КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть III. От ядра Текста – к его периферии 9 страница
В любом из этих случаев возможна охота западных «волков» на русских наиболее курдючно-аппетитных «баранов». Бараны тогда побегут в Россию. Причем вместе со своими курдюками, то бишь наворованными миллиардами. А что им еще делать? Как говорил герой Достоевского, «а коли идти больше некуда?». Напустить на баранов местных русских Емельянов Пугачевых невозможно по причине отсутствия реальных соискателей на звание Емелек-XXI. А также той легкости, с которой соискатели мнимые превратятся в некую модификацию тех же баранов («озверевшую», как, надеюсь, все помнят, клонированную овечку Долли, которой все поначалу так умилялись). А также свойств баранов, оказавшихся на нашей «обеспугачевленной» территории. Баран-то он баран, этот высококурдючный гедонистический элитарий, но только по отношению к Рокфеллеру или «Голдман & Сакс». А в своем Отечестве он сам «кого хошь схарчит». Такова унизительная реальность. Реальность нашего регресса. Значит, дело вовсе не в том, чтобы здесь пускать бегущих оттуда баранов на общенародные шашлыки. Это все романтика. Реальность в другом. В том, что бараны прибегут и принесут с собой самое дорогое – эти курдюки, то бишь бабки. Принесут они с тем, чтобы тут спрятать, потому что в другом месте отберут. Россия и народ станут нужны не только для того, чтобы доить, разруливать и кайфовать. Они окажутся нужны для того, чтобы защитить надои от «ужасных иноземных гонителей». Это совершенно новая историческая коллизия, которая потребует своего оформления и будет оформлена. Кое-кто уже успел ее оформить в модели разного рода «автохтонных крепостей». Но можно не сомневаться, что реальным подобное оформление станет только в случае, если за поэзией будет стоять именно вышеназванная проза. Не сомневаться можно и в другом. В том, что прежде всего побежит прятаться в искомую российскую крепость именно тот элемент, который (при использовании абстрактных, освобожденных от груза исторической необходимости критериев) было бы справедливо назвать самым грязным. Именно его ТАМ «прижмут» наиболее сильно и в первую очередь. И именно он будет наиболее склонен к архетипическому поведению, выражаемому как уже названным выше словом «западло», так и еще более сочными, но уже совсем непечатными выражениями. Хотим мы или нет, мы можем оказаться на рандеву с такой вот «элитой». Назвать ее героем моего романа я никак не могу. Но не я же буду организовывать ее «обратное десантирование». Я просто предвижу такую возможность. Как только возможность возникнет, священные символы прежних эпох, используемые ныне в виде пиар-конструкций («Родина», «Держава», «народ» et cetera) наполнятся емким содержанием, адресующим к слову «общак». Речь не о прямой криминальной аналогии, а о метафоре. Чтобы провести грань (и вместе с тем не потерять емкость образа и вытекающее из него понимание существа ситуации), назовем это «общаком» в кавычках и с большой буквы. Так сказать, не обычный заурядный общак, а «Общак». Не надо иллюзий, инвестиционный бум последних лет в России порожден, в том числе, и данной закавыченной сущностью. Сущность же принесет с собой не только минусы, но и плюсы. Вернувшиеся деньги (а это ведь не только деньги, это позиции, судьбы и многое другое) – почему вернулись? Потому что почувствовали ТАМ угрозу. Но оказаться ЗДЕСЬ мало для того, чтобы угроза исчезла. Чтобы она исчезла, надо это самое «ЗДЕСЬ» сделать защищенным. А это, между прочим, и называется построить дееспособное (в элементарнейших смыслах этого слова) государство. А дальше начинается «суп из топора». Для того, чтобы было хотя бы такое государство, нужен народ. Для того, чтобы был народ, нужно, чтобы дойка сократилась, а кое-что из фондов (прежних надоев), которыми располагает рассматриваемая весьма небезусловная сущность, было отдано на нужды страны. «Оборонка» нужна, чтобы защищать эту сущность? Нужна. Так пусть сущность поделится. Сытые и достаточно образованные солдаты нужны? Нужны. Они должны быть здоровыми? Должны. Но нельзя сделать здоровыми только солдат. Значит, медицина в целом нужна? Нужна. И спорт. И культура. Идеология нужна? Нужна. А оружие? А технологии? А это самое, будь оно неладно, развитие? Абсолютно дистрофичное в иных условиях развитие может обрести в новой ситуации весьма грязную, но реальную опору в виде вышеназванной сущности. Она, повторяю, не герой моего романа. Сооружали эту сущность гарвардские консультанты, продиктовавшие постсоветской России так называемые «либеральные реформы». Я делал все, что мог, для того, якобы эта сущность не взросла. Но она взросла. И что? Теперь нельзя размышлять о том, как эту, взращеную ими, неблагую сущность использовать не для погибели, а для спасения? А почему нельзя? Потому что для спасения используется лишь благое? А неблагое гарантированно ведет к погибели? Странная позиция, противоречащая и жизненной практике, и всем историческим теориям, и, уж тем более, духу капитализма. Воскресите Адама Смита и расскажите ему, что только благое начало может реализовывать в рынке благие цели. Он рассмеется... Или плюнет вам в лицо. Яды ведь используют в медицине. В чьих руках яд – лекаря или убийцы – вот главное. Впрочем, к мрачному сценарию, предполагающему спасительное использование губительной сущности, все не сводится. И потому – о Надежде №2. Надо собирать по крупицам элитные элементы, способные стать носителями не гедонистического, а иного – хотя бы игрового, а лучше бы и игрового, и идейного – отношения к народу и государству. Всего этого, конечно же, в наличии крайне мало. А то, что есть, крайне незрело. Я могу согласиться с тем, что для кого-то из нынешних очень богатых наших соотечественников государство уже является чем-то большим, нежели объектом дойки, возможности «разруливания» на Западе и здешнего кайфа. Эти соотечественники (подчеркну еще раз, что они в категорическом меньшинстве) в чем-то созрели для понимания роли государства в их большом бизнесе. Но именно в большом бизнесе, а не в Большой Игре. Большой бизнес – это крохи для Игры. Игра начинается там, где на стол кладут даже не миллиарды, а триллионы. Ну, хорошо, сотни миллиардов. А у нас такого бизнеса нет. Нет и инфраструктуры, в рамках которой огромные состояния могут превратиться в Фишки. Автоматически это не происходит. Нет очень многих других слагаемых – как материальных, так и иных. Многое определяется типом сознания. А также пониманием и ощущением (последнее имеет решающее значение) своей неразрывной связи с государством. Государство должно ощущаться как свое по факту. Таковым должно быть глубинное самосознание элиты, вырастающее из тысячи мелких и крупных данностей. В нашей стране даже те, кто мог бы стать игроками, государства своего побаиваются. И страх этот с годами не убывает, а скорее наоборот. Даже отдельные молекулы такого страха уже препятствуют формированию игрового самосознания и игровой самости. Разумеется, когда я говорю о самосознании и самости подобного типа, то я имею в виду именно совсем большую Игру. Еще одно препятствие – страшное недоверие друг к другу, порожденное как трезвостью (и то ведь – «война всех против всех»), так и эгоцентризмом, находящимся на грани безумия. Инфраструктура, позволяющая осуществить идентификацию (кто я? где я? зачем я?), разломана и исковеркана. А без нее нельзя собрать никакую общность. В том числе и искомую – «негедонистически элитарную». Мы должны формировать предпосылки для возникновения подобного типа сознания. Но помнить, что процесс это долгий, неблагодарный и непредсказуемый по своему результату. А также – ну, что греха таить – уж очень, очень нерусский. Нет в архетипе развернутой базы для игрового начала (в смысле Большой Игры, разумеется). В англосаксонском архетипе эта база доминирует. В русском находится в латентно-разобранном состоянии, близком к тонкодисперсному. Собрать-то базу в принципе можно, но тут ее надо собирать, а там она и собрана, и отшлифована, и непрерывно используется. Такая вот диспропорция. Не было бы ее – не проиграли бы Советский Союз. Как ни странно, в этой ситуации легче уповать на идейное, перескакивая черва промежуточную – игровую – элитную «номинацию». Перескакивая к Надежде №3. Прыжок из гедонистического в идейное в принципе возможен. Потому что даже в самом порочном нашем элитном гедонизме есть какой-то надрыв, невроз. Иногда складывается впечатление, что кое-кто из тех, кто с невероятной цепкостью и жадностью накапливает и изощренно – с надсадным хамством – шикует, может сорваться в новое (позитивное) качество под воздействием любого, самого ничтожного повода. Конечно, тоненькая пунктирная линия, разделяющая гедонизм непоколебимый и гедонизм трансформируемый, почти не видна. Но лично я ее ощущаю. И абсолютно убежден, что при глубоком кризисе группа наших элитных гедонистов расколется. Когда будет предложен выбор между пребыванием ТАМ, в теплой ванне гиперпотребления, даруемого ИХ гедонистической нишей, и пребыванием ЗДЕСЬ, начнется иррациональный процесс. Он будет протекать в каждом из обитателей нынешнего «царства Цирцеи», как бы тот ни оброс щетиной гедонизма и какой бы яхтно-дворцовый пятачок у него ни вырос. Этот Процесс захватит не только отцов, которые еще помнят про манную кашу в детском садике и пионерский отряд, но и детей, окончивших западные элитные колледжи. Для того, чтобы он начался, нужно только произнести роковое «навсегда» (forever). Или же «never more» («никогда»), которое прокаркал ворон Эдгара По. Надо будет сказать: «Ты выбери! ТАМ или ЗДЕСЬ. И не катайся в истериках, что хочешь и там, и здесь, а выбери. Но выбери "forever". И пойми, что после выбора уже "never more"». Когда такие слова войдут в душу, в ней начнется страшный процесс. Я ничего не идеализирую. Я знаю, что большинство холодно выберет «там» и наплюет на «здесь». Но это будет лишь большинство. Если хотите, всего лишь большинство, а не «всемство», о котором когда-то говорил Достоевский. То, что я сейчас начинаю обсуждать, называется «возвращенчество». Поскольку долгое время героем некого условного общественно-политического романа у нас был «невозвращенец», я считаю важным подвести под этим романом черту. Установив, что время предыдущего общественно-политического романа, в каком-то смысле, уже позади. «Невозвращенец» понят, описан, обмусолен. Он надоел и другим, и самому себе. Кому он интересен сегодня? Желающим обрести западный покой девицам легкого поведения? А вот «возвращенец» и не описан, и интересен. НАСТОЙЧИВО ОГОВОРЮ, ЧТО Я ИМЕЮ В ВИДУ НЕ ВНЕШНИЙ ПРОЦЕСС, КОГДА КТО-ТО ИЗ ЖИВУЩИХ ТАМ ЗАХОЧЕТ ВЕРНУТЬСЯ СЮДА, А ПРОЦЕСС ВНУТРЕННИЙ, В ЧЕМ-ТО МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ. ПРОЦЕСС, ПРИ КОТОРОМ ПОКИНУВШИЕ НЕКИЙ ВНУТРЕННИЙ ДОМ В НЕГО МУЧИТЕЛЬНО ВОЗВРАЩАЮТСЯ. ЭТО СТРАШНЫЙ ПРОЦЕСС – И АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМЫЙ. ВОЗМОЖЕН ЛИ ОН? «Я вернусь», – писал Есенин. «Я вернулся», – говорил Одиссей. Кто ты, будущий возвращенец? И что ты с собой принесешь? А главное, за счет чего ты сможешь превратиться в возвращенца, отряхнуть щетину с загривка своего, избавиться от пятачка, снять проклятие Цирцеи? То, о чем я говорю, можно назвать трансформирующим катарсисом. Его нет и не может быть без определенных метафизических предпосылок. Так их и надо обсуждать... «Разбудить», – говорил Гурджиев, повторяя своих великих метафизических учителей. Я убежден, что сформируется активное меньшинство, которое испытает трансформирующий катарсис и выйдет из спячки. А поскольку это возможно (на мой взгляд, так даже предопределено), то вопрос о МЕТАФИЗИКЕ – да-да, именно метафизике, задающей тип связей между элитой и народом, – очень важен. В каком-то смысле он намного важнее разного рода практических вопросов. И я предлагаю это метафизическое слагаемое классовой теории развития внимательно рассмотреть.
Глава IX. Метафизический драйв, способный переделать «зайчиков» в «ежиков»
Что такое «политическая метафизика»? Правомочно ли в принципе подобное словосочетание? Попытаюсь доказать, что правомочно. И ровно постольку, поскольку правомочно говорить о политической теории развития. Развитие и метафизика... Эти слова сочетаемы или нет? Все понимают, что да. Но если целое (развитие) допускает политизацию, то и часть этого целого (метафизика развития) тоже допускает? Не так ли? Я уже говорил о том, что труднее всего ответить на вопрос о благости развития. Не о его полезности – тут все ясно. Но развитие может быть полезно в плане осуществления некоего блага. Оно может, например, дать технику, которая нужна для армии. А армия спасет Родину. Спасение Родины – благо. Но это не значит, что оно само по себе является благом. «Развиваться – или нас сомнут...». Мама говорит мальчику, который не любит рыбий жир: «Ты должен пить рыбий жир! Будешь пить – быстрее вырастешь, мышцы станут крепче... и ты побьешь Петю, который тебя обижает». Мальчик, обижаемый Петей, начинает жадно пить рыбий жир. Но не потому, что рыбий жир приобрел для него качество лимонада. Он не вкусность приобрел, а полезность. Если развитие обладает только полезностью, то говорить о его метафизике невозможно. Полезное лишено метафизически автономной значимости. И неважно, для чего полезно – если только полезно. Полезно ли для того, чтобы спасти Отечество, или для того, чтобы нормально жить! По мне, так, конечно же, «полезно, ибо спасает Отечество», – и достойнее, и политически разумнее. Потому что тогда благо – это Отечество, а не «нормальная» жизнь. И мы не подвергаем своих соотечественников соблазну свалить из Отечества в поисках более нормальной (да еще и комфортной) жизни. Но Сталин, говоря «или нас сомнут», призывал не просто к защите Отечества, а к защите социалистического Отечества. К кому-то адресовывалось «социалистического», а к кому-то «Отечества» (на что и нужен был фильм «Александр Невский» и прочее). Но вряд ли у кого-то есть аргументированные сомнения по поводу того, что на том этапе истории из социалистического и патриотического (Отечество как таковое) социалистическое было на первом месте и по факту, и по риторике. Да, разрыв между социалистическим и Отечеством был несколько сокращен. Но не более того. Монархическое Отечество не защитили – ну, по факту не защитили, и все тут – от менее мощного внешнего врага. Социалистическое защитили от более мощного. Да и вообще... Почему нас должны были смять? Как это понимали те, кто откликнулся на призыв? Потому что мы несли миру благо – социализм. А ревнителей зла это не устраивало. Что является – внешним, конечно же, но естественным – порождением политической метафизики? Идеология! Твое Отечество в ней фигурирует как средоточие блага. Чужое, враждебное – как средоточие зла. Сказать, что «наших бьют», недостаточно. Так бьются стенка на стенку. И так стаи грызутся за территорию. Кто впервые предложил ввести в политический оборот этих самых «наших»? Первым в начале 90-х годов это сделал Александр Невзоров, известный петербургский тележурналист. Но интеллектуальным спонсором этого начинания был ученый Лев Гумилев. А почему Лев Гумилев стал интеллектуальным спонсором именно этого начинания? Чем он при этом руководствовался? Руководствовался он своей теорией пассионарности, опасным образом сближающей макросоциальную общность (народ, нацию) и зоопопуляцию. «Наши» – это не идеологический, а, строго говоря, антиидеологический ход, в рамках которого отменяется необходимость в смысле как таковом. «Наши» – это не носители того или иного высшего смысла. Гумилев не верил в смысл. Но, соответственно, он не верил и в возможность разного рода «национальных возрождений». Какие возрождения, если у этноса – надлом? Для Гумилева под вопросом были все реалии, связанные со смыслоцентрической идентификацией. Ему как теоретику (человек – это, как мы понимаем, совсем другое), что коммунизм, что симфонизм... Гумилев – это пассионарность плюс «наши», чьи изменения предопределены и зависят от фазы этой самой пассионарности, а не от воодушевленности новой идеей. Объяснить, почему при царе был как бы надлом, а потом произошел как бы новый пассионарный взрыв, он не мог. Да и не хотел. Для него все это – именно «как бы». С методологической точки зрения (об остальном пусть судят специалисты) концепция Гумилева – это подкоп под идеологию как таковую. Да и под нечто большее. Под все внеприродное в человеке. То есть под прерогативы духа, смысла, культуры... Но главное – дискредитация идеологии. Исторически дискредитируемой идеологией была советская, коммунистическая идеология. И потому Гумилев был моден в диссидентских кругах. Но удар-то наносился не только по одному конкретному смыслу, но и по смыслам вообще. На этом примере видно, что говорить только об идеологической войне или даже о войне смыслов нельзя. С методологической, вновь подчеркиваю, точки зрения концепция Гумилева – это не фактор в войне конкурирующих смыслов. Это фактор в войне против смысла как такового. Если точнее, то в игре на понижение роли смысла как такового. Но суть от этого уточнения не меняется. Идет не только Великая война смыслов. Идет еще и война более высокого уровня, в которой борются Смысл и его Антагонист... Кто же этот Антагонист? Формально – Природа. Ибо там, где смысл – там и культура. А также – дух (в любом его понимании). Природа... Одно дело – просто ее исследовать. Другое – брать в союзники по борьбе с чем-то... Культурой, например... А почему бы не с Человеком? Ведь говорят же радикальные экологи, что человек – это смертельно опасный вирус, заразивший Землю и даже... Даже Вселенную, которая будет активно подавлять вирус ради самоспасения. А как же доктрина Венца Творения? Венец ли плох... Творение ли не ахти или... Или доктрина ложная, и ее надо заменить другими... Ну, например, теми, которые не имеют совокупности опасных особенностей, позволяющих возвысить человека над природой... Если я назову такую борьбу войной идеологий, то я занижу планку. Но где борьба – там политика. Если идет масштабная война чего-то большего, чем идеологии и даже смыслы вообще, война, влияющая на судьбы человечества, то это политическая война. Но ведь не политическая вообще! Политическая война – все же в основном война за власть над человечеством (или его частями), взятыми в качестве данности. Ну, управляют умами (то бишь общественным сознанием) на конкретном этапе те или иные смыслы. Политик исходит из этого в борьбе за власть. Борьба же за власть над умами, не сводимая, как мы видим, к узкоидеологической борьбе, – это не политика как таковая, а политическая метафизика. Метафизика развития отвечает на вопрос, почему развитие – это благо. Благо, а не полезность! Не «рыбий жир». Политическая метафизика начинается там, где у Развития как блага возникает Антагонист. Либо в качестве субъекта, апеллирующего к не сопряженному с Развитием благу... Либо в качестве субъекта, воюющего с Развитием как со злом. Такие (весьма могущественные) субъекты были, есть и будут. Противостояние им предполагает союз политики развития с метафизикой развития. И тем, что она порождает. А порождает она сначала доктрину, затем концепцию, затем стратегию и только затем – идеологию в узком смысле этого слова. Низвести все только к идеологии – значит проиграть. Возьмем, например, сегодняшнюю попытку, причем весьма и весьма масштабную, подменить ценность «развитие» ценностью «демократия». Если мы не привлечем внимания людей хотя бы к самому факту этой подмены... если не покажем, что борьба за формальную демократию превращается в поддержку сил, враждебных развитию как таковому... В этом случае неминуем и идеологический, и политический проигрыш. А порожденный этим проигрышем мутный социокультурный поток поволочет человечество к беспрецедентной исторической катастрофе. Но мало показать, что формальная демократия – это в ряде случаев демократия с сугубо регрессивным лицом. Демократия – это всего лишь тип политического устройства, порожденный определенными представлениями о политической свободе, а значит, и о свободе вообще. Как благо, именуемое «свобода», соотносится с благом, именуемым «развитие»? При том, что лично я убежден в том, что свобода – это метафизическое, то есть абсолютное, благо. И все же о чем идет речь? Что такое «свобода минус развитие»? Это «свобода от» или «свобода для»... Для чего? Почему бы не обсудить: A) Метафизику развития, то есть трактовку развития как того или иного абсолютного (то есть самозначимого и самодостаточного) блага. Б) Политическую метафизику развития, то есть войну трактовок развития как подобного блага – с альтернативными, да и просто антагонистическими, трактовками. B) Социальную герменевтику, раскрывающую соотношение борьбы трактовок с борьбой... групп, сил, классов, элит... Словом, каких-то конкретных акторов. Г) Доктринальные основания, то есть варианты мегапроектов, с помощью которых человечество может осуществлять развитие... Тут надо обсуждать судьбу основного Мегапроекта (мегапроекта «Модерн»), судьбу альтернативных мегапроектов, возможности новых (беспрецедентных или имеющих историко-культурную традицию) подходов. Д) Концептуальные основания, то есть место России в процессе всемирно-исторического развития... Тут-то и надо обсуждать, что такое Запад, Запад ли Россия, и если да, то какой именно, что реально осуществляла Россия, развиваясь (Модерн или не Модерн, но какое-то другое развитие). Е) Стратегию нашего развития, то есть окончательный выбор типа, формата и динамики России. Выбрали Модерн? Тогда – с такими-то последствиями, такими-то властными, социальными и культурными подвижками... Не Модерн? Тогда – какое другое Развитие и, опять-таки, за счет чего, с какими подвижками, с опорой на что, в условиях какого старта и так далее. Ж) Идеологию в ее сопряжении с образованием, культурой, национальной политикой, правовой и хозяйственной политикой, конфессиональной политикой, внешней политикой и так далее. Можно захлебываться в конкретных нерешенных проблемах, надрываясь под их грузом и до хрипоты споря о том, как подавлять вызов острейших и очевиднейших неблагополучий (эпидемии, голод, безпризорность и прочее). Но если есть метафизический драйв, то все равно красной нитью через всю текучку пройдет его «и потому». Мы несем миру новое слово, и потому вши будут беспощадно истреблены... Вместе с теми «элементами», которые не проявляют достаточного рвения в борьбе с этой угрозой нашему великому делу. Кто за? Кто против? Следующий вопрос. Тест на метафизический драйв... Что он диагностирует? Как, впрочем, и тесты на другие драйвы (доктринальный, концептуальный, проектный). Бездрайвие и антидрайвие, причем воинственное... Вот что поразило меня в первых набросках концепции развития, предложенных МЭРТом обществу. Бездрайвие – это в чем-то объяснимый феномен. МЭРТ – министерство, ведомство. Чиновное, бюрократическое начало неизымаемо из его деятельности. Проблематична в принципе возможность формирования доктрин, концепций и стратагем в недрах ведомств, которые должны наполнять подобные «оболочки» умными конкретными частностями, а не выступать в неорганичной для чиновников (использую слово без какой-либо уничижительности) концептуально-стратегической роли. Концепция, стратегия – это всегда в каком-то смысле задания. Когда исполнитель (чиновник) сам себе дает задание – добра не жди. Но было в тех набросках и что-то от антидрайвия. Антидрайв это не саботаж. Это упаковка опасного и враждебного содержания в матрицу, с этим содержанием абсолютно несовместимую. Читатель возразит, что это и есть саботаж. Ну, вот... Сначала враги развития, потом саботажники... ну, а дальше 1937 год, разумеется! Нет, не буду я соглашаться с читателем! И не только по причинам политкорректного (переходящего в моральное!) свойства. Саботаж – это продуманная система мер, направленная на желаемый результат. Антидрайв – это не меры, а особая пассивность. Если «плюс бесконечность» – это страстная влюбленность в предмет, а «минус бесконечность» – это страстная ненависть к предмету, то безразличие – это нуль... Так ведь? В арифметике – нуль и есть нуль. Уже в дифференциальном исчислении можно говорить о бесконечно малых (т.е. бесконечно близких к нулю) величинах разных порядков: первого, второго, третьего и так далее. В более сложных разделах математики можно говорить о бесконечно малых бесконечного порядка и сравнивать порядки (бесконечный порядок №1, №2... и так далее). Не утомляя читателя математической заумью, я предложу ему на рассмотрение нуль, возведенный в бесконечную степень. И разграничение бездрайвия и антидрайва как нуля и нуля, возведенного в бесконечную степень... Нуль, возведенный в бесконечную степень, – это не «минус бесконечность», а тот же нуль. Тот да не тот! Вы выкачиваете воздух из сосуда, создавая вакуум. Постарались, выкачали, что могли. Но ведь что-то осталось. Вы определили, что именно, и каким-то образом и это изъяли... Но все равно что-то осталось. Не молекула какая-нибудь завалящая, так атом. Ну, а если вы изъяли все (что, конечно же, невозможно, но в порядке игры воображения допустимо), то ваш сосуд – это бомба. Да еще какая! Не чета атомным или термоядерным. И еще неизвестно, – что зашевелится в такой пустоте... В этом нуле, возведенном в бесконечную степень. Уловить вибрации антидрайва трудно. Их легко спутать с агрессивным безразличием или даже этим... как там его? Саботажем... Но, научившись улавливать эти вибрации, ты их ни с чем другим никогда не спутаешь. Мертвый дух – это не дух отрицания, саботажа и провокации... «Холод пространства бесполого», – говорил Мандельштам... И он был прав... Впрочем, нам нужны не ощущения сами по себе – пусть даже и метафизические... Нам нужны понятия, позволяющие проложить мост от этих ощущений к определенным политическим качествам... Качествам чего? Чиновных рассуждений о развитии? Нет, всего интеллектуального климата, в котором мы живем!.. И в котором осуществляется обсуждение столь судьбоносной для нашей несчастной страны темы развития. Нуль в бесконечной степени... Абсолютный вакуум... Холод бесполого пространства... Это все метафоры, с помощью которых я хочу передать другим, да и самому себе, какие-то трудно вербализуемые ощущения. А климат – культурный, социальный, духовный – это понятие достаточно строгое. Что и как обсуждают в обществе? И как соотносятся обсуждаемые вопросы? Вопрос №1 – развитие. О нем спорят, например, И.Дискин и А. Проханов на одной из интеллектуальных акций, организованных «Единой Россией». И. Дискин говорит о «мягкой» модернизации. А. Проханов – о «жесткой». Это комментируют репортеры. Градус их интереса? Он даже не нулевой. Он именно из разряда того, что я назвал «антидрайвом». Вопрос №2 – война кланов. О ней говорят А.Хинштейн и В.Соловьев. Они-то говорят об этом горячо. А комментарии? Общественная реакция? Прошу прощения, из той же «оперы». Но и не это главное! Корреляция между темами строго равна нулю. «В огороде бузина, а в Киеве дядька»... Две принципиально разные подведомственности. «И что тут странного, – удивится читатель. – Темы-то и впрямь очень разные». Для нас с вами в этом ничего странного нет. Нам (и это хуже всего) наш климат начинает казаться естественным и даже безальтернативным. Но давайте проверим самих себя. И адресуемся для этого к прецедентам из своей же истории. В 1927 году никто не смог бы отделить обсуждение вопроса №2, то есть внутрипартийной борьбы, от вопроса № 1 (одна модель индустриализации, другая). А как отделишь? Начнешь обсуждать конфликт кланов (Сталина, Троцкого)... Вокруг чего конфликт? Только вокруг развития. Начнешь обсуждать развитие – сразу натыкаешься на кланы («товарищ Сталин опроверг товарища Троцкого в вопросе о развитии...», «товарищ Троцкий опроверг товарища Бухарина в вопросе о развитии...»). Что теперь? Зюганов опровергает Путина по вопросу развития? Жириновский опровергает Зюганова по вопросу развития? Внутрипартийная дискуссия (клубы-то зачем созданы?) идет по вопросу развития? НЕТ политической дискуссии! НЕТ ее и в помине! А то, что ЕСТЬ (некий полуакадемический спор), натыкаясь на подобное фундаментальное НЕТ, тонет, как «Титаник». Кто-то скажет: «И, слава богу, значит, не будет 37-го года». Кто-то всплакнет и скажет: «Эх, не дождемся мы славного 37-го». Слова, слова... По сути же, как мне кажется, Проханов ХОЧЕТ 37-го года ничуть не больше, чем Дискин. Да и кто, кроме однозначных пациентов Кащенко, может ХОТЕТЬ крови, насилия, унижений, страха, лязгающих зубов, черных воронков и всего остального? А также всего, что с этим прочно связано (начинается с борьбы кланов, а кончается доносами на соседей, с которыми что-то не поделили). Вменяемый человек, даже тяготясь своей социальной ролью (местом в элите, среднем классе и пр.), никогда не захочет менять это место по технологиям ГУЛАГа и 1937 года. Потому что эти технологии имеют слишком очевидный изъян: «Сегодня ты, а завтра я. Сегодня прорвался в комдивы по чьим-то костям, а завтра захрустят твои косточки», Всем хочется такой модели развития, при которой нормальный законопослушный человек получит сразу и гарантии от неправового насилия, и открытые каналы вертикальной мобильности, но... Но Кромвель... Но Робеспьер... Но Линкольн и генерал Грант... Но... Но... Но... Почему развитие чаще всего сопрягается с диктатурой и ее – большими или меньшими, но неизбежными в любом случае – издержками? Конечно, это не всегда так. В Индии идет развитие по какой-то очень своей модели. И никакой диктатуры нет. В Бразилии идет развитие (более сомнительного качества, но ведь идет). И тоже нет диктатуры. Но чаще всего ПЕРЕХОД от неразвития (крайний случай – регресса) к развитию действительно использует авторитарные инструменты. Правда, и неразвитие их тоже использует. Может быть и диктатура регресса (смерти нации, наконец).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |