума в учении: а) Г.В.Ф. Гегеля; б) И. Канта; в) Л. Уайта; г) О. Конта. 4. Какое суждение наиболее верно: а) разнообразие культур определяется уровнем научно-технического развития; б) типом социально-экономического устройства; в) политическим строем общества; г) опытом совместного существования людей. 5. Основателем культурологии как науки о культуре является: а) И. Гердер; б) Л.Уайт; в) Гегель; г) И. Кант. 6. Консолидирующие ценностно-нор-мативные аспекты совместной жизни людей изучает: а) философская антропология; б) культурология; в) психология; г) философия культуры. 7. Организационно-функциональные аспекты совместной жизни людей изучает: а) психология; б) социология; в) культурология; г) философия. 8. Историческая типология культуры исследуется: а) историей; б) социальной культурологией; в) культурной антропологией; г) социологией. 9. Исследованием универсальных характеристик культуры как специфически человеческого способа бытия занимается: а) социальная антропология; б) культурная антропология; в) философская антропология; г) философия культуры.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.