Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И профессиональная этика




Культура поведения

Выделяют два вида поведения – вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение – это высказывания, суж-дения, мнения, доказательства. Поведение, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми. Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим, либо лишающим смысла человеческое существование. Можно привести великое множество мудрых изречений, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, о языке и его роли в культуре.

Реальное поведение – это практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нравственного поведения, что свидетельствует о высокой нравственной культуре личности. При сопоставлении поведения какого-либо человека с принятыми нормами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», девиантном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его по-

ступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и, прежде всего, к другим людям, к самому себе. Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы.

Различают «культурное поведение человека» и «поведение культурного человека». Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе, соблюдение норм профессиональной этики.

Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. В этом случае любые поступки и мотивы челове­ческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, – как добро или зло. Главное здесь – именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение человека – это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть – поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке – каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступ­ка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах. Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности обра­зуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

Профессиональная этика представляет собой, во-пер-вых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.

Существует целый ряд профессий, которые непосредственно обращены к человеку. От работников этих профессий требуется не только профессионализм, компетентность, но и определенные нравственные качества, особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Таким образом, профессиональная нравственность есть не что иное, как конкретизация общечеловеческих нравственных ценностей применительно к условиям целого ряда профессий.

В связи с этим можно утверждать, что центральным, исходным понятием профессиональной морали является понятие профессионального долга, в котором достаточно четко фиксируются обязанности работника. Именно осознание своего служебного долга побуждает специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы.

О взаимосвязи морали и предпринимательской деятельности, бизнесе убедительно говорит автор учебника «Настольная книга бизнесмена», президент Международного общества бизнеса, экономики и этики Де Джордж Ричард Т.: «Связь между бизнесом и нравственностью... глубокая. Бизнес, подобно большинству видов человеческой деятельности, изначально предполагает нравственную основу и был бы без такой основы невозможен… Если бы все участники бизнеса – покупатели, продавцы, производители, менеджеры, рабочие, потребители – действовали безнравственно … бизнес вскоре застопорился бы. Нравственность – это и смазочный, и цементирующий материал для общественного механизма, и следовательно, и для бизнеса. Лишь при наличии общей атмосферы нравственности аморальность может оказаться не только возможной, но и выгодной. Ложь не имела бы успеха, если бы большинство людей не были правдивы и склонны доверять другим. Злоупотребление доверием требует наличия атмосферы доверия».

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Почему мораль называют практической философией? 2. В чем сущность морали как регулятора человеческих отношений? 3. Дайте характеристику структуры морального сознания. 4. Почему нельзя свести моральное сознание к набору простых норм нравственности? 5. В чем отличие моральных норм от правовых? 6. В чем сущность свободы как условия существования морали? 7. Какие противоречия есть в морали и чем они обусловлены? 8. Что побуждает человека совершать бескорыстные поступки? 9. Какие негативные архетипы присущи человеческому поведению? 10. В чем особенности нравственного сознания ХХ–XXI веков? 11. Какие моральные проблемы порождены современной научно-технической революцией? 12. Какое поведение считается культурным? 13. В чем сущность и задачи профессиональной этики? 14. Почему исходным, центральным в профессиональной этике является понятие профессионального долга?  

 

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Основными понятиями морального сознания являются: а) долг; б) красота; в) вера; г) добро; д) смысл жизни. 2. Императивность морали основана: а) на вере в сверхъестественное; б) на личных убеждениях человека; в) на страхе наказания; г) на общественном мнении. 3. Моральный поступок определяется: а) по соответствию общепринятым нормам; б) по последствиям; в) по характеру мотивации; г) по цели. 4. Существенными признаками свободы являются: а) осознание необходимости; б) отсутствие ограничений; в) возможность выбора; г) возможность поступать как хочется. 5. Нравственная культура ХХ–XXI вв. характеризуется: а) возрастанием индивидуализма; б) гуманности; в) агрессивности; г) ответственности; д) единства. 6. Оценочно-императивный способ освоения мира называется: а) моралью; б) искусством; в) философией; г) этикой. 7. Мораль включает в себя моральное сознание, реальное поведение и: а) нравственные принципы; б) нравственные чувства; в) нравственные отношения; г) идеал. 8. Мораль оказывается всегда и сферой объективной необходимости, и областью принуждения, и: а) сферой ценностей; б) духовно-практической деятельностью; в) сферой внутренней свободы; г) областью принятия решений. 9. В ХХ–XXI веках сфера морали: а) расширяется; б) сужается; в) не изменяется; г) теряет жизненную значимость. 10. Современная НТР: а) меняет сущность морали; б) изменяет условия ее действия; в) остается по ту сторону добра и зла; г) сужает сферу ее действия.  

IX. НАУКА И ТЕХНИКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Наука как деятельность и социальный институт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.