КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начало. 39 страница
Была ли Эбла в одиночестве или же в древности было много городов – сателлитов? На этот вопрос ученые не могли ответить до 1993 года. В 1993 году на территории Сирии был раскопан еще одни древний город, который древности назывался Набада. Там был обнаружен царский дворец, клинописный архив, который содержал около 400 текстов. Этот город Набада оказался современником Эблы, в нем тоже писали шумерским письмом. Теперь не осталось никаких сомнений, что городов-сателлитов было несколько, и все эти города были под властью шумеров, подчинялись шумерскому духовному миру. В то время Сирия пыталась пойти месопотамским путем, т.е. создать земледельческо-скотоводческое общество с сильной царской властью. Но у нее это не получилось. Почему? В конце 24 века в Месопотамию пришел Саргон Аккадский. Саргон немедленно пошел в военный поход сторону Средиземного моря. Шел он через Сирию. И по дороге, зайдя в Эблу, сделал Эблу своим данником. Саргон подчинил себе Эблу, и она перестала быть самостоятельным городом-государством. А затем в 23 веке Нарам-Суэн разрушил Эблу до основания, сверг эблаитского (долго смеялась над этим словом) царя и сделал Эблу перевалочным пунктом для шумерских войск. Эбла в последствии возродилась, произошло это в начале 2 тысячелетия, но прежнего положения она не имела уже никогда. Сирийские города постоянно грабили и разрушали. Все это происходило из-за неудобного географического расположения Сирии, через нее все время проходили войска других государств. Так обстояло дело во внутренней Сирии.
3. Внешняя Сирия Теперь про Сирию внешнюю, т.е. приморскую. На территории, примыкающей к Средиземному морю, возникли несколько городов: Библ, Тир, Сидон, Хатсор. Хатсор находился довольно далеко от моря, хотя и зависел от морской торговли. Остальные же города находились прямо на море. Приморские города Сирии уже с половины 3 тысячелетия находились под египетским влиянием. Египтяне не продвигались глубоко внутрь страны в 3 тысячелетии, им было достаточно ограбления приморья. Это привело к тому, что жители Библа начали говорить по-египетски, пользоваться иероглификой. Правители Библа решили, что они также бессмертны, как фараоны и приказывали изготовлять для них саркофаги. Саркофаги были украшены египетскими иероглифами. Понятно, что стабильного государства в Сирии не было, поэтому жители городов стали искать способ выживания. Древние жители города Дамаска стали разводить вьючных ослов, которые могли перевозить тяжести. Ими можно даже расплачиваться, они служили в качестве валюты. Они назывались дамасские ослы. Жители Дамаска и сопредельных территорий жили этим. Жители Сирии продавали оливковое масло, делали вино, с большим удовольствием его покупали в Месопотамии, там мы можем увидеть хвальбу, что кто-то купил вино. Покупка вина служила знаком особого богатства. Жители Месопотамии пили воду из подземных источников: реки были заилены. Вино там не производили, виноградников там не было, поэтому вино за большое количество серебра покупалось и поставлялось в дома знати. Жители Сирии также жили продажей инжира. Инжир, вино, оливковое масло кормили всю Сирию. Также много было строительного леса. Но не всегда торговля была выгодной.
4. Финикийское торговое государство В начале 2 тыс. на территории Финикии появились хурритские мастера, т.е. кавказского происхождения, которые организовали в Библе и Сидоне производство цветного стекла. Так у финикийцев и палестинцев появилось первое монопольное производство. Секрет производства стекла хранили в секрете, его покупали крестьяне и жители богатых городов Ближнего Востока. Цветное стекло появляется где-то в 18 веке до н.э., и появляются мастера-стеклодувы. Веком позже в Финикии появляется второе монопольное производство: жители этого района, неизвестно, кто точно, научились добывать из водорослей краску и стали окрашивать ткани в новые цвета – пурпур и индиго. Происходит великий переворот, не просто промышленный, а переворот человеческого сознания. Вы только подумайте: до этого времени никто и никогда не знал синего цвета. Единственный известный оттенок его был лазурит. Во всех языках Ближнего Востока и даже египетском голубой цвет означает лазурит. Все знали зелено-голубой лазурит, но темно-синего не знал никто и никогда, нет ни одного керамического изделия, раскрашенного синим цветом, его просто не было. И тут он появляется. Появляется он в краске из водорослей. Синий ассоциируется с небом, богами, религиозной жизни, поэтому в Сирии хотят построить синий храм. Пурпурный же цвет хотят цари. В 16 веке появляются пурпурные мантии царей. Рождается небывалый спрос на окрашенные ткани. Финикийцы не вывозят краску, они только просят отправлять им неокрашенную шерсть, которая окрашивается на месте. Прибыли с него сумасшедшие. В течение 16-14 в. Финикийские города-государства становятся лидерами мировой экономики. Здесь сосредотачиваются все основные экономические тренды: торговля оловом, бронзовыми орудиями и оружием, вином и оливковым маслом, цветным стеклом и окрашенными тканями. Все, что необходимо было человеку в это время, стало в больших количествах производиться в Финикии. Неудивительно, что монопольные производства значительно изменяют социальную структуру сирийских и финикийских государств. Государства начинают существовать на другой основе. На смену классической монархии в этих городах приходит олигархия. Некоторые города управляются советом торговых людей. Это не значит, что монархия упраздняется, во всех городах есть цари, но они номинальные фигуры, реально всем управляют купцы, руководители мероприятий, торговых домов. Они определяют всю политику. И это абсолютное новшество мировой истории, когда впервые устанавливается олигархическое правление. Правят пять-семь богатых кланов, которые диктуют свою волю, свои условия всем остальным. А поскольку эти кланы держат в руках власть, управляют царем, а прибыли им мало, сколько не давай, то именно в это время, в 16-15 веках в Финикии появляются пираты. Мирные мореходы торговцы разными товарами превращаются в морских разбойников, которые грабят проходящие суда с большой пользой для себя. Во-первых, они забирают все товары на судах, во-вторых берут в плен весь экипаж и продают в рабство. Абсолютно никого они не щадят: им нужна только нажива. Поэтому на территории Финикии и Палестины образуются самые большие в мире рабские рынки. И это действительно центр международной работорговли. Сюда приезжают греки, чтобы купить рабов, сюда приезжают жители острова Крит, у финикийцев завязывается хорошая торговля с Кипром и Критом. Греки приезжают покупать рабов, а продавать масло и вино собственного изготовления, начинается конкуренция между греками и финикийцами. В результате – колоссальное культурное взаимодействие между финикийцами и греками, которое заканчивается передачей финикийцами грекам алфавита. И так через финикийско-греческие контакты в Европе появляется письменность.
5. Государство Амурру Перед нами рисуется такая благостная картинка: все богатые, все если не ремесленники то пираты, если не пираты, то торговцы. На самом деле это, конечно, не так, потому что большая часть эксплуатируемого населения разорялась и просто уходила в бандиты. И вот в районе 16-15 веков на территории Финикии и Сирии появляется совершенно уникальное государство – государство бандитов и разбойников. Эти разбойники называются «хапиру», это такие люди, которые живут в пустыне, грабят караваны, носят налобные повязки, по которым их можно отличить и обладают невероятной хитростью, способны обмануть кого угодно. По поводу хапиру произошла очень интересная история: в 19 веке немецкие ассириологии решили, что хапиру – это просто евреи, потому что уж очень слова как-то похожи. И многие ученые писали, что хапиру – интернациональный коллектив бандитов и работорговцев – это, конечно же, евреи. Но что в этом удивительного, если в Германии в конце 19 века уже начал активно развиваться антисемитизм! Конечно, появляются целые трактаты о неблагородном происхождении евреев, что, мол, это потомки разбойников. Однако позже ситуация меняется: в аккадском языке при близком рассмотрении находят слово «хабару», который означает «быть изгнанником», уходить из дома, скитаться. То есть хапиру – это бродяги, изгои. Стало понятно, что хапиру никакие не евреи, а это просто обобщенное название изгоев и бродяг. Кто же входил в состав государства хапиру? Да кто угодно! Хурриты, народы Малой Азии, западные семиты, южные семиты, эламиты. Это разорившиеся земледельцы, это люди, захваченные в заложники – их выкупили, но когда они вернулись домой, у них уже не было никакой собственности. То есть это сообщество Древневосточных бомжей, которые, в конце концов, создали своё совершенно уникальное монархическое государство Амурру. Амурру значит западный, а запад это место захода солнца – там обитают умершие. Амурру – это умершие для этой жизни люди, изгои. Собственно эти люди и избрали себе вождя, которого называли царем. Мы даже знаем имя этого царя – Абди-Аширту. И этот Абди-Аширту, не много не мало, решил напасть на города, находящиеся под контролем египтян, в частности на город Библ. Известна его речь, обращенная к войску, в которой он говорит: «Давайте нападем на Библ, и тогда бедняки увидят, насколько слабы вельможи и помогут нам покорить этот город. А потом все бедняки Египта поднимутся на своих богатеев и помогут нам ворваться в их дома и зажить их жизнью». Вот они собственно хотели поднять всю городскую бедноту против всех богатых и с их помощью установить всеобщее царство хапиру от Финикии до Египта – такой утопизм анархического характера, одно их первых проявлений анархизма в мировой истории. Они хотели установления свободной республики и хотя у них был царь, они помнили, что на самом деле он никакой не царь, а они ему делегировали эти полномочия. На самом деле государством хапиру управлял совет наиболее уважаемых людей этого сообщества. И вот этот совет выдвигал царя и диктовал ему свои условия. Ну царя можно назвать атаманом, например. Что же произошло с хапиру дальше? Как можно догадаться, поднятое ими в Библе восстание привело только к тому, что его быстро подавил египетский гарнизон. Египтяне начали систематически преследовать хапиру, и им ничего не оставалось, как поклониться в ножки царю хеттов. А хетты, как известно, были противниками египтян, и вот Абди-Аширту а потом его сын Азиру пришли к хеттскому царю и сказали, что будут платить ему в год два с половиной кг. золота, если хетты защитят хапиру от египтян. И представьте себе: это анархистско-бандитская республика была принята в состав Хеттского царства! Они стали подданными хеттского царя и ничего против этого не имели, потому что, как и все, страшно боялись египтян. Государство Амурру в таком состоянии просуществовало до 12 века, потому что в 12 веке перестало существовать само Хеттское царство. То есть все неудачники по жизни, все, кому не удалось организовать свой бизнес или стать прославленным пиратом, уходили в хапиру.
6. Крестьяне Финикии Ну и тогда возникает законный вопрос – а кто же, собственно, землю пахал? В Финикии и Палестине был такой слой населения, который назывался «дети города». Вот эти самые «дети города» были основным производительным слоем в области земледелия. Второе их название – «сыны земли» или «народы земли». Свободные земледельцы – это общинники, которые обрабатывали собственные участки и которые были податным сословием всех финикийских царей этого периода. Конечно, это была несчастная, проклятая участь, потому что финикийская, палестинская земля не давала много хлеба, нужно было очень много трудиться. Полив, повторяю, был дождевой, всё не просто так. Сперва надо было накопить воду, потом эту воду умело подать на поля. А были такие годы, когда дождей не было, и это означало неурожай, потому что земледелие находилось целиком в зависимости от воды. Земледельцев на этой территории можно было пожалеть. Очень часто они ещё и приторговывали. Финикийцы разведали путь, как провозить олово из Испании. В Испании, в Португалии были обнаружены месторождения олова, и несчастные крестьяне, которые не могли собирать нормальные урожаи, начали плавать на судах в Испанию, вывозить оттуда олово, привозить к себе. Это были путешествия, конечно, на дальние расстояния, и издержки были колоссальные. Но прибыли зато, конечно, были замечательные. Но тут произошло несчастье. И это несчастье разорило всех, кто в это время занимался медью, оловом и бронзой. Несчастье заключается в открытии железа на территории Малой Азии. Вот так в одну минуту (по историческим меркам) может произойти технологический прорыв. И этот технологический прорыв оставляет без прибыли, без работы тысячи, десятки тысяч людей. Казалось бы, что может помешать обогащению бронзовых дел мастеров? И вдруг железо! Железо впервые открывают на территории Малой Азии те самые финикийские крестьяне, которые возят олово из Испании. Они видят за железом будущее, они оценивают его прочность, его лёгкость и начинают ещё при жизни хеттского царства заниматься вывозом железа и выплавкой железного оружия. Жители Малой Азии, конечно, пытаются положить этому конец. Хетты, понимая, что такое железо, пытаются запретить вывоз железной руды. Но, как всегда, образуются целые сообщества контрабандистов, которые, на свой страх и риск всё-таки железную руду вывозят. Вот в этот рубеж 14-13 вв., в категорическом отношении, это ещё переход от бронзы к железу. И в этом переходе ключевую роль играют именно финикийские купцы. Теперь поговорим о культурных достижениях Финикии.
7. Культура Финикии Самым главным, самым выдающимся вкладом финикийско-палестинской цивилизации 2-ого тысячелетия в развитии человечества и культуры является изобретение алфавита. Мы все в этом смысле являемся учениками Финикии. Алфавит появляется впервые на территории города Библа. А Библ, как уже говорилось, с 3 тысячелетия находится под влиянием Египта, поэтому там очень хорошо знают иероглифы. И вот берутся иероглифы, изображение быка, верблюда или частей тела и сперва этим рисункам присваивается некое значение, а потом они абстрагируются и получаются буквы. Из изображения быка получается буква «А» - «Алеф», из изображения дома получается «Б»-«Бет», это и будет дом. Из изображения головы получается буква «Р» - голова, из изображения зуба получается буква «Ши» - зуб. Рука – «йот (или гёт)». Таким образом, финикийцы придумывают 22 буквы древнейшего алфавита, эти 22 буквы возникают на основе египетской иероглифики. Но что интересно, алфавит появляется не просто так в одночасье. На рубеже 14-13 в. до н.э. во всем мире возникает тенденция к упрощению словесно-слогового письма. В составе египетской иероглифики появляются буквенные иероглифы. А в составе клинописи появляются буквенные знаки. Например, в сирийском городе Угарите вся клинопись была сведена к 30 знакам. И эти 30 знаков имели буквенное значение, не слоговое, а буквенное. Т.е. человечество начинает упрощать письменность и это происходит одновременно повсюду и в Египте, и в Сирии, и в Палестине. И вот появляется 22 буквы алфавита. Финикийцы, так же как и египтяне, обозначают на письме согласные и долгие гласные, кратких нет. Поэтому без знания языка прочитать такое письмо невозможно. С другой стороны, выучить 22 буквы гораздо легче, чем 1,5 тыс. иероглифов. Поэтому, когда появляется финикийский алфавит, то грамотность людей в этом регионе становится сплошной. Все финикийские купцы, мореходы, ремесленники - все выучивают 22 буквы алфавита. И первая переписка, которая до нас доходит - это коммерческая переписка: номенклатура товаров, кол-во товаров, кто везет, кому товар предназначен. Фактически, финикийцы закладывают основу не только новой письменности, но и новой структуры, т.к. письменность позволяет делать несколько принципиально новых вещей. Как показано современными нейрофизиологами, развитие буквенного письма связано с развитием левого полушария головного мозга, а функция левого полушария - это дискретное, аналитическое мышление. И тут непонятно, что на что повлияло, у человека развивается левополушарное мышление, т.е. мышление не образами, не картинками как раньше, а цельными понятиями, понятийное мышление, детализирующее; мышление, которое хочет определять каждый предмет, каждую вещь, и устанавливать правильные отношения между понятиями. Появление алфавита приводит к развитию совершенно новых видов или форм культуры. Алфавитом записываются священные книги, появляются священные писания в алфавите. Алфавит связан с развитием философии, причем философии определяющей, философии строгой. Алфавит связан с развитием литературы, филологии. Алфавитная цивилизация - это цивилизация людей, умеющих мыслить рационально. Финикийцы передают алфавит грекам. Далее алфавит распространяется как на семитские, так и на индоевропейские народы. Вот происходит такой великий культурный переворот, и появляются предпосылки для возникновения новых форм культуры. Если говорить о финикийской религиозности, то она была весьма своеобразна. Финикийцы верили, что основой религии должно быть жертвоприношение. И не скупились на жертвы. Зафиксированы жертвоприношения людей, детские жертвоприношения, но еду приносили в жертву очень редко, например, тогда, когда городу грозила смертельная опасность, осада со стороны противника, нужно было вымолить у богов прощение. В этом случае, на городской стене могли принести в жертву первенцев знатных людей города, вплоть до царской семьи. В остальных случаях, финикийцы применяли человеческие жертвоприношения, детские в том числе, это были первостепенные жертвы. Финикийская и палестинская религия, конечно, была языческая, это был классический политеизм. Главным богом семитов был бог Эл, бог первопредок Эл. Считалось, что он породил все поколения богов. У него был сын, первенец, которого звали Баал. И именно Баал во 2 тысячелетии был основным почитаемым богом всех финикийцев и палестинцев. Баал в переводе означает "господин, владыка". Это бог облаков, и дождевых туч, бог водного орошения, бог личный покровитель царя, бог власти как таковой. И все славные жертвенники, которые существовали на территории Финикии и Палестины в 3-2 тысячелетии - это жертвенники Баала. У Баала была жена, которую звали Анат. Но были и такие маленькие божки, у которых были собственные храмы и города. Особенно важно упомянуть Шахару и Шалиму. Это 2 бога утренней и вечерней зари. В честь Шалиму был построен храм, вокруг которого впоследствии возник город Иерушалим (построен в конце 3 тыс., финикийцами, посвящен Шалиму). И как все финикийские города, он возник естественным путем, т.е. он возник вокруг своего глубокого колодца, в котором была вкусная пресная вода. И местонахождение этого колодца тщательно скрывалось от чужих глаз, чтобы чужие не отравили воду. И вход в этот колодец шел через городскую стену и через главный храм. Это было потаённое место, поэтому Иерусалим - это место, которое с самого начала хранит тайну, эта тайна - вода. Поэтому можно сказать, что все те города, которые впоследствии будут древнееврейские, поначалу были финикийские, принадлежали западно-семитским городам-государствам и были посвящены главным богам финикийцев: Баалу, Анат, Шахару и Шалиму, Хадату, Дагану (богу земледелия), Пусар-и-Пусас (бог мастеров). Таким образом, происходило становление финикийской религии, которая поначалу была обычной политеистической, а потом закончилась на культе одного бога Баала и его семьи. Возникает мифология Баала, жречество Баала. Это для нас важно, так как впоследствии евреи, пришедшие в Палестину, начинают видеть в Баале своего конкурента, начинают с ним бороться. Начинается борьба между Баалом и Яхве. Негодяй, Сумрачный Канцлер, Чорный Властелин, Мама-утка, Темный Лорд, Ксюша Лебедева, Доктор Зло
§16. Хеттское царство.
1. Изучение Хеттского царства Хетты были одним из самых загадочных народов древности, вплоть до 1915 года. В Библии упоминается народ хинтеев. Известно, что этот народ хинтеев жил в Северной Палестине, но Библия ничего не знает о государстве хинтеев. И это совершенно неудивительно, т.к. библейские мифы начинают составляться только с 9 века до н.э., а хеттское царство прекращает свое существование уже концу 12 в. до н.э. Именно поэтому Библия ничего не знает о Хеттском царстве, хотя знает о существовании этого народа. Во времена, когда создавались первые мифы Библии, хетты уже рассеялись в разные стороны из своего царства, в частности, одна группа хеттов отправилась в Северную Палестину. И они остались там жить, заниматься скотоводством, заниматься торговлей. Уже в этом состоянии хетты предстали Древнему Вавилону. В начале 20 века, в период с 1906 по 1913 года, на территории Малой Азии, т.е. современной Турции (тогда это была Османская Империя), германская экспедиция под руководством Г. Винклера обнаружила на холме с турецким названием Богазкёй следы отдельных зданий, а под холмом был обнаружен царский дворец. Через 7 лет раскопок стало понятно, что была обнаружена древняя столица хеттского царства, город Хаттуса. В этом городе Хаттусе, находившемся под этим холмом, был найден большой клинописный архив. Винклер и его сотрудники были поражены тем, что тексты из этого архива написаны клинописью одного вида, но на разных языках. Аккадский язык обнаруживался сразу (он был достаточно хорошо известен), но в богазкёйском архиве присутствовали тексты на неизвестных языках. Необходимо было установить, что это за языки. Такая работа находилась уже не в компетенции Винклера, она была проделана в 1915 г. чешским ученым Бедржихом Грозным. К 1915 году Грозный был один из самых крупных ассириологов мира, ему принадлежало несколько монографий по шумерологии, он первым стал замечать денежные системы Древней Азии. Потом он написал работу о зерне, затем – о шумерской мифологии. Короче говоря, за ним числилось 3 монографии, но тут он, прекрасно подготовленный по ассириологии, знавший египетский и древнееврейский языки, столкнулся со сложной задачей. Ему нужно было определить, к какой языковой группе относятся хеттские языки. Грозного выручило его знание индоевропейских языков (он знал еще греческий, латынь, санскрит). Грозному ничего не стоило сравнить языки. Он видел хеттское слово «ватар» и думал, что оно похоже на немецкое слово «Wasser», на славянскую воду. Скорей всего, это означает «вода». Потом он увидел хеттское слово «хантик» и сообразил, что, скорей всего, оно похоже на греческое «антик», что означает «прошлый». Затем он увидел хеттское слово «пуру» и подумал, что оно похоже на «тюрос» (греч.). Таким образом, путем простого сопоставления похожих слов Грозным было получено 20 слов с их значениями на хеттском языке. Но он пошел значительно дальше простого сопоставления слов, он стал сопоставлять грамматические формы слов, а для этого ему нужно было составить обратный словарь хеттского языка. Он взял все окончания, все грамматические формы, и создал такой обратный словарь. И выяснилось, что хеттские грамматические показатели очень хорошо соотносятся с балтийскими языками, санскритом и латынью. После того, как на лексическом и грамматическом уровнях было доказано родство хеттского языка с индоевропейскими, Грозный сопоставил идеограммы, которыми писались некоторые хеттские слова, со значениями этих идеограмм на шумерском и аккадском языках. И получились те же самые значения. Таким образом, было доказано, что хеттский язык относится к индоевропейским языкам. Никаких сомнений у ученых монографии Грозного на эту тему не вызвали, потому что все было простейшим образом доказано. Но оставались еще кое-какие загадки. Дело в том, что, помимо хеттского языка, богазкёйские тексты были еще написаны и на других языках: на лувийском, на палайском, (в этом месте В.В. хихикнул и сказал: «Вот уж совсем экзотика!») и даже был найден 1 трактат на индоарийском языке. Впоследствии было установлено, что лувийский и палайский тоже индоевропейские языки. И все, в общем, были довольны, потому что стало ясно, что строй у этих языков общий, и, если сопоставлять между собой формы текстов, то можно получить очень много похожего. Но потом обнаружилась еще одна загадка: в этом архиве были найдены тексты на совсем неиндоевропейском языке. Этот язык назывался хаттским, язык хаттов. Впоследствии оказалось, что хатты – это кавказский народ, язык которого связан родственными узами с современными абхазским и адыгейским. Прибавить к этому нужно еще тексты на аккадском языке. Теперь мы понимаем, что в составе богазкёйской библиотеки были тексты на 7 языках. Иногда это были билингвы, на них одна строчка была написана по-аккадски, другая – по-хеттски. Аккадский язык знали довольно прилично, так что можно было догадаться, что тексты означают. Потом, когда стали знать хеттский язык довольно прилично, столкнулись с другой сложностью: одна часть текста написана по-хеттски, другая – непонятно по-каковски. Выяснилось, что это хурритский язык. Хурриты – это северокавказский народ. Их язык близок к чеченскому. И вот при исследовании этого архива выяснилось, что на территории хеттского царства жили, не трогая друг друга, кавказские народы (хурриты и хатты) и индоевропейские народы (хетты, лувийцы, палайцы). Потом туда пришли индоарии. И, наконец, там жили семиты: аккадцы и ассирийцы. Такое пестрое население и стало причиной возникновения хеттского государства. Уже с 1920-х годов началось систематическое изучение хеттской истории, появилась наука хеттология, которая вошла в состав ассириологии. Но сюрпризы на этом не закончились. Оказалось, что хетты, помимо клинописи, заимствованной у аккадцев, писали еще и иероглифами. Нашлись наскальные надписи, которые были выполнены лувийской иероглификой. В Малой Азии есть несколько рукописных архивов и большой комплекс наскальных надписей, сделанных в иероглифах. На сегодняшний день были найдены около 25 тыс. документов. С помощью них можно выяснить, что представляло собой хеттское царство.
2. География Хеттского царства Хеттское царство находилось на территории Турции (Малая Азия). Это регион мелководных рек, но зато он примыкает к морю. Здесь всегда были приморские и внутренние районы (капитан Очевидность). В приморских районах занимались морской торговлей, торговали льном, оливковым маслом, фруктами, здесь были рабские рынки. Эта часть Малой Азии в древнейших хеттских текстах называлась Милаванда. Позже у греков эта территория будет называть Милеет. На территории Милаванды находились такие поселения, как Виллуса и Труиса, которые у Гомера будут называться Иллион и Троя). Это очень древние малоазиатские поселения, в которых семиты жили вместе с индоевропейцами, и которые жили исключительно за счет морской торговли с/х продуктами. Напротив, внутренние районы Малой Азии являются преимущественно горными районами, почва там каменистая, но зато там располагаются залежи полезных ископаемых. Главная гордость Малой Азии – это железо. Именно Малая Азия стала центром распространения железной руды, железных орудий по всему миру. Но произошло это не ранее 14 века до н.э. До 14 века хетты и все народы Малой Азии держали в строжайшей тайне существование железной руды. Жители хеттского царства чрезвычайно гордились тем, что они обладают железом, но они совершенно не понимали, что им делать с железом. Из железа делались троны, скипетры, различные украшения. Железный трон и железный скипетр – это два важнейших символа царской власти. В северо-восточных районах Малой Азии можно было добывать олово, а олово было более близко к человеку тех времен, потому что сплав меди и олова давал бронзу. Следовательно, северо-восток Малой Азии обогащался за счет изготовления и массовой продажи бронзового оружия. Из этого можно понять, что Малая Азия географически и по составу полезных ископаемых была чрезвычайно неоднородной. На западе занимались сельским хозяйством, в центре и на востоке занимались в основном горны делом и выплавкой металла.
3. Заселение Малой Азии Здесь возникает следующий вопрос: когда на эту землю ушли индоевропейские народы? Мы достоверно знаем, что в конце 3 тысячелетия в Малой Азии жили многочисленные купцы семитского происхождения (ассирийцы и аккадцы). Аккадцы поселились в Малой Азии в 23 веке до н.э., их туда привел Саргон Аккадский. Впоследствии туда же подтянулись ассирийцы. И на территории Малой Азии к концу 3 тыс. – началу 2 тыс. стали возникать объединения торговцев, торговые города-государства. Самым заметным из этих городов был Каниш (у него есть и другое название – Несу). Этот город управлялся купцами (там не было царя). В городе существовал свой устав, согласно которому жители должны взаимно помогать друг другу. В случае если человека, гражданина этого города, поймают с контрабандой, остальные должны прийти ему на помощь и выкупить его. Но для того, чтобы его выкупили, этот человек не должен выдавать начальников торговых караванов. Каниш был городом контрабандистов, оставивший богатейшую переписку. Известно несколько сотен документов хозяйственного или имущественного характера. Примерно в 19 веке на территорию Малой Азии приходят хатты, а затем хурриты. Хатты и хурриты – это два кавказских народа. Они как раз к этому времени мигрируют в Малую Азию. И когда хаты и хурриты приходят, то от самоуправления Каниша ничего не остается. Города торгового типа терпят бедствия, потому что хаты и хурриты живут преимущественно войной, и соблюдать правила уставов торговых городов они не хотят. Затем туда приходят индоевропейцы. Но вот откуда они приходят? – большой вопрос. Ученый-балканист Л.А. Гиндин полагал на основе некоторых данных, что хетты жили на Балканах с конца 4 тысячелетия, причем, жили они на территории нынешней Болгарии. Потом они постепенно переселились в Малую Азию и с начала 2 тысячелетия стали там жить. Но эта гипотеза принимается не всеми учеными. Однако, это единственная возможная гипотеза.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |