КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркиз Де Сад. Жюльетта: роман. Том 1 20 страница
Своей кульминации события достигли в ночь на 19 июня, когда вокруг японского парламента, где готовилась ратификация договора в верхней палате, собралось 330 тыс. чел. Демонстранты окружили также резиденцию премьер-министра и посольство США и до утра скандировали лозунги, требуя отставки Киси. f Убийство Асанума 20 июня палата советников утвердила поправки к 32 законам, связанным с введением в действие нового «договора безопасности». 23 июня состоялся обмен ратификационными грамотами между участниками договора, после чего он вступил в силу. В тот же день кабинет Киси ушел в отставку. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Массовые протесты продолжались, постепенно затухая, еще несколько месяцев. Последним трагическим отголоском острейшего общественно-политического противостояния стала гибель одной из наиболее популярных и влиятельных фигур периода борьбы против «договора безопасности» председателя Социалистической партии Асанума Инэдзирб, который был убит правым террористом во время предвыборной кампании 12 октября 1960 г. * * * Подписанием в 1960 г. нового японо-американского «договора безопасности», установившего новые, более равноправные и взаимоответственные отношения между Японией и США, закончился послеоккупационный период японской истории, вобравший в себя первые экономические успехи и эволюцию структуры политической власти. С ратификацией «договора безопасности» и уходом в отставку Киси, взявшего на себя ответственность за беспорядки, к которым привело массовое движение протеста, начался принципиально новый этап в японской истории XX века, этап беспрецедентных темпов экономического роста, улучшения социальных условий и формирования мощного «среднего класса» — гаранта политической стабильности и демократического развития страны. Глава 2 ПЕРИОД ВЫСОКИХ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (1960-1971) Феномен высоких темпов экономического роста Период высоких темпов роста занимает особое место в экономическом развитии Японии. Успехи, достигнутые ею в те годы, были столь впечатляющи, что мир заговорил о японском «экономическом чуде». За 15 лет — с 1958 по 1973 гг. — валовой национальный продукт Японии увеличился в 6,5 раз, а объем промышленного производства — более чем в 10 раз. Обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию и ФРГ, уже в конце 60-х годов Япония заняла второе место в капиталистическом мире по объему промышленного производства, а в начале 70-х годов — и по объему валового национального продукта. Темпы роста японской экономики в тот период были самыми высокими среди развитых капиталистических стран и составляли около 11 % в год. Развитие обрабатываю- Экономические успехи Японии бы-щей промышленности ли связаны главным образом с бурным развитием обрабатывающей промышленности, обусловленным, прежде всего, огромными инвестициями в расширение и обновление основного капитала. В период высоких темпов роста на цели накопления расходовалось в среднем около 30% ВВП страны, а из этих средств около 2/3 направлялось на развитие промышленности. С завершением в 1957 г. восстановительных процессов в промышленности стало очевидно, что дальнейшее ее развитие невозможно без проведения коренной технической реконструкции. Со второй половины 50-х годов в Японии начался интенсивный процесс обновления основного капитала в старых отраслях (черной металлургии, нефтепереработке, электромашиностроении, судостроении, в текстильной и пищевой промышленности, химических производствах). Одновременно с этим шло бурное строительство предприятий новых отраслей и производств, таких как радиоэлектроника, нефтехимия, производство пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон и т.д. Как реконструкция старых отраслей, так и создание новых в значительной степени основывались на импорте иностранной техники и технологии. Так, за 1950-1971 гг. Япония приобрела свы- 580 Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы ше 15 тыс. иностранных патентов и лицензий, из них более 60% пришлось на долю США. Реализация курса на техническую реконструкцию и создание передовой отраслевой структуры привела к тому, что основой экономического роста стал огромный и все более возраставший спрос предприятий на машины, оборудование, строительные материалы и прочие инвестиционные товары. Это сопровождалось усилением концентрации инвестиций и производства в отраслях тяжелой промышленности, обслуживавших рынок инвестиционных товаров. При этом наиболее высокими темпами развивались машиностроительные производства. В результате к концу 60-х-началу 70-х годов облик японской промышленности коренным образом изменился. Во-первых, в ее структуре значительно повысилась доля тяжелой промышленности: с 51,7% до 67,8% за 1956-1973 гг. (в том числе доля отраслей машиностроительного комплекса — с 17,9% до 35,3%). Во-вторых, к концу 60-х годов Япония создала практически универсальную отраслевую структуру промышленного производства, в которой в той или ином объеме были представлены все виды современных производств, включая новейшие. И, в-третьих, все старые отрасли японской промышленности перешли на новые технологии производства и освоили выпуск современной продукции. Так, в черной металлургии был сделан решительный поворот от мартеновского способа выплавки стали к кислородно-конверторному; в судостроении была внедрена новая технология строительства гигантских танкеров и сухогрузов, в химической промышленности было установлено более эффективное оборудование по выпуску аммиака, искусственных удобрений и т.д. В конце 60-х-начале 70-х годов технический уровень японской промышленности был уже одним из самых высоких в мире. Доля машин и оборудования в возрасте до 3 лет в начале 70-х годов составляла почти половину стоимости основных фондов, а в целом ряде ведущих отраслей по мощности и производительности оборудования Японии удалось обойти не только европейские страны, но и США (прежде всего в черной металлургии, нефтехимии, судостроении). Коренным образом изменились место и роль Японии в мировом производстве. К концу 60-х годов она стала крупнейшим в мире производителем многих важных видов продукции тяжелой промышленности, выйдя по объему производства судов, кино- и фотоаппаратуры, химических волокон на первое место в мире, а по выплавке стали, производству электрооборудования, электрон Глава 2. Период высоких темпов экономического роста ной техники, автомобилей, швейных машин и т.д. — на второе после США, опередив Великобританию и ФРГ. Рост внешней Опираясь на свою все более возрастающую торговли промышленную мощь, Япония постепенно превращалась в одного из крупнейших в мире экспортеров промышленной продукции. Объем японского экспорта в 1957-1973 гг. увеличился почти в 10 раз, при резком изменении его внутренней структуры. Вывоз текстиля, на долю которого еще в конце 50-х годов приходилось 20-25% стоимости экспорта, отошел на второй план, уступив место широкому кругу изделий тяжелой промышленности, таких как сталь, суда, автомобили, радиоприемники, оптические приборы, электрооборудование, швейные машины, фотоаппараты, телевизоры и т.д. В 1973 г. на текстильную продукцию приходилось всего лишь 9% стоимости экспорта, на долю машин и оборудования — 55%, металлов и металлоизделий— 18,5%, химических продуктов—около 6%. Причем, если прежде японская ниша на мировых рынках была заполнена в основном товарами, относительно невысокого качества и невысокой степени сложности, то к концу 60-х годов Япония уже имела репутацию поставщика высококачественной, технически сложной продукции. Будучи лишена сколько-нибудь значимых запасов основных видов природных ресурсов, Япония для поддержания быстрого развития промышленности вынуждена была из года в год увеличивать ввоз сырья и топлива. Пользуясь тем, что цены на эти товары на мировых рынках долгое время были стабильными и даже понижались, Япония предпочитала ввозить необработанное сырье, организуя полный цикл его переработки на собственной территории. За 1957-1973 гг. объем импорта увеличился почти в 7 раз, при этом в конце периода на сырье приходилось около трети его стоимости, а на минеральное топливо — около 22% (в т.ч. 16% — на нефть). По-прежнему, довольно высокую долю в импорте— свыше 15%—занимали продовольственные товары. Хотя еще с конца 50-х годов Япония была в состоянии удовлетворять потребности населения в основном продукте питания — рисе — за счет внутреннего производства, рост уровня жизни населения требовал расширения ввоза различных видов продовольствия (прежде всего продукции животноводства и фруктов). Что же касается машин и оборудования, то зависимость Японии от их поставок из западных стран существенно снизилась (за исключением небольшой группы наиболее сложной наукоемкой техники, которую она сама пока не могла производить), а доля Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы этих товаров в импорте в начале 70-х годов составляла менее 10%. Натиск японских товаров на мировые рынки был столь мощным, что, несмотря на многократное возрастание объемов импорта, со второй половины 60-х годов торговый баланс Японии начал почти постоянно сводиться с положительным сальдо, что позволило ей накопить значительные золотовалютные резервы и приступить к активному экспорту капитала. Всего за 1951-1970 гг. японские инвестиции за рубежом составили около 2,7 млрд. долл., из них 1,88 млрд. долл., или около 70%, были инвестированы во второй половине 60-х годов. Обрабатывающая промышленность в тот период, безусловно, выступила в роли локомотива экономического роста страны. Что же касается других сфер экономики, то судьба их сложилась по-разному. „ _ Обилие дешевого и качественно- Сворачивание добываю- rQ на ч щей промышленности предопределило начало фактиче- ского сворачивания собственной добывающей промышленности. В 1957-1970 гг. объем производства в добывающих отраслях увеличился лишь на 11 %, а их доля в общем объеме промышленного производства сократилась с 5,1 до 2,1%. В конце 60-х годов в добывающей промышленности было занято лишь около 500 тыс. чел., или примерно 1 % общего числа занятых в промышленности. Решающее значение для такой динамики имело сворачивание производства в крупнейшей подотрасли — угледобыче. Максимальный уровень добычи угля — 54,5 млн. ф — был достигнут в 1961 г., затем она начала довольно быстро снижаться и в начале 70-х годов составляла всего лишь около 33 млн. т. При этом зависимость Японии от импорта угля за эти годы увеличилась с 36 до 56%. Что касается других видов полезных ископаемых, то к концу периода высоких темпов роста лишь добыча свинцовых и цинковых руд, а также марганцевой и медной руды еще сохраняли значение для японской промышленности (за счет собственной добычи удовлетворялось около половины потребностей в свинцовых и цинковых рудах, около 20% — в медной руде, около 30% — в марганцевой руде). Добыча всех прочих видов сырья и топлива осуществлялась в крайне незначительных (часто символических) объемах. Развитие транспорта Довольно быстро в период высоких темпов роста развивался транспорт: в Глава 2. Период высоких темпов экономического роста 1960-1973 гг. объем грузо- и пассажироперевозок почти утроился. Значительное развитие получил автомобильный транспорт — в начале 70-х годов на него приходилась почти половина перевозок пассажиров и около 40% перевозок грузов. Морской транспорт перевозил свыше 40% внутренних грузов и весь объем внешних грузов, а на железнодорожный транспорт падало около 20% грузо- и около половины пассажироперевозок. Протяженность железных дорог Японии с середины 30-х годов практически не увеличивалась и в начале 70-х годов составляла около 27 тыс. км (из них 21,3 тыс. км приходилось на государственные железные дороги), но в 60-е годы в этой отрасли был осуществлен ряд важных технических нововведений. Один за другим начали вводиться в строй участки высокоскоростной железнодорожной магистрали «Синкансэн», которая должна была соединить все основные города Японии. Средняя скорость движения поездов по этой магистрали составляла более 160 км/час. В конце 60-х годов было также начато строительство железнодорожного туннеля между островами Хонсю и Хоккайдо (общей длиной 36,4 км и длиной подводной части 22 км), а несколько позже — строительство двух крупнейших железнодорожных мостов, которые должны были соединить район Осака-Кббэ с о-вом Сикоку. Наконец, во второй половине 60-х годов был осуществлен полный переход на тепловую и электрическую тягу, а паровозы продолжали выпускаться только для экспорта. К началу 70-х годов Япония превратилась в одну из крупнейших автомобильных держав мира. В 1971 г. в стране насчитывалось уже более 12 млн. автомобилей (в т.ч. свыше 5 млн. легковых), и по этому показателю она занимала 2-е (после США) место в мире. 60-е годы стали периодом интенсивного автодорожного строительства. В частности, в 1969 г. была введена в эксплуатацию высокоскоростная автомагистраль Токио-Нагоя-Кббэ протяженностью 536 км, которая соединила районы, где проживало около половины населения и производилось более 2/3 промышленной продукции. Строительство дорог поглощало огромные деньги, и чтобы облегчить напряженную ситуацию с его финансированием, в 1968 г. был принят закон, по которому при покупке нового автомобиля каждый покупатель должен был уплачивать налог в размере 3% от его стоимости на цели дорожного строительства. Хотя по протяженности автомобильных дорог Япония к началу 70-х годов заняла 3-е место в мире (после США и Франции), по состоянию дорожной сети она все еще значительно от Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы ставала от многих передовых стран: так, из 150 тыс. км дорог лишь около 45% имели твердое покрытие. Период высоких темпов роста стал решающим в развитии морского флота Японии. Лишь к концу 50-х годов ей удалось восстановить максимальный предвоенный уровень тоннажа морского флота (6,1 млн. т), понесшего в результате войны колоссальный урон. Однако в последующие годы пополнение флота происходило столь быстрыми темпами, что уже в 1971 г. по общему его тоннажу — свыше 30 млн. ф — Япония заняла второе место в мире. В начале 70-х годов на японские суда приходилось около 20% всех морских грузоперевозок капиталистических стран, в том числе около 40% японского экспорта и 45% японского импорта. По техническому уровню японский флот был одним из самых передовых в мире: в его составе были гигантские танкеры, мощные сухогрузы, суда-контейнеровозы. р Важные изменения произошли в этот пе- Перемены в ѵ м риод и в японской деревне. Примерно с се- японскои деревне ГЛ rt F редины 50-х годов начался довольно быст- рый отток сельского населения в города. В 1955-1973 гг. деревню покинули более 11,5 млн. чел., и к 1973 г. численность сельского населения сократилась до 24,7 млн. чел. (23% от общей численности населения). Общее число крестьянских хозяйств также уменьшилось примерно на 900 тыс. и составило к 1973 г. около 5160 тыс. Хотя сокращение числа хозяйств происходило преимущественно за счет категории мелких и мельчайших (с наделами до 1 га), последние по-прежнему составляли основу сельского хозяйства Японии: в 1973 г. их насчитывалось более 3,5 млн., или две трети общего числа дворов. Наиболее ярко последствия аграрной реформы проявились в значительном сокращении масштабов аренды земли. К началу 70-х годов в деревне почти не осталось безземельных крестьян-арендаторов, а число хозяйств, прибегающих к аренде, сократилось примерно до 1 млн. (в 1950 г. их насчитывалось более 2 млн.). Общий объем сельскохозяйственного производства вырос за рассматриваемый период в 1,5 раза. В начале 70-х годов уже более 20% его стоимости приходилось на продукцию животноводства, хотя преобладающие позиции по-прежнему занимало растениеводство (три четверти объема производства). Под рис отводилось теперь уже менее половины посевных площадей, а на остальных землях выращивались другие зерновые, овощи, плодовые деревья, технические культуры и т.д. Глава 2. Период высоких темпов экономического роста В 60-е годы в деревне относительно широкое распространение получила сельскохозяйственная техника (мини-тракторы, комбайны), но большинство сельскохозяйственных операций по-прежнему производилось вручную или с использованием тягловой силы. В целом по уровню механизации сельскохозяйственного производства Япония в эти годы сильно уступала западным странам. В то же время по потреблению химических удобрений к концу 60-х годов она вышла на одно из первых мест в мире. Благодаря интенсивному использованию удобрений, ядохимикатов, а также улучшению агротехнических методов производства японским крестьянам удалось значительно повысить урожайность, и в конце 60-х годов по средней урожайности риса, батата, лука и т.д. Япония занимала одно из первых мест в мире. Улучшилось и материальное положение крестьян. Средний совокупный доход крестьянской семьи в 1957-1973 гг. вырос почти в 7 раз, но при этом доля в нем от сельского хозяйства сократилась с 56,6% в 1957 г. до 32,1% в 1973 г., а удельный вес побочных доходов соответственно возрос с 43,4% до 67,9%. К началу 70-х годов лишь 15% хозяйств обходились доходами, полученными от занятия сельским хозяйством, а 85% в той или иной мере прибегали к побочным заработкам (от работы по найму до открытия собственного дела). В целом облик японской деревни сильно изменился. В быт крестьян вошли холодильники, пылесосы, стиральные машины, не говоря уже о телевизорах и радиоприемниках; многие семьи смогли приобрести даже автомобили. В конце 60-х годов между городом и деревней уже не наблюдалось такого резкого контраста, какой существовал перед войной и даже в конце 50-х годов. Государственное регу- В развитии промышленности, сель-лирование экономики ского хозяйства и других сфер японской экономики в тот период исключительно важную роль продолжало играть государство. Хотя размеры государственного сектора значительно уменьшились, правительству принадлежала ведущая роль в определении стратегии экономического развития. В период высоких темпов роста в Японии значительное развитие получило государственное программирование. Наиболее известным из подготовленных в эти годы планов стал «План удвоения национального дохода», предусматривавший достижение этой цели за 1961-1970 гг. и ликвидацию экономического и технологического разрыва между Японией и ведущими западными странами. Хотя правительственные планы и программы носили инди Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы кативный характер, для частного бизнеса они служили важным ориентиром, так как обозначали сферы и отрасли, которые будут пользоваться вниманием и поддержкой правительства. Кроме того, государство использовало широкий набор кредитно-финансовых рычагов для поощрения частного сектора к развитию в заданных направлениях, а когда этого оказывалось недостаточно, прибегало и к принуждению с использованием административных методов. В 60-е годы предметом первоочередной заботы правительства были черная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия, а также ряд машиностроительных производств. Что же касается сельского хозяйства, то основные усилия государства были направлены на субсидирование производства некоторых видов продукции (прежде всего риса), на оказание финансовой помощи кооперативам, проведение протекционистской внешнеторговой политики, организацию научных исследований и содействие внедрению их результатов в производство. „ Форсированный рост экономики имел Негативные последст- весьш негативных последствий, вия форсированного п серьезной угрозой оказалась экономического роста природа Японских К0.вов. речь шла не только о ее разрушении, но и появлении в Японии болезней, ранее не известных медицине. Эти болезни, получившие японские названия итай-итай (т.е. «больно!»), минамата и ряд других, Представители «Сева дэнкб» (справа) выплачивают наличными 270 млн. иен компенсации представителям жертв «болезни Минамата» (30 сентября 1971 г.) были вызваны загрязнением окружающей среды, а именно, накоплением ртути и солей тяжелых металлов в морепродуктах. В частности, несколько жителей поселка Минамата (от него и пошло название заболевания) в префектуре Ниигата умерли после дол Глава 2. Период высоких темпов экономического роста гой мучительной болезни, вызванной регулярным сбросом сточных вод заводом компании «Сева дэнкб». Законодательная база природоохраны и защиты здоровья населения в Японии заметно отставала от экономического роста. Дела против компаний-загрязнителей тянулись годами. Только в мае 1970 г. был создан Центральный штаб борьбы с загрязнением окружающей среды, а в ноябре следующего года в парламенте был принят целый пакет законов по защите окружающей среды. _ За послевоенные годы произошли резкие Социальные сдви- ЛГ м м изменения в структуре занятости. К на- ги в 6U-e годы цалу jqx годов число занятых в первич- ных отраслях экономики — сельском хозяйстве, лесоводстве и рыболовстве — сократилось в два с половиной раза: с 48,3% в 1950 году до 19,4% в 1970 г., в добывающих отраслях промышленности — с 1,7% до 0,4%. В остальных отраслях экономики, в строительстве и обрабатывающих отраслях, и особенно в сфере обслуживания, в розничной и оптовой торговле, энерго- и газоснабжении произошло резкое увеличение числа занятых. Менялась и социальная структура за счет роста удельного веса работающих по найму. Если в 1960 г. число тех, кто имел свое дело и существовал за счет него, составляло 22,7%, то к 1970 г. их число сократилось до 17,2%. Одновременно за этот же период число лиц наемного труда увеличилось с 53,4 до 65%. Развитие шло по нарастающей. Исключение составил 1964 г. Огромной проблемой стала инфляция, приведшая к росту цен на многие предметы первой необходимости и на образование. В стране прокатилась волна студенческих протестов против повышения цен на обучение. Но уже в 1965 г. вновь начинается полоса подъема, известного как «бум Идзанаги», продлившегося вплоть до 1973 г. Экономические успехи позволили добиться существенных сдвигов в социальном положении населения, обеспечить политическую стабильность и условия для дальнейшего роста экономики. Именно 60-е годы стали переломными в качестве и уровне жизни большинства японцев. Быстро шел и процесс урбанизации. Составлявшее к 1955 г. одну треть населения крестьянство покидало свои дома и переселялось на тихоокеанское побережье Японии, где бурными темпами росло промышленное население, и как грибы возникали заводы и фабрики. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Изменения в структуре политических сил Бурное развитие японской экономики и неудача ожесточенной борьбы оппозиции против американо-японского «договора безопасности» были двумя важнейшими факторами, повлиявшими на трансформацию структуры политических сил в японском обществе. Главным ее содержанием стали ослабление радикальных тенденций и постепенный поворот левой оппозиции и профсоюзного движения в сторону центра. Образование ка- Новое десятилетие в Японии началось с бинетаИкэда прихода к власти 19 июля 1960 г. прави- тельства Икэда Хаято. Выходец из ничем не примечательной семьи почтового служащего, Икэда в отличие от большинства других японских лидеров закончил не престижный Токийский, а Киотосский университет. В 1925 г. он поступил в министерство финансов, а в 1929 г. занял пост директора налогового управления города Уцуномия. В день, когда японская авиация бомбила Пирл-Харбор, Икэда занял кресло начальника налогового отдела министерства финансов. После войны, в феврале 1947 г. он стал заместителем министра финансов Исибаси Танд-зан. Последний немало сделал для становления политической карьеры Икэда, и он этого никогда не забывал, хотя и входил в окружение Ёсида, политического соперника Исибаси. Икэда, вне всякого сомнения, повезло. Формируя свой третий кабинет министров в феврале 1949 г., Ёсида сразу обратил внимание на только что избранного в парламент от своего родного округа в префектуре Хиросима профессионального финансиста, и, не задумываясь, назначил его министром финансов. В этом качестве Икэда пришлось выдержать тягчайшее испытание — претворять в жизнь план Доджа, т. е. крайне непопулярную политику жестких бюджетных ограничений, отмены дотаций и регулирования цен и подавления инфляции. Икэда честно и последовательно проводил намеченный курс, хотя в результате жестких мер японская экономика оказалась в критическом положении. Впрочем, для Икэда — финансиста традиционной выучки — это оказалось прекрасной экономической школой. У ЛЛП Начиная с прихода к власти Икэда, государст-спех іді Венная политика была переключена в русло ре- на вы орах шения задачи форсированного экономического роста. Для того чтобы ЛДП победила на предстоявших в ноябре всеобщих выборов в парламент, Икэда необходимо было выступить с программой и лозунгами, которые могли бы заставить из Глава 2. Период высоких темпов экономического роста бйрателей забыть о бурных событиях, связанных с ратификацией «договора безопасности». Нужно было восстановить явно пошатнувшееся доверие народа к консерваторам. Икэда нашел самый правильный пропагандистский ход — он выступил с «Планом удвоения национального дохода», ясной и четкой позицией, получившей поддержку как у широких масс, так и в среде предпринимателей и растущего среднего класса. На выборах в парламент ЛДП победила, несмотря на все прогнозы об ее провале и шумную кампанию оппозиционных партий, всерьез рассчитывавших на победу после массовых выступлений против «договора безопасности». Этот успех был особенно важен с точки зрения исторической перспективы, поскольку в тот момент оппозиция реально имела шансы на успех. Разумеется, итоги выборов в ноябре 1960 г. были обусловлены не только правильно построенной пропагандистской кампанией правительства Икэда. Сработали и другие факторы, прежде всего, здоровый консерватизм масс, которые опасались резких перемен и отдали предпочтение тем, кто уже имел опыт руководства страной, а не красноречивым левым политикам. Кроме того, события лета 1960 г. парадоксальным образом не только не сплотили левое движение, но еще больше разобщили его. Многие вчерашние союзники и соратники стали заклятыми врагами. С середины 50-х годов в японском обществе постепенно увеличивалась Икэда (крайний справа) принимает участие в религиозной церемонии (24 ноября 1963 г.) Выход на политическую арену партии центра прослойка инженерно-технических работников, служащих, лиц свободных профессии. В 60-е годы на фоне быстрого экономического роста произошло значительное повышение заработной платы постоянных рабочих и служащих. Это создало дополнительные сложности для распространения идеологии левых сил. В этот период складываются и становятся более зрелыми отношения партнерства между трудом и капиталом. Забастовки в большей мере приобрели характер экономических, хотя наиболь Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы шим влиянием продолжали пользоваться профсоюзы левой ориентации, в первую очередь, Генеральный Совет профсоюзов Японии (Сохё), объединявший профсоюзы государственного сектора. Обычными стали «весенние» и «осенние наступления» трудящихся, но они все больше напоминали некий ритуал, при котором обе стороны следовали общему сценарию демонстративного поведения, а главная борьба, порой очень острая, разворачивалась во время закрытых переговоров по согласованию процента повышения заработной платы. Кроме того, форсированное развитие японской промышленности вызвало значительный приток рабочей силы в города. Это привело к определенным изменениям в социальном и политическом облике населения японских городов и расширило потенциальную опору оппозиции. Результатом стало возникновение центристских партий, опиравшихся на новые социальные слои и кон-тингенты городских жителей, что положило начало размыванию биполярной структуры японской политики. Первой такой партией стала Партия демократического социализма, созданная правыми социалистами, вышедшими из СПЯ в период борьбы против пересмотра японо-американского «договора безопасности». Расколы, бывшие следствием серьезных идеологических разногласий между правым и левым крылом японских социалистов, случались и раньше, однако они оказывались более или менее непродолжительными из-за слабости самостоятельной социальной базы правых элементов в социалистическом движении. На этот раз раскол привел к образованию вполне самостоятельной правосоциалистической партии. Основой такого стойкого размежевания стал раскол в японском профсоюзном движении. Два общенациональных профсоюзных объединения — Сбхё и До-мэй, — оказали политическую поддержку, соответственно, левым и правым социалистам. Другой новой политической партией стала Партия чистой политики (Кбмэйтб), образовавшаяся в ноябре 1964 г. Фактически эта партия являлась политической организацией религиозного общества Сока гаккай, активно действовавшего на политической арене с конца 50-х годов. Своих членов оно рекрутировало, главным образом, среди недавних выходцев из деревни, используя их неудовлетворенность своим положением. ПДС и Комэйто сформировали политический центр в японской политике и получили в Японии название «партий среднего пути». С течением времени их деятельность привела к важным переменам на политической сцене. Глава 2. Период высоких темпов экономического роста К концу 60-х годов партии центра добились определенного политического влияния. На выборах в палату представителей в 1969 году Комэйто получила 47 мест, сделавшись второй по значению оппозиционной силой в парламенте. Положение ПДС было менее надежным, но все-таки достаточно стабильным (она получила 31 место). Упрочение позиций центра происходило за счет некоторого оттока голосов от ведущих политических партий — ЛДП и СПЯ. Совокупный вес последних в палате представителей в течение 60-х годов неуклонно снижался. Если в 1958 г. либерал-демократы и социалисты вместе обладали 98% мест в нижней палате (ЛДП — 62%, СПЯ—36%), т.е. могли решать дела в парламенте без учета мнения других политических сил, то после выборов 1960 г. их совокупная доля снизилась до 94%, в 1967 г. —до 86%, а в 1969 г. — до 78%. Выход на политическую арену центристских партий привел к падению доли избирателей, голосовавших как за либерал-демократов (1960 г. — 57, 6%, 1963 г. — 54,7%, 1967 г. — 48,8%, 1969 г. —47,6%), так и за социалистов (1960 г. — 27,6%, 1963 г. —29,0%, 1967 г. —27,9%, 1969 г. —21,4%).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |