КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-культурное значение современной НТРПонятие техники. Понимание места и роли науки в системе культуры будет неполным без исследования ее взаимоотношения с техникой. В узком смысле слова техника – это инструментальные средства, с помощью которых человек преобразует природу. В широком смысле, который включает в себя социокультурное и историко-цивилизационное измерение, техника – продукт человеческой цивилизации: инструментальное средство, специальное знание, составная часть общественного процесса. Общее определение техники, которое часто используется при анализе человеческой деятельности, звучит так: «Техника – это любые средства и способы деятельности, используемые для достижения цели». Человек не просто использует технику, он реализует в ней свои способности и возможности. Значит, техника – не только средства деятельности, но и способ существования человека. Совершенствование техники приводит не только к изменению природы, но и самих людей, их потребностей и образа жизни. Техника, по выражению испанского философа Ортеги-и-Гассета, – это «онтологический кентавр», одна часть которого взята из природы, а другая – от человека. Техника, являясь продуктом развития культуры, активно воздействует на нее: Ø она образует искусственную среду обитания человека, являясь как бы «материальным телом» культуры; Ø с помощью техники решают социальные проблемы людей, причем способами, приемлемыми с гуманистической точки зрения; Ø потребности культуры вызывают появление технических средств передачи информации, создания культурных ценностей. Поэтому техника в информационно-семиотическом аспекте, то есть как способ получения, хранения, обработки и передачи информации, как знания, цели и смыслы, воплощенные в технических устройствах, является частью культуры и важным фактором ее развития. Феномен техники изучают многие науки, но каждая выделяет свой аспект: Ø инструментально-технологический аспект, когда исследуется онтологическая природа технического объекта, «логика» его развития (технические науки); Ø естественный (природный), где акцент делается на взаимоотношении «техника–природа» (естествознание, инженерная экология); Ø индивидуальный человеческий аспект, исследующий систему «техника–человек» (физиология, антропология, психология, эстетика и другие); Ø социальный, изучающий систему «техника–общество–бытие человека» (социология, экономика, политология, культурология); Ø социокультурный, который сконцентрирован на исследовании взаимоотношения «техника–культура» (культурология); данный аспект, в отличие от предыдущих, сравнительно мало изучен, хотя знание его для перспектив цивилизации очень велико. Как социокультурная ценность техника может рассматриваться, по меньшей мере, в трех измерениях: Ø как объект, орудия труда, машины, представляющие пользу для жизнедеятельности человека; Ø как знание (технологическое), умение, навыки; Ø как творческий процесс изобретения (техника составляет основу вещного, созданного руками человека, мира). С точки зрения качества человеческой деятельности, техника представляет собой «искусность», «мастерство» (от греч. слова techne) в любой сфере деятельности. В данном смысле техника понимается как технология (способ) деятельности, а ее социокультурное содержание заключено в технологическом совершенстве. В аспекте «меры человеческого в человеке» социокультурный смысл техники проявляется в том, что техника, с одной стороны, расширяет человеческие возможности, а с другой стороны, помогает реализовать природные задатки. В научной литературе отношение к истокам происхождения техники довольно неоднозначно. С точки зрения натуралистического подхода, техника проистекает из естественно-природных инстинктов, из стремления человека защититься от враждебной окружающей среды с помощью артефактов. Волевой подход, учитывая природные истоки техники, делает акцент на волевом факторе. Согласно данному подходу современная западная индустриальная цивилизация и ее ценности вырастают из некой воли мирового вселенного порядка. Ряд мыслителей объясняет происхождение техники действием инфернальных, дьявольских сил. Рациональный подход трактует технику и техническую деятельность как сознательно направляемое действие, вытекающее либо из присущей человеческому сознанию научной рациональности, либо из рациональности, обусловленной божественным велением. В целом можно отметить, что данный подход опирается на антропологические и социокультурные предпосылки возникновения и развития техники. Антропологические предпосылки связаны с признанием человека существом не только разумным (Homo sapiens), но и преобразовывающим природу (Homo faber). Преобразуя природу в соответствие со своими потребностями, человек осмысливает процесс деятельности, оценивает ее результативность. В стремлении повысить эффективность своей деятельности и расширить свои возможности человек изобретает и создает все новые орудия труда, средства воздействия на окружающую среду. Одновременно развиваются творческие, аналитические способности человека по оценке эффективности и совершенствованию создаваемой им техники. Техника является средством хранения и передачи информации о степени развития культуры в ту или иную эпоху. Каждое изделие представляет собой систему знаков, передающую информацию как об идее, так и форме ее материализации. Система знаков лежит в основе выработки навыков технической деятельности. Разные подходы сложились и к вопросу о логике развития техники. Согласно так называемой теории «технологического детерминизма», направленность технического развития не связана с социальными и культурными процессами, а обусловлена только внутренними законами развития самой техники. Более широко трактуют феномен техники сторонники «ценностного детерминизма». Данный подход рассматривает процесс техники в общем контексте социокультурной динамики. Технический прогресс, с одной стороны, опирается на свободный выбор ценностей, определяющих технико-технологическую деятельность человека, а с другой, – всецело обусловлен внешними (социальными и в определенной мере природными) факторами. Анализируя развитие техники, можно отметить, что производство и совершенствование техники – это процесс изменения искусственной среды, созданной человеком. Деятельность человека обусловлена социальными (а не чисто природными) законами и сложившейся системой социокультурных ценностей. Однако, создавая искусственный мир вторичной природы, человек, так или иначе, копирует первичную природу и не может игнорировать ее законы. Таким образом, процесс развития техники детерминирован не только внутренней, технологической логикой, но и внешней многообразной системой социальных и культурных факторов. Одним из таких факторов является развитие науки. До эпохи Нового времени наука и техника развивались относительно самостоятельно друг от друга, связь между ними не была системной. И лишь в XVI–XVII веках, в связи с первой промышленной революцией (возникновением мануфактурного производства), а затем и второй промышленной революцией (возникновение машинного, индустриального производства) развитие науки начинает ориентироваться на потребности техники. Более того, создание и массовое внедрение машин в XVIII–XIX вв. означало важный этап в прогрессе науки и техники: машины брали на себя выполнение физических функций человека, части его мускульного труда. Но лишь со второй половины XX века с появлением и широким распространением электронно-вычислительных машин, компьютеров происходит коренной переворот в развитии орудий труда, науки и техники, получивший название научно-технической революции. Начинается сближение и тесное объединение науки, техники и производства, они развиваются вместе. Научно-техническая революция – это процесс глубоких, качественных перемен во всех сферах жизни общества, вызванный превращением науки в непосредственную производительную силу, компьютеризацией и информатизацией общества. НТР не только в огромных масштабах увеличивает производительные силы общества, усиливает и глобализирует воздействие человека на природу, но и прямо или косвенно вызывает серьезные изменения в экономике, социальной, политической и духовной жизни общества. В этом и состоит социокультурный смысл НТР. НТР многогранно ускоряет процесс глобализации в обществе: экономические, социальные интеграционные процессы (формирование мирового рынка, ломка границ национальных культур); закладываются основы будущей мировой цивилизации. На первый план выходят общечеловеческие ценности. Вместе с тем, глобализируются и многократно обостряются проблемы, стоящие перед человечеством: проблема всеобщей ядерной катастрофы, экологические, экономические и культурные проблемы, проблема борьбы с преступностью, терроризмом. Теряется самобытность национальных культур, размываются национальные особенности народов, их менталитет, происходит наступление некой мировой массовой культуры, в которой преобладающую роль играет американский образ жизни. На этом фоне разворачивается противоположный глобализации процесс – рост национального самосознания, стремление сохранить культурную самобытность. НТР поставила целый ряд проблем во взаимоотношениях между элементами системы «человек–наука–техника». С одной стороны, НТР играет позитивную роль в развитии человека: многократно расширяет творческие возможности людей; помогает реализовать их природные задатки; совершенствует умственный труд; повышает «разрешающую силу» человеческого мозга. С другой стороны, глобальная компьютеризация несет угрозу превращения человека в придаток «мыслящих» машин, угрозу «механизации», а, следовательно, обезличивание человека. В результате нарастает деформация духовного мира человека, духовной коммуникации и связей; духовные ценности, творения превращаются в голую, обезличенную информацию, рассчитанную на усредненного массового потребителя и нивелирующую индивидуально-личностное восприятие. Происходит «механизация» взаимоотношений между людьми, теряется диалогичность общения, проявляется синдром «дефицита человечности», усиливается тенденция духовной и физической деградации людей. Компьютерная техника предъявляет высокие требования к профессиональному уровню человека, способствует росту творческого начала в работе и научно-исследовательской деятельности, развивает системность мышления, профессионализм, осознание своего места и значения на работе и в обществе. Одновременно происходит обезличивание результатов человеческого труда, возрастает угроза духовной односторонности в развитии человека и формирования технократического типа личности. Компьютерная виртуальная реальность расширяет возможности творчества, самореализации человека. Вместе с тем привычка к неограниченной свободе самовыражения в виртуальном мире может притуплять чувство ответственности человека за принятые им решения в реальных жизненных ситуациях, порождать пренебрежительное отношение к людям, к их жизни и смерти. НТР определяет собственные ценностные ориентиры в сознании общества. Акцент делается на доминировании материальных ценностей. Массовая культура, реклама пропагандируют потребительский образ жизни, подчинение духовных ценностей материальным. Безграничное развитие науки и техники преподносится как само собой разумеющаяся ценность. В результате накопленные человеком многие культурные, нравственные, этические, религиозные нормы объявляются «рудиментами», препятствием на пути прогресса и подлежат «переоценке» или устранению. С данной проблемой человечество столкнулось в ходе разработки и создания различных систем оружия массового уничтожения, научных исследований в области генной инженерии и биомедицины, экспериментов по клонированию. Более того, в соотношении «техника–человек» предпочтение все более отдается техническому фактору, машинному интеллекту. Современная культура переживает серьезный кризис технической цивилизации, связанный с тем, что человеку и самой культуре остается все меньше места в системе техногенных ценностных измерений. Только в том случае, если технический прогресс будет служить гуманистическим духовным ценностям и идеалам, человечество сможет достойно выйти из тупика современной техногенной цивилизации.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |