Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 2 страница




Задачи семинара: изучение и анализ первоисточников;анализ основных особенностей и характерных черт политической социологии П. Бурдье, С. Липсета, А. Турена и Н. Лумана; развитие навыков профессиональной речи и публичных выступлений.

Знания и умения, которые должны быть получены студентами: знание основных этапов развития социологической мысли, а также концепций современных исследователей в области социологии политики; приобретение навыков публичных выступлений, а также навыков критического отношения к своему выступлению и выступлению своих сокурсников.

 

Литература:

1. Бурдье П. (1930-2002). Делегирование и политический фетишизм П. Бурдье //Социология власти.-2005.-N 5. - С. 147-163.

2. Бурдье П. Социология политики. Пер. с фр., М., 1993.

3. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика. М., 2005.

4. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

5. Збровский Г.Е. История социологии. М., Гардарики, 2007, С.499 – 530.

6. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии бщественных движений. СПб., 1993.

7. История социологии: Учеб. Пособие/ Под общ. Ред.А.Н.Елсукова - Мн.: Выш. Шк., 1997.

8. Козер Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006, 528 с.

9. Липсет С. Политическая социология // Американская социология. М., 1972.

10. Луман Н. Власть: Пер с нем. А.Ю. Антоновского. – М.,2001.

11. Луман Н. Теория общества // Теория общества. М, 1999.

12. Назарчук А.В. Теоретико–политические воззрения Никласа Лумана // Полис. – 2006 - № 3.

13. Ритцер Дж. Современные социологические теории. С-Пб., 2002.

14. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

15. Шматко Н.А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье //Социологи­ческие исследования, 2003, N81.

 

Задания на самостоятельную работу студентов:

 

1. Раскройте суть концепции социального действия и социального пространства в социологической теории П. Бурдье.

2. Дайте определение понятия «габитус».

3. Почему Н. Луман считал, что основными элементами социальной системы являются не люди, а их коммуникации.

4. В чем Н. Луман усматривал три главных порока классических социологических концепций общества?

5. Какая методология характерна для интегральных и объединительных парадигм?

6. Как совмещается у Э. Гидденса понятие власти и господства с понятиями действия и структуры?

7. Приведите примеры методологического синтеза в современной социологии.

8. Охарактеризуйте основные черты современного этапа развития политической социологии.

Темы рефератов:

1. Общество в системной теории Н. Лумана.

2. Политическая социология А. Турена.

3. Проблемы политической социологии в концепции С.Липсета.

4. Основные особенности и характерные черты политической социологии П. Бурдье.

5. Роль и участие политической социологии в политической жизни Запада.

Формы и методы контроля: рубежный (тематический контроль):

- установление уровня изучения 2-го раздела;

- проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный промежуток времени, чем это делается по отдельным дозам информации в рамках текущего контроля;

- выявление взаимосвязи с другими разделами.

 

Тема 9. Общественное мнение в политике и социологические методы его изучения (4 часа).

 

1. Формы отражения политической жизни в общественном мнении: политические знания и политические ориентации, предпочтения и предрассудки, настроения и оценки.

2. Методологические аспекты социологических опросов общественного мнения по политическим вопросам.

3. Образ власти и ведущих политиков в глазах населения. Определение рейтингов политических лидеров и политических партий.

4. Факторы, влияющие на оценку деятельности политиков, органов власти, политических партий и движений, других политических институтов.

5. Специфика политических коммуникаций в обществе. Роль пропаганды в формировании общественного мнения.

 

Форма семинара – развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия; устные доклады студентов с последующим их обсуждением.

Цель семинара: освоение методов социологического изучения общественного мнения.

Задачи семинара: изучение форм отражения политической жизни в общественном мнении; методологии социологических опросов общественного мнения по политическим вопросам; проанализировать обширный эмпирический материал многочисленных опросов, проведенных различными российскими и зарубежными социологическими службами в 2000-2006 гг.

Знания и умения, которые должны быть получены студентами: умение ориентироваться в особенностях функционирования общественного мнения; корректно использовать данные массовых опросов и другие социологические данные для анализа политических ориентаций и политического поведения различных социальных групп; умение связывать теоретические положения с практическими ситуациями.

Литература:

1. Бызов Л.Г. 2005 год в общественном мнении (Мониторинг Левада – центра) // Социс. – 2006. - №6.

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Какая партийная система нужна России? //Городское управление.-2006.-N10- С. 3-5

3. Горшков М.К. Социальная ситуация в России в фокусе общественного мнения // Социс. – 2006. - №12.

4. Крыштановская О.В. Бывшие. Тенденции нисходящей мобильности российской элиты // ОНС. - 2003 - № 5, 6.

5. Кинсбурски А.В. Трансформация структуры российской политической элиты в оценках экспертов // Социс. – 2003 - №8.

6. Мониторинг Левада – Центра. Власть в общественном мнении // Социологические исследования, 2006, № 8.

7. Поликанов Д.В. Российское общественное мнение о проблеме терроризма // Социс. – 2006. - №2.

8. Реутов Е.В. Общество и власть. Кризис легитимности? // Социс. – 2006. - №1.

9. Тавокин Е.П. СМИ как фактор информации по обеспечению реформ // Социс. – 2006. - №10.

10. Фонд общественного мнения. Российские демократы //Городс­кое управление.-2006.-N 2. - С. 5-8.

11. Фонд общественного мнения. Либерально-демократическая партия России //Городское управление.-2006.-N 2. – С

 

Задания на самостоятельную работу студентов:

1. Определите, в чем сущность трактовки общественного мнения как надиндивидуальной реальности.

2. Рассмотрите изучения, учет, выражение и формирование общественного мнения как систему взаимообусловленных действий. Аргументируйте (с привлечением примеров из практики), почему приводит к дисфункциям в социальном и государственном управлении даже “выпадение” одного из четырех элементов, перечисленных выше?

3. Проанализируйте и покажите (на примере своего региона, города, села), как реализуются функции общественного мнения в условиях трансформации российского общества.

4. Продемонстрируйте знание факторов, влияющих на оценку деятельности политиков, органов власти, политических партий и движений, других политических институтов.

5. Какова специфика политических коммуникаций в обществе?

6. Что может обеспечить активное включение общественного мнения в регулирование властных отношений российского общества?

Темы рефератов:

1. Образ власти и ведущих политиков в глазах населения.

2. Партии и представительные органы власти в контексте социологического анализа.

3. Общественное мнение и public relations.

4. Сравнительный анализ роли общественного мнения в системе российской власти и во властных отношениях развитых демократических государств.

 

Формы и методы контроля: текущий контроль.

 

Тема 10. Социологический анализ

политической социализации (4 часа).

1. Политическая социализация личности. Политические качества гражданина и особенности его политического самосознания.

2. Социологические исследования основных агентов политической социализации.

3. Понятие политической культуры. Ее функции в обществе.

4. Социологический анализ типов политических субкультур и соответствующих им способов политической социализации.

5. Основные социальные группы и их политические ориентации.

6. Социологические исследования норм, ценностей, установок, форм политического поведения, присущих гражданину.

 

Форма семинара – развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия; обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами.

Цель семинара: осмысление процессов политической социализации личности, особенностей социологических исследований политической культуры современной России.

Задачи семинара: изучениепроцессов социализации личности; представлений о политической культуре, о значимых тенденциях изменения общественного сознания и политических ценностей основных социальных групп современного российского общества; анализ обширного эмпирического материала многочисленных опросов, проведенных различными российскими и зарубежными социологическими службами в 2000-2006 гг.

Знания и умения, которые должны быть получены студентами: определение понятий «социализация», «агенты политической социализации», «культура», «субкультура», «норма», «ценность»;понимание особенностей процесса политической социализации личности, взаимообусловленности ее прав, свобод и ответственности; умение анализировать социокультурные реалии, актуальные проблемы культурного развития как у себя в стране, так и за ее пределами; умение сопоставлять данные разных источников и обобщать их.

Литература:

1. Глебова И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы // Политические исследования. 2006. №1.

2. Зубок Ю.А. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформируемых стратегий //Социологи­ческие исследования.-2006.-N 6.

3. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. М., 1998.

4. Малинова О.Ю. «Политическая культура» в российском научном и публичном дискусе // Политические исследования. 2006. №5.

5. Петухов В.В., Федоров В.В. Трансформация идеологических ценностей и политических предподчений россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2005, №2.

6. Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период //Социс. – 2006. - №9.

7. Российская повседневность и политическая культура: возможности, проблемы и пределы трансформации. М., 1996.

8. Социологические исследования (Социс) (http://www.isras.rssi. ru/R_Socls.ntm);

9. Фененко Ю.В. Социология: учебник. М., Проспект, 2007, С. 95-101.

 

Задания на самостоятельную работу студентов:

1. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу личности?

2. Охарактеризуйте социальную структуру личности.

3. В чем сущность политической социализации личности? Каковы ее основные стадии?

4. Охарактеризуйте каналы получения политической информации и формирования политической убежденности.

5. В чем сущность социологического подхода к пониманию культуры?

6. Почему можно говорить о культуре как факторе социального развития общества?

7. Охарактеризуйте понятие политической культуры и ее функции в обществе.

8. Как Вы думаете, в чем заключаются характерные особенности политической социализации личности в условиях современной России?

9. Какова трансформация политических ценностей и установок россиян на современном этапе развития?

10. Покажите взаимосвязь культурных традиций и процессов модернизации общества на примере России.

Темы рефератов:

1. Социально – политические представления и ценности современной российской молодежи.

2. Политическая социализация в кризисном обществе (на примере современной России).

3. Основные вехи эволюции идей политической социализации (в отечественной и зарубежной науке).

4. Особенности политической культуры различных социальных групп российского общества (по выбору).

5. Молодежная субкультура.

6. Россия глазами европейца.

Формы и методы контроля: текущий контроль.

 

Тема 11. Социальные механизмы политического поведения

и участия (4 часа).

1. Социальная сущность и формы политического поведения и участия.

2. Социологический анализ мотивов и целей политического участия и поведения. Методики оценки уровня политической активности различных социальных групп.

3. Показатели и эмпирические индикаторы политического поведения и участия. Социологический анализ типичных моделей политического поведения.

4. Активность протеста и ее проявление в условиях современной России.

5. Типология девиации Р. Мертона. Отклоняющееся политическое поведение и его причины.

6. Политический терроризм и экстремизм как формы политического поведения: их генезис и методы противодействия и профилактики.

7. Социологические исследования политического поведения и участия в России

 

Форма семинара – развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия.

Цель семинара: изучение социальных механизмов политического поведения и социологических методов его изучения; формирование оценочных суждений и представлений о крайних формах протестного поведения.

Задачи семинара: выявление социальной сущности и форм политического поведения и участия; освоение методикой оценки уровня политической активности различных социальных групп; анализ обширного эмпирического материала многочисленных опросов, проведенных различными российскими и зарубежными социологическими службами в 2000-2007 гг.; рассмотрение политического экстремизма и терроризма как крайне негативных форм протестного политического поведения; выработка твердых профессиональных убеждений.

Знания и умения, которые должны быть получены студентами: определение понятий «мотив», «цель», «политическое поведение», «политическое участие», «девиация»; знание методик оценки уровня политической активности; умение анализировать качество социологической информации; навыки занятия собственной позиции при решении социокультурных проблем.

Литература:

1. Варданянц Г. К. Терроризм: диагностика и социальный контроль//Социологические исследования.-2005.-N 7. - С. 78-83.

2. Великая Н.М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении //Социологи­ческие исследования, 2003, N 8.

3. Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997.

4. Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. – СПб.: Питер, 2005. – 461 с.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

6. Иванов В. Н. Феномен терроризма/В. Н. Иванов //Социологи­ческие исследования.-2005.-N 7. - С. 63-71

7. Левашов В. К. Безопасность и терроризм // Социологические исследования.- 2005.- N 7. - С. 72-77.

8. Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивация //Социологические исследования, 2006, № 2.

9. Социологические исследования (Социс) (http://www.isras.rssi. ru/R_Socls.ntm)

 

Задания на самостоятельную работу студентов:

1. Дайте определение и перечислите виды политического поведения.

2. Раскройте основные положения современных теорий политического лидерства.

3. Какие виды рейтингов политических лидеров обычно измеряются в социологических исследованиях?

4. В чем заключается принципиальное отличие лидерства от политического участия?

5. Что такое мотив политического участия?

6. Перечислите основные мотивы участия и неудач в голосовании на выборах.

7. На чем основана типология отклоняющего поведения личности у Р. Мертона по отношению к целям и средствам их достижения?

8. Обоснуйте применение концепций Р. Мертона для интерпретации процессов в российском обществе.

9. Дайте характеристику политическому терроризму и экстремизму как крайним негативным формам политического поведения.

Темы рефератов:

1. Человек и власть: основные социологические характеристики.

2. Региональные особенности участия молодежи в политической жизни: социологический анализ (на примере Саратовской области).

3. Социологический анализ политического экстремизма в российском обществе.

4. Политическая оппозиция в современном обществе.

Формы и методы контроля: текущий контроль.

 

Тема 12. Социология выборов.

1. Cоциологические методы изучения избирательного процесса и электорального поведения.

2. Методология и техники социологического анализа предвыборной ситуации.

3. Социальная типология кандидатов и социальная типология избирателей. Абсентеизм и его причины.

4. Рейтинги доверия и электоральные рейтинги.

 

Форма семинараразвернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия.

Цель семинара: теоретически-информационное и практически ориентированное изучение избирательного процесса.

Задачи семинара: освоение социологических методов изучения избирательного процесса и электорального поведения; изучение методики социологического анализа предвыборной ситуации; социальной типологии кандидатов и социальной типологии избирателей; причин абсентеизма.

Знания и умения, которые должны быть получены студентами: развитие способностей профессионально оценивать предвыборную ситуацию и эффективно, аргументировано выстраивать логику возможного решения назревших проблем электорального поведения в процессе самостоятельной практики; умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения.

Литература:

1. Ахременко А.С. Структуирование электорального пространства в российских регионах (Факторный анализ парламентских выборов 1995-2003 гг.) // Полис. – 2005 - № 2.

2. Долгова Г. Генезис партий и приватизация в России/ Власть, 2005, № 9, с.32-43

3. Заболотная Г.М. Региональный электорат партий между выборами //Социологи­ческие исследования, 2003, N 9.

4. Калинин К.О. Факторы электорального спроса на российском политическом рынке // Полис. – 2006 - № 3.

5. Пушкарева Г.В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Полис. – 2003 - № 3.

6. Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. М., 1996.

7. Седов Л.А.Российский электорат: десятилетняя эволюция // ОНС. – 2003. - № 5.

8. Салий А.Практические советы по применению избирательного законодательства РФ в ходе избирательных кампаний // Политический маркетинг. – 2004. – № 1

9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 20004. – 669 с.

10. Чередниченко В.А.Социологический анализ факторов избирательных процессов в России // Вестник Моск. Ун-та. Сер. Социология и политология. – 1998 - № 4.

Задания на самостоятельную работу студентов:

1. Что такое электоральное поведение?

2. Что такое абсентеизм?

3. Какие теории используются в современной политической социологии для объяснения факторов электорального поведения?

4. Как российский избиратель делает свой выбор?

5. Какие социальные типологии кандидатов и избирателей вы знаете?

6. В чем состоят основные особенности выборов в местные органы власти?

7. Какое влияние оказывает пол, возраст, образование и доход на политический выбор избирателя?

Темы рефератов:

1. Прогноз активности и результатов голосования на выборах.

2. Основные парадигмы объяснения электорального поведения в российской и зарубежной литературе.

3. Влияние социально – демографических характеристик на электоральное поведение.

4. Социологический анализ мотивов голосования: возможности и перспективы.

Формы и методы контроля: текущий контроль.

Тема 13. Политическая социология переходного общества.

Основные тенденции изменения социальной структуры и политических ориентаций в современной России (4 часа).

1. Особенности социальной структуры современной России.

2. Динамика политических ориентаций основных социальных групп российского населения в условиях переходного общества.

3. Методологические принципы построения показателей и эмпирических индикаторов политического реформирования.

4. Методики моделирования и прогнозирования социально-экономических последствий политических изменений.

5. Социологические исследования изменения социальной структуры и политических ориентаций в современной России

 

Форма семинара – развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия

Цель семинара: обучение студентов использованию знаний теоретических основ политической социологии для анализа социально-политических процессов, протекающих в современных динамичных и сложноорганизованных обществах, каким является современное российское общество.

Задачи семинара: анализ особенностей социальной структуры современного российского общества; динамики политических ориентаций населения в переходный период; усвоение методологических принципов построения показателей и эмпирических индикаторов политического реформирования; развитие самостоятельного мышления.

Знания и умения, которые должны быть получены студентами: умение характеризовать основные уровни структурной организации общества; формирование у студентов умения анализировать и прогнозировать развитие социальных процессов в российском обществе; умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения.

Литература:

1. Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки // Социологи­ческие исследования, 2006, N 11.

2. Заславская Т.Н. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.

3. Бызов Л. Г. На "левые" - "правые" рассчитайся!.: [о полит. климате в России //Человек.-2005.-N 4. - С. 44-54.

4. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневой образ жизни: социологический автопортрет постсоветского общества. М., 2000.

5. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник. 2004. – 184 с.

6. Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России //Социологи­ческие исследования, 2006, N 1.

7. Перестройка глазами россиян: 20 лет спустя //Социологи­ческие исследования, 2005, N 9. - С. 23-36.

8. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 2000.

9. Ротман Д. Г. Политическое поле изменяющегося государства: структура, особенности функциони­рования и возможности социологического изучения // Социология.-2004.-N 4. - С. 3-15.

10. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мне­ния) (http://www.wciom.ru).

11. Черныш М.Ф. Социальные институты и мобильность в трансформируемом обществе. М.: Гардарики, 2005.204 с.

 

Задания на самостоятельную работу студентов:

1. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы.

2. Модернизация: зарубежный опыт и Россия.

3. Методики моделирования и прогнозирования социально-экономических последствий политических изменений.

4. Какова природа социальных изменений в обществе?

5. Дайте определение основным понятиям теории социальных изменений.

6. Какие новейшие социологические подходы к социальным изменениям Вы знаете?

7. В чем причины социальных изменений в обществе? Что нужно для того, чтобы социальные изменения были приняты в обществе?

8. В чем сущность социального процесса? Дайте его определение и назовите его основные формы.

9. Какова динамика политических ориентаций в условиях переходного общества?

Темы рефератов:

1. Динамическая социология как одно из направлений современной социологии.

2. Волновые процессы в социальном развитии.

3. Проблема политического порядка в социологии.

4. Социальные изменения и модернизация общества: социологический анализ.

5. Российский социум в условиях перехода: гражданское общество и социология.

Формы и методы контроля: итоговый контроль:

- установление уровня изучения 1, 2, 3-го разделов;

- проверка прочности усвоения полученных знаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.