Игра как феномен человеческого бытия исследуется в работах многих мыслителей прошлого и настоящего. В концепции же Й. Хейзинги (1872–1945) игра предшествует культуре, сопровождает и пронизывает ее.[10]
Культура развивается в игре и как игра. Игровое поведение характерно и для животных. Однако у человека игра – это культурная форма жизнедеятельности. Хейзинга дает следующее определение игры: «Мы можем назвать игру свободной деятельностью, которая осознается как «не взаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого материального интереса, не ищет пользы, – свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».[11]
Игровая основа культуры проявляется в аналогии культурных механизмов игровым: подобно тому, как игра усложняется, обрастает новыми правилами, знаками и символами, культура также меняет состояния, усложняется, приобретают остроту, напряженность.
В ходе истории роль игрового начала меняется и четко обнаруживается различие между повседневной практической деятельностью, «делом» и игрой. Однако игровое начало никогда не исчезает из культуры. «Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте a fair play (честной игры); a fair play есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности».[12] Лишенная этой «порядочности» игра теряет свое гуманистическое, человеческое содержание. Эта мысль особенно актуальна в наше время, когда игровой фактор, игровые сценарии широко применяются в различных сферах жизнедеятельности человека.
Задания. Вопросы.
Ответы.
1. В чем причины многообразия культурологических школ?
2. Дайте характеристику основным методам исследования культуры.
3. Раскройте содержание понятия культурно-исторический тип в учении Н.Я. Данилевского.
4. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера, А. Вебера и А.Тойнби?
5. В чем видели истоки культуры представители социологической школы?
6. Какой вклад внес в культурологию П. Сорокин?
7. В чем отражаются сходства и различия взглядов З. Фрейда и К.-Г. Юнга на сущность культуры?
8. В чем суть эволюционного подхода в культурологии? Назовите представителей этого направления.
9. В чем сущность диффузионизма и каково его значение в исследовании культур?
10. В чем суть функционализма в культурологии?
11. Как возникла символическая школа в культурологии, и кто ее представлял?
12. В чем заключались взгляды К. Леви-Строса на «примитивные» культуры?
Задания. Тесты.
Ответы.
1. Кто является основоположником цивилизационного подхода к объяснению культуры:
а) Данилевский;
б) Сорокин;
в) Вебер;
г) Тойнби.
2. Что такое цивилизация, с точки зрения О. Шпенглера:
а) вся культура, созданная человечеством;
б) культура, созданная одним определенным народом;
в) завершающая стадия в развитии культуры;
г) высшая стадия в развитии культуры.
3. С точки зрения А. Вебера, цивилизация – это:
а) синоним общества;
б) целесообразно и рационально обустроенное существование людей;
в) стадия развития общества;
г) завершающий этап развития культуры.
4. Согласно А. Тойнби, основой прогрессивного развития человечества является:
а) демократизация общественной жизни;
б) научно-техническое развитие;
в) рыночная экономика;
г) религия.
5. Культура, в которой, согласно П. Сорокину, преобладает утилитарная ценностная установка, называется:
а) чувственной;
б) идеационной;
в) идеалистической;
г) рационалистической.
6. Репрессивный характер культуры подчеркивает:
а) Л. Уайт;
б) Э. Кассирер;
в) З. Фрейд;
г) К.-Г. Юнг.
7. Понятие культурного архетипа разработано:
а) А. Вебером;
б) К.-Г. Юнгом;
в) З. Фрейдом;
г) П. Сорокиным.
8. Вера в духовные существа была названа Э. Тайлором:
а) анимизмом;
б) преанимизмом;
в) аниматизмом;
г) гилозоизмом.
9. Периодизацию человеческой истории на три стадии – дикость, варварство и цивилизация впервые осуществил:
а) Э. Тайлор;
б) Л. Морган;
в) Ф. Энгельс;
г) О. Шпенглер.
10. Согласно Дж. Фрезеру, вторая стадия умственного развития человечества – это:
а) религия;
б) магия;
в) искусство;
г) наука.
11. Вопрос о конкретно-исторических взаимовлияниях культур впервые осмыслен в сфере:
а) функционализма;
б) историзма;
в) диффузионизма;
г) структурализма.
12. Культуру как целостное образование исследует методология:
а) диффузионизма;
б) историзма;
в) эволюционизма;
г) функционализма.
13. Определяющий признак человека, культуры, с точки зрения Л. Уайта, – это способность:
а) к труду;
б) к символизации;
в) к игре;
г) к совместному общественному бытию.
14. Кому принадлежит мысль о том, что цель культурного потока – аккумулировать и упорядочивать энергию, рассеянную в природе:
а) П. Сорокину;
б) К. Леви-Стросу;
в) З. Фрейду;
г) Л. Уайту.
15. Культуру как «текст», всегда существующий в определенном «контексте», и как механизм порождения новых «текстов» рассматривает:
а) К. Леви-Строс;
б) Ю. Лотман;
в) Э. Кассирер;
г) П. Сорокин.
16. Идея о том, что критерии оценки ценностей культуры выходят за границы самой культуры и ведут к религии, характеризует культурологические взгляды:
а) П. Флоренского;
б) Г. Федотова;
в) Н. Бердяева;
г) Л. Лопатина.
17. Мысль о том, что культура вырастает из культа, является окружением культа, принадлежит:
а) Г. Федотову;
б) Н. Бердяеву;
в) П. Флоренскому;
г) Й. Хзейзинге.
18. Игровая концепция культуры развита:
а) Й. Хейзингой;
б) Н. Бердяевым;
в) О. Шпенглером;
г) А. Тойнби.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление