Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркиз Де Сад. Жюльетта: роман. Том 1 20 страница




Своей кульминации события достигли в ночь на 19 июня, ко­гда вокруг японского парламента, где готовилась ратификация до­говора в верхней палате, собралось 330 тыс. чел. Демонстранты окружили также резиденцию премьер-министра и посольство США и до утра скандировали лозунги, требуя отставки Киси. f Убийство Асанума 20 июня палата советников утвердила поправки к 32 законам, связанным с введением в действие нового «договора безопасно­сти». 23 июня состоялся обмен ратификационными грамотами между участниками договора, после чего он вступил в силу. В тот же день кабинет Киси ушел в отставку. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Массовые протесты продолжались, постепенно затухая, еще несколько месяцев. Последним трагическим отголоском острей­шего общественно-политического противостояния стала гибель одной из наиболее популярных и влиятельных фигур периода борьбы против «договора безопасности» председателя Социали­стической партии Асанума Инэдзирб, который был убит правым террористом во время предвыборной кампании 12 октября 1960 г. * * * Подписанием в 1960 г. нового японо-американского «договора безопасности», установившего новые, более равноправные и взаимоответственные отношения между Японией и США, закон­чился послеоккупационный период японской истории, вобрав­ший в себя первые экономические успехи и эволюцию структуры политической власти. С ратификацией «договора безопасности» и уходом в отставку Киси, взявшего на себя ответственность за бес­порядки, к которым привело массовое движение протеста, начал­ся принципиально новый этап в японской истории XX века, этап беспрецедентных темпов экономического роста, улучшения соци­альных условий и формирования мощного «среднего класса» — га­ранта политической стабильности и демократического развития страны. Глава 2 ПЕРИОД ВЫСОКИХ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (1960-1971) Феномен высоких темпов экономического роста Период высоких темпов роста занимает особое место в эконо­мическом развитии Японии. Успехи, достигнутые ею в те годы, были столь впечатляющи, что мир заговорил о японском «эконо­мическом чуде». За 15 лет — с 1958 по 1973 гг. — валовой нацио­нальный продукт Японии увеличился в 6,5 раз, а объем промыш­ленного производства — более чем в 10 раз. Обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию и ФРГ, уже в конце 60-х годов Япония заняла второе место в капиталистическом мире по объему промышленного производства, а в начале 70-х годов — и по объе­му валового национального продукта. Темпы роста японской эко­номики в тот период были самыми высокими среди развитых ка­питалистических стран и составляли около 11 % в год. Развитие обрабатываю- Экономические успехи Японии бы-щей промышленности ли связаны главным образом с бур­ным развитием обрабатывающей промышленности, обусловленным, прежде всего, огромными ин­вестициями в расширение и обновление основного капитала. В период высоких темпов роста на цели накопления расходовалось в среднем около 30% ВВП страны, а из этих средств около 2/3 направлялось на развитие промышленности. С завершением в 1957 г. восстановительных процессов в про­мышленности стало очевидно, что дальнейшее ее развитие невоз­можно без проведения коренной технической реконструкции. Со второй половины 50-х годов в Японии начался интенсивный про­цесс обновления основного капитала в старых отраслях (черной металлургии, нефтепереработке, электромашиностроении, судо­строении, в текстильной и пищевой промышленности, химиче­ских производствах). Одновременно с этим шло бурное строи­тельство предприятий новых отраслей и производств, таких как радиоэлектроника, нефтехимия, производство пластмасс, синте­тического каучука, синтетических волокон и т.д. Как реконструкция старых отраслей, так и создание новых в значительной степени основывались на импорте иностранной тех­ники и технологии. Так, за 1950-1971 гг. Япония приобрела свы- 580 Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы ше 15 тыс. иностранных патентов и лицензий, из них более 60% пришлось на долю США. Реализация курса на техническую реконструкцию и создание передовой отраслевой структуры привела к тому, что основой эко­номического роста стал огромный и все более возраставший спрос предприятий на машины, оборудование, строительные материалы и прочие инвестиционные товары. Это сопровождалось усилением концентрации инвестиций и производства в отраслях тяжелой промышленности, обслуживавших рынок инвестиционных това­ров. При этом наиболее высокими темпами развивались машино­строительные производства. В результате к концу 60-х-началу 70-х годов облик японской промышленности коренным образом изменился. Во-первых, в ее структуре значительно повысилась доля тяжелой промышленно­сти: с 51,7% до 67,8% за 1956-1973 гг. (в том числе доля отрас­лей машиностроительного комплекса — с 17,9% до 35,3%). Во-вторых, к концу 60-х годов Япония создала практически универ­сальную отраслевую структуру промышленного производства, в которой в той или ином объеме были представлены все виды со­временных производств, включая новейшие. И, в-третьих, все ста­рые отрасли японской промышленности перешли на новые техно­логии производства и освоили выпуск современной продукции. Так, в черной металлургии был сделан решительный поворот от мартеновского способа выплавки стали к кислородно-конвертор­ному; в судостроении была внедрена новая технология строитель­ства гигантских танкеров и сухогрузов, в химической промыш­ленности было установлено более эффективное оборудование по выпуску аммиака, искусственных удобрений и т.д. В конце 60-х-начале 70-х годов технический уровень япон­ской промышленности был уже одним из самых высоких в мире. Доля машин и оборудования в возрасте до 3 лет в начале 70-х го­дов составляла почти половину стоимости основных фондов, а в целом ряде ведущих отраслей по мощности и производительности оборудования Японии удалось обойти не только европейские страны, но и США (прежде всего в черной металлургии, нефтехи­мии, судостроении). Коренным образом изменились место и роль Японии в миро­вом производстве. К концу 60-х годов она стала крупнейшим в мире производителем многих важных видов продукции тяжелой промышленности, выйдя по объему производства судов, кино- и фотоаппаратуры, химических волокон на первое место в мире, а по выплавке стали, производству электрооборудования, электрон­ Глава 2. Период высоких темпов экономического роста ной техники, автомобилей, швейных машин и т.д. — на второе по­сле США, опередив Великобританию и ФРГ. Рост внешней Опираясь на свою все более возрастающую торговли промышленную мощь, Япония постепенно превращалась в одного из крупнейших в мире экспортеров промышленной продукции. Объем японского экспор­та в 1957-1973 гг. увеличился почти в 10 раз, при резком измене­нии его внутренней структуры. Вывоз текстиля, на долю которого еще в конце 50-х годов приходилось 20-25% стоимости экспорта, отошел на второй план, уступив место широкому кругу изделий тяжелой промышленности, таких как сталь, суда, автомобили, ра­диоприемники, оптические приборы, электрооборудование, швей­ные машины, фотоаппараты, телевизоры и т.д. В 1973 г. на тек­стильную продукцию приходилось всего лишь 9% стоимости экс­порта, на долю машин и оборудования — 55%, металлов и метал­лоизделий— 18,5%, химических продуктов—около 6%. Причем, если прежде японская ниша на мировых рынках была заполнена в основном товарами, относительно невысокого качества и невысо­кой степени сложности, то к концу 60-х годов Япония уже имела репутацию поставщика высококачественной, технически сложной продукции. Будучи лишена сколько-нибудь значимых запасов основных видов природных ресурсов, Япония для поддержания быстрого развития промышленности вынуждена была из года в год увели­чивать ввоз сырья и топлива. Пользуясь тем, что цены на эти то­вары на мировых рынках долгое время были стабильными и даже понижались, Япония предпочитала ввозить необработанное сы­рье, организуя полный цикл его переработки на собственной тер­ритории. За 1957-1973 гг. объем импорта увеличился почти в 7 раз, при этом в конце периода на сырье приходилось около трети его стоимости, а на минеральное топливо — около 22% (в т.ч. 16% — на нефть). По-прежнему, довольно высокую долю в им­порте— свыше 15%—занимали продовольственные товары. Хотя еще с конца 50-х годов Япония была в состоянии удовлетворять потребности населения в основном продукте питания — рисе — за счет внутреннего производства, рост уровня жизни населения требовал расширения ввоза различных видов продовольствия (прежде всего продукции животноводства и фруктов). Что же касается машин и оборудования, то зависимость Япо­нии от их поставок из западных стран существенно снизилась (за исключением небольшой группы наиболее сложной наукоемкой техники, которую она сама пока не могла производить), а доля Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы этих товаров в импорте в начале 70-х годов составляла менее 10%. Натиск японских товаров на мировые рынки был столь мощ­ным, что, несмотря на многократное возрастание объемов импор­та, со второй половины 60-х годов торговый баланс Японии начал почти постоянно сводиться с положительным сальдо, что позво­лило ей накопить значительные золотовалютные резервы и при­ступить к активному экспорту капитала. Всего за 1951-1970 гг. японские инвестиции за рубежом составили около 2,7 млрд. долл., из них 1,88 млрд. долл., или около 70%, были инвестирова­ны во второй половине 60-х годов. Обрабатывающая промышленность в тот период, безусловно, выступила в роли локомотива экономического роста страны. Что же касается других сфер экономики, то судьба их сложилась по-разному. „ _ Обилие дешевого и качественно- Сворачивание добываю- rQ на ч щей промышленности предопределило начало фактиче- ского сворачивания собственной добывающей промышленности. В 1957-1970 гг. объем производства в добывающих отраслях уве­личился лишь на 11 %, а их доля в общем объеме промышленного производства сократилась с 5,1 до 2,1%. В конце 60-х годов в до­бывающей промышленности было занято лишь около 500 тыс. чел., или примерно 1 % общего числа занятых в промышленности. Решающее значение для такой динамики имело сворачивание производства в крупнейшей подотрасли — угледобыче. Макси­мальный уровень добычи угля — 54,5 млн. ф — был достигнут в 1961 г., затем она начала довольно быстро снижаться и в начале 70-х годов составляла всего лишь около 33 млн. т. При этом зави­симость Японии от импорта угля за эти годы увеличилась с 36 до 56%. Что касается других видов полезных ископаемых, то к концу периода высоких темпов роста лишь добыча свинцовых и цинко­вых руд, а также марганцевой и медной руды еще сохраняли зна­чение для японской промышленности (за счет собственной добы­чи удовлетворялось около половины потребностей в свинцовых и цинковых рудах, около 20% — в медной руде, около 30% — в мар­ганцевой руде). Добыча всех прочих видов сырья и топлива осу­ществлялась в крайне незначительных (часто символических) объемах. Развитие транспорта Довольно быстро в период высоких темпов роста развивался транспорт: в Глава 2. Период высоких темпов экономического роста 1960-1973 гг. объем грузо- и пассажироперевозок почти утроил­ся. Значительное развитие получил автомобильный транспорт — в начале 70-х годов на него приходилась почти половина перевозок пассажиров и около 40% перевозок грузов. Морской транспорт перевозил свыше 40% внутренних грузов и весь объем внешних грузов, а на железнодорожный транспорт падало около 20% гру­зо- и около половины пассажироперевозок. Протяженность железных дорог Японии с середины 30-х го­дов практически не увеличивалась и в начале 70-х годов состав­ляла около 27 тыс. км (из них 21,3 тыс. км приходилось на госу­дарственные железные дороги), но в 60-е годы в этой отрасли был осуществлен ряд важных технических нововведений. Один за дру­гим начали вводиться в строй участки высокоскоростной желез­нодорожной магистрали «Синкансэн», которая должна была со­единить все основные города Японии. Средняя скорость движения поездов по этой магистрали составляла более 160 км/час. В кон­це 60-х годов было также начато строительство железнодорожно­го туннеля между островами Хонсю и Хоккайдо (общей длиной 36,4 км и длиной подводной части 22 км), а несколько позже — строительство двух крупнейших железнодорожных мостов, кото­рые должны были соединить район Осака-Кббэ с о-вом Сикоку. Наконец, во второй половине 60-х годов был осуществлен полный переход на тепловую и электрическую тягу, а паровозы продолжа­ли выпускаться только для экспорта. К началу 70-х годов Япония превратилась в одну из крупней­ших автомобильных держав мира. В 1971 г. в стране насчитыва­лось уже более 12 млн. автомобилей (в т.ч. свыше 5 млн. легко­вых), и по этому показателю она занимала 2-е (после США) место в мире. 60-е годы стали периодом интенсивного автодорожного строительства. В частности, в 1969 г. была введена в эксплуата­цию высокоскоростная автомагистраль Токио-Нагоя-Кббэ про­тяженностью 536 км, которая соединила районы, где проживало около половины населения и производилось более 2/3 промыш­ленной продукции. Строительство дорог поглощало огромные деньги, и чтобы облегчить напряженную ситуацию с его финанси­рованием, в 1968 г. был принят закон, по которому при покупке нового автомобиля каждый покупатель должен был уплачивать налог в размере 3% от его стоимости на цели дорожного строи­тельства. Хотя по протяженности автомобильных дорог Япония к началу 70-х годов заняла 3-е место в мире (после США и Фран­ции), по состоянию дорожной сети она все еще значительно от­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы ставала от многих передовых стран: так, из 150 тыс. км дорог лишь около 45% имели твердое покрытие. Период высоких темпов роста стал решающим в развитии морского флота Японии. Лишь к концу 50-х годов ей удалось вос­становить максимальный предвоенный уровень тоннажа морского флота (6,1 млн. т), понесшего в результате войны колоссальный урон. Однако в последующие годы пополнение флота происходило столь быстрыми темпами, что уже в 1971 г. по общему его тонна­жу — свыше 30 млн. ф — Япония заняла второе место в мире. В начале 70-х годов на японские суда приходилось около 20% всех морских грузоперевозок капиталистических стран, в том числе около 40% японского экспорта и 45% японского импорта. По техническому уровню японский флот был одним из самых передо­вых в мире: в его составе были гигантские танкеры, мощные сухо­грузы, суда-контейнеровозы. р Важные изменения произошли в этот пе- Перемены в ѵ м риод и в японской деревне. Примерно с се- японскои деревне ГЛ rt F редины 50-х годов начался довольно быст- рый отток сельского населения в города. В 1955-1973 гг. деревню покинули более 11,5 млн. чел., и к 1973 г. численность сельского населения сократилась до 24,7 млн. чел. (23% от общей числен­ности населения). Общее число крестьянских хозяйств также уменьшилось при­мерно на 900 тыс. и составило к 1973 г. около 5160 тыс. Хотя со­кращение числа хозяйств происходило преимущественно за счет категории мелких и мельчайших (с наделами до 1 га), последние по-прежнему составляли основу сельского хозяйства Японии: в 1973 г. их насчитывалось более 3,5 млн., или две трети общего числа дворов. Наиболее ярко последствия аграрной реформы проявились в значительном сокращении масштабов аренды земли. К началу 70-х годов в деревне почти не осталось безземельных крестьян-арен­даторов, а число хозяйств, прибегающих к аренде, сократилось примерно до 1 млн. (в 1950 г. их насчитывалось более 2 млн.). Общий объем сельскохозяйственного производства вырос за рассматриваемый период в 1,5 раза. В начале 70-х годов уже бо­лее 20% его стоимости приходилось на продукцию животновод­ства, хотя преобладающие позиции по-прежнему занимало расте­ниеводство (три четверти объема производства). Под рис отводи­лось теперь уже менее половины посевных площадей, а на осталь­ных землях выращивались другие зерновые, овощи, плодовые де­ревья, технические культуры и т.д. Глава 2. Период высоких темпов экономического роста В 60-е годы в деревне относительно широкое распространение получила сельскохозяйственная техника (мини-тракторы, комбай­ны), но большинство сельскохозяйственных операций по-прежне­му производилось вручную или с использованием тягловой силы. В целом по уровню механизации сельскохозяйственного произ­водства Япония в эти годы сильно уступала западным странам. В то же время по потреблению химических удобрений к концу 60-х годов она вышла на одно из первых мест в мире. Благодаря интенсивному использованию удобрений, ядохимикатов, а также улучшению агротехнических методов производства японским крестьянам удалось значительно повысить урожайность, и в кон­це 60-х годов по средней урожайности риса, батата, лука и т.д. Япония занимала одно из первых мест в мире. Улучшилось и материальное положение крестьян. Средний совокупный доход крестьянской семьи в 1957-1973 гг. вырос поч­ти в 7 раз, но при этом доля в нем от сельского хозяйства сокра­тилась с 56,6% в 1957 г. до 32,1% в 1973 г., а удельный вес по­бочных доходов соответственно возрос с 43,4% до 67,9%. К на­чалу 70-х годов лишь 15% хозяйств обходились доходами, полу­ченными от занятия сельским хозяйством, а 85% в той или иной мере прибегали к побочным заработкам (от работы по найму до открытия собственного дела). В целом облик японской деревни сильно изменился. В быт крестьян вошли холодильники, пылесосы, стиральные машины, не говоря уже о телевизорах и радиоприемниках; многие семьи смог­ли приобрести даже автомобили. В конце 60-х годов между горо­дом и деревней уже не наблюдалось такого резкого контраста, ка­кой существовал перед войной и даже в конце 50-х годов. Государственное регу- В развитии промышленности, сель-лирование экономики ского хозяйства и других сфер япон­ской экономики в тот период исклю­чительно важную роль продолжало играть государство. Хотя раз­меры государственного сектора значительно уменьшились, прави­тельству принадлежала ведущая роль в определении стратегии экономического развития. В период высоких темпов роста в Японии значительное разви­тие получило государственное программирование. Наиболее из­вестным из подготовленных в эти годы планов стал «План удвое­ния национального дохода», предусматривавший достижение этой цели за 1961-1970 гг. и ликвидацию экономического и техноло­гического разрыва между Японией и ведущими западными стра­нами. Хотя правительственные планы и программы носили инди­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы кативный характер, для частного бизнеса они служили важным ориентиром, так как обозначали сферы и отрасли, которые будут пользоваться вниманием и поддержкой правительства. Кроме то­го, государство использовало широкий набор кредитно-финансо­вых рычагов для поощрения частного сектора к развитию в задан­ных направлениях, а когда этого оказывалось недостаточно, при­бегало и к принуждению с использованием административных ме­тодов. В 60-е годы предметом первоочередной заботы правительства были черная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия, а так­же ряд машиностроительных производств. Что же касается сельского хозяйства, то основные усилия го­сударства были направлены на субсидирование производства не­которых видов продукции (прежде всего риса), на оказание фи­нансовой помощи кооперативам, проведение протекционистской внешнеторговой политики, организацию научных исследований и содействие внедрению их результатов в производство. „ Форсированный рост экономики имел Негативные последст- весьш негативных последствий, вия форсированного п серьезной угрозой оказалась экономического роста природа Японских К0.вов. речь шла не только о ее разрушении, но и появлении в Японии болезней, ранее не известных медицине. Эти болезни, получившие японские названия итай-итай (т.е. «больно!»), минамата и ряд других, Представители «Сева дэнкб» (справа) выплачивают наличными 270 млн. иен компенсации представителям жертв «болезни Минамата» (30 сентября 1971 г.) были вызваны загрязнением окружающей среды, а именно, нако­плением ртути и солей тяжелых металлов в морепродуктах. В ча­стности, несколько жителей поселка Минамата (от него и пошло название заболевания) в префектуре Ниигата умерли после дол­ Глава 2. Период высоких темпов экономического роста гой мучительной болезни, вызванной регулярным сбросом сточ­ных вод заводом компании «Сева дэнкб». Законодательная база природоохраны и защиты здоровья на­селения в Японии заметно отставала от экономического роста. Дела против компаний-загрязнителей тянулись годами. Только в мае 1970 г. был создан Центральный штаб борьбы с загрязнением окружающей среды, а в ноябре следующего года в парламенте был принят целый пакет законов по защите окружающей среды. _ За послевоенные годы произошли резкие Социальные сдви- ЛГ м м изменения в структуре занятости. К на- ги в 6U-e годы цалу jqx годов число занятых в первич- ных отраслях экономики — сельском хозяйстве, лесоводстве и ры­боловстве — сократилось в два с половиной раза: с 48,3% в 1950 году до 19,4% в 1970 г., в добывающих отраслях промышленности — с 1,7% до 0,4%. В остальных отраслях экономики, в строитель­стве и обрабатывающих отраслях, и особенно в сфере обслужива­ния, в розничной и оптовой торговле, энерго- и газоснабжении произошло резкое увеличение числа занятых. Менялась и социальная структура за счет роста удельного ве­са работающих по найму. Если в 1960 г. число тех, кто имел свое дело и существовал за счет него, составляло 22,7%, то к 1970 г. их число сократилось до 17,2%. Одновременно за этот же период число лиц наемного труда увеличилось с 53,4 до 65%. Развитие шло по нарастающей. Исключение составил 1964 г. Огромной проблемой стала инфляция, приведшая к росту цен на многие предметы первой необходимости и на образование. В стра­не прокатилась волна студенческих протестов против повышения цен на обучение. Но уже в 1965 г. вновь начинается полоса подъема, известного как «бум Идзанаги», продлившегося вплоть до 1973 г. Экономи­ческие успехи позволили добиться существенных сдвигов в соци­альном положении населения, обеспечить политическую стабиль­ность и условия для дальнейшего роста экономики. Именно 60-е годы стали переломными в качестве и уровне жизни большинства японцев. Быстро шел и процесс урбанизации. Составлявшее к 1955 г. одну треть населения крестьянство покидало свои дома и пересе­лялось на тихоокеанское побережье Японии, где бурными темпа­ми росло промышленное население, и как грибы возникали заво­ды и фабрики. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Изменения в структуре политических сил Бурное развитие японской экономики и неудача ожесточен­ной борьбы оппозиции против американо-японского «договора бе­зопасности» были двумя важнейшими факторами, повлиявшими на трансформацию структуры политических сил в японском об­ществе. Главным ее содержанием стали ослабление радикальных тенденций и постепенный поворот левой оппозиции и профсоюз­ного движения в сторону центра. Образование ка- Новое десятилетие в Японии началось с бинетаИкэда прихода к власти 19 июля 1960 г. прави- тельства Икэда Хаято. Выходец из ничем не примечательной семьи почтового служащего, Икэда в отличие от большинства других японских лидеров закончил не престижный Токийский, а Киотосский университет. В 1925 г. он поступил в министерство финансов, а в 1929 г. занял пост директора налого­вого управления города Уцуномия. В день, когда японская авиа­ция бомбила Пирл-Харбор, Икэда занял кресло начальника нало­гового отдела министерства финансов. После войны, в феврале 1947 г. он стал заместителем министра финансов Исибаси Танд-зан. Последний немало сделал для становления политической ка­рьеры Икэда, и он этого никогда не забывал, хотя и входил в ок­ружение Ёсида, политического соперника Исибаси. Икэда, вне всякого сомнения, повезло. Формируя свой третий кабинет министров в феврале 1949 г., Ёсида сразу обратил вни­мание на только что избранного в парламент от своего родного округа в префектуре Хиросима профессионального финансиста, и, не задумываясь, назначил его министром финансов. В этом каче­стве Икэда пришлось выдержать тягчайшее испытание — претво­рять в жизнь план Доджа, т. е. крайне непопулярную политику жестких бюджетных ограничений, отмены дотаций и регулирова­ния цен и подавления инфляции. Икэда честно и последовательно проводил намеченный курс, хотя в результате жестких мер япон­ская экономика оказалась в критическом положении. Впрочем, для Икэда — финансиста традиционной выучки — это оказалось прекрасной экономической школой. У ЛЛП Начиная с прихода к власти Икэда, государст-спех іді Венная политика была переключена в русло ре- на вы орах шения задачи форсированного экономического ро­ста. Для того чтобы ЛДП победила на предстоявших в ноябре всеобщих выборов в парламент, Икэда необходимо было высту­пить с программой и лозунгами, которые могли бы заставить из­ Глава 2. Период высоких темпов экономического роста бйрателей забыть о бурных событиях, связанных с ратификацией «договора безопасности». Нужно было восстановить явно пошат­нувшееся доверие народа к консерваторам. Икэда нашел самый правильный пропа­гандистский ход — он выступил с «Пла­ном удвоения национального дохода», ясной и четкой позицией, получившей поддержку как у широких масс, так и в среде предпринимателей и растущего среднего класса. На выборах в парла­мент ЛДП победила, несмотря на все прогнозы об ее провале и шумную кампанию оппозиционных партий, все­рьез рассчитывавших на победу после массовых выступлений против «дого­вора безопасности». Этот успех был особенно важен с точки зрения исторической перспекти­вы, поскольку в тот момент оппозиция реально имела шансы на успех. Разу­меется, итоги выборов в ноябре 1960 г. были обусловлены не только правиль­но построенной пропагандистской кам­панией правительства Икэда. Сработа­ли и другие факторы, прежде всего, здоровый консерватизм масс, которые опасались резких перемен и отдали предпочтение тем, кто уже имел опыт руководства страной, а не красноречивым ле­вым политикам. Кроме того, события лета 1960 г. парадоксальным образом не только не сплотили левое движение, но еще больше разобщили его. Многие вчерашние союзники и соратники стали заклятыми врагами. С середины 50-х годов в японском обществе постепенно увеличивалась Икэда (крайний спра­ва) принимает участие в религиозной церемо­нии (24 ноября 1963 г.) Выход на политическую арену партии центра прослойка инженерно-технических работников, служащих, лиц свободных профессии. В 60-е годы на фоне быстрого экономического роста произошло значительное по­вышение заработной платы постоянных рабочих и служащих. Это создало дополнительные сложности для распространения идеоло­гии левых сил. В этот период складываются и становятся более зрелыми от­ношения партнерства между трудом и капиталом. Забастовки в большей мере приобрели характер экономических, хотя наиболь­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы шим влиянием продолжали пользоваться профсоюзы левой ори­ентации, в первую очередь, Генеральный Совет профсоюзов Япо­нии (Сохё), объединявший профсоюзы государственного сектора. Обычными стали «весенние» и «осенние наступления» трудящих­ся, но они все больше напоминали некий ритуал, при котором обе стороны следовали общему сценарию демонстративного поведе­ния, а главная борьба, порой очень острая, разворачивалась во время закрытых переговоров по согласованию процента повыше­ния заработной платы. Кроме того, форсированное развитие японской промышлен­ности вызвало значительный приток рабочей силы в города. Это привело к определенным изменениям в социальном и политиче­ском облике населения японских городов и расширило потенци­альную опору оппозиции. Результатом стало возникновение цен­тристских партий, опиравшихся на новые социальные слои и кон-тингенты городских жителей, что положило начало размыванию биполярной структуры японской политики. Первой такой партией стала Партия демократического соци­ализма, созданная правыми социалистами, вышедшими из СПЯ в период борьбы против пересмотра японо-американского «договора безопасности». Расколы, бывшие следствием серьезных идеоло­гических разногласий между правым и левым крылом японских социалистов, случались и раньше, однако они оказывались более или менее непродолжительными из-за слабости самостоятельной социальной базы правых элементов в социалистическом движе­нии. На этот раз раскол привел к образованию вполне самостоя­тельной правосоциалистической партии. Основой такого стойкого размежевания стал раскол в японском профсоюзном движении. Два общенациональных профсоюзных объединения — Сбхё и До-мэй, — оказали политическую поддержку, соответственно, левым и правым социалистам. Другой новой политической партией стала Партия чистой по­литики (Кбмэйтб), образовавшаяся в ноябре 1964 г. Фактически эта партия являлась политической организацией религиозного об­щества Сока гаккай, активно действовавшего на политической арене с конца 50-х годов. Своих членов оно рекрутировало, глав­ным образом, среди недавних выходцев из деревни, используя их неудовлетворенность своим положением. ПДС и Комэйто сформировали политический центр в япон­ской политике и получили в Японии название «партий среднего пути». С течением времени их деятельность привела к важным пе­ременам на политической сцене. Глава 2. Период высоких темпов экономического роста К концу 60-х годов партии центра добились определенного по­литического влияния. На выборах в палату представителей в 1969 году Комэйто получила 47 мест, сделавшись второй по значению оппозиционной силой в парламенте. Положение ПДС было менее надежным, но все-таки достаточно стабильным (она получила 31 место). Упрочение позиций центра происходило за счет некоторого от­тока голосов от ведущих политических партий — ЛДП и СПЯ. Со­вокупный вес последних в палате представителей в течение 60-х годов неуклонно снижался. Если в 1958 г. либерал-демократы и социалисты вместе обладали 98% мест в нижней палате (ЛДП — 62%, СПЯ—36%), т.е. могли решать дела в парламенте без учета мнения других политических сил, то после выборов 1960 г. их со­вокупная доля снизилась до 94%, в 1967 г. —до 86%, а в 1969 г. — до 78%. Выход на политическую арену центристских партий привел к падению доли избирателей, голосовавших как за либе­рал-демократов (1960 г. — 57, 6%, 1963 г. — 54,7%, 1967 г. — 48,8%, 1969 г. —47,6%), так и за социалистов (1960 г. — 27,6%, 1963 г. —29,0%, 1967 г. —27,9%, 1969 г. —21,4%).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.