КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологический анализ политической жизни
Тема 9. Общественное мнение в политике и социологические методы его изучения. Соотношение понятий общественного мнения и политического сознания. Общественное мнение как способ предъявления социальной группой своей позиции. Формы отражения политической жизни в общественном мнении: политические знания и политические ориентации, предпочтения и предрассудки, настроения и оценки. Каналы выражения общественного мнения: средства массовой информации, социологические опросы, неформальные способы коммуникации. Методологические аспекты социологических опросов общественного мнения по политическим вопросам. Общество и власть: прямая и обратная связь Образ власти и ведущих политиков в глазах населения. Отношение к власти и ее легитимность. Факторы, влияющие на оценку деятельности политиков, органов власти, политических партий и движений, других политических институтов. Определение рейтингов политических лидеров и политических партий. Особенности воздействия общественного мнения на политические институты, должностных лиц и политических лидеров в российском обществе. Детерминанты общественного мнения: особенности национальной культуры, место и статус социальной общности в социальной структуре, уровень доходов на душу населения, характер вероисповедания, уровень образования, возрастной состав населения, характер взаимодействий внутри общности и между общностями. Специфика политических коммуникаций в обществе. Роль пропаганды в формировании общественного мнения. Методы когнитивной мобилизации населения в демократическом и авторитарном обществах. Public relations в политике и технологии политической рекламы.
Тема 10. Социологический анализ политической социализации. Политическая социализация как механизм приобщения индивида к системе политических ценностей общества и как механизм воспроизводства наличной структуры политических отношений. Особенности политической социализации в различных национальных, конфессиональных, профессиональных и возрастных сообществах. Политическое реформирование и процессы ресоциализации общества. Непосредственная и опосредованные формы политической социализации. Социологические исследования основных агентов политической социализации: семьи, школы, молодежных и религиозных организаций, армейского, учебного и трудового коллектива. Роль средств массовой информации и политических партий в процессах социализации. Политическая социализация и политическая культура. Социологический анализ типов политических субкультур и соответствующих им способов политической социализации. Гражданская политическая культура как механизм воспроизводства автономного и свободного индивида. Политические качества гражданина и особенности его политического самосознания. Социологические исследования норм, ценностей, установок, форм политического поведения, присущих гражданину.
Тема 11. Социальные механизмы политического поведения и участия. Социальная сущность и формы политического поведения и участия. Социальные механизмы политического поведения и участия в сообществах различного типа. Факторы участия субъекта в политике: степень социального неравенства, характер социальной напряженности, уровень социальной ущемленности, степень идеологической мобилизации и индоктринации сознания. Социологический анализ мотивов и целей политического участия и поведения. Методики оценки уровня политической активности различных социальных групп. Автономное и мобилизованное политическое поведение. Индивидуальное, групповое и массовое политическое участие. Особенности участия в митингах, демонстрациях, кампаниях гражданского неповиновения, политических забастовках и насильственных действиях против властей. Корпоративная солидарность и конформизм как механизмы групповой сплоченности в политических объединениях и сообществах различного типа. Активность протеста и ее проявление в условиях современной России. Специфика индивидуального политического участия: образцы, мотивация, результаты. Типология девиации Р. Мертона. Отклоняющееся политическое поведение и его причины.
Политический терроризм и экстремизм как формы политического поведения: их генезис и методы противодействия и профилактики. Социологические исследования политического поведения и участия в России. Показатели и эмпирические индикаторы политического поведения и участия. Социологический анализ типичных моделей политического поведения.
Тема 12. Социология выборов. Cсоциологические методы изучения избирательного процесса и электорального поведения. Методология и техники социологического анализа предвыборной ситуации: исследование уровня политической и электоральной активности, анализ политических ценностей и предпочтений различных социальных групп и регионов, анализ данных прошлых выборов и референдумов, геодемографический анализ и исследование проблемного поля. Абсентеизм и его причины. Типология регионов России на основе анализа голосовательного поведения. Моделирование электорального поведения различных групп избирателей. Социально-экономические, культурно-исторические, национальные и конфессиональные факторы, определяющие выбор кандидата в депутаты. Социальная типология кандидатов и социальная типология избирателей. Технологии политического рекламирования кандидата и оценка ее эффективности. Моделирование избирательного процесса и прогнозирование результатов предвыборной борьбы. Рейтинги доверия и электоральные рейтинги. Причины ошибок при прогнозировании результатов выборов на основании рейтингов.
Тема 13. Политическая социология переходного общества. Основные тенденции изменения социальной структуры и политических ориентаций в современной России.
Понятие переходного общества и основные подходы к его изучению. Особенности социальной структуры переходного общества, ее динамизм и неопределенность. Динамика политических ориентаций в условиях переходного общества. Принципы социальной стратификации современного российского общества. Основные социальные группы и их политические ориентации. Понятие среднего класса. “Старый” и “новый” средний класс. Средний класс как фактор политической стабильности и политического динамизма. Есть ли в России средний класс? Факторы политической нестабильности. Динамика отношения к основным политическим институтам в 1990-е - 2000 –е гг. Социальная база авторитаризма. Феномен “псевдоавторитаризма”. Социальная база демократического режима. Методологические принципы построения показателей и эмпирических индикаторов политического реформирования. Методики моделирования и прогнозирования социально-экономических последствий политических изменений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |