КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начало. 37 страница
Что такое Великое Вавилонское пленение иудеев? Нужно рассмотреть всю предшествующую традицию угона в плен. При Тиглатпаласаре III местное население угонялось в ассирийский плен, где его сажали на землю и заставляли работать на ассирийцев. Навуходоносор угоняет в плен не простой народ, а интеллектуальную элиту. Эти 10 тысяч иудеев – это жрецы, книжники, законодатели, среди которых потом оказываются пророки. Именно их отправляет в плен Навуходоносор. Он, конечно, не просчитывает ситуацию до конца, он и не может её просчитать, потому что никто не знает, что будет дальше. Но его намерения понятны: он хочет лишить иудеев разумных, мыслящих людей, в том числе управленцев. Лишив иудеев управленцев, он делает эту территорию полностью подвластной.
7. Вавилон после пленения евреев Навуходоносор не понял одного: эта интеллектуальная элита, оказавшись в Вавилоне, начнет усиленно «шевелить мозгами». Усиленно думать, задаваясь неизвестным для вавилонского царя вопросом: а за что? За что, Бог наш единый, ты переселил нас сюда? Чем мы провинились, и что нам сделать для того, чтоб было все наоборот? Именно в вавилонском плену произошло окончательное становление библейского канона, пишется Книга Бытия, которая содержит огромное количество шумерских и вавилонских сюжетов. Именно в вавилонском плену проповедует пророк Иеремия, формируется доктрина богоизбранности еврейского народа и доктрина Конца дней. Вся иудейская эсхатология, которая потом станет христианской, мусульманской, формируется в это время – в период еврейской катастрофы, когда народ постоянно спрашивает: за что и почему? Именно этот факт пребывания в плену способствовал усиленному поиску самоидентификации. В этих условиях любой народ растворился бы среди других. Но только не иудеи, которые наоборот собрались и стали думать, кто они такие, каков смысл их существования. Если мы увидим административные тексты этого времени, то действительно, было очень много служащих с еврейскими именами, которые были заняты в канцелярии, судопроизводстве, торговые агенты преимущественно были евреями. Гораздо меньше евреев было среди земледельцев, хотя встречались садоводы с еврейскими именами. Таким образом, все выведенные евреи в Вавилоне оказались пристроенными к какому-либо делу. Несмотря на «встроенность» в вавилонскую культуру, они очень активно проповедовали, стали создавать свою национально-территориальную общину. Навуходоносора это не беспокоило, он был поглощен собственными интересами. Появилась совершенно новая тенденция: интерес к прошлому. Навуходоносор начинает коллекционировать надписи древних царей, при нем проявляется интерес к заброшенным старым храмам, писцы пытаются восстановить письмо шумерского и старовавилонского времен, т.е. все больше растет интерес к собственной древности, хотя они не доходят при этом до археологии. Становится престижным писать древней клинописью, писать как в старые времена, пытаются имитировать грамматику старовавилонского времени, при Навуходоносоре создаются надписи на древнем вавилонском языке. Это свидетельствует об упадке цивилизации, т.к. люди пытаются зацепиться за прошлое, которое они находят с большим трудом, потому что люди говорят не по-аккадски, а преимущественно по-арамейски. И вот этот грандиозный строитель, воин, хозяйственный деятель умирает на 43 году своего правления. После Навуходоносора II у власти длительное время никого нет. С 562 по 556 правят два человека, а возможно и третий (данный факт не установлен). Именно о них один вавилонский текст спрашивает: кто был царем, кто не был царем? Эти 6 лет несчастны, они прокляты для Вавилона, потому что правят слабые царьки. Вавилонское жречество ищет кандидатов на роль нового царя. И, наконец, находят на севере страны человека, которого звали Набонид.
8. Набонид и его мама (556 – 539 гг.) Происходил он из города Харрана, на самом севере Месопотамии, через который всегда ходили ассирийские войска. Там, в Харране, стоял храм бога луны, которого звали Син Харранский. Это маленькое местное божество, которому там поклонялись. Этот самый Набонид, которого отрыли вавилонские чиновники, являлся большим поклонником Сина. Он приезжает в Вавилон вместе со своей мамой, которую звали Адда-гуппи («мама достойна»). Набониду по приезде в Вавилон было уже за 50, мама его была в весьма почтенных годах, ведь тогда ей было под 90. И Набонид очень любил свою маму и во всем слушал ее. Мама была верховной жрицей храма Сина. И мама говорила Набониду, что он всегда должен быть рабом Сина. Он приезжает в Вавилон, город величественного бога Мардука, и на первом году заявляет, что будет поклоняться Сину, а Мардуку не будет. И вот эти самые люди, которые пригласили его, начинают чесать затылки: «Кого же мы пригласили, ведь непочтение к Мардуку означает некормление вавилонских жрецов и администрации, деньги будут распределяться не так». Действительно, Набонид на втором году правления начинает перечислять деньги на ремонт храма Сина, который находится в противоположном конце Месопотамии. Жрецы Мардука призадумались. Самым главным и любимым праздником был Новый год. Он был посвящен Мардуку и его победе над Тиамат. И тут Набонид заявляет, что он не собирается праздновать Новый год! Вавилонские жрецы говорят: «Не празднуй, а мы будем праздновать». «Нет, и вы не будете», - говорит Набонид. И в Вавилоне целых семь лет не было Нового года. Он был официально запрещен. Адда-гуппи тогда сказала сыну: «Ну, а теперь-то тебя, скорее всего, убьют. Поэтому лучше уезжай из Вавилона!» «А куда я уеду?» - спрашивает Набонид. «А вот уезжай в Аравию, есть там такой оазис, оазис Тейму. Через него проходит великий торговый путь из Египта до Китая, было бы очень хорошо, если бы какой-то участок этого пути ты контролировал и брал пошлину за провоз со всех начальников караванов», - отвечает мама. Набонид уезжает туда, где он строит себе временный дворец, в этом оазисе он пребывает по повелению мамы, а она в это время правит в Вавилоне. В конце концов, Набониду сообщают о том, что все-таки произошло это печальное событие: его мама умерла на 102 году жизни. И поскольку мама умерла, то править некому, надо возвращаться. Ему сказали: «Возвращайся, но имей в виду, что не очень-то тебя и ждут». Набониду ничего не остается, кроме как вернуться.
9. Конец истории Месопотамии Но когда он возвращается, на границе с Вавилоном уже стоят персидские войска под предводительством Кира II Великого. Жители Вавилона и окрестностей очень рады приближению Кира II, они готовы по первому зову открыть ворота Вавилона, потому что Кир II обещает восстановить в Вавилоне праздник Нового года, вернуть Мардука и дать Вавилону неограниченную свободу, а Набонида свергнуть, как представителя чуждой религии. Кир был гениален, он понял, чего просит душа вавилонян. Вавилоняне были рады, они обещались выдать Набонида, где бы он не находился. Набонид решил выставить против Кира свой передовой отряд и поручил командование им своему сыну Бел-шар-уцуру. Это был его старший сын, в Библии его имя – Валтасар. Во время пира Валтасару привиделась рука, которая написала три слова: исчислен, взвешен, рассечен. Сначала, разумеется, был пир, а потом ему руки привиделись! И это было дурное предзнаменование! (Вавилонские источники этого не подтверждали, вилоняне были гораздо менее мистичны, чем иудеи и арамеи.) Дело кончилось плохо: сын погиб, дело Набонида было решено. Вблизи Вавилона он был схвачен и выдан Киру. 20 октября 539 года Кир торжественно вступил в Вавилон через главные городские ворота. Набонид, судя по одному тексту, был отправлен в Персию наместником в одну из провинций, т.е. не был казнен. Кир действительно выполнил главное обещание: вернул культ Мардука, лично контролировал подготовку к празднованию Нового года, объявил, что Вавилон - это свободный город. Но есть одна деталь: это свободный город, находящийся под защитой другого государства, т.е. фактически был объявлен протекторат Персии над Вавилоном. Это было очень мягкое решение. Кир не решился сделать Вавилон персидской провинцией. Он понимал, что тогда он получит крупное восстание, которое будет сложно подавить. Ему нужно было идти дальше, в Среднюю Азию, Египет. Поэтому он решил действовать осторожно, дать свободу вавилонянам, пусть они радуются возвращению Мардука, празднуют Новый год, отчисляют дань персам. Фактически именно 20 октября 539 года Вавилон потерял независимость, Месопотамия с этого времени перестала быть независимым государством. Она принадлежала персам, грекам, римлянам, арабам. Фактически государственность была восстановлена только в 1958, когда была провозглашена республика Ирак. Но тогда, когда Кир вошел в Вавилон, люди радовались, устраивали великие храмовые праздники в честь Кира, просили его клинописью написать какое-нибудь пожелание Мардуку. Но они не понимали, что история их закончилась. После 6 века аккадский язык окончательно становится мертвым, в Месопотамии основными народами становятся халдеи, арамейские племена, люди говорят на халдейском наречии арамейского языка. Классическая месопотамская культура фактически перестает существовать и сохраняется только в виде реликтов в старых шумерских городах на юге (Урук, Ларса, Иссин). Там люди пишут клинописью по-аккадски и по-шумерски до 1 века нашей эры, желая сохранить для потомков язык и культуру (последние таблички относятся к 73 году). На всей остальной территории распространяется финикийский алфавит, арам, пишут на кусках кожи арамейским квадратным шрифтом (дошли до нас только арамейские надписи). И вот таким образом заканчивается месопотамская цивилизация, власть переходит к персам. Именно с 539 года начинается строительство Великой Персидской империи. Это вторая империя. Сначала империя Кира II, затем империя Дария I. Негодяй
19.11.2011 §23. Персидская империя.
Итак, 20 октября 539 года Кир II торжественно вступил в Вавилон. Вавилону было даровано автономное правление, был восстановлен культ Мардука, Кир праздновал эту победу как самое главное свершение своей жизни, потому что в это время Персия уже владела Арменией, Средней Азией, Лидией, и Кир готовился нанести следe.obq удар по Египту. Несомненно, именно взятие Вавилона стало индикатором образования второй мировой империи – Персидской. И с этого времени мы имеем дело уже с государством, которое образовано народами индоевропейской общности. Первым таким народом были хетты, второй знаменитый индоевропейский народ - это персы, ранняя история которых, так же как и ранняя история индоевропейцев, до сих пор представляет собой загадку для науки.
1. Происхождение персидской государственности Мы не знаем, откуда происходят индоевропейцы, где их прародина, на эту темы существует 2 основные версии: согласно первой, они происходят с Древнего Востока, и первоначально они расселялись по Армянскому нагорью; согласно второй версии, индоевропейцы первоначально жили в лесной зоне Центральной и Юго-Восточной Европы. Затем они стали распространяться на восток, в сторону Иранского нагорья и полуострова Индостан, куда индоевропейцы могли попасть из Европы через Кавказ, либо по другой версии продвинулись в Среднюю Азию и только оттуда попали в Иран. Точный маршрут их передвижения неизвестен, потому что они не оставляли следов материальной культуры, передвигались на повозках или верхом на лошадях, брали минимум посуды с собой, причем часто заготовленной не ими, количество утвари было минимальное, они не оставили никаких следов, поэтому трудно проследить индоарийские миграции этого времени. На севере Ирана индоарийское население обитало с конца 2 тыс. до н. э. Об это свидетельствуют ассирийские клинописные тексты, в частности мы знаем, что на территории Элама уже в конце 9 века находилось большая группа переселившихся племен. После того, как Элам был разгромлен Ассирией, место этого государства заняли племена мидийцев и персов. Иранская цивилизация (персы) имеет очень существенное отличие от остальных древневосточных цивилизаций. Государственность в этом регионе складывается после того, как сложилась основная религия. Государство с самого начала подчинено идеологии, и царская власть в Персии должна соответствовать религиозно-нравственным нормам. Нигде, ни в какой стране, до Персии ничего подобного не было. Была вера в богов, были жертвоприношения в храмах, но нигде государство не возникало после того, как происходило становление государственной религии. В Персии случилось именно так.
2. Зороастризм В конце 9 - начале 8 века среди персов появился пророк Заратуштра, который обратился к своему народу с проповедями и эти проповеди пророка легли в основание религии, которая называется зороастризм. Само имя Заратуштры означает «староверблюдый», т.е. тот, чьи верблюды стары. Это имя-оберег, специально для злых духов, которые видят, что верблюды стары, и не тронут их. Имена обереги были вообще очень популярны. Был такой древнерусский летописец, которого звали Упырь Лихой (чтобы отпугивать болезни от младенца); нечто подобное связано с именем Заратуштры. Заратуштра, по-видимому, происходил из Поволжья. Так полагает большинство современных иранистов, потому что в проповедях есть описание снежных бурь, льда, замерзания реки, чего категорически не бывало на Иранском нагорье. Заратуштра произносил проповеди, которые запоминались слушателями, но записаны они были через много лет после его смерти. Его проповеди назывались гаты и они стали древнейшей частью священного писания иранцев, которое называется Авеста. Авеста в переводе с древнеперсидского означает «основа» или «установление». Авеста – это священное писание новой религии, которую, в отличие от иудейского монотеизма, можно назвать дуалистической (зороастрийский дуализм). На всем протяжении его проповедей встречаются несколько фундаментальных положений: Первое. В мире существует два начала. Первое – это творящее, это бог-создатель неба и земли, человека и всего чистого, что есть в мире. Его зовут Ахура-Мазда. Он создал этот мир и все лучшее, все самое чистое в нем. Потом возник его антипод - бог зла, тьмы, разрушения, и его звали Ахриман. Самое главное отличие этих антагонистических начал – это отношение к истине. Ахурамазда – это покровитель правды, он связывается в проповедях с созиданием, с оседлым образом жизни, с возделыванием земли, с домом, т.е. с тем, что прочно и стабильно установлено в мире. Это и есть правда. Правда – это, прежде всего, то, что прочно установлено. Ахриман – покровитель лжи, т.е., согласно Заратуштре, покровитель всего нестабильного, непрочного, перемещаемого с места на место: кочевого образа жизни, смены занятий, отсутствия семьи. Все это категорически плохо, потому что это не имеет прочного установления. И вот этим руководит Ахриман. Весь мир поделен на 2 части: образ правдивого и образ лжи, чистого и нечистого. Все существа и предметы делятся на чистые и нечистые. Самым чистым зороастрийцы считают огонь, неслучайно их называют огнепоклонниками, потому что у них стояли жертвенники Ахурамазде, и в центре жертвенника был священный огонь, которому они поклонялись, считая его чистым, согревающим, огонь для зороастрийцев - символ жизни, порядка как такового. Самым нечистым для них является мертвое тело. От мертвеца нужно освобождаться как можно раньше, причем обычные люди мертвого тела касаться не должны, для этого есть специальные жрецы. Нельзя предавать мертвое тело огню, потому что нельзя смешивать чистое с нечистым, нельзя предавать земле, потому что земля тоже чиста, она родит посевы. Следовательно, его нужно выносить на башню, где его будут клевать хищные птицы. Поэтому зороастрийцы довольно лихо и быстро справлялись с телами. Посредине этих крайне чистого и крайне нечистого начал располагается весь мир с растениями, животными, людьми, и отношения, которые устанавливались между ними, есть отношения дуалист. Человек по Заратуштре является средоточием борьбы добра и зла; и Ахурамазда, и Ахриман сидят в самом человеке, один склоняет его в пользу истину, другой - в пользу лжи. У зороастризма есть священная история, которая состоит из 3 эр. Первая эра – эра основания, это эра начала мира. Сперва зародился мир под рукой Ахурамазды, который создал все прекрасное, огонь и первых людей; потом Ахриман – враждующее начало – создал дым. По этому типу огонь и дым были созданы как чистые и нечистые вещи. Вторая эра – эра смешения. Это мир в нынешнем состоянии, в котором смешаны добро и зло. Человек в эру смешения имеет свободную волю, он может выбирать, кому служить, в какую сторону идти. Поскольку человек имеет свободную волю, то он наделен ответственностью за свое поведение, он отвечает перед Ахурамаздой и перед 7 святынями. Его выбором решается его посмертная судьба. В зороастризме есть рай, ад и чистилище. Чистилище в книгах Авесты называется местом смешанных, туда попадают люди, добрые и злые поступки которых уравновешены. Очень характерно, что двумя испытаниями в зороастризме проверяли человека на то, куда он должен попасть – в рай или ад, ими оказываются взвешивание поступков на весах и проход человека по мосту. Впоследствии мы увидим эти испытания в Коране. Они буквально списаны Мухаммедом. Человек попадает в рай, ад или чистилище, и там его жизнь продлевается до 3 эры. Третья эра называется эра разделения. Она заключается в том, что Ахурамазда побеждает Ахримана, заливает всех грешников и нечестивцев лавой раскаленного металла. Остаются только праведники, ранее помещенные в рай. В конце времен (а в зороастризме есть идея конца времен) праведники получают от Ахурамазды чашу с белой хаомой (наркотический напиток, как индийская сома). Все пьют ее вместе с Ахурамаздой и перемещаются в мир вечного блаженства. Наркотическим экстазом заканчивается мировая история, согласно зороастризму. Но пока все живы, право на белую хаому имеют только жрецы, которых называют маги. Они могут ее употреблять. Остальные не могут, но если они будут праведниками, попадут в рай, доживут до 3 эры и ее конца, тогда они попробуют хаому с Ахурамаздой. Вот суть зороастризма, она заключается в том, что человек должен следовать всегда правде и почитать чистое, а следовать правде - это хранить те, первоначальные установления, как установление на постоянство жизни, дом, семья, занятия земледелием, брак должен совершаться внутри общины, они не признавали браки на стороне. Если человек следовал всему, он будет причастен к истине. И зороастризм покровительствовал изучению наук, тайного знания, всего, что касается истины. Таков фундамент, на котором через несколько столетий после смерти Заратуштры возникает персидское государство. Историки зороастризма разделяют два периода в развитии этой религии. 1) маздаизм, когда существует вера в Ахурамазду, но в текстах еще не упоминается Заратуштра 2) собственно зороастризм, когда появляется Авеста. Фактически, маздаизм, первые его следы фиксируются впервые в древних клинописных текстах 6 века до н.э., а Авеста записывается в первых веках нашей эры.
3. Кир II (558 – 530 гг.) Династия персидских царей возникла из рода персидского полководца, которого звали Ахемен, его потомки назывались Ахеменидами. Около 646 года царем стал Кир I. При нем персидские племена заняли большую часть Иранского плато. С 600 по 559 год в Персии правил Камбиз I. И мы знаем что при нем персы находились в вассальной зависимости от мидийских царей. Настоящая история Персии, как государства, начинается только с Кира II. Он также был прозван Великим. Кир достаточно быстро поднял восстание против мидийского царя, в 553 г. Война с мидийским царем длилась три года и окончилась победой персов в 550 г. При этом столица Мидийского государства стала царской резиденцией Кира. После этой победы Кир официально принял титул мидийских царей, он стал называть себя великий царь, царь царей, царь всех стран. Захватив Мидию, Кир понял, что ему открыта дорога по всем направлениям, и его следующими задачами было покорение Элама, т.е. территорий бывшего государства Элам, далее захват могущественного Лидийского государства в Малой Азии, захват территории Афганистана и постепенно выход в сторону Месопотамии. Территория Элама была захвачена уже в следующем 549 году. Затем персы подчинили своей власти страны, которые ранее входили в состав мидийского царства, например, Армению. И, начиная с 547 года, Кир стал планировать войну с Лидийским царством. Лидией правил в это время царь Крез. Он вошел в мировую историю как самый богатый царь Древнего мира. Возникла поговорка «богат, как Крез». Лидия была очень богатым царством, потому что здесь было много золота; здесь впервые стали чеканить монеты (в 7 веке). Лакомый кусок для персов – самая богатая страна мира. В 547 у реки Галис в Малой Азии произошла битва между персами и лидийцами, но она окончилась безрезультатно: Кир понял, что он еще мало набрал сил, а Крез, что он не готов к настоящему кровопролитному сражению. Крез отступил в свою столицу, в город Сарды, и решил подготовиться к войне, призвав союзников. Он послал запрос Набониду и спартанскому царю. Можно догадаться, что Набонид не ответил никак, он был занят другими вопросами, ему нужно было удержать аравийский оазис Тейма. А спартанцы – это довольно милые люди, которые сначала отвечали согласием на подобные запросы, а в самом конце посылали гонца, который говорил, что произошло полнолуние, а полнолуние – это неблагоприятный день для отправки войска, поэтому мы подумали и решили войско не посылать. Спартанцы очень часто предавали своих восточных союзников в последний момент: спартанцы в результате никого не послали. Крез вынужден был действовать на свой страх и риск, он вывел свою конницу на равнину перед Сардами и рассчитывал на сражение двух конниц. Однако Кир стал действовать хитростью (это излюбленный прием персидского войска действовать хитростью). Кир поставил впереди войска верблюдов, кони, увидев их, растерялись и убежали, всадники понимали, что не смогут их удержать. Когда они спешились, они стали сражаться пешими. Можно представить, как всадники сражаются пешими, ничего хорошего в этом нет, потому что они не привыкли сражаться пешими. Поэтому персы стали наступать, и лидийцам пришлось срочно бежать в Сарды. Это была их неприступная крепость, где они были осаждены Киром. Крез понял, что осада будет долгой и опять послал гонцов в Спарту, Вавилон и Египет. Откликнулись только спартанцы во второй раз, но в этот раз они действительно подготовили войско для отправки на кораблях, но войско не успело прийти, Сарды к тому времени уже пали. Осада Сард продолжалась 14 дней. Город был взять штурмом совершенно неожиданно, потому что Кир зашел в тыл к лидийцам и атаковал со стороны неприступных скал, т.е. оттуда, откуда меньше всего ждали. Крез попал в плен, это произошло в 546 году. Дальше Кир решил захватить греческие города Малой Азии, особенно активно ему противостояли жители приморских островов, но что касается жителей Милета, то они подчинились добровольно и стали его кормчими на кораблях. С греческими городами было тяжело, персы не смогли их атаковать, поэтому Кир решил перенести удар со Средиземного моря на Среднюю Азию. В период между 545 и 539 Кир подчинил себе Согдиану, Хорезм, бассейн Сырдарьи, воевал много в Средней Азии, и персидское господство дошло до северо-западных границ Индии. Однако только весной 539 г. Кир предпринимает поход на Вавилон. В октябре 539 года он вступает в Вавилон. И дальше происходят совершенно удивительные события: Кир объявляет освобождение всех народов, которые были угнаны в вавилонский плен, в том числе объявляет свободу иудеев, более того, Кир всячески содействует им в восстановлении первого храма. В глазах иудеев и с точки зрения иудейской истории Кир воспринимается как благодетель, который исправил ошибки Навуходоносора и вернул иудеев в Палестину. Точнее, Кир даже не исправлял никаких ошибок. И Навуходоносор, и Кир, по представлениям иудеев, были посланцами Господа, и их задача была в том, чтобы наказать за грехи правителей, а затем вознаградить. Что касается небиблейской легенды, а самого исторического события, то Кир просто провозгласил автономию областей, которые находились под протекторатом Персии. Он поступил мудро, не став делать захваченные земли персидскими областями. При этом он оставил их под контролем Персии. В 530 году Кир отправился в поход на восток от Каспийского моря, где против него взбунтовалось племя массагетов, и в этом походе Кир неожиданно погиб. Погиб в самом начале августа 530. Ему отрубили голову в сражении, она была брошена в мешок с кровью, и этот мешок был отнесен царице массагетов Тамирис, которая сказала: «Вот теперь-то ты, наконец, напьешься крови, которой так жаждал». Так внезапно в борьбе с малоизвестным племенем закончил жизнь Кир Великий. Кто такие массагеты гадают до сих пор, это какое-то средне-азиатское племя.
4. Камбиз II (530 – 522 гг.) Уже в конце августа 530 г. царем персидского гос-ва стал старший сын Кира Камбиз II. Он захотел продолжить славные деяния отца. Ему оставалось только захватить Египет. Это и было его главной задачей. Он подготовился к походу основательно. Он получил поддержку со стороны флота финикийских городов, и т.о., у него была и сухопутная, и морская армия. Персы благополучно добрались до пограничного Египетского города весной 525 г. После этого началось завоевание нескольких крупных городов. Персы, как обычно, действовали хитростью. Камбиз прекрасно знал, что кошка - священное животное в Египте, за убийство кошки смертная казнь. Персы идут на штурм, и вместо щита каждый войн держит кошку. Египтяне целятся из луков, но боятся стрелять. Вдруг попадешь в кошку, тогда свои же казнят. И вот это странное «мяукающее войско» просто подходило к стенам крепостей и захватывало их. Так Камбиз поступил несколько раз. Помимо этого были и морские сражения, осада прибрежных городов. Египетское войско бежало в столицу Мемфис. Персы, помимо всего прочего, натравили ливийцев против Египтян и подчинили ливийцев себе. Также в захвате Египта принимали участие малоазийские греки. В результате, к концу августа 525 г. Камбиз был официально признан царем Египта. Он был коронован как сын Амона Ра, принял все традиционные египетские титулы, его изображали на рельефах в египетском костюме. Он мог бы праздновать победу, но захват Египта никогда не приносил ничего хорошего завоевателю. Египтяне отличались еще большей хитростью, коварством, чем персы. Они умело травили персидских наместников. Египетские чиновники формально клялись персам, на самом деле они их ненавидели и старались убить при первой же возможности. Камбиз ушел в Эфиопию, совершил поход в Нубию, так как там было большое кол-во золота. Он дошел до Нубии, но в этот момент у персов закончилось продовольствие. Начался голод, и Камбиз вынужден был повернуть назад. Неоткуда было взять припасы, дальше шли непроходимые джунгли. Когда он повернул назад, то от своих разведчиков узнал, что в Египте восстание. В Мемфисе бывший фараон поднял народ на персидское войско. Камбиз вернулся в Мемфис, схватил фараона и казнил его. Также были казнены все приближенные к нему вельможи, страна была усмирена. Камбиз понял, что из Египта нельзя отлучаться ни на день, и с 525 по 522 жил в Египте безвыездно. Он испытал на себе всю силу египетского коварства. И он решил отомстить довольно странным образом, просто преступным образом! Во-первых, он приказал высечь Нил. Поскольку Нил был божеством и разливался по своему распорядку, не подчиняясь персам, то его высекли. Во-вторых, Камбиз убил священного египетского быка Аписа. Причем в данном случае важно, как он его убил: он пронзил его мечом в бедренную артерию. Почему это важно, вы сейчас поймете. В марте 522 г. будучи в Мемфисе, Камбиз получил известие о том, что его младший брат поднял восстание в Персии и стал царем. Смысл этой новости лучше всего доходил до самого Камбиза лично, так как он соображал, что никакого младшего брата у него и в помине быть не может, потому что ровно год назад он приказал убить своего младшего брата. И в то, что это было сделано, он верил абсолютно. Следовательно, трон в Персии занял какой-то самозванец. И нужно срочно бежать разбираться. Итак, он садится на своего боевого коня... Но тут внезапно к нему бежит гонец с каким-то донесением! Он хочет слезть с коня и оказывается в очень неудачном положении: он натыкается бедром на собственный меч!!! То есть Камбиз погибает так же, как погиб бык Апис. И это воспринимается египтянами как месть священного быка, а заодно и всех других богов, за нанесение вреда Египту. Это была поистине символическая смерть. Он погиб от удара собственным мечом в бедро. Правда, достоверность этой смерти проверить нельзя, потому что об этом пишут только греки, у персов в то время хроник не было. Кто же пришел к власти в Персии? Конечно, никакого брата Камбиза там не было. Жрец-маг по имени Гаумата короновался под имением Вардия, так звали мл. брата Камбиза, и правил всего семь месяцев. В конце сентября 522 г. состоялся заговор нескольких офицеров, и Гаумата в результате был убит. Тот же самый совет офицеров признал следующим царем потомка Ахемеда. Так началось правление, может быть, самого блистательного персидского царя Дария I
5. Дарий I (522 – 486 гг.) Дарию суждено было стать тем самым человеком, который превратил персидскую монархию в империю. Сразу после захвата престола, который был захвачен с официального согласия офицеров, Дарий столкнулся с тем, что его власть не признает ни одна из завоеванных Камбизом территорий. Против него восстали Вавилония, Парфия, Геркания, Мидия, Элам, Египет, Бактрия. Восстали все! В Вавилоне нашелся умник, который короновался под именем Навуходоносора III, а потом еще и Навуходоносора IV.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |