Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркиз Де Сад. Жюльетта: роман. Том 1 15 страница




Важнейшим шагом японских законодателей было создание не существовавшего в довоенный период института выборного мест­ного самоуправления. Принцип местной автономии, признанный новой конституцией, получил развитие в соответствующем зако­не, разработанном с участием специалистов из штаба Макартура. В нем нашел отражение передовой зарубежный опыт местного самоуправления, но одновременно была сохранена и националь­ная специфика организации власти на местах. Основным содержанием нового закона стала демократизация порядка формирования и функционирования местной власти в рамках практически прежней структуры: префектур, городов, по­селков и деревень с соответствующими местными собраниями и исполнительными органами во главе с губернаторами, мэрами, старостами. Демократичность местного самоуправления обеспе­чивалась прямыми выборами членов собраний и глав администра­ций, расширением прав местных собраний, механизмом противо­весов в отношениях между представительной и исполнительной ветвями власти. Кроме того, закон предусматривал расширение полномочий органов местной власти, ослабление их зависимости от прави­тельства. Исполнительные органы местного самоуправления были выведены из прямого подчинения государственным структурам, получили самостоятельность. В то же время за государством бы­ли сохранены средства административного и финансового воздей­ствия на местную власть, а зачастую и на конкретные ее решения — через парламент (законодательство), правительство и судебные органы. Вслед за определением основ местного самоуправления до­вольно быстро, в 1947-1950 гг., были приняты другие необходи­мые для его функционирования законы, в том числе касающиеся источников и механизма финансирования. Органы местного само­управления муниципального уровня были наделены правом уста­навливать местные налоги и принимать обязательные постановле­ния (дзёрэй — нормативные акты местного значения). В результа­те они смогли быстро включиться в эффективную работу по пре­одолению трудностей послевоенного времени. В области административного права были приняты законы о государственных и местных публичных должностных лицах, за которыми признавался статус наемных работников. В соответст­ Часть 1. Япония в период оккупации вии с конституцией, публичные должностные лица стали рассмат­риваться не как императорские чиновники, а как слуги народа. Большое развитие получили нормы, регулирующие отношения между исполнительной властью и гражданином, в том числе пре­дусматривающие порядок рассмотрения исков граждан против ор­ганов управления, условия компенсации гражданам ущерба, поне­сенного из-за неправомерных действий этих органов, и т.п. Естественным продолжением конституционной реформы ста­ли изменения, внесенные в гражданский кодекс и юридическую систему. Но здесь, наряду с принятием новых законов, сохраня­лись— с изменениями или без них — некоторые довоенные: так, в модернизированном виде продолжают действовать гражданский кодекс 1898 г. и уголовный кодекс 1907 г. В области гражданского права были полностью пересмотрены части гражданского кодекса, посвященные семейному и наслед­ственному праву. Во вступительной части кодекса был провозгла­шен принцип уважения личности и равенства полов. Фактически были заново переписаны разделы семейного и наследственного права, изъяты положение о недееспособности замужних женщин, понятие «глава семьи». Были также отменены исключительные права старшего сына, всем детям предоставлены равные права на­следования, гарантирована свобода брака. Таким образом, были созданы юридические предпосылки разрушения традиционной системы семейных отношений (иэ). Изменения в области уголовного права состояли больше в от­мене старых законов, нежели в принятии новых. Была отменена серия репрессивных актов — закон об охране военной тайны, за­кон об охране тайны военных ресурсов, закон о режиме государ­ственной обороны, закон о поддержании общественного спокой­ствия, закон о полицейских мерах по обеспечению общественного спокойствия. В особенной части уголовного кодекса были отмене­ны гл. 1 (преступления против императорской фамилии) и гл. 7-И (преступления против общественного спокойствия и порядка). Значительным изменениям подверглась гл. 3 (преступления, от­носящиеся к нападению на Японию извне). Были усилены наказа­ния за злоупотребление властью. Состав нанесения ущерба чести был изменен так, чтобы им не ограничивалась свобода выражения мнений. Было отменено наказание за прелюбодеяние незамужних женщин. г Основное содержание всех этих изменений состояло в при­ведении уголовного права в соответствие с отказом от суверени­тета императора и признанием суверенитета народа, с наделени­ Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) ем граждан политическими правами и свободами, с принятием конституционного принципа пацифизма. Был принят уголовно-процессуальный кодекс, который соот­ветствовал нормам послевоенной конституции относительно прав подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе, а также учел результаты реформы юстиции и демократизации полицей­ской деятельности. Большие изменения произошли в области правового регули­рования организации правоохранительных служб. Были отменены законы о военных и военно-морских трибуналах и приняты закон о судах, закон о прокуратурах, закон о полиции, закон об адвока­тах. Судебная система обрела самостоятельность, выйдя из под­чинения министерству юстиции. Прокуратура отделилась от су­дебной системы. Полиция была децентрализована (хотя новый закон о полиции 1954 г. предусматривал известный возврат к цен­трализации, она все же не стала абсолютной). С появлением тройки законов — о профсоюзах, о регулирова­нии трудовых отношений и о трудовых стандартах — было завер­шено сооружение каркаса современного трудового законодатель­ства. Новая конституция требовала от государства принимать участие в законодательном определении норм заработной платы и условий труда. Поэтому закон о трудовых стандартах (апрель 1947 г.) устанавливал, в частности, 8-часовой рабочий день. Кро­ме того, в соответствии с конституционным правом на жизнь бы­ли приняты также законы о страховании рабочих для получения пособий по травматизму, об обеспечении занятости, о пособиях по безработице и закон о защите жизни. Последний провозгласил, что государство оказывает необходимую защиту всем гражданам, испытывающим жизненные лишения, и обеспечивает им мини­мальный уровень жизни, и, вместе с тем, способствует их само­стоятельности. Было реализовано конституционное положение о равном пра­ве на образование. Этому предшествовала работа миссии специа­листов из США, которая подготовила свои рекомендации. Приня­тие основного закона об образовании и закона о школьном обра­зовании (март 1947 г.) стало главным событием в области право­вого регулирования просвещения. В Японии вводилась единая система школьного обучения (6 лет начальной школы, 3 года не­полной средней и 3 года полной средней школы). Обязательное бесплатное обучение расширялось с шести до девяти лет. Были установлены принципы совместного обучения юношей и девушек Часть 1. Япония в период оккупации и всестороннего образования. Каждая префектура получила воз­можность иметь не менее одного университета. В результате реформы открылись возможности для получения образования всеми слоями населения. Кроме того, реформа пре­дусматривала демократизацию процесса обучения. Были приняты меры, препятствовавшие использованию системы образования в целях пропаганды реакционного национализма и шовинизма. Экономика Японии в начальный период оккупации Одновременно с реформой политической системы и государ­ственного управления перед Японией стояла задача коренных преобразований в сфере экономики. Здесь можно выделить три основных направления деятельности японских властей. Первое — текущая экономическая политика, направленная на решение множества проблем в охваченной кризисом послевоен­ной японской экономике. Большую часть решений в этом плане японское правительство принимало самостоятельно. Второе — радикальная аграрная реформа. Ее необходимость была осознана в Японии задолго до войны, однако приступить к ней не решались, поскольку она неизбежно должна была затро­нуть интересы политически влиятельных землевладельцев. Дав­ление и поддержка оккупационных властей дали возможность ус­пешно ее осуществить. Третье — роспуск дзайбацу и принятие антимонопольного за­конодательства. Этот блок реформ был инициирован штабом Ма­картура и был призван обеспечить претворение в жизнь амери­канской политики, направленной на подрыв военно-экономиче­ского потенциала Японии. Полного успеха эти меры не принесли — главным образом из-за смены приоритетов американцев, кото­рые стали рассматривать Японию в качестве потенциального во­енно-политического союзника. Экономическая по- Экономическое положение Японии в те-литика правительств чение первых двух лет оккупации про-Сидэхара и Ёсида должало оставаться очень тревожным. Рост производства был очень медленным. Даже в сельском хозяйстве, где восстановление шло относитель­но быстрыми темпами, в 1948 г. объем производства все еще зна­чительно не достигал довоенного уровня. Росла только инфляция. К январю 1946 г. стоимость прожи­точного минимума в Токио по сравнению с 1937 г. выросла почти в 15 раз, а номинальная заработная плата — примерно в 4,5 раза. Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) Индекс оптовых цен (1936=1) поднялся до 15 в апреле 1946 г. и до 197 в марте 1949 г. Такая ситуация сохранялась до начала 1949 г. Разумеется, пра­вительство предпринимало усилия по восстановлению экономики. Массовые выступления трудящихся и активизация рабочего дви­жения побуждали его ускорить разработку программы преодоле­ния послевоенных экономических трудностей. Правительство Сидэхара предложило проведение «комплекс­ной антиинфляционной политики» (февраль 1946 г.). Ее главным элементом стали чрезвычайные меры в сфере денежного обраще­ния: замораживание вкладов в банках и других кредитных учреж­дениях, обмен старых денег на новые с установлением предель­ных норм их обмена, определение норм и условий последующих выплат с замороженных вкладов. Условия были очень жесткими. Все наличные деньги старого образца население должно было обязано положить на счет в банке. Главе семьи ежемесячно выда­валось с него на руки 300 иен плюс 100 иен на содержание семьи. Работающие по найму получали наличными не более 500 иен в месяц, весь заработок сверх этой суммы поступал на заморожен­ный банковский счет. Чрезвычайные меры примерно на два месяца затормозили рост цен на товары личного потребления. Но остановить инфля­цию они не могли, дефицит государственного бюджета продолжал нарастать, вынуждая правительство и Банк Японии увеличивать денежную массу. Правительственные кредиты предприятиям ба­зовых отраслей на цели восстановления, выплата компенсаций по военным обязательствам, а также колоссальный рост расходов в рамках программы контроля над ценами на продовольствие и то­вары повседневного спроса только подстегнули инфляцию. Вместе с тем чрезвычайные меры принесли определенную пользу, предотвратив банкротство финансовых учреждений, что имело большое значение для перехода в дальнейшем к финансо­вой политике активного стимулирования подъема экономики. Поиск путей выхода из критического экономического положе­ния при следующем правительстве, которое возглавил Ёсида, так­же начинался в условиях мощного давления со стороны рабочего движения. Видя беспомощность администрации предприятий, от­сутствие у предпринимателей четкого курса на экономическое возрождение, рабочие все чаще требовали передать трудящимся контроль над производством. Спонтанно возникшее движение коммунисты и радикальные активисты профсоюзов поощряли как ростки всестороннего «народного контроля». Часть 1. Япония в период оккупации Правительство Ёсида предупредило, что, поскольку «незакон­ное давление масс» угрожает общественному порядку, оно будет жестко пресекаться. Идея «народного контроля» осуждалась как «разрушительная» и вносящая беспорядок в народное хозяйство. Вместе с тем правительство призвало предпринимателей пере­смотреть свою позицию. Для наращивания производства в услови­ях «надлежащего порядка» на предприятиях предлагалось учреж­дать двусторонние консультативные совещания, принимать меры для предупреждения трудовых конфликтов. В основу экономического курса правительства Ёсида были по­ложены не антиинфляционные меры, а активная политика поощ­рения производства. Основными элементами этой политики, представленной в июле 1946 г. парламенту министром финансов Исибаси Тандзан, должны были стать: - приоритетное внимание ключевым отраслям промышленности (нара­щивание производства угля с целью решения энергетической пробле­мы, удобрений для сельского хозяйства и т.п.); - мощная финансовая поддержка частных инициатив, направленных на восстановление экономики (предоставление кредитов на капиталовло­жения по линии Японского банка поощрения промышленности и Банка Японии и т.д.); - рационализация промышленности; - меры по преодолению безработицы (выделение средств на создание рабочих мест, организация коммунальных предприятий, общественных работ по восстановлению разрушений военного времени). В рамках структуры правительства были учреждены штаб эко­номической стабилизации и управление цен (август 1946 г.). Конкретизируя концепцию «приоритетных производств», пра­вительство в декабре 1946 г. постановило направлять ресурсы в первую очередь в угольную промышленность и металлургию. В финансовой политике главными средствами поощрения стали до­тации предприятиям на покрытие разницы между себестоимостью и устанавливаемыми ценами на продукцию, а также предоставле­ние кредитов на восстановление. Правительственная политика поддержки «приоритетных про­изводств» встретила беспрецедентное единодушное одобрение парламента. Земельная реформа СРеди различны реформ, инициирован- ных американской администрацией, наи­более значимой с точки зрения социально-экономических резуль­татов стала аграрная реформа. Глава 2, Первый этап оккупации (1945-1948) Сельское хозяйство, в котором была занята примерно полови­на населения Японии, находилось в состоянии упадка. В нем гос­подствовала система помещичьего землевладения. Большая часть земель принадлежала крупным и мелким помещикам, которые преимущественно сдавали их для обработки арендаторам на ка­бальных условиях. В 1946 г. из 5698 тыс. крестьянских хозяйств лишь 1869 тыс. (около 1/3) не прибегали к аренде земли, причем 1637 тыс. дворов (около 29%) вообще не имели своих наделов. Такая система землевладения тормозила расширение сельско­хозяйственного производства, что оказывало негативное воздей­ствие на всю экономику страны. Нищета деревни была важней­шим фактором социального недовольства, отсутствие собствен­ной земли у основной массы сельских тружеников — причиной постоянных арендных конфликтов. С другой стороны, господству­ющее положение крупных землевладельцев в деревне обеспечива­ло им большое влияние на государственную политику, служило препятствием любым демократическим преобразованиям. Неотложность перестройки системы землевладения хорошо понимали специалисты японского министерства сельского и лес­ного хозяйства, которые еще в период войны подготовили основ­ные положения аграрной реформы. В октябре 1945 г., еще до по­явления соответствующей директивы оккупационных властей, под руководством возглавлявшего в правительстве Сидэхара это министерство Мацумура Кэндзо был разработан «План реформы землевладения». Предусматривалось принудительное отчуждение в пользу арендаторов земель, принадлежавших абсентеистам — «отсутствующим помещикам» (т. е. не занимавшимся сельским хозяйством и не жившим в деревне). Но при обсуждении этого плана в кабинете министров число земельных владений, подле­жавших полному или частичному изъятию, было сокращено в 10 раз. Тем не менее, даже столь основательно исправленный план встретил сильное сопротивление в императорском парламенте, где многие политики опирались на помещичьи слои. Недостаточность «первой земельной реформы» (так и не осу­ществленной) вызвала недовольство в штабе Макартура, который передал правительству Японии 9 декабря 1945 г. «Меморандум о земельной реформе». Это побудило парламент ускорить принятие закона. Между тем аграрный вопрос стал предметом обсуждения в Союзном совете для Японии. Советский представитель предлагал провести безвозмездную конфискацию земель у крупных земле­владельцев и распределить их среди крестьян-арендаторов. Это Часть 1. Япония в период оккупации радикальное предложение не было принято. В основу рекоменда­ций японскому правительству был положен более умеренный план, предложенный британским представителем и согласован­ный с американцами. 17 июня 1946 г. штаб оккупационных войск вручил правитель­ству Японии «Рекомендации относительно второй земельной ре­формы». Руководствуясь ими, правительство, которое к этому времени возглавлял уже Ёсида, разработало соответствующие за­конопроекты. В октябре 1946 г. они были приняты императорским парламентом, состав палаты представителей которого резко из­менился в результате первых послевоенных выборов. Крупнейшая реорганизация аграрных отношений началась. Согласно новым законам о земельной реформе государство вы­купало у «отсутствующих помещиков» все принадлежащие им земли, а у «обрабатывающих помещиков» — земли, превышающие площадь в 3 тё (на Хоккайдо — более 12 те; 1 тё=0,992 га). Из этого земельного фонда участки земли продавались по твердым ценам крестьянам-арендаторам. Устанавливались максимальные размеры участка, который крестьянский двор мог приобрести в собственность: в среднем по стране не более 3 тё на одно хозяй­ство, на Хоккайдо — до 12 те. Институт земельной аренды сохра­нялся, но устанавливались предельные нормы арендной платы не­пременно в денежной, а не в натуральной форме. Для практиче­ского осуществления реформы на местах создавались выборные земельные комитеты. На все преобразования отводилось 2 года (по плану «первой реформы» — 5 лет). Для арендаторов известие о том, земли будут конфискованы в их пользу, казалось чудом. Но множество небогатых землевла­дельцев восприняло реформу с горечью, поскольку она лишала их главного достояния. Это приводило к эксцессам. Так, когда один крестьянин, воевавший в Китае и вернувшийся домой в префек­туру Нагано в 1946 г., выяснил, что он должен расстаться с боль­шей частью своей земли, он застрелил троих членов земельного комитета. Там же, в Нагано, шестеро братьев и сестер в возрасте от 9 до 18 лет, незадолго до того потерявшие родителей, соверши­ли коллективное самоубийство, когда узнали, что у них отбирают почти всю их семейную собственность. Но поскольку значитель­ное большинство сельских жителей выгадали от реформы, земле­владельцы фактически не имели возможности сопротивляться. За время проведения реформы произошло только ПО инцидентов и было подано около 4 тыс. гражданских исков, связанных с пере­ Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) распределением земли — цифры ничтожные, если учитывать мас­штабы преобразований. Неотъемлемым элементом аграрных преобразований стало также государственное поощрение кооперирования в сельском хо­зяйстве. В упомянутом выше «Меморандуме о земельной рефор­ме» отмечалась необходимость «программы развития и поощре­ния кооперативного движения в деревне, свободного от господ­ства некрестьянских элементов и ставящего целью экономиче­ский и культурный прогресс японского крестьянства». В разгар земельной реформы, в ноябре 1947 г., были приняты законы о роспуске прежних «сельскохозяйственных ассоциаций» и формировании сельскохозяйственных кооперативов. Тем самым был заложен прочный юридический фундамент для развертыва­ния широкого кооперативного движения. Создание демократиче­ских сельскохозяйственных кооперативов вместо прежних их сур­рогатов, служивших орудием мобилизации сельского хозяйства на нужды агрессивной политики, стало важной мерой обеспече­ния жизнеспособности хозяйств новых крестьян-собственников. Участие практически всех крестьянских хозяйств в различных формах кооперации стало одним из факторов подъема сельскохо­зяйственного производства, а также решения многих социальных проблем крестьянства. Земельная реформа была завершена, в основном, в 1949 г. Ее ускорению способствовали как сравнительно низкие выкупные и продажные цены, так и бурная инфляция первых послевоенных лет. Денежная компенсация, выплаченная правительством поме­щикам за отчужденную землю, быстро обесценилась, и в резуль­тате помещики лишились не только земли, но и каких-либо фи­нансовых рычагов влияния на жизнь деревни. Крестьяне же, на­против, оказались в выигрыше, так как инфляция привела к суще­ственному уменьшению реальной величины их выплат за приоб­ретенную землю. Арендаторы в короткий срок смогли рассчитать­ся за приобретенную землю, по сути, символическими денежны­ми суммами. Если накануне реформы 45,9% сельскохозяйствен­ных площадей сдавались в аренду, то к 1950 г. этот показатель упал до 9,9%. При этом за 1946-1949 гг. число хозяйств кресть­ян-собственников (не прибегавших к аренде) увеличилось почти на 1700 тыс., а число хозяйств безземельных крестьян-аренда то­ров, напротив, сократилось на 1150 тыс. Земельная реформа радикально изменила ситуацию в сель­ском хозяйстве страны. Главным ее результатом стало формиро­вание многочисленного слоя крестьян-собственников. Им поел­ Часть 1. Япония в период оккупации стояло хозяйствовать на малых по размерам земельных площадях. Но хотя основная часть хозяйств (4630 тыс., или 3/4 общего чис­ла дворов) владела наделами до 1 га, упразднение помещичьей эксплуатации повысило заинтересованность крестьян в результа­тах своего труда, привело к росту их доходов и создало возмож­ность накопления на производственные нужды, открывало путь к расширению производства, совершенствованию его методов, рос­ту урожайности и т.д. Коренные преобразования в сельском хозяйстве помогли сни­зить остроту послевоенной проблемы нехватки продовольствия, способствовали ускорению восстановления разрушенной эконо­мики. Аграрная реформа превращала деревню из постоянного ис­точника потрясавших страну социальных конфликтов в фактор политической стабильности. Становясь собственниками земли, кре­стьяне выходили из-под влияния радикальных политических сил. Роспуск дзайбаиѵ В ЧИСЛе важнейших заДач американской по-у литики в начальный период оккупации зна- чилось осуществление экономической реформы, имевшей целью предотвратить возможность восстановления военного потенциала Японии. В частности, все арсеналы, военные верфи и часть воен­ных заводов были переведены под юрисдикцию американской ар­мии, а на оставшихся заводах был проведен демонтаж оборудова­ния. Кроме того, для еще большего ослабления Японии были за­крыты многие промышленные предприятия (их оборудование предполагалось демонтировать и вывезти в счет репараций), а также введены жесткие ограничения на размеры производствен­ных мощностей в ряде ключевых отраслей промышленности. Действуя в русле этой политики, правительство США ориен­тировало Макартура на необходимость «разработки программы роспуска промышленных и банковских объединений, которые осу­ществляют контроль над большей частью промышленности и тор­говли Японии», и о замене их организациями предпринимателей, которые могут обеспечить «более широкое распределение доходов и собственности на средства производства и торговли». Постановка такой задачи определялась, прежде всего, той ро­лью, которую семейные финансовые группы (дзайбацу) играли в имперской Японии. К концу войны экономическое могущество дзайбацу возросло в огромной степени. Тяжелая промышлен­ность, получившая в военные годы преимущественное развитие, находилась в основном в их руках. Они занимали главенствую­щие позиции и практически во всех контрольных ассоциациях —...r.Llv do опрмо ппйны ппгяняѵ чястномонополистического ре­ Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) гулирования. Кроме того, война способствовала значительному усилению позиций головных банков дзайбацу, через которые про­ходила основная часть кредитов военной и тяжелой промышлен­ности. Вполне естественно, что американцы, исходя из господство­вавших тогда в США представлений о способах обеспечения сво­бодной конкуренции, центральное место в планах по демонополи­зации экономики Японии отдали проблеме роспуска дзайбацу. Кроме того, обладая огромной экономической мощью, дзайбацу оказывали большое влияние на определение государственной по­литики и не могли не нести ответственности за вступление стра­ны на путь агрессивных войн. Поэтому преодоление милитаризма предполагало и разрушение основ их господства. Потребовав в октябре 1945 г. от правительства Сидэхара «де­мократизации экономической системы», оккупационные власти добивались роспуска дзайбацу, разработки и принятия антимоно­полистического законодательства, осуществления мер по «исклю­чению чрезмерной экономической концентрации». Надежды на активные самостоятельные действия японского правительства и деловых кругов в этом направлении не оправды­вались. Все мероприятия проводились по настоянию и с непо­средственным участием штаба Макартура. В конце 1945-начале 1946 г. по указанию оккупационных властей и на основе «потс­дамских указов» правительства Сидэхара было заморожено имуще­ство дзайбацу и создана комиссия по упорядочению холдинговых компаний. Затем, при правительствах Ёсида и Катаяма, с октября 1946 г. по сентябрь 1947 г. производился роспуск дзайбацу. Все активы их холдинговых компаний, пакеты ценных бумаг, вся соб­ственность и права собственности в дочерних компаниях в прину­дительном порядке должны были быть проданы специально соз­данным ликвидационным комиссиям (оплата производилась госу­дарственными облигациями с правом их продажи только по про­шествии 10 лет). В свою очередь ликвидационные комиссии долж­ны были организовать продажу этих активов (через выпуск ак­ций) населению. Всего расформированию подлежали 83 холдинговые компа­нии. Однако действительность внесла существенные коррективы в эти планы, и в результате из 83 намеченных реально были рас­формированы только 16 холдинговых компаний (26 компаний бы­ли распущены с последующей реорганизацией, 11 — реорганизо­ваны без роспуска, а до 30 компаний дело так и не дошло). Часть 1. Япония в период оккупации Одновременно с роспуском дзайбацу и расчленением крупней­ших компаний была проведена «чистка» высшего руководства 500 крупнейших компаний (и государственного аппарата управления в сфере экономики). Со своих постов в частных компаниях были смещены около 5 тыс. чел., в течение 10 лет им запрещалось за­нимать какие-либо руководящие должности. Весной 1947 г. парламент принял закон Принятие антимо- 0 запрещении частной монополии и обеспе-нопольного зако- чении честных сделок и другие сопут-нодательства ствующие акты, разработанные при не- посредственном американском участии. За образец было взято американское антитрестовское законодательство. Были запреще­ны организация холдинговых компаний и разного рода картелей, слияние фирм и создание монополистических объединений. Ог­раничивались права компаний на владение акциями других ком­паний, запрещались продажи по необоснованно высоким или низ­ким ценам. Для контроля над соблюдением установленных пра­вил при премьер-министре учреждалась комиссия по обеспечению честных сделок. Американское влияние в области правового ре­гулирования предпринимательства проявилось также в частичном пересмотре закона о компаниях, обеспечивавшего защиту акцио­неров и определявшего юридические обязанности директората, и в принятии закона о реорганизации корпораций. В 1948 г. были законодательно установлены рамки разрешен­ной деятельности предпринимательских организаций. Еще в 1946-1947 гг. на месте прежних организаций предпринимателей, которые были распущены или преобразованы, появилась дейст­вующая до настоящего времени «четверка» влиятельных нацио­нальных объединений: Ассоциация корпоративных руководителей (Кэйдзай дбюкай), Федерация экономических организаций (Кэй-данрэн), Японская торгово-промышленная палата (Ниссё) и Фе­дерация предпринимательских организаций (Никкэйрэн). Антимонополистические законы и прочие шаги, предпринятые в целях разрушения системы господства дзайбацу, были усилены мерами по рассредоточению права собственности, разделению и разукрупнению промышленных и торговых компаний. В мае 1947 года по американскому предложению Дальневосточная комиссия приняла «План ликвидации чрезмерной экономической концен­трации в Японии». Следуя его рекомендациям, в декабре 1947 г. парламент утвердил закон, предписывавший, наряду с роспуском холдинговых компаний дзайбацу, расчленение наиболее крупных фирм, находившихся в сфере их влияния, а также полугосударст­ Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) венных компаний, созданных в 30-40-е годы с целью усиления го­сударственного контроля над экономикой, в том числе полугосу­дарственной металлургической «Ниппон сэйтэцу», машинострои­тельного гиганта «Мицубиси дзюкогё» и др. Однако и в этом случае реальные результаты оказались на­много скромнее планировавшихся. Так, из первоначально назна­ченных к разукрупнению 325 компаний действительно расчлене­ны были только 11, а еще 7 в принудительном порядке вынуждены были продать часть своих акций. Этим дело и ограничилось. Тем не менее, несмотря на то, что эти мероприятия были про­ведены в сильно урезанном варианте, их значение для последую­щего развития японской экономики трудно переоценить. Во-пер­вых, их результатом стало крупнейшее перераспределение прав собственности, и к 1949 г. в личной собственности граждан оказа­лось около 70% всего акционерного капитала страны. Во-вторых, в Японии была создана качественно новая — конкурентная — эко­номическая среда, так как не только возросло общее число неза­висимых производителей, но и доступ во многие монополизиро­ванные прежде отрасли был существенно облегчен. Коалиционные правительства Катаяма и Асида Политические послед- Конституционная реформа естествен-ствия выборов 1947 г. НЬІМ образом ставила в повестку дня формирование новой власти через на­родное волеизъявление. В основу порядка выборов нового парла­мента (палаты представителей и палаты советников, в которую преобразовывалась палата пэров) был положен принцип избрания его депутатов относительным большинством по многомандатным избирательным округам. Такой порядок выборов благоприятство­вал формированию многопартийного парламента. Выборы не­скольких депутатов по каждому избирательному округу затрудня­ют для какой-либо одной партии завоевание подавляющего боль­шинства в представительном органе и увеличивают шансы избра­ния кандидатов партий, имеющих опору в различных классах и слоях общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.