КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркиз Де Сад. Жюльетта: роман. Том 1 11 страница
В марте 1942 г. был создан полуправительственньш Банк развития стран Южных морей, в задачи которого входил выпуск оккупационных «военных денег» и финансирование японских предприятий, эксплуатировавших сырьевые ресурсы захваченных районов. Параллельно под предлогом «реорганизации» валютной системы были ликвидированы все местные банки. Таким образом была подорвана и полностью подчинена Японии валютная система оккупированных стран. Война привела к истощению ресурсов не только Японии, но и ее колоний. При этом, если до 1943 г. из Японии в колонии все Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) еще продолжались поставки некоторых видов товаров, то с 1943 года они практически прекратились, и начался по существу открытый грабеж колоний, ограниченный лишь неблагоприятным для Японии ходом военных действий и тяжелыми потерями ее торгового флота. Внутреннее положение в Японии в годы войны К началу тихоокеанской войны в Японии уже существовали «новая политическая» и «новая экономическая» структуры, направленные на обеспечение «тотальной мобилизации» японского народа для ведения войны. Довоенные политические партии и профсоюзы были распущены, вся политическая жизнь страны регулировалась государственно-бюрократической Ассоциацией помощи трону, существовали серьезные ограничения политических свобод. Вместе с тем, конституция 1889 г. не была изменена, а ее действие не было каким-либо образом ограничено. В Японии продолжал действовать парламент, осуществлялись обычные политические процедуры, менялись и реорганизовывались кабинеты министров, даже проводились выборы. Японская государственно-политическая система оказалась вполне приспособленной для проведения в жизнь любых чрезвычайных мер военного времени без внесения в нее каких-либо формальных изменений. Деятельность япон- Деятельность японского парламента в ского парламента в 1941-1945 гг. в основном сводилась к годы войны утверждению многочисленных прави- тельственных законопроектов, направленных на обеспечение военных действий. Через 9 дней после нападения на Пирл-Харбор, 16 декабря 1941 г., открылась 78-я чрезвычайная сессия парламента, созванная специально для утверждения срочных правительственных мероприятий, связанных с войной. Она, в частности, приняла новый закон, жестко ограничивавший свободу слова, печати и собраний и предусматривавший получение специальных разрешений на деятельность не только для новых, но и уже существующих общественных организаций. На основании этого-закона были закрыты несколько сот различных обществ. Следующая, регулярная сессия, работавшая с 26 декабря 1941 года по 26 марта 1942 г., утвердила военный бюджет Японии на 1942/43 фин. г., а также еще 84 правительственных законопроекта. Среди них был закон о трудовой повинности, предоставив Часть 3. Япония на пути военных авантюр ший правительству право призывать гражданских лиц мужского и женского пола в возрасте от 12 до 70 лет для работы в любой отрасли промышленности и в любом районе Японии вне зависимости от постоянного местожительства. В конце января 1942 г. кабинет министров назначил новые парламентские выборы — первые после самороспуска политических партий. Всю подготовку к ним провела Ассоциация помощи трону. В частности, была создана специальная организация, которая рекомендовала кандидатов для избрания в нижнюю палату. Таким образом заранее обеспечивалась лояльность будущего депутатского корпуса по отношению к правительственной политике. В результате на выборах, состоявшихся 30 апреля 1942 г., из 466 избранных депутатов 381 чел. (около 82%) был рекомендован Ассоциацией. Однако даже такой состав парламента не полностью удовлетворил правительство Тбдзё, и оно сделало попытку усовершенствовать «новую политическую структуру». 20 мая 1942 г. с одобрения премьера было основано Общество политического содействия трону (Ёкусан сэйдзи кай) во главе с бывшим премьер-министром Абэ Нобуюки. Программа общества предусматривала сплочение всех политических сил страны для достижения победы в войне, создания «сферы совместного процветания» в Восточной Азии и построения «нового порядка» во всем мире. После его создания все сохранившиеся до тех пор политические организации объявили о своем самороспуске. Последующие сессии парламента продолжали исправно утверждать военные бюджеты и правительственные законопроекты, направленные на тотальную мобилизацию материальных и людских ресурсов Японии для ведения войны. Максимум, что позволяли себе депутаты — это запросы по поводу неотложных мер для ликвидации нехваток продовольствия в стране. Ближе к концу войны, когда положение Японии сильно ухудшилось, японские правящие круги стали искать новые политические средства для того, чтобы еще больше сплотить нацию для «решающих военных усилий». Одним из них стало создание новой всеяпонской политической организации, которая объединила в себе функции Ассоциации помощи трону и Общества политического содействия трону (т.е. идеологию и политику). 30 марта 1945 г. состоялся учредительный съезд новой организации, получившей название «Политическое общество Великой Японии» (Дайниппон сэйдзикай). Ее руководителем стал генерал Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) Минами Дзирб. Задачей Политического общества была прямая поддержка всех военных и политических мероприятия правительства. По сути, это была попытка сцементировать японский народ, в котором к тому времени стали проявляться признаки брожения, путем создания массовой политической организации. Такое решение не соответствовало японским традициям и было свидетельством кризиса японской политической системы и замешательства правящих кругов страны. Другим признаком политического кризиса было беспрецедентное решение 86-й парламентской сессии (26 декабря 1944 г. — 26 марта 1945 г.) о резервировании специальных мест в парламенте для представителей Кореи и Тайваня (Корее предоставлялось 7 мест в верхней палате и 23 места в нижней, Тайваню — 3 места в верхней и 5 мест в нижней). Правда, оно так и не было реализовано, так как выборы предполагалось провести лишь 28 сентября 1946 г. Последней сессией японского императорского парламента до капитуляции стала 87-я чрезвычайная, прошедшая 9-13 июня 1945 г. Одним из важнейших ее решений стало принятие законов о чрезвычайных мерах военного времени и о добровольной военной службе населения. Правительству были предоставлены полномочия призвать в армию любого подданного (мужчин в возрасте от 15 до 60 лет и женшин — от 17 до 40 лет). Сессия также утвердила закон о предоставлении правительству права без одобрения парламента осуществлять любые меры военного характера и издавать декреты, имеющие силу закона. Тем самым кабинет министров получил диктаторские полномочия. Проявления недо- По мере того, как война затягивалась, и вольства войной достижение победы становилось проблематичным, в Японии стали все отчетливее проявляться настроения недовольства. В стране, где отсутствовали легальные политические партии и организации, а профсоюзы были распущены, протест против невыносимых условий жизни, созданных войной, принимал причудливые формы. Одной из них были массовые прогулы рабочих промышленных предприятий. Так, в 1943 г. около 10% всех рабочих Японии не являлись на работу без уважительных причин. С течением времени количество прогулов все возрастало. В 1944 г. 15% рабочих, занятых на 761 заводе, под различными предлогами уклонились от явки на работу. При этом на некоторых заводах количество прогульщиков достигало 40%. Массовые прогулы большей частью охватывали ппрпппиятия ипрннпы ппл. Часть 3. Япония на пути военных авантюр мышленности, что было связано, по-видимому, с большим числом отбывающих трудовую повинность на таких предприятиях. К концу войны число невыходов на работу драматически возросло. Если в июле 1944 г. процент не вышедших на работу на предприятиях, производивших вооружение, составлял 18, в судостроительных доках— 24 и на авиазаводах — 21, то в июле 1945 г. он соответственно повысился до 40, 52 и 51. В первую очередь, это объяснялось массовым недоеданием в результате нищенских зарплат и недостаточного снабжения по продовольственным карточкам. Рабочие стремились под различными предлогами не выходить на работу, пытаясь найти способы выживания — уезжали в деревню, чтобы выменять продовольствие и т.п. Помимо массовых прогулов, в Японии во время войны случались и обычные забастовки и характерные для довоенной Японии арендные конфликты. Например, осенью 1942 г. бастовали рабочие предприятий «Фурукава» (префектура Тотиги) и «Хитати» (Токио). Ежегодно возникали 300-400 трудовых конфликтов на промышленных предприятиях и 2-3 тыс. арендных конфликтов в деревне. р „С началом войны на Тихом океане в Политика «духовной п, - J Японии были усилены репрессии про- мобилизации» народа тив «ненадежных элементов» - паци- фистов, предполагаемых коммунистов, вообще всех несогласных с политикой правительства. Уже на второй день войны по всей Японии было арестовано 3 тыс. чел. Репрессии коснулись также и профсоюзов. Взамен распущенных профсоюзных организаций насаждались «патриотические» профсоюзы, входившие в Общество служения отечеству на производстве (Дайниппон сангё хбкоку кай), созданное с целью увеличения выпуска военной продукции и достижения «социального мира». Из-за принудительного характера членства его ряды постоянно росли: с 3,5 млн. чел. в апреле 1940 года до 5,8 млн. чел. в июне 1943 г. К идеологической обработке населения были привлечены и многие деятели культуры и искусства. Активно велась радиопропаганда, выпускались кинофильмы, прославлявшие японские победы. В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей «Великой Восточной Азии», на котором обсуждались вопросы «духовной мобилизации» народов для победоносного завершения войны. Наряду с пропагандой и с проведением политики вовлечения людей в организации, находившиеся под правительственным конт- пппАм пггягти nnufipranu ЙЯ ПРППРГГИЯМ и ПТЫГШТРРИИ TPY КТО ПП Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941—1945) являл признаки недовольства. Летом 1943 г. премьер-министр Тбдзё на конференции губернаторов префектур прямо указал, что «народ не должен выражать нетерпения и недовольства» и что антиправительственные митинги должны немедленно разгоняться. В стране свирепствовала цензура. В частности, летом 1944 г. «за пропаганду пацифизма» были закрыты популярные общественно-политические журналы «Кайдзб» и «Тюбкброн». Кроме того в стране насаждались шпиономания и повальная полицейская слежка. Проводились даже многодневные «учения Открытие II съезда писателен «великой Восточной Азии», Токио, август 1943 г. по поимке шпионов», когда полиция и жандармерия проводили повальные проверки документов на улицах городов. Под наблюдением находились все бывшие профсоюзные деятели, руководители и члены давно распущенных левых партий и организаций, ученые, деятели культуры и т.п. Жандармерия ежемесячно привлекала к ответственности за распространение «вредных слухов» более 6 тыс. чел. В 1944 г. в палате пэров рассматривался вопрос о создании специального комитета, призванного бороться с «непатриотическими» настроениями населения. Часть 3. Япония на пути военных авантюр ~ Начало поисков компромиссного мира Сторонники пре- r г кращения войны в Вй*ньши ЗР°™ политиками отно- правящих кругах сится еще к 1942 г' когда хРанитель императорской печати Кидо Коити в беседе с бывшим послом в Лондоне Ёсида Сигэру обсуждал вопрос о поездке Коноэ Фумимаро в Европу, чтобы «проложить дорогу к заключению мира». В 1943 г. под влиянием неудач Японии в сражениях на Тихом океане, а также общих изменений стратегической обстановки не в пользу стран «оси», идея заключения компромиссного мира оформилась уже вполне четко. Ее главными проводниками в правящих кругах Японии были Коноэ и Кидо. Оценивая перспективы войны как неблагоприятные, они пришли к выводу, что необходимо, пока не поздно, найти пути выхода из войны. В этом они видели возможность спасти Японию от тяжелых условий капитуляции и сохранить ее как великую державу. К Коноэ и Кидо примыкали бывшие премьер-министры Вакацуки, Хиранума и Окада. По свидетельству Кидо, идею о скорейшем прекращении войны разделял и император Японии Хирохито. В русле попыток прекратить войну (по крайней мере, на одном фронте) находилась и «новая политика» в отношении Китая, главным архитектором которой бЫЛ МИНИСТР ИНОСТраннЫХ Дел СИГЭМИ- Кидо Коити цу Мамору. В первой половине 1944 г. деятельность группы Коноэ-Кидо заметно активизировалась. 6 января 1944 г. Кидо сформулировал условия, на которых он считал возможным начать мирные переговоры с США и Великобританией: - Тихоокеанская проблема должна быть урегулирована державами, расположенными в бассейне Тихого океана; - должна быть создана смешанная комиссия в составе Японии, Советского Союза, Китая, США и Великобритании; - районы, оккупированные Японией, и острова Тихого океана должны быть превращены в демилитаризованные зоны; - независимые государства, расположенные в этом районе (за исключением Маньчжоуго), должны обрести нейтральный статус; другие оккупированные районы должны управляться вышеупомянутой смешанной комиссией; Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) - экономическая политика в этих районах должна основываться на принципе взаимного благоприятствования и равных возможностей. Однако высшее японское командование не желало расставаться с захваченными территориями и настаивало на продолжении войны любыми средствами. Поэтому попытка вступить в переговоры с США и Великобританией так и не состоялась. Отставка прави- К началУ 1944 г- опасное ухудшение стра-тельства Тбдзё тегического положения Японии стало очевидным. Выступая на 84-й сессии парламента, премьер-министр Тбдзё вынужден был признать итоги военных операций на тихоокеанском театре неудовлетворительными и потребовал санкции парламента на проведение новой, еще более «тотальной» мобилизации ресурсов для ведения войны. В феврале І944 г. Тбдзё реорганизовал свой кабинет. В частности, в дополнение к постам премьера, военного министра и министра вооружений он занял еще и пост начальника генерального штаба армии, сместив с него маршала Сугияма. Таким образом, Тбдзё фактически взял на себя полную ответственность за ход боевых действий. В июле 1944 г. Япония потеряла о-в Сайпан. Воспользовавшись этим предлогом, 17 июля часть бывших премьер-минист-ров-дзнюин (Коноэ, Окада, Вакацуки и Хиранума), особые совещания которых после смерти в 1940 г. последнего гэнро Сайондзи пришли на смену системе «государственных старейшин», приняли резолюцию, требовавшую отставки Тбдзё, поскольку, «когда нация в опасности», «частичные реорганизации кабинета не имеют смысла». Тбдзё попытался принять меры к сохранению своей власти. Он немедленно составил меморандум правительству от лица военного министерства, в котором обвинил группу бывших премьер-министров в антиправительственном заговоре. 18 июля Тбдзе отказался от поста начальника генерального штаба, назначив на него командующего Квантунской армией генерала Умэдзу Ёсидзирб, рассчитывая после этого сохранить за собой посты премьера и военного министра. Однако в тот же день весь состав правительства подал в отставку. Тбдзё ничего не оставалось, как отправится во дворец с аналогичным прошением. 20 июля 1944 г. император поручил «Чрезвычайная» поли- Коисо Куниаки и Ёнаи Мицумаса тика кабинета Коисо сформировать новое правительство. Для Коисо, который занимал перед Часть 3. Япония на пути военных авантюр этим должность генерал-губернатора Кореи, новое назначение было совершенно неожиданным. Только во время аудиенции у императора он узнал о том, что назначен премьером, а Ёнаи — его заместителем и военно-морским министром; военным министром стал Сугияма, а пост начальника генерального штаба сохранил Умэдзу. 22 июля Коисо сделал официальное заявление о программе своей деятельности. Он признал, что положение страны стало чрезвычайно опасным, но подчеркнул, что никаких принципиальных изменений во внешней политике страны не произойдет, и война будет продолжена до полной победы. В начале августа 1944 г. Коисо создал высший совет по руководству войной {сайкб сэнсб сидо кайги) в составе премьера, министра иностранных дел, военного и военно-морского министров и начальников генеральных штабов армии и флота. Таким образом Коисо надеялся сосредоточить в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Однако он натолкнулся на решительное сопротивление руководителей армии и флота, которые возражали против его вмешательства в вопросы ведения войны на том основании, что он находился в отставке. Основой своей программы кабинет Коисо сделал «тотальную мобилизацию» ресурсов для ведения войны. В военной сфере было, в частности, развернуто движение с мертни ко в-ксшакадзэ в японских вооруженных силах. Кроме того с" конца 1944 г. была начата подготовка к созданию специальных отрядов из граж-| данского населения для обороны Японии] в случае вражеского вторжения. Однако, несмотря на «чрезвычайный» характер всех проводившихся им мер, Коисо так и не смог сделаться автори-| тетным лидером страны. О слабости его! позиций свидетельствовали и унизитель-* ные препирательства с военными, и час-' тые реорганизации кабинета, и открытая критика деятельности правительства в парламенте и в печати. Несмотря на все чрезвычайные меры, кабинет Коисо оказался бессильным справиться с создавшимся положением и был вынужден уйти в отставку. Коисо Куннакн Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) Япония на пороге поражения Последнее японское правительство военного времени 7 апреля 1945 г. к власти пришел кабинет адмирала Судзуки Кантарб, последний японский кабинет военного времени. Главные министерские посты в нем заняли: министра иностранных дел и министра по делам Восточной Азии — Того Сигэнори; военного министра — генерал Анами Корэтика; военно-морского министра — адмирал Ёнаи Мицумаса; министра вооружений — адмирал Тоёда Тэйдзиро. Формально кабинет Судзуки провозгласил продолжение войны против США и Великобритании до полной победы, однако всем было понятно, что главной его задачей должен стать поиск путей для приемлемого завершения войны. В своем первом выступлении в качестве премьера 7 апреля 1945 г. Судзуки признал, что империя находится перед лицом величайшего кризиса. Далее он заявил о необходимости крепить «боевой дух народа» и «самоотверженно защищать родину». Этот призыв отражал мнение военных кругов, в частности, военного министра Анами, что только отчаянное сопротивление может дать надежду избежать безоговорочной капитуляции и сохранить японский государственный строй. Одновременно, находясь в почти полной международной изоляции, Япония стремилась каким-либо образом вступить в переговоры относительно условий прекращения войны. Критическое военное и внешнеполитическое положение Японии побудило наиболее дальновидных представите-рочной капитуляции лей японских правящих ксгГ0В к по- иску пути, который мог бы привести к достижению компромиссного мира. К числу «миротворцев» принадлежали видные государственные деятели, бывшие премьер-министры Вакацуки, Ока-да, Коноэ, министры иностранных дел Того, Сигэмицу и др. ■ Зондирование велось по трем направлениям: во-первых, Япония стремилась заключить сепаратный мир с чанкайшистским Ки Судзѵки Кантаро Попытки Японии избежать безогово- Часть 3. Япония на пути военных авантюр таем: во-вторых, пыталась начать переговоры о мире непосредственно США и Великобританией; в-третьих, старалась использовать Советский Союз в качестве посредника в таких переговорах-или хотя бы удержать его от вступления в войну. Попытка достичь сепаратного мира с Китаем была сделана в марте 1945 г., когда в Японию был приглашен Мяо Бин — один из высокопоставленных чиновников марионеточного правительства Ван Цзинвэя, который тем не менее продолжал поддерживать тесные связи со многими деятелями чунцинского правительства. На основании имевшейся у него информации Мяо Бин ознакомил японского премьер-министра Коисо Куниаки с примерными условиями, выполнение которых могло бы побудить Чан Кайши к заключению сепаратного мира с Японией. Они включали в себя вывод японских войск из Китая, признание правительства Чан Кайши и его переезд в Нанкин, проведение переговоров о статусе Маньчжурии и заключении мира между Японией и западными союзниками. Эти условия рассматривались на заседаниях японского высшего совета по руководству войной, однако были признаны неприемлемыми. Еще осенью 1944 г. японское правительство попыталось установить связь с руководителями Великобритании и США путем неофициальных контактов со шведским посланником в Японии В.Багге. Эти попытки продолжались вплоть до мая 1945 г., когда из-за разногласий в японских правящих кругах по вопросу об условиях начала мирных переговоров министр иностранных дел Японии Того не смог отправить Багге, уже вернувшемуся в то время на родину, официального подтверждения просьбы японского правительства о посредничестве Швеции. В результате связь по этой линии прервалась. Не получили развития и контакты, которые японцы установили с А.Даллесом в Швейцарии и с сотрудниками американской миссии в Лиссабоне. В данном случае помешала неуступчивость японской стороны в вопросе о сохранении за Японией территорий, захваченных ею до начала второй мировой войны. Идея каким-то образом разыграть «советскую карту» имела в японской дипломатии относительно долгую историю. Еще в сентябре 1943 г. Токио выступил с дипломатической инициативой о посредничестве между СССР и Германией в мирных переговорах. Японское предложение по-видимому преследовало несколько целей. Во-первых, японские правящие круги рассчитывали в случае его принятия советской стороной и достижения перемирия на советско-германском фронте облегчить стратегическое положе Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) ние своего основного союзника — гитлеровской Германии. Во-вторых, японское предложение содержало в себе элемент «дипломатической провокации»: согласие советского правительства вести подобные переговоры, даже если бы они окончились безрезультатно, означало бы нарушение им своих союзнических обязательств и, возможно, привело бы к развалу антигитлеровской коалиции. Наконец, в обоих случаях Япония надеялась обезопасить себя от вступления СССР в тихоокеанскую войну на стороне США и Великобритании, чего японские правящие круги стали к тому времени серьезно опасаться. Тогда СССР отверг японское предложение и немедленно поставил в известность своих союзников о дипломатических маневрах Японии. Тем не менее, в сентябре 1944 г. японское правительство попыталось возобновить переговоры по данному вопросу. К тому времени военное положение как Японии, так и Германии драматически ухудшилось, поэтому в основе японской инициативы помимо тех же причин, что и в 1943 г., лежало стремление в случае успеха миссии найти для себя путь к заключению компромиссного мира с США и Великобританией при содействии СССР. Во главе миссии в Москву и Берлин предполагалось поставить Хирота К5ки. Однако советское правительство снова ответило на японское предложение отказом. 5 апреля 1945 г. советское правительство объявило о денонсации советско-японского пакта о нейтралитете. В тот день народ-ный комиссар иностранных дел В.М.Молотов заявил послу Японии в Москве Сатб Наотакэ: «Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией был заключен... до нападения Германии на СССР и до возникновения войны между Японией, с одной стороны, и Англией и Соединенными Штатами Америки, с другой. С того времени обстановка изменилась в корне. Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает последней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза. При таком положении пакт о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл, и продление этого пакта стало невозможным... В соответствии со статьей 3-й упомянутого пакта, предусматривающей право денонсации за один год до истечения пятилетнего срока действия пакта, советское правительство настоящим заявляет... о своем желании денонсировать пакт от 13 апреля 1941 г.». Несмотря на это безрадостное для Японии событие, японские правящие круги не оставили надежды втянуть Советский Союз в свою дипломатическую игру. На этот раз речь шла только о воз Часть 3. Япония на пути военных авантюр можном посредничестве СССР в достижении мира между Японией с одной стороны и США и Великобританией — с другой. 20 апреля 1945 г. министр иностранных дел Тбгб «неофициально» высказал советскому послу в Токио Я.А.Малику пожелание о встрече с Молотовым при его возвращении с учредительной конференции ООН в Сан-Франциско. После того как и эта попытка не дала результата, Тбгб поручил Хирота, который считался специалистом по Советскому Союзу, поскольку в 30-х годах занимал пост посла Японии в СССР, вновь встретиться с Маликом и выяснить его позицию. Эти встречи состоялись в июне 1945 г., однако остались без каких-либо практических последствий. Поэтому в июле 1945 г. Того сделал попытку организовать поездку в Советский Союз официальной миссии. После консультаций было решено, что ее возглавит Коноэ Фумимаро. 13 июля 1945 г. японский посол в СССР Сатб Наотакэ посетил заместителя народного комиссара иностранных дел С.А.Лозовского и вручил ему письмо на имя Молотова, в котором сообщалось, что японский император изъявил желание командировать в СССР Коноэ в качестве своего официального представителя. Было передано также послание императора, в котором указывалось, что он хочет «положить скорее конец войне». 18 июля Лозовский передал послу ответ советского правительства: «Высказанные в послании императора Японии соображения имеют общую форму и не содержат каких-либо конкретных предложений. Советскому правительству представляется неясным также, в чем заключаются задачи миссии князя Коноэ... Ввиду вышеизложенного советское правительство не видит возможности дать какой-либо определенный ответ по поводу послания императора, а также по поводу миссии Коноэ». Когда 30 июля Сатб вновь посетил Лозовского, чтобы выяснить советскую позицию относительно миссии Коноэ, Лозовский сообщил ему, что ввиду отсутствия в Москве председателя совета министров и министра иностранных дел советское правительство не может дать окончательного ответа. Однако фактически ответ уже имелся. 26 июля 1945 г. была опубликована Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, требовавшая от Японии немедленной безоговорочной капитуляции. ¥т««™„.««.- „ Проект совместной декларации Потсдамская декларация г * союзных держав был подготовлен Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-194$) Соединенными Штатами еще до начала конференции в Потсдаме. По идее демарш трех держав должен был побудить Японию капитулировать. Однако подготовка декларации имела для американцев еще один, скрытый, смысл. В случае отказа Японии принять ее условия США получали формальный повод применить против нее ядерное оружие. Характерно, что текст декларации был передан Черчиллю и Чан Кайши только 24 июля — после того, как Трумэн одобрил приказ командующему стратегической авиацией генералу Спаатсу об атомной бомбардировке Японии. Потсдамская декларация была выработана без непосредственного участия СССР. Ее текст был направлен советской делегации одновременно с его передачей для объявления по радио. Вместе с тем, в ней в целом были учтены советская позиция и советские интересы, что позволило СССР в дальнейшем солидаризироваться с ее духом и основными положениями. В Потсдамской декларации были подытожены прежние заявления и соглашения, касавшиеся совместной борьбы против Японии. В ней содержались не только конкретные условия капитуляции, но и принципы основных послевоенных преобразований, которые должны были быть проведены в этой стране. В декларации указывалось, что «навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний»; что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кіосю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем»; что «японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа». «Мы призываем правительство Японии, — говорилось в ней в заключение, — провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил... Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром». Правительство Японии в течение двух дней не могло решить, как реагировать на Потсдамскую декларацию. Колебания были связаны главным образом с тем, что под ней отсутствовала подпись Советского Союза, и Японии не была ясна его позиция. Министр иностранных дел Того предлагал не отвергать условия декларации и продолжить ее изучение, а самое главное — выяснить точку зрения СССР. Руководители же армии и флота требовали отклонить декларацию, поскольку они считали, что в то время, когда японские войска еще оккупируют огромные территории за Часть 3. Япония на пути военных авантюр пределами собственно Японии, говорить о капитуляции преждевременно. На состоявшемся 27 июля совещании высшего совета по руководству войной японские руководители решили поручить послу в Москве Сатб выяснить намерения СССР, а до тех пор опубликовать Потсдамскую декларацию в сокращенном виде, а в комментариях намекнуть, что Япония, по-видимому, оставит ее без внимания. Однако под давлением генералитета премьер-министр Судзуки уже 28 июля выступил с заявлением, в котором говорилось, что правительство «игнорирует» декларацию и «будет неотступно продолжать движение вперед для успешного завершения войны». Это заявление фактически предрешило атомную бомбардировку Японии. Атомные бомбардиров- 10 июля 1945 г в пустынном райки японских городов оне штата Нью-Мексико, недалеко от авиабазы Аламогордо, был произведен первый экспериментальный ядерный взрыв мощностью 15-20 тыс. килотонн. Продолжавшийся 4 года атомный «Манхэт-тенский проект» завершился полным успехом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |