Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игровая концепция культуры Й. Хейзинги




Игра как феномен человеческого бытия исследуется в работах многих мыслителей прошлого и настоящего. В концепции же Й. Хейзинги (1872–1945) игра предшествует культуре, сопровождает и пронизывает ее.[10]

Культура развивается в игре и как игра. Игровое поведение характерно и для животных. Однако у человека игра – это культурная форма жизнедеятельности. Хейзинга дает следующее определение игры: «Мы можем назвать игру свободной деятельностью, которая осознается как «не взаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого материального интереса, не ищет пользы, – свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».[11]

Игровая основа культуры проявляется в аналогии культурных механизмов игровым: подобно тому, как игра усложняется, обрастает новыми правилами, знаками и символами, культура также меняет состояния, усложняется, приобретают остроту, напряженность.

В ходе истории роль игрового начала меняется и четко обнаруживается различие между повседневной практической деятельностью, «делом» и игрой. Однако игровое начало никогда не исчезает из культуры. «Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте a fair play (честной игры); a fair play есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности».[12] Лишенная этой «порядочности» игра теряет свое гуманистическое, человеческое содержание. Эта мысль особенно актуальна в наше время, когда игровой фактор, игровые сценарии широко применяются в различных сферах жизнедеятельности человека.

  Задания. Вопросы. Ответы.  
  1. В чем причины многообразия культурологических школ? 2. Дайте характеристику основным методам исследования культуры. 3. Раскройте содержание понятия культурно-исторический тип в учении Н.Я. Данилевского. 4. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера, А. Вебера и А.Тойнби? 5. В чем видели истоки культуры представители социологической школы? 6. Какой вклад внес в культурологию П. Сорокин? 7. В чем отражаются сходства и различия взглядов З. Фрейда и К.-Г. Юнга на сущность культуры? 8. В чем суть эволюционного подхода в культурологии? Назовите представителей этого направления. 9. В чем сущность диффузионизма и каково его значение в исследовании культур? 10. В чем суть функционализма в культурологии? 11. Как возникла символическая школа в культурологии, и кто ее представлял? 12. В чем заключались взгляды К. Леви-Строса на «примитивные» культуры?    
Задания. Тесты. Ответы.
1. Кто является основоположником цивилизационного подхода к объяснению культуры: а) Данилевский; б) Сорокин; в) Вебер; г) Тойнби. 2. Что такое цивилизация, с точки зрения О. Шпенглера: а) вся культура, созданная человечеством; б) культура, созданная одним определенным народом; в) завершающая стадия в развитии культуры; г) высшая стадия в развитии культуры. 3. С точки зрения А. Вебера, цивилизация – это: а) синоним общества; б) целесообразно и рационально обустроенное существование людей; в) стадия развития общества; г) завершающий этап развития культуры. 4. Согласно А. Тойнби, основой прогрессивного развития человечества является: а) демократизация общественной жизни; б) научно-техническое развитие; в) рыночная экономика; г) религия. 5. Культура, в которой, согласно П. Сорокину, преобладает утилитарная ценностная установка, называется: а) чувственной; б) идеационной; в) идеалистической; г) рационалистической. 6. Репрессивный характер культуры подчеркивает: а) Л. Уайт; б) Э. Кассирер; в) З. Фрейд; г) К.-Г. Юнг. 7. Понятие культурного архетипа разработано: а) А. Вебером; б) К.-Г. Юнгом; в) З. Фрейдом; г) П. Сорокиным. 8. Вера в духовные существа была названа Э. Тайлором: а) анимизмом; б) преанимизмом; в) аниматизмом; г) гилозоизмом. 9. Периодизацию человеческой истории на три стадии – дикость, варварство и цивилизация впервые осуществил: а) Э. Тайлор; б) Л. Морган; в) Ф. Энгельс; г) О. Шпенглер. 10. Согласно Дж. Фрезеру, вторая стадия умственного развития человечества – это: а) религия; б) магия; в) искусство; г) наука. 11. Вопрос о конкретно-исторических взаимовлияниях культур впервые осмыслен в сфере: а) функционализма; б) историзма; в) диффузионизма; г) структурализма. 12. Культуру как целостное образование исследует методология: а) диффузионизма; б) историзма; в) эволюционизма; г) функционализма. 13. Определяющий признак человека, культуры, с точки зрения Л. Уайта, – это способность: а) к труду; б) к символизации; в) к игре; г) к совместному общественному бытию. 14. Кому принадлежит мысль о том, что цель культурного потока – аккумулировать и упорядочивать энергию, рассеянную в природе: а) П. Сорокину; б) К. Леви-Стросу; в) З. Фрейду; г) Л. Уайту. 15. Культуру как «текст», всегда существующий в определенном «контексте», и как механизм порождения новых «текстов» рассматривает: а) К. Леви-Строс; б) Ю. Лотман; в) Э. Кассирер; г) П. Сорокин. 16. Идея о том, что критерии оценки ценностей культуры выходят за границы самой культуры и ведут к религии, характеризует культурологические взгляды: а) П. Флоренского; б) Г. Федотова; в) Н. Бердяева; г) Л. Лопатина. 17. Мысль о том, что культура вырастает из культа, является окружением культа, принадлежит: а) Г. Федотову; б) Н. Бердяеву; в) П. Флоренскому; г) Й. Хзейзинге. 18. Игровая концепция культуры развита: а) Й. Хейзингой; б) Н. Бердяевым; в) О. Шпенглером; г) А. Тойнби.  
       



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.