Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркиз Де Сад. Жюльетта: роман. Том 1 22 страница




Действуя по разным каналам, используя влиятельные полити­ческие и академические фигуры, организуя встречи специалистов с участием лиц, близких к государственному департаменту и ми­нистерству обороны США, Токио усиливал давление на Вашинг­тон. В октябре 1967 г. на японо-американской встрече в верхах Сатб удалось добиться согласия Вашингтона на возвращение о­ Глава 2. Период высоких темпов экономического роста вов Огасавара (Бонин) и обещания в течение ближайших лет оп­ределить срок передачи Окинавы. А в 1969 г. был решен вопрос об удалении ядерного оружия с островов. Соединенные Штаты, энергично выступавшие за скорейшее подписание всеми страна­ми мира договора о нераспространении ядерного оружия, вынуж­дены были пойти на уступки — на вывод ядерного оружия с Оки­навы в целях сохранения безъядерного статуса Японии. В конце 1968 г. на президентских выборах в США победил кандидат республиканской партии Р.Никсон. Пост помощника президента по вопросам национальной безопасности в новой ад­министрации занял Г.Киссинджер, оказавший огромное влияние на формирование новой американской политики в Азии. Новая ад­министрация резко изменила стратегический и тактический курс в регионе. Суть ее политики заключалась в свертывании войны во Вьетнаме и нормализации отношений с Пекином. К этому моменту в японо-американских отношениях стали по­являться новые элементы — торгово-экономические противоре­чия, связанные с массированным японским экспортом на амери­канский рынок. В конце 60-х годов очень острой стала проблема американского импорта японского текстиля, который наносил ущерб интересам американских производителей. Соглашение по Окинаве должно было создать основу для нового партнерства, в рамках которого могли бы решаться и другие проблемы. В ноябре 1969 г. на встрече Сатб с Никсоном было подписано соглашение о возвращении Японии Окинавы и распространения на острова ре­жима японо-американского «договора безопасности», в частности и той его части, которая предусматривала необходимость предва­рительных консультаций в случае использования военных баз для участия в тех или иных военных действиях. _ Одно из этапных событий в исто- Подписание мирного до- послевоенной японской ди- говора с Южной Кореей плонатии _ подписание мирного договора с Южной Кореей. Переговоры шли очень трудно. Пози­ция Сеула была жесткой и крайне неуступчивой. Сеул добивался не только политических, но и экономических уступок. Конфликт­ными были такие вопросы как урегулирование имущественных и репарационных претензий Сеула к Японии, рыболовство, границы между двумя странами, включая спор о принадлежности о-вов Такэсима, и особенно юридический статус корейцев, проживаю­щих в Японии. В этот период в Южной Корее у власти находился авторитар­ный военный режим Пак Чжонхи. Его целью была ускоренная ин­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы дустриализация, которую он проводил при жестком подавлении любой оппозиции. Южная Корея в тот период испытывала бурные внутренние потрясения, ожесточенные стычки полиции со сту­дентами. Режим Пака открыто выступил на стороне США в их войне во Вьетнаме. В Японии Пак Чжонхи имел репутацию деспо­та и реакционера. Именно поэтому против нормализации японо-южнокорейских отношений резко протестовали левые оппозици­онные партии. Социалистическая партия призвала правительство прекратить переговоры с Сеулом. В своем продвижении к соглашению с Южной Кореей Токио приходилось учитывать позицию проживающих в Японии этниче­ских корейцев, которых насчитывалось около 700 тыс. Корейская община в Японии была политически неоднородна. В тот период подавляющее большинство в ней ориентировалась на Пхеньян и, следовательно, было в оппозиции к японскому правительству. Уличная агитация в Нагасаки за возвращение корейцев в КНДР Решающую роль в заключении договора сыграли США, кото­рые энергично подталкивали своих главных союзников в Восточ­ной Азии к скорейшему примирению и установлению полноцен­ных отношений. 22 июня 1966 г. в резиденции японского премьер-министра со­стоялось подписание японо-южнокорейского договора об основах взаимоотношений и трех соглашений: по рыболовству, о юридиче­ском статусе корейцев, проживающих в Японии и по южнокорей­ским претензиям. Договор об основах взаимоотношений был по существу мир­ным договором. Он устанавливал дипломатические отношения Глава 2. Период высоких темпов экономического роста между двумя странами при обмене посольствами и другими ди­пломатическими учреждениями. Он объявлял недействительны­ми все договора и соглашения, заключенные между двумя сторо­нами, включая Акт о присоединении Кореи от 22 августа 1910 г. По договору Токио в качестве единственного законного прави­тельства Кореи признавал сеульское правительство (ст.З). Ратификация договора в японском парламенте прошла крайне тяжело. Либерал-демократам помогли правые социалисты. Срабо­тали старые связи Сатб с лидерами этой партии. Ее председатель Нисимура Эйити заявил о согласии проголосовать за ратифика­цию договора. Это вызвало политический скандал в самой партии. Но договор в итоге был ратифицирован. Договор был встречен в штыки не только японской, но и юж­нокорейской оппозицией. В августе 1965 г. в Сеуле состоялись мощные студенческие демонстрации протеста против ратифика­ции договора. Несмотря на подписание мирного договора отношения между двумя странами развивались в течение всего последующего пери­ода подчас весьма мучительно. Сеул болезненно реагировал на любые контакты японцев с Севером, пытаясь поставить их под свой контроль. В июле 1966 г. японское правительство согласи­лось на выдачу въездных виз для группы северокорейских специа­листов по приему оборудования для завода химического волокна, проданного Северной Корее одной из японских компаний. Сеул не только выступил с резким протестом, но и на время закрыл япон­цам въезд в Южную Корею. Давление оказалось действенным. Японские фирмы одна за другой отказались от северокорейских контрактов. Советско-япон- своей стратегии глобального противостоя-ские отношения ния капитализму и империализму в лице Со­единенных Штатов Н.С.Хрущев пытался вы­строить активную политику в отношении Японии. При этом была сделана ставка на экономический фактор — реальную заинтересо­ванность Токио в природных ресурсах Сибири и Дальнего Восто­ка. Заметными событиями в советско-японских отношениях стала промышленная выставка Советского Союза в Японии в августе 1961 г. Вырос японский экспорт в Советский Союз. В августе 1962 г. был подписан крупный контракт в размере почти 100 млн. долл. на поставки японских судов. Были заключены соглашения по рыболовству и добыче морской капусты. В октябре 1963 г. ме­таллургические компании Японии заключили контракт на приоб­ретение советской технологии непрерывной разливки стали. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы В этот период японскому правительству вновь пришлось стол­кнуться с сопротивлением Вашингтона, обеспокоенного ростом экономических связей своего союзника с СССР. В сентябре 1964 года японское правительство разрешило крупной промышленно-финансовой корпорации «Мицуи» поставить Советскому Союзу комплексное химическое оборудование с отсрочкой платежей на 8 лет. В ответ на это госдепартамент США выступил с официаль­ным заявлением, выразив «сожаление» по этому поводу. Тем не менее, несмотря на все сложности и отягчающие об­стоятельства, советско-японские отношения продолжали разви­ваться. В январе 1966 г. Советский Союз посетил с первым за 10 лет официальным визитом японский министр иностранных дел Сиина Эцусабурб. В ходе переговоров было подписано соглаше­ние об установлении прямого воздушного сообщения между Мо­сквой и Токио. Через полгода в японскую столицу приехал ми­нистр иностранных дел СССР А.А.Громыко. С этого времени ста­ли проводиться регулярные консультации на уровне министров иностранных дел, на которых обсуждались как вопросы двусто­ронних отношений, так и проблемы международной политики. Японо-китайские 0тношен™ с Китаем, в общем, остава-отношения лись на пРежнеи отметке, но в них уже можно было различить новые тенденции. Это в первую очередь проявилось в установлении нового канала торгово-экономических связей. Соглашение о торговле, известное под именем «Ляо-Такасаки», заметно расширило сферу торгово-экономических взаимосвязей. В апреле 1964 г. в токийском пор­товом районе Харуми открылась большая торгово-экономическая выставка Китая, в связи с чем Токио посетила представительная китайская делегация. В то же время между Японией и Китаем на­чался обмен журналистами, и были открыты представительства группы связи по осуществлению соглашения «Ляо-Такасаки». Позже японское правительство рассмотрело вопрос о предос­тавлении Китаю торговых займов японского «Эксимбанка», что по существу нарушало основы японской политики в отношении ком­мунистического Китая и Тайваня, определенные в японо-тайвань­ском мирном договоре и других соглашениях правительства Ёсида с Чан Кайши. Оживление экономических связей с Китаем уравновешива­лось усилиями по сохранению тесных связей с Тайбэем. После шока вызванного дипломатическим признанием Китая Францией, в Тайбэй отправился Ёсида Сигэру, главный «архитектор» после­ Глава 2. Период высоких темпов экономического роста военных отношений с Тайванем. Здесь он трижды встречался с Чан Кайши и обсуждал сложившуюся ситуацию. Правительство Сатб последовательно проводило в отношении Китая политику «отделения политики от экономики». Дело дохо­дило до курьезов. В январе 1968 г. при подписании японо-китай­ского меморандума по торговле китайская сторона настаивала на внесении в него критических замечаний о политике японского правительства. Японская сторона согласилась удовлетворить это необычное требование. Однако несмотря на все усилия Японии, политические неуря­дицы в Китае, связанные с «великой пролетарской культурной ре­волюцией», объективно препятствовали развитию экономических связей между двумя странами. Во второй половине 60-х годов то­варооборот между ними топтался на месте: в стоимостном выра­жении он опустился с 558 млн. долл. в 1967 г. до 494 млн. в 1968 году и затем несколько поднялся до 625 млн. в 1969 г. Неудача кампании СР0К действия включенного в 1960 г. «борьбы 70-го года» японо-американского «договора безо-г пасности» не был точно определен. Он должен был выполняться до тех пор, пока «не вступят в силу та­кие мероприятия Организации Объединенных Наций, которые бу­дут удовлетворительным образом обеспечивать поддержание ме­ждународного мира и безопасности в районе Японии». Вместе с тем, договор включал в себя положение, согласно которому по ис­течении 10 лет его действия «любая из сторон может уведомить другую сторону о своем намерении прекратить действие договора, и в этом случае действие договора прекращается через год осле такого уведомления». Истечение указанного 10-летнего срока стало поводом для подготовки т.н. «борьбы 1970 г.», т. е. нового этапа борьбы против японо-американского «договора безопасности». Предполагалось, что оппозиционные партии смогут использовать этот момент для того, чтобы развернуть широкую кампанию протеста против воен­но-политического союза с США, и для критики политики ЛДП в целом. Левое крыло оппозиции, которое по-прежнему доминировало в лагере противников либерал-демократов, готовилось к «борьбе 1970 г.» на протяжении всей второй половины 60-х годов. Уточ­нялись позиции по этому вопросу, что выразилось в издании ряда политических документов, предпринимались попытки наладить сотрудничество в предстоящей борьбе. 610 Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Социалистическая партия в целом продолжала придерживать­ся взглядов, которые были сформулированы еще в период борьбы против пересмотра «договора безопасности» в конце 50-х годов. В мае 1966 г. СПЯ опубликовала проект плана «За безопасность и мир Японии, за мирное сосуществование на основе пяти принципов мира и позитивного нейтралитета», где предусматривалось рас­торжение «договора безопасности» в случае прихода социалистов к власти в период решения вопроса о продлении договора. К началу 1968 г. был создан специальный документ под названием «Путь Японии к социализму и борьба 1970 года» («Нихон-ни-окэру ся-кайсюги-э-но мити то 1970 нэн-но тбсб»). Коммунистическая партия также продолжала выступать про­тив «договора безопасности», за «мирную и нейтральную Япо­нию». Ее позиция имела существенное значение, поскольку во второй половине 60-х годов происходил заметный рост ее попу­лярности. От выборов к выборам увеличилось количество голосов (и в абсолютном значении, и в процентном отношении), подавав­шихся за кандидатов-коммунистов, что привело к усилению пози­ций КПЯ в парламенте. В 60-х годах партии центра преимущественно вели поиски своего места в политической структуре. Не обладая еще возмож­ностями самостоятельно влиять на формирование политического курса страны, они были поставлены перед необходимостью занять ту или иную сторону в продолжавшейся конфронтации левых и консерваторов. Именно стремлением завоевать политическое вли­яние и, одновременно, активно заявить о себе объяснялось то, что в 60-х годах партии центра в той или иной степени примыкали к левым силам. Довольно далеко шагнула в этом направлении Кбмэйтб. Ру­ководство партии конкретизировало идею об отмене японо-амери­канского «договора безопасности». План Комэйто предусматривал поэтапную ликвидацию американских военных баз на японской территории, введение обязательных предварительных консульта­ций по поводу любых изменений вооружения и оборудования аме­риканских баз и любых действий американских войск, немедлен­ное аннулирование соглашения между Японией и США о взаимо­помощи в вопросах обороны и ряд других пунктов. Партия демократического социализма также постаралась ис­пользовать политическую ситуацию. По вопросу о продлении «до­говора безопасности» ПДС в феврале 1969 г. на своем XI съезде выдвинула тезис о необходимости «обеспечения безопасности Японии без размещения войск США на ее территории» как шага к Глава 2. Период высоких темпов экономического роста 611 поэтапному отказу от «договора безопасности». Правда, эти идеи не получили отражения в практической политике партии. Несмотря на все заявления, проблема достижения единства действий оппозиции осталась неразрешенной даже в рамках хотя бы ее левого крыла. В августе 1965 г. XXVI внеочередной съезд СПЯ принял решение о необходимости укрепления союза «всех демократических сил», включая КПЯ, что в перспективе должно было привести к созданию общенационального органа, подобного Национальному совету борьбы против пересмотра «договора безо­пасности» прошлых лег. Но это решение натолкнулось на сопро­тивление как в самой СПЯ, так и в Сбхё. Поэтому, как и прежде, сотрудничество обеих партий левого крыла оппозиции фактиче­ски ограничилось отдельными совместными акциями, лишенными руководства в национальном масштабе. Что же касается антиком­мунистических установок партий центра, то они остались неиз­менными. Однако главным было даже не отсутствие координации в руко­водстве движением протеста, а недостаток общественного энтузи­азма. В итоге, хотя акции, приуроченные к дате автоматической пролонгации договора (23 июня), носили довольно широкий ха­рактер (по различным данным, в них приняло участие от 600 тыс. до 1,5 млн. чел.), они были несопоставимы по своим масштабам с выступлениями 1960 г. В парламенте страны три оппозиционные партии — КПЯ, СПЯ, Комэйто — выступили с требованием пре­кратить действие «договора безопасности», что, учитывая реаль­ное соотношение сил, носило демонстративный характер. В целом же «борьба 1970 года» не принесла ощутимых политических ре­зультатов. В событиях на рубеже 60—70-х годов отразилось своеобраз­ное переходное состояние, в котором находилась тогда японская политическая жизнь. ЛДП и СПЯ, доминировавшие в предшест­вующие годы, продолжали оставаться на авансцене, однако поли­тическая структура уже начала меняться, росла политическая значимости центристских партий, другим становилось и соотно­шение сил. Последствия этого процесса более полно сказались в 70-е и 80-е годы, выразившись в становлении менее идеологизиро­ванной, более гибкой и прагматичной модели общественно-поли­тической жизни, характерной для общества с устоявшимися де­мократическими институтами. ЧАСТЬ 3 ЯПОНИЯ В ЧИСЛЕ ЛИДЕРОВ СОВРЕМЕННОГО МИРА Три неполных десятилетия (1971-1997 гг.) японской истории отмечены не столько яркими событиями, сколько глубинной ди­намикой. Это годы, когда Япония, вышедшая в результате быстро­го экономического взлета на уровень передовых стран, должна была адаптироваться к положению одного из трех, наряду с США и Западной Европой, центров современного мира. Окончание периода высоких темпов экономического роста отставание от ведущих капиталистических стран по уровню про­мышленного развития, изменить структуру производства и экс­порта в пользу тяжелой промышленности, добиться положитель-» ного сальдо платежного баланса, обеспечить занятость рабочей силы. В этот период Япония совершила огромный скачок в своем экономическом развитии. Из среднеразвитой страны с преобла­данием легкой промышленности и сельского хозяйства она пре­вратилась в одну из ведущих индустриальных держав мира. Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте за 1957-1973 гг. сократилась с 18,7% до 5,9%, а доля промышленности возросла с 32,3% до 44,7%. Из страны, имевшей постоянный дефи­цит торгового баланса, Япония превратилась в страну с его боль­шим положительным сальдо, что позволило ей стать одним из крупных экспортеров капитала. Вместе с тем, быстрый рост экономики породил ряд крупных проблем. Наиболее острой из них было загрязнение окружающей среды из-за чрезмерного развития материалоемких отраслей про- ч,; мышленности. Одновременно, все более сказывались нехватка Глава 1 УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РОЛИ ЯПОНИИ В МИРЕ (1971-1980) Социально-экономи­ческие итоги периода высоких темпов роста Бурное экономическое развитие поз­волило Японии решить задачи, сто­явшие перед ней в первые послево­енные десятилетия — ликвидировать Глава 1. Утверждение самостоятельной роли Японии земли и воды для промышленного использования, крайне нерав­номерное размещение производства по территории страны, дефи­цит рабочей силы (особенно молодых возрастов), перенакопление основного капитала в ряде отраслей. Кроме того, по уровню жизни населения Япония еще сильно отставала от ведущих капиталистических стран. Хотя реальная j заработная плата в промышленности в тот период возросла почти в 2 раза, средняя почасовая оплата труда была все еще сущест­венно ниже, чем в развитых странах (в 1969 г. лишь 25% от уров­ня США и 60% от уровня Англии и ФРГ). Неважно обстояло в Японии дело и с обеспеченностью жи­льем. Из-за быстрой концентрации населения в крупных промыш­ленных центрах условия жизни большинства городских семей не У претерпели значительных изменений, несмотря на существенно возросшие масштабы жилищного строительства: в конце 60-х го­дов примерно пятая часть городских семей жила в квартирах, где на одного человека приходилось менее 4 кв. м площади. Япония по-прежнему значительно уступала развитым странам и по калорийности рациона питания. Так, в 1969 г. в Японии на J одного человека приходилось в среднем 2447 ккал в день, в то время как в США — 3420, в Великобритании — 3280, в ФРГ — 2960, во Франции —3180. Пожалуй, единственным показателем, по которому Япония прочно заняла место в одном ряду с развитыми капиталистиче­скими странами, был уровень обеспеченности населения предме­тами длительного пользования: в начале 70-х годов холодильники имели 90,8% японских семей, стиральные машины — 91,6, пыле-сосы — 73,8, телевизоры — 89,8%. Планы структурной На рубеже 60-70-х годов становилось перестройки япон- все более очевидным, что в развитие ской экономики экономики Японии и, прежде всего, промышленности должны быть внесены существенные коррективы. Факторы, определявшие бурный подъ­ем ее экономики как «догоняющей страны», стали исчерпываться, а темпы роста замедляться. Перед Японией встала перспектива конкуренции со странами Запада на примерно равных условиях. В качестве новых стратегических, развитие которых было спо­собно помочь Японии преодолеть возникшие проблемы и обеспе­чить ей успех в соперничестве на мировых рынках, были избраны интеллектуалоемкие отрасли, требующие применения передовой технологии, больших затрат квалифицированного труда и значи- Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира тельных расходов на научно-исследовательские и опытно-кон­структорские разработки (НИОКР). К этой категории были отнесены: наукоемкие отрасли (произ­водство компьютеров, самолетов, промышленных роботов, инте­гральных схем, оборудования АЭС, тонкие химические техноло­гии); отрасли сложной сборки (оборудование связи, станки с чи­словым программным управлением (ЧПУ), учебное оборудование, автоматизированные склады, комплектное заводское оборудова­ние); отрасли модных товаров (высококачественная одежда, ме­бель, бытовая электроника, акустическая аппаратура); индустрия информации (услуги по сбору, обработке и предоставлению ин­формации). Разработанная правительственными экс-Японская экономя- пертами программа предусматривала ка и мировой энер- плавное и постепенное реформирова-гетическии кризис ние производственной структуры Япо­нии, но разразившийся в 1973-1974 гг. энергетический кризис резко ускорил этот процесс. 4-кратное удорожание энергии внут­ри страны привело к тому, что многие компании, занятые в энер-го- и материалоемких отраслях промышленности, энергетике и на транспорте, оказались на грани краха. В большинстве отраслей резко снизился уровень загрузки оборудования, упали прибыли, начались увольнения рабочих. Уровень промышленного производ­ства в период наинизшей точки падения (январь-март 1975 г.) со­ставил лишь 80,3% максимального предкризисного уровня. Оживление началось лишь в 1976 г., однако оно затронуло да­леко не все отрасли. В целом ряде отраслей, получивших назва­ние «структурно-больных», производство продолжало снижаться, загрузка оборудования не увеличивалась, продолжались увольне­ния рабочих и служащих. К этой группе относились, прежде все­го, энерго- и материалоемкие производства (черная металлургия, нефтехимия, производство алюминия, химических удобрений), а также судостроение, пострадавшее из-за сокращения заказов на крупные танкеры вследствие спада в мировых перевозках нефти. Тем не менее, можно сказать, что по сравнению с другими раз­витыми странами Япония относительно благополучно пережила кризисные явления в мировой экономике, осуществив переход к новой модели экономического роста и перестройку производ­ственной структуры. Однако урок энергетического кризиса в со­четании с общим ухудшением конъюнктуры международного рын­ка ресурсов, необходимых для промышленного производства, по­ставил первоочередной целью японской политики обеспечение Глава 1, Утверждение самостоятельной роли Японии 615 национальной экономической безопасности. Одновременно Япо­ния стремилась укрепить собственное политическое влияние на решение всех интересующих ее международных дел. Активизация японской дипломатии Вступив в 70-е годы, Япония продолжала приспосабливать свою внешнюю политику к глобальной конфронтационной страте­гии США, концентрируя главные усилия на отстаивании национа­льных экономических интересов. Тем не менее, в 70-80-е годы японская внешняя политика за­метно видоизменилась. Япония стала ощущать неадекватность своей политической роли в международных делах достигнутому ей положению второй экономической державы капиталистическо­го мира. Оставаясь на одной из сторон биполярной схемы мирово­го устройства, Япония провозгласила переход от преимуществен­но экономической дипломатии, которая давала повод зарубежным критикам пренебрежительно навешивать на Японию ярлыки «эко­номического животного» и «политического карлика с большим ко­шельком», к «многосторонней дипломатии». Начался процесс гло­бализации японской внешней политики. Подвижкам во внешнеполитической деятельности Японии способствовали три главных фактора. Во-первых, укрепление эко­номических позиций Японии в мире и превращение ее в крупного экспортера капитала предполагало проведение самостоятельной и активной внешней политики в районах размещения японских ин­вестиций, прежде всего, в Азии. Во-вторых, из-за хронически не­стабильной обстановки на Ближнем Востоке обеспечение эконо­мической безопасности Японии требовало диверсификации ис­точников сырья и энергоносителей. В-третьих, американская ди­пломатия, искавшая выход из ставшего очевидным тупика вьет­намской войны, предприняла неожиданные и односторонние дей­ствия в Азии без должного учета интересов Японии как своего во­енно-политического партнера. Последнее обстоятельство стало как бы сигналом для выхода Японии в самостоятельное внешне­политическое плавание, к которому страна была уже готова в си­лу объективных причин. «Шок Никсона» В июле 1971 г. президент США Р. Никсон, не поставив в известность Японию, заявил о своем намерении посетить Пекин. Поездка американского прези­дента в Китай состоялась в феврале 1972 г. В результате США и КНР договорились установить дипломатические отношения. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира Неожиданный визит американского президента в Пекин и нор­мализация двусторонних американо-китайских отношений стали для японского правительства настоящим потрясением. В Японии за этим политическим эпизодом прочно закрепилось название «шок Никсона». Во-первых, Токио был обескуражен тем, что США совершили столь крутой поворот в своей политике, не толь­ко не посоветовавшись со своим главным стратегическим партне­ром в регионе, но даже не поставив его об этом в известность. Во-вторых, шаг американцев застал японскую дипломатию врасплох, и она вынуждена была в спешке искать какие-то контрмеры, что­бы «сохранить лицо». Ситуация усугублялась тем, что непосредственно перед сенса­ционным поворотом в американской азиатской политике Никсон объявил об отмене золотого паритета доллара и о введении 10%-го налога на импорт, что особенно больно ударило именно по Японии, имевшей огромные долларовые запасы и считавшей США приоритетным направлением для развития своего товарного экс­порта. Действия американцев вызвали определенный кризис в пра­вящей Либерально-демократической партии. Вместо «законного» претендента на пост председателя партии и главы кабинета Фуку-да Такэо пришел Танака Какуэй, что не только нарушило преем­ственность власти, но и внесло дестабилизирующие элементы в весь политический процесс. С этого момента вплоть до конца 80-х годов Танака и его последователи обладали в нижней палате пар­ламента самой мощной фракцией, которая фактически определя­ла выбор последующих премьер-министров страны. Финансовые возможности фракций и их лидеров стали играть определяющую роль в их политической судьбе. Концепция «многосто- Начало «многосторонней диплома-ронней дипломатии» ТИИі> был0 положено при кабинете Танака. Ее суть — расширение круга партнеров по международному, в первую очередь, экономическо­му, сотрудничеству при сохранении приоритета за японо-амери­канскими отношениями. Реализация концепции «многосторонней дипломатии» нача­лась на весьма благоприятном фоне: 15 мая 1972 г. состоялась официальная церемония передачи под японский суверенитет Окинавы и других островов СЯдкЯд, в течение всего послевоенного времени находившихся под оккупацией американских войск. Вос­становление японского суверенитета над о-вами СЯдкЯд было оче­ Глава 1. Утверждение самостоятельной роли Японии 617 видным внешнеполитическим успехом и представляло собой по­литический актив Либерально-демократической партии. Танака развил беспрецедентную активность на дипломатиче­ском поприще. В 1972-1974 гг. он выезжал, помимо обычных ви­зитов в Вашингтон, на трудные переговоры в Пекин и Москву, побывал в столицах стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. По его поручению японские дипломаты развернули бурную деятельность в странах Ближнего и Среднего Востока, впервые обозначили японское присутствие в Африке. Япония установила дипломатические отношения с Мон­голией (1972 г.), Германской Демократической Республикой и Демократической Республикой Вьетнам (1973 г.). В 1975 г. деле­гация депутатов парламента от правящей партии впервые выехала шие от деловых кругов, оппозиционных партий и общественных движений, даже немалого числа политиков из ЛДП, фактически демонстрировали пренебрежение к Пекину, солидаризируясь в этом с США. После «шока Никсона» Танака предпринял энергичные уси­лия, чтобы не отстать от США. Получив приглашение из Пекина, он принял его и в сентябре 1972 г. выехал в Китай, предваритель­но проконсультировавшись с американской стороной на перегово- в КНДР. Установление от­ношений с КНР Предыдущие японские правительства, не­смотря на настойчивые требования нор­мализации отношений с КНР, исходив- Танака Какуэй и Чжоу Эвьлай (Пекин, 25 сентября 1972 г.) Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира На переговорах в Пекине наибольшую сложность для Японии представляла проблема ее отношений с Тайванем, закрепленных договором и получивших большое развитие и в экономической, и в политической сферах. Китайская делегация во главе с премье­ром Государственного совета Чжоу Эньлаем требовала официаль­ного признания «трех принципов»: КНР — единственное законное правительство, представляющее Китай; Тайвань — неотъемлемая часть территории КНР; японо-тайваньский договор 1952 г. не име­ет силы. Японская сторона приняла непростое решение и согласилась с китайскими требованиями. 29 сентября 1972 г. в Пекине было подписано совместное заявление Японии и КНР, провозгласившее /установление дипломатических отношений. Япония признала пра­вительство КНР единственным законным правительством Китая, заявила о «полном понимании и уважении» позиции правительст­ва КНР, считающего Тайвань неотъемлемой частью территории КНР. Третий китайский «принцип» был удовлетворен сделанным при подписании публичным высказыванием японского министра иностранных дел Охира Масаёси, что японо-тайваньский договор «утратил смысл своего существования и поэтому прекратил дей­ствие».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.