КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий 2 страница
Задачи семинара: изучение и анализ первоисточников;анализ основных особенностей и характерных черт политической социологии П. Бурдье, С. Липсета, А. Турена и Н. Лумана; развитие навыков профессиональной речи и публичных выступлений. Знания и умения, которые должны быть получены студентами: знание основных этапов развития социологической мысли, а также концепций современных исследователей в области социологии политики; приобретение навыков публичных выступлений, а также навыков критического отношения к своему выступлению и выступлению своих сокурсников.
Литература: 1. Бурдье П. (1930-2002). Делегирование и политический фетишизм П. Бурдье //Социология власти.-2005.-N 5. - С. 147-163. 2. Бурдье П. Социология политики. Пер. с фр., М., 1993. 3. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика. М., 2005. 4. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 5. Збровский Г.Е. История социологии. М., Гардарики, 2007, С.499 – 530. 6. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии бщественных движений. СПб., 1993. 7. История социологии: Учеб. Пособие/ Под общ. Ред.А.Н.Елсукова - Мн.: Выш. Шк., 1997. 8. Козер Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006, 528 с. 9. Липсет С. Политическая социология // Американская социология. М., 1972. 10. Луман Н. Власть: Пер с нем. А.Ю. Антоновского. – М.,2001. 11. Луман Н. Теория общества // Теория общества. М, 1999. 12. Назарчук А.В. Теоретико–политические воззрения Никласа Лумана // Полис. – 2006 - № 3. 13. Ритцер Дж. Современные социологические теории. С-Пб., 2002. 14. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998. 15. Шматко Н.А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье //Социологические исследования, 2003, N81.
Задания на самостоятельную работу студентов:
1. Раскройте суть концепции социального действия и социального пространства в социологической теории П. Бурдье. 2. Дайте определение понятия «габитус». 3. Почему Н. Луман считал, что основными элементами социальной системы являются не люди, а их коммуникации. 4. В чем Н. Луман усматривал три главных порока классических социологических концепций общества? 5. Какая методология характерна для интегральных и объединительных парадигм? 6. Как совмещается у Э. Гидденса понятие власти и господства с понятиями действия и структуры? 7. Приведите примеры методологического синтеза в современной социологии. 8. Охарактеризуйте основные черты современного этапа развития политической социологии. Темы рефератов: 1. Общество в системной теории Н. Лумана. 2. Политическая социология А. Турена. 3. Проблемы политической социологии в концепции С.Липсета. 4. Основные особенности и характерные черты политической социологии П. Бурдье. 5. Роль и участие политической социологии в политической жизни Запада. Формы и методы контроля: рубежный (тематический контроль): - установление уровня изучения 2-го раздела; - проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный промежуток времени, чем это делается по отдельным дозам информации в рамках текущего контроля; - выявление взаимосвязи с другими разделами.
Тема 9. Общественное мнение в политике и социологические методы его изучения (4 часа).
1. Формы отражения политической жизни в общественном мнении: политические знания и политические ориентации, предпочтения и предрассудки, настроения и оценки. 2. Методологические аспекты социологических опросов общественного мнения по политическим вопросам. 3. Образ власти и ведущих политиков в глазах населения. Определение рейтингов политических лидеров и политических партий. 4. Факторы, влияющие на оценку деятельности политиков, органов власти, политических партий и движений, других политических институтов. 5. Специфика политических коммуникаций в обществе. Роль пропаганды в формировании общественного мнения.
Форма семинара – развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия; устные доклады студентов с последующим их обсуждением. Цель семинара: освоение методов социологического изучения общественного мнения. Задачи семинара: изучение форм отражения политической жизни в общественном мнении; методологии социологических опросов общественного мнения по политическим вопросам; проанализировать обширный эмпирический материал многочисленных опросов, проведенных различными российскими и зарубежными социологическими службами в 2000-2006 гг. Знания и умения, которые должны быть получены студентами: умение ориентироваться в особенностях функционирования общественного мнения; корректно использовать данные массовых опросов и другие социологические данные для анализа политических ориентаций и политического поведения различных социальных групп; умение связывать теоретические положения с практическими ситуациями. Литература: 1. Бызов Л.Г. 2005 год в общественном мнении (Мониторинг Левада – центра) // Социс. – 2006. - №6. 2. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Какая партийная система нужна России? //Городское управление.-2006.-N10- С. 3-5 3. Горшков М.К. Социальная ситуация в России в фокусе общественного мнения // Социс. – 2006. - №12. 4. Крыштановская О.В. Бывшие. Тенденции нисходящей мобильности российской элиты // ОНС. - 2003 - № 5, 6. 5. Кинсбурски А.В. Трансформация структуры российской политической элиты в оценках экспертов // Социс. – 2003 - №8. 6. Мониторинг Левада – Центра. Власть в общественном мнении // Социологические исследования, 2006, № 8. 7. Поликанов Д.В. Российское общественное мнение о проблеме терроризма // Социс. – 2006. - №2. 8. Реутов Е.В. Общество и власть. Кризис легитимности? // Социс. – 2006. - №1. 9. Тавокин Е.П. СМИ как фактор информации по обеспечению реформ // Социс. – 2006. - №10. 10. Фонд общественного мнения. Российские демократы //Городское управление.-2006.-N 2. - С. 5-8. 11. Фонд общественного мнения. Либерально-демократическая партия России //Городское управление.-2006.-N 2. – С
Задания на самостоятельную работу студентов: 1. Определите, в чем сущность трактовки общественного мнения как надиндивидуальной реальности. 2. Рассмотрите изучения, учет, выражение и формирование общественного мнения как систему взаимообусловленных действий. Аргументируйте (с привлечением примеров из практики), почему приводит к дисфункциям в социальном и государственном управлении даже “выпадение” одного из четырех элементов, перечисленных выше? 3. Проанализируйте и покажите (на примере своего региона, города, села), как реализуются функции общественного мнения в условиях трансформации российского общества. 4. Продемонстрируйте знание факторов, влияющих на оценку деятельности политиков, органов власти, политических партий и движений, других политических институтов. 5. Какова специфика политических коммуникаций в обществе? 6. Что может обеспечить активное включение общественного мнения в регулирование властных отношений российского общества? Темы рефератов: 1. Образ власти и ведущих политиков в глазах населения. 2. Партии и представительные органы власти в контексте социологического анализа. 3. Общественное мнение и public relations. 4. Сравнительный анализ роли общественного мнения в системе российской власти и во властных отношениях развитых демократических государств.
Формы и методы контроля: текущий контроль.
Тема 10. Социологический анализ политической социализации (4 часа). 1. Политическая социализация личности. Политические качества гражданина и особенности его политического самосознания. 2. Социологические исследования основных агентов политической социализации. 3. Понятие политической культуры. Ее функции в обществе. 4. Социологический анализ типов политических субкультур и соответствующих им способов политической социализации. 5. Основные социальные группы и их политические ориентации. 6. Социологические исследования норм, ценностей, установок, форм политического поведения, присущих гражданину.
Форма семинара – развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия; обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами. Цель семинара: осмысление процессов политической социализации личности, особенностей социологических исследований политической культуры современной России. Задачи семинара: изучениепроцессов социализации личности; представлений о политической культуре, о значимых тенденциях изменения общественного сознания и политических ценностей основных социальных групп современного российского общества; анализ обширного эмпирического материала многочисленных опросов, проведенных различными российскими и зарубежными социологическими службами в 2000-2006 гг. Знания и умения, которые должны быть получены студентами: определение понятий «социализация», «агенты политической социализации», «культура», «субкультура», «норма», «ценность»;понимание особенностей процесса политической социализации личности, взаимообусловленности ее прав, свобод и ответственности; умение анализировать социокультурные реалии, актуальные проблемы культурного развития как у себя в стране, так и за ее пределами; умение сопоставлять данные разных источников и обобщать их. Литература: 1. Глебова И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы // Политические исследования. 2006. №1. 2. Зубок Ю.А. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформируемых стратегий //Социологические исследования.-2006.-N 6. 3. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. М., 1998. 4. Малинова О.Ю. «Политическая культура» в российском научном и публичном дискусе // Политические исследования. 2006. №5. 5. Петухов В.В., Федоров В.В. Трансформация идеологических ценностей и политических предподчений россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2005, №2. 6. Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период //Социс. – 2006. - №9. 7. Российская повседневность и политическая культура: возможности, проблемы и пределы трансформации. М., 1996. 8. Социологические исследования (Социс) (http://www.isras.rssi. ru/R_Socls.ntm); 9. Фененко Ю.В. Социология: учебник. М., Проспект, 2007, С. 95-101.
Задания на самостоятельную работу студентов: 1. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу личности? 2. Охарактеризуйте социальную структуру личности. 3. В чем сущность политической социализации личности? Каковы ее основные стадии? 4. Охарактеризуйте каналы получения политической информации и формирования политической убежденности. 5. В чем сущность социологического подхода к пониманию культуры? 6. Почему можно говорить о культуре как факторе социального развития общества? 7. Охарактеризуйте понятие политической культуры и ее функции в обществе. 8. Как Вы думаете, в чем заключаются характерные особенности политической социализации личности в условиях современной России? 9. Какова трансформация политических ценностей и установок россиян на современном этапе развития? 10. Покажите взаимосвязь культурных традиций и процессов модернизации общества на примере России. Темы рефератов: 1. Социально – политические представления и ценности современной российской молодежи. 2. Политическая социализация в кризисном обществе (на примере современной России). 3. Основные вехи эволюции идей политической социализации (в отечественной и зарубежной науке). 4. Особенности политической культуры различных социальных групп российского общества (по выбору). 5. Молодежная субкультура. 6. Россия глазами европейца. Формы и методы контроля: текущий контроль.
Тема 11. Социальные механизмы политического поведения и участия (4 часа). 1. Социальная сущность и формы политического поведения и участия. 2. Социологический анализ мотивов и целей политического участия и поведения. Методики оценки уровня политической активности различных социальных групп. 3. Показатели и эмпирические индикаторы политического поведения и участия. Социологический анализ типичных моделей политического поведения. 4. Активность протеста и ее проявление в условиях современной России. 5. Типология девиации Р. Мертона. Отклоняющееся политическое поведение и его причины. 6. Политический терроризм и экстремизм как формы политического поведения: их генезис и методы противодействия и профилактики. 7. Социологические исследования политического поведения и участия в России
Форма семинара – развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия. Цель семинара: изучение социальных механизмов политического поведения и социологических методов его изучения; формирование оценочных суждений и представлений о крайних формах протестного поведения. Задачи семинара: выявление социальной сущности и форм политического поведения и участия; освоение методикой оценки уровня политической активности различных социальных групп; анализ обширного эмпирического материала многочисленных опросов, проведенных различными российскими и зарубежными социологическими службами в 2000-2007 гг.; рассмотрение политического экстремизма и терроризма как крайне негативных форм протестного политического поведения; выработка твердых профессиональных убеждений. Знания и умения, которые должны быть получены студентами: определение понятий «мотив», «цель», «политическое поведение», «политическое участие», «девиация»; знание методик оценки уровня политической активности; умение анализировать качество социологической информации; навыки занятия собственной позиции при решении социокультурных проблем. Литература: 1. Варданянц Г. К. Терроризм: диагностика и социальный контроль//Социологические исследования.-2005.-N 7. - С. 78-83. 2. Великая Н.М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении //Социологические исследования, 2003, N 8. 3. Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997. 4. Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. – СПб.: Питер, 2005. – 461 с. 5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. 6. Иванов В. Н. Феномен терроризма/В. Н. Иванов //Социологические исследования.-2005.-N 7. - С. 63-71 7. Левашов В. К. Безопасность и терроризм // Социологические исследования.- 2005.- N 7. - С. 72-77. 8. Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивация //Социологические исследования, 2006, № 2. 9. Социологические исследования (Социс) (http://www.isras.rssi. ru/R_Socls.ntm)
Задания на самостоятельную работу студентов: 1. Дайте определение и перечислите виды политического поведения. 2. Раскройте основные положения современных теорий политического лидерства. 3. Какие виды рейтингов политических лидеров обычно измеряются в социологических исследованиях? 4. В чем заключается принципиальное отличие лидерства от политического участия? 5. Что такое мотив политического участия? 6. Перечислите основные мотивы участия и неудач в голосовании на выборах. 7. На чем основана типология отклоняющего поведения личности у Р. Мертона по отношению к целям и средствам их достижения? 8. Обоснуйте применение концепций Р. Мертона для интерпретации процессов в российском обществе. 9. Дайте характеристику политическому терроризму и экстремизму как крайним негативным формам политического поведения. Темы рефератов: 1. Человек и власть: основные социологические характеристики. 2. Региональные особенности участия молодежи в политической жизни: социологический анализ (на примере Саратовской области). 3. Социологический анализ политического экстремизма в российском обществе. 4. Политическая оппозиция в современном обществе. Формы и методы контроля: текущий контроль.
Тема 12. Социология выборов. 1. Cоциологические методы изучения избирательного процесса и электорального поведения. 2. Методология и техники социологического анализа предвыборной ситуации. 3. Социальная типология кандидатов и социальная типология избирателей. Абсентеизм и его причины. 4. Рейтинги доверия и электоральные рейтинги.
Форма семинара – развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия. Цель семинара: теоретически-информационное и практически ориентированное изучение избирательного процесса. Задачи семинара: освоение социологических методов изучения избирательного процесса и электорального поведения; изучение методики социологического анализа предвыборной ситуации; социальной типологии кандидатов и социальной типологии избирателей; причин абсентеизма. Знания и умения, которые должны быть получены студентами: развитие способностей профессионально оценивать предвыборную ситуацию и эффективно, аргументировано выстраивать логику возможного решения назревших проблем электорального поведения в процессе самостоятельной практики; умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения. Литература: 1. Ахременко А.С. Структуирование электорального пространства в российских регионах (Факторный анализ парламентских выборов 1995-2003 гг.) // Полис. – 2005 - № 2. 2. Долгова Г. Генезис партий и приватизация в России/ Власть, 2005, № 9, с.32-43 3. Заболотная Г.М. Региональный электорат партий между выборами //Социологические исследования, 2003, N 9. 4. Калинин К.О. Факторы электорального спроса на российском политическом рынке // Полис. – 2006 - № 3. 5. Пушкарева Г.В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Полис. – 2003 - № 3. 6. Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. М., 1996. 7. Седов Л.А.Российский электорат: десятилетняя эволюция // ОНС. – 2003. - № 5. 8. Салий А.Практические советы по применению избирательного законодательства РФ в ходе избирательных кампаний // Политический маркетинг. – 2004. – № 1 9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 20004. – 669 с. 10. Чередниченко В.А.Социологический анализ факторов избирательных процессов в России // Вестник Моск. Ун-та. Сер. Социология и политология. – 1998 - № 4. Задания на самостоятельную работу студентов: 1. Что такое электоральное поведение? 2. Что такое абсентеизм? 3. Какие теории используются в современной политической социологии для объяснения факторов электорального поведения? 4. Как российский избиратель делает свой выбор? 5. Какие социальные типологии кандидатов и избирателей вы знаете? 6. В чем состоят основные особенности выборов в местные органы власти? 7. Какое влияние оказывает пол, возраст, образование и доход на политический выбор избирателя? Темы рефератов: 1. Прогноз активности и результатов голосования на выборах. 2. Основные парадигмы объяснения электорального поведения в российской и зарубежной литературе. 3. Влияние социально – демографических характеристик на электоральное поведение. 4. Социологический анализ мотивов голосования: возможности и перспективы. Формы и методы контроля: текущий контроль. Тема 13. Политическая социология переходного общества. Основные тенденции изменения социальной структуры и политических ориентаций в современной России (4 часа). 1. Особенности социальной структуры современной России. 2. Динамика политических ориентаций основных социальных групп российского населения в условиях переходного общества. 3. Методологические принципы построения показателей и эмпирических индикаторов политического реформирования. 4. Методики моделирования и прогнозирования социально-экономических последствий политических изменений. 5. Социологические исследования изменения социальной структуры и политических ориентаций в современной России
Форма семинара – развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия Цель семинара: обучение студентов использованию знаний теоретических основ политической социологии для анализа социально-политических процессов, протекающих в современных динамичных и сложноорганизованных обществах, каким является современное российское общество. Задачи семинара: анализ особенностей социальной структуры современного российского общества; динамики политических ориентаций населения в переходный период; усвоение методологических принципов построения показателей и эмпирических индикаторов политического реформирования; развитие самостоятельного мышления. Знания и умения, которые должны быть получены студентами: умение характеризовать основные уровни структурной организации общества; формирование у студентов умения анализировать и прогнозировать развитие социальных процессов в российском обществе; умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения. Литература: 1. Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки // Социологические исследования, 2006, N 11. 2. Заславская Т.Н. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002. 3. Бызов Л. Г. На "левые" - "правые" рассчитайся!.: [о полит. климате в России //Человек.-2005.-N 4. - С. 44-54. 4. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневой образ жизни: социологический автопортрет постсоветского общества. М., 2000. 5. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник. 2004. – 184 с. 6. Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России //Социологические исследования, 2006, N 1. 7. Перестройка глазами россиян: 20 лет спустя //Социологические исследования, 2005, N 9. - С. 23-36. 8. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 2000. 9. Ротман Д. Г. Политическое поле изменяющегося государства: структура, особенности функционирования и возможности социологического изучения // Социология.-2004.-N 4. - С. 3-15. 10. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (http://www.wciom.ru). 11. Черныш М.Ф. Социальные институты и мобильность в трансформируемом обществе. М.: Гардарики, 2005.204 с.
Задания на самостоятельную работу студентов: 1. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. 2. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. 3. Методики моделирования и прогнозирования социально-экономических последствий политических изменений. 4. Какова природа социальных изменений в обществе? 5. Дайте определение основным понятиям теории социальных изменений. 6. Какие новейшие социологические подходы к социальным изменениям Вы знаете? 7. В чем причины социальных изменений в обществе? Что нужно для того, чтобы социальные изменения были приняты в обществе? 8. В чем сущность социального процесса? Дайте его определение и назовите его основные формы. 9. Какова динамика политических ориентаций в условиях переходного общества? Темы рефератов: 1. Динамическая социология как одно из направлений современной социологии. 2. Волновые процессы в социальном развитии. 3. Проблема политического порядка в социологии. 4. Социальные изменения и модернизация общества: социологический анализ. 5. Российский социум в условиях перехода: гражданское общество и социология. Формы и методы контроля: итоговый контроль: - установление уровня изучения 1, 2, 3-го разделов; - проверка прочности усвоения полученных знаний.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |