Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 6 страница




Памятник ему действительно был поставлен, это стела Нарам-Суэна, которая хранится в Лувре. Очень интересный памятник. Изображает винтовой ход армии Нарам-Суэна вверх, в горы. На самом верху стелы изображено солнце, гора. На горе стоит Н-С, у него на голове тиара с бычьими рогами. Все боги носили такие тиары. Быть богом значило быть быком. Бык – символ власти. Кто рогат, у того и власть. На этом памятнике Н-С был действительно причислен к богам, а рядом с ним извивался в страшных корчах вождь племени луллубеев, у которого в горле было копьё. Памятник очень выразительный. Но ни этот памятник, ни какие-либо другие последующие тексты не помогли ему остаться в веках благочестивым правителем. Наоборот. Его старались всячески причислить к таким, по вине которых гибли целые города, из-за их неблагочестия.

 

4. Шаркалишарри

Наследником Нарам-Суэна и его сыном был Шаркалишарри (имя означает «царь всех царей»). Когда он вступил на престол, то в первый год своего правления он ещё носил титул бога, подражая отцу. Логично, что у Бога сын тоже должен быть бог. Но во втором году этой титулатуры уже нет, видимо добрые люди подсказали Шаркалишарри, что с ним может быть так же, как с отцом. Лучше богом не именоваться от греха подальше. Шаркалишарри снял с себя титулатуру правителя божественного происхождения и остался простым царём Аккада. В этом качестве он ходил в походы на Средиземное море, в район Ливана, где постоянно жителям Месопотамии были нужны кедры. Он ходил и на территорию Малой Азии, и в общем-то занятием всех правителей из династии Аккада был сбор дани, их боялись как сильных лидеров мелкие князьки Палестины и Сирии, мечтая находиться под покровительством Аккада, поэтому они приносили присягу Аккаду на верность. И так это продолжалось до конца правления Шаркалишарри, он был последним сильным царём Аккада, после него наступил период власти очень слабых правителей, никто их не боялся, и от которых люди отлагались как только могли. Последним из этих правителей был человек по имени Дуду. Этот самый Дуду допустил вторжение кутиев на территорию Южной Месопотамии. Их было два таких слабака: одного звали Шутуруль, другого – Дуду. Они и положили конец своему государству.

 

 

5. Конец государства Саргона

Отдельный большой вопрос – почему государство слабеет?

Дело в том, что государство, созданное волей одного человека, как правило, не живёт больше 70 лет. Государство, созданное Саргоном ещё некоторое время держалось на авторитете его потомков (ближайших потомков – Римуш, Нарам-Суэн). Как только люди перестают одерживать военные победы, интерес к ним у окружающего мира снижается. Как только перестаёт развиваться общество, в какой-то стране, Тоже интерес снижается. Ещё один важный фактор- большое количество кочевников. Территория Южной Месопотамии со всех сторон открыта, у неё нет границ. Через неё мог ходить кто угодно. С востока, со стороны Иранского нагорья, с южной стороны Месопотамии напали многочисленные племена. В клинописных текстах они называются кутиями. Никто не знает их происхождения, потому что от них сохранились только имена собственные их вождей. Кутии были абсолютно неграмотны. Никаких клинописных текстов не создавали.

Кутии напали на Аккад и его окрестности. Распространились по всей Южной Месопотамии, их было много. Провозгласили одного их вождей царём. Но, как писал шумерский народ: «Кутии – народ, ни царя, ни языка не знающий. Образом своим сущие обезьяны». Кути - дикие, первобытные племена, решили, что если у них есть вождь, то он непременно царь. Но как управлять захваченной территорией, они не знали. Поэтому кути, в начале 22 в. став хозяевами Южной Месопотамии, почли для себя за благо оставить прежних руководителей на местах. Кутии стали требовать с местных администраторов поставки ежегодной дани. Они также лишили их прав на военные инициативы. Правители городов не могли воевать без разрешения кутейского начальства. Но в остальном у правителей Южной Месопотамии была полная свобода (так как кутии не знали, как управлять). Разумеется, при кутиях выдвинулись некоторые фавориты и особенно фаворитом стал г. Лагаш (его правители давали самую богатую дань – собирали раз в год, но иногда даже два раза в год). Кутиев это устраивало и взамен они многое позволяли Лагашу.

 

6. Гудеа

Самым известным шумерским энси в эпоху владычества кутиев был Гудеа. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0) Правил он достаточно долго. За время своего правления стал самым могущественным царём Южной Месопотамии. Титул «царь» не имел, так как тот принадлежал кутейскому вождю. Умер примерно в 2123 г до нэ. Гудеа – человек божественного происхождения, он был отпрыском священного брака и воспитывался государством. Вырос он при храме своей божественной матери. Когда подрос, то стал самым выгодным кандидатом в женихи для дочери предыдущего энси. Довольно-таки быстро стал зятем энси. Потом предыдущий энси передал ему свою власть. Так Гудеа стал правителем Лагаша. Это случилось уже при кутиях. Поэтому статус лугаля Гудеа не получил.

Его инициативу ничего не сковывало, потому что он собирал с жителей своего города самую богатую дань, вывозил всё подчистую. Люди страдали страшно, но кутии были довольны. Эпоха Гудеа – один из самых интересных моментов, потому что Гудеа, не имея возможности воевать, стал развивать культуру. При Гудеа появляется самое красивое шумерское письмо – монументальное. Появляются монументы из диарита. При Гудеа организуются географические экспедиции, который носят экономический характер. Гудеа отправляет своих людей на поиски камня и леса для строительства главного храма в Лагаше. Его люди побывали в Ливане, на красном море, дошли до Индии. Совершены удивительные по расстоянию географические походы, при этом сугубо мирные. Нам остались максимально подробные для своего времени описания стран, через которые шли экспедиции Гудеа. Они были преимущественно водными. Но часть пути нужно было преодолевать и по суше. Чрезвычайно расширился кругозор шумеров и аккадцев при Гудеа. Было построено более 20 культовых объектов в Лагаше и пригородах. В каждом из храмов, в святилище в специальных часовенках, стояла статуя самого правителя. Статуя поставлена для того, чтобы приносить постоянные жертвы правителю, который уже ушёл на тот свет и этими жертвами его кормить на том свете. Все статуи – место принесения ритауальных жертв. Таких статуй до нас дошло столько же, сколько построено культовых сооружений, т.е. больше 20. Ни один правитель Д.В. не оставил после себя столько собственных изображений сколько оставил Гудеа. При Гудеа в Древней Месопотамии появляется скульптура в 22 в. до нэ. (жанр ранее неизвестный). Существовали барельефы, цилиндрические печати. А скульптуры не было. Самый удивительный памятник- два больших глиняных цилиндра, на которых записан рассказ о том как и при каких обстоятельствах был построен главный храм города Лагаша.

На первом цилиндре рассказывается о том, что предшествовало строительству храма. На втором сосуде – строительство и праздник, который происходил. Гудеа пришёл ночью в храм и лёг там спать. Ему явился бог Лагаша. (сюжет, известный по «стеле коршунов»). Бог приказал построить его храм. Бог говорил невнятными знаками и Гудеа ничего не понял. Когда проснулся, решил ехать к толковательнице снов. Описывается путешествие к толковательнице. Длинная экспедиция по воде. Толковательница расшифровывает.

 

Был в моём сне человек, был небесам он подобен,

был он подобен земле; был он в тиаре, как бог,

на плече его — птица Анз,

в ногах его был ураган,

справа и слева его лежало по льву.

Он повелел мне выстроить храм,

я не постиг его смысла. Солнце взошло над землёй;

женщина — кто б это был? —

держала в руке священную трость,

была у неё таблица благих созвездий небес, '

сама с собой она совещалась.

Был и второй человек,

таблицу из ляпис-лазури держал он в руке,

рисунок храма чертил он.

Передо мной положил он святую корзину,

положил он священную глину.

Осёл улёгся на землю

справа от моего государя»

Отвечает энси мать его Нина:

«О мой пастырь, твой сон я тебе разъясню.

Человек, что подобен небу, что подобен земле,

головою подобный богу,

с птицей Анзу на плече, с ураганом у ног,

у которого справа и слева лежало по льву,

был это брат мой Нингирсу;

повелевал он тебе построить храм свой Э-нинну.

Солнце — то, что взошло над землёй,

это твой бог, Нингишзида;

над землёй он восходит как солнце.

Женщина — та, что в руке держала священную трость,

у которой была таблица благих созвездий,

та, что совещалась сама с собою,

сестра моя это, Нидаба;

звезду построения храма

она возвещала тебе.

А вот другой человек,

таблицу из ляпис-лазури державший в руке,

бог это был Ниндуб; он чертил тебе образ храма.

Корзина, которую он положил пред тобой,

и священная глина, и положенный в глину Кирпич Судьбы —

это чистый кирпич для Э-нинну;

а осёл, что улёгся на землю справа от своего государя,

это сам ты; в Э-нинну так ты возляжешь.

В Гирсу, во храме Лагаша, поставишь ты ногу;

сними печати с подвалов, вынеси дерево прочь,

изготовь колесницу своему государю,

осла в неё запряги,

золотом эту повозку изукрась ты и ляпис-лазурью,

дышло её да блестит наподобие дня.

***(у В.В. Емельянова перевод другой) Это – перевод В.К. Шилейко.

 

Потом Гудеа отправляет экспедицию за материалами для храма (ливанский кедр, можжевеловые стволы, диорит, базальт, лазурит и т.п.). Все материалы провозят на огромных подводах, начинается строительство, которое продлилось год. В новом году проходит великий праздник по случаю того, что великих богов, а точнее их статуи вводят в храм. Этот праздник длится неделю. Описание праздника: во втором цилиндре говорится, что весь существующий в мире порядок переворачивается: люди ведут себя не так как обычно.

Плеть не била,

Бич не бил.

Мать дитя своё не била.

В руках управляющего, инспектора,

Надзирателя, сборщика налогов,

Взирающего на работу,

Надзор был подобен мягкой чёсаной шерсти.

На городском кладбище лопата не лежала,

Тело земле не предавали.

Певчие арфу не приносили,

Погребального плача не заводили.

Плакальщиков слеза не проливалась.

Никто в пределах Лагаша подсудимого к месту клятвы не приводил.

Ни один кредитор в дом человека не входил.

Раб под руку со своим господином прохаживался.

Рабыня вместе с госпожой своей ела.

 

Вот такое вот полное нарушение порядков, когда мир переворачивается. В этнографии это называется «карнавальная ситуация». Ситуация праздника, когда перевёрнут мир. Все события, описанные в отрывке, для человека того времени – праздник. После такого праздника состоялся обряд священного брака между двумя жрецами главных богов Лагаша, которые с удовольствием сделали это в новом храме. На этом заканчиваются цилиндры Гудеа. Фактически перед нами текст, в котором подробно описывается ритуал, и процедуры, предшествующие строительству храма и следующие за ним. Очень интересный текст. Кроме Гудеа такое ни один правитель не оставил. Культурная политика Гудеа способствовала усилению авторитета Лагаша, как в Южной Месопотамии, так и за ее пределами. Храмы Гудеа, статуи Гудеа, экспедиции Гудеа были известны повсюду.

Однако всё это великолепие было следствием максимального угодничества Гудеа по отношению к кутиям. То, что Гудеа покровительствовали оккупанты, впоследствии забыто не было.

 

7. Свержение власти кутиев

После смерти Гудеа в 2123 г. Против кутиев начинает создаваться военная сила. Она состояла из правителей трех шумерских городов. Эта военная сила в 2109 году объявляет кутиям открытое сражение. Откуда мы знаем что-то про 2109 год? Тексты сообщают, что на время начала военных действий пришлось солнечное затмение. В своё время специалисты института теоретической астрономии рассчитали, какое это могло быть затмение. Сошлись на 2109 году. Очень похоже: 14 лет после смерти Гудеа. Сошлись два войска. Первое – армия кутиев (предводительствовал царь Тиррикан.) Против кутиев – войска трёх городов. (Ур, Урук, Лагаш). Однако, когда произошло солнечное затмение, решили открытого сражения не устраивать, потому что испугались. Обе стороны, увидев, что затмевается солнце, восприняли это как негативный знак для себя. Война свелась к мелким атакам друг друга. Кутейские войска шли по деревням. Отнимали у людей последнее, за что не снискали себе всенародной любви. Поэтому когда Кутии укрывались в деревнях, а шумеры наступали, местные жители их вязали и выдавали в деревянных колодках шумерским военачальникам. В такой же деревянной колодке был выдан и царь Терикан. Можно сказать, что именно в 2109 году правление кутиев закончилось. Они были побеждены.

Дальше началось самое интересное. Победителей было трое.

Утухенгаль, сын вяльщика рыбы. Был провозглашен царём города Урука. Его считали героем всей войны с кутиями. По поводу Утухенгаля был сочинён торжественный гимн «Поэма об Утухенгале». Никто не сомневался в том, что именно Утухенгаль станет главным правителем. Однако один гадательный текст говорит: «Утухенгаль, осматривая плотину, оступился и упал в воду». Сам ли он оступился, или ему оступиться помогли, но больше Утухенгаля никто не видел. Одним конкурентом было меньше.

Царь города Лагаша. Вспомнили, что этот царь является потомком того самого Гудеа, которому хорошо жилось при оккупантах. Город Лагаш был обвинён в пособничестве и вычеркнут из всех хроник, как будто его никогда не было. До нас дошли т.н. «царские списки» - списки всех шумерских городов и царей. Там нет Лагаша. Лагашу пришлось создавать свою собственную версию всемирной истории. До нас отдельной табличкой дошёл текст по истории Лагаша. До такой степени его унизили, что он больше никогда не поднялся как политический центр. Понятно, что одним конкурентом стало меньше.

Остался город Ур, расположенный недалеко от Персидского залива.

Ур – самый богатый город Персидского залива, потому что по нему шла торговля лазуритом. Это был транзитный пункт. Лазурит шёл из Афганистана, из района Бактрии. Всё это проходило через урских купцов. Это означает, что прямо по берегам Ура были основаны ювелирные лавки, и часть этого лазурита использовалась при создании украшений. Украшения эти продавались по бешеным ценам. Купцы и ювелиры богатели. Вторая статья дохода – в Уре располагались маленькие предприятия по обогащению медной руды. Медники и купцы, содержащие эти предприятия, тоже были страшно богаты. Ур, действительно, был городом-купцом Месопотамии. Географическое положение Ура было таково, что он со всех сторон был окружён болотами. Значит, не очень туда и пройдёшь. А на юге он упирается в море. Это создало предпосылки для некоторой изоляции города и как следствие этого – изолированной политической жизни. Разумеется, через все болота были проложены мостки, но статус Ура оставался уникальным. Урским вождём, одним из трех победителей кутиев, был Ур-Намму. Именно этому человеку было суждено основать Третью династию города Ура, и эта Третья династия стала самым могущественным государством Южной Месопотамии в 3 тысячелетии до нэ.

 

8. Первая династия Ура

Однако прежде, чем говорить о 3 династии Ура, нужно вспомнить о 1 династии Ура. Ур – один из самых старых городов Южной Месопотамии. Его основной культ – культ лунного бога, которого звали Нанну. У Нанну были всегда свои верховные жрицы, которые вступали с ним в священный брак. В городе Уре возникла первая известная нам школьная библиотека. (28 до н.э.) Вполне вероятно, что жители Ура первыми перешли от рисуночного письма к словесно-слоговому.

То, что вы должны обязательно знать, это гробница царицы Пуаби.

Датируется концом первой династии Ура (конец 26 - нач.25 вв.).

В 1929 -1931 гг. экспедиция английского археолога Леонарда Вулли обнаружила на территории Ура очень странный склеп. В этом склепе стояли запряжённые скелеты мулов, сидели скелеты музыкантов, игравшие на арфах, на кровати под балдахином лежал разукрашенный, разубранный скелет некой женщины в роскошной лазуритовой тиаре. Когда Вулли начел считать количество скелетов, он понял, что там уже за двадцать. Оказалось, что была погребена царица Пуаби. (скорее всего была жрицей бога луны, называлась в документах женой урского царя). Была погребена таким образом, что вместе с ней ушли в подземный мир все её слуги. Это единственный известный нам пример во всей Месопотамии, чтобы вместе с царской или жреческой особой хоронили всех слуг. Причём они явно согласились уйти туда добровольно. Они сидели в расслабленных позах, явно ожидая конца и стремясь к нему. Они были отравлены, как показала экспертиза скелетов. Они были абсолютные добровольцы, они сопровождали свою госпожу туда. Интересно, что после этого времени таких попыток никогда уже не было. Предметы, найденные в Урской гробнице Пуаби, представляют собой необыкновенную ценность. Ни в одном городе ещё найдены они не были, чудесные музыкальные инструменты: арфы, лиры с различными струнами, инкрустированные золотом и лазуритом, с изображениями быков на резонаторах. С другой стороны было изображение людей-скорпионов. Необыкновенной красоты вещи сейчас хранятся преимущественно в Америке в Пенсильванском музее, Филадельфия. Эти музыкальные инструменты впоследствии «заговорили», т.к. в клинописных библиотеках были найдены ноты. Первая цивилизация, которая записала свою музыку особыми знаками – шумерская цивилизация. В городе Ниппуре, в конце третьего тысячел. была записана музыка. Когда эти арфы были отреставрированы, на них зазвучала та самая музыка. В Америке есть специальный человек – Анна Келмер, которая эту музыку расшифровала, и даже было сделано несколько записей. Если бы не гробница Пуаби, мы бы никогда не имели представления о том, что такое музыка Древней Месопотамии. Там же, в этой гробнице, было обнаружено огромное количество ювелирных изделий, прекрасно сохранившихся. Мы знаем, что основой ювелирного дела в Уре того периода и последующего были лазурит, сердолик, серебро и очень редко золото. Очень любили шумеры лазурный цвет. Многочисленные бусы, тиары, браслета, ножные браслеты – всё это было обнаружено в гробнице Пуаби. Роскошный памятник первой династии Ура.

 

9. Третья династия Ура

Теперь вернёмся к третьей династии. Как вы уже понимаете, Ур – город экономически состоятельный. Он мог себе позволить быть политической столицей. Практически сразу после воцарения Ур-Намму он приобретает статус политической столицы (центра) Южной Месопотамии, и Урскому царю приходится решать очень непростую задачу. Эта задача – определение будущего типа ирригационной системы. Дело в том, что за столетие правления кутиев большое количествово местных каналов заилилось, поскольку они не поддерживались в должном виде. Нужно было переносить земледелие в другие районы, потому что даже прочистить некоторые каналы не было никакой возможности. И вот урский царь задумался: «Будем ли мы строить сеть местных каналов или единую гидросистему на всю страну?». У него возникла мысль объединить все каналы единым центральным каналом, и таким образом, через ирригационную систему объединить страну и экономически, и политически. Для того, чтобы это произошло, необходима была невиданная в истории система контроля за такого рода работами, ведь речь шла о том, чтобы вся страна в одно и то же время рыла каналы на разных участках. А как это сделать без телеграфа и телефона? Нужно было ставить на каждую часть этой стройки учётчика и надзирателей с хлыстами. Те не отпускали людей с работ, держали их там, пока этот участок канала не был доведён до конца; они там и жили. А учётчики сообщали царю и администрации о том, сколько там сделано и сколько ещё осталось. А самое главное – сколько продуктов было необходимо рабочим для того, чтобы эта ветка была построена. Таким образом, из-за экономической необходимости создался, а впоследствии разросся гигантский бюрократический аппарат.

Третья династия Ура – первое в истории бюрократическое государство. Главное действующее лицо в нём – писец-учётчик, на нём все держалось. Царская канцелярия располагалась в Уре, но в каждом городе были и свои провинциальные канцелярии. Была установлена жёсткая иерархия, при которой правители городов подчинялись урскому царю, они не имели права на самостоятельную власть и титул энси при Третьей династии Ура рассматривался как что-то вроде генерал-губернатора. Энси были подотчётны урскому царю. Создалась парадоксальная ситуация: с одной стороны бюрократы, сплошные бюрократы, с другой стороны это вызвало развитие грамотности и школьного образования. Царскими указами было создано огромное количество школ, и если раньше в школы ходили только дети состоятельных родителей, поскольку родители сами должны были платить школе за учёбу, то теперь гос-во взяло на себя плату за обучение способных писцов. Всё это способствует массовому развитию грамотности.

Каждый человек в Уре хочет стать грамотным, потому что грамотный не будет привлечён к физической работе, не будет платить налоги (писцы были освобождены от налогов). Грамотные люди в это время жили очень хорошо. Люди простые, свободные (не рабы) живут чрезвычайно плохо. Государство в любой момент времени может оторвать членов семьи друг от друга и разместить их на разные стройки. Человек попадает в трудовой отряд. В трудовом отряде он получает продовольственный аттестат, в котором указано, сколько он может требовать себе на месяц ячменных лепёшек, молочных продуктов, рыбы, пива (мясо никогда не давали). Воду пить нельзя, потому что это отравленная, заражённая илом вода. Пиво – просто питьё, его пили там, где не было колодцев с чистой водой. В таких суровых условиях люди массово умирали от голода, перенапряжения, и государству это было абсолютно неважно, потому что работа должна была быть выполнена в срок. Очень плохо жили люди неграмотные и свободные, потому что жизнью человека распоряжался сам царь.

Второй парадокс урского времени – хорошо живут рабы, потому что они принадлежат своему господину, и царь не имеет на них права. Рабы живут, выполняя домашнюю работу, питаются там, где их держат, т.е. едят фактически с хозяйского стола и не перенапрягаются. Более того, законы того времени позволяют рабу оспаривать свой рабский статус в суде. До нас дошло немало юридических текстов, в которых раб говорит: «Нет, я не раб». Но обязательно находятся четыре свидетеля, которые говорят: «Да нет, он раб». И на этом история заканчивается. Несмотря на то, что мы не знаем ни одного случая освобождения раба по суду (может и были такие случаи, но тексты до нас не дошли), тем не менее, рабы жили хорошо. Они создавали семьи, они занимались, чем хотели, а в это время их собственных хозяев могли отправить на строительство каналов или на полив урожая на царской земле, или на речной флот. Лучше всех жили грамотные (писцы) и рабы. Поэтому каждый человек, хоть сколько-нибудь способный, хотел в то время получить образование, для того, чтобы просто спасти свою жизнь от непосильного труда. Различные царские гонцы, бесконечные учётчики, всё это ежемесячно пополняло и без того огромный царский архив. Большая часть дошедших до нас клинописных документов того времени – тексты третьей династии Ура. Притом что это такое? Это бюрократическая отчётность. Кому сколько чего выдано. Именно в донесениях шумерских бюрократов того времени появляется такая категория, как «человеко-день» и «трудодень». Устанавливается норма выработки. Устанавливается плата за трудодень. Начинаются такие довольно сложные расчёты, потому что появляется плановое хозяйство. Уже планируется, что нужно сделать конкретно в эти месяцы.

Третья династия Ура в это время много воюет. Но война нужна не для того, чтобы захватить враждебные территории. А для того, чтобы использовать пленных при строительстве каналов. Поэтому захватывают большое кол-во пленных, женщин, детей. Организуют из них лагеря военнопленных (там ведется своя статистика смертей), надзиратели сообщают, кто сегодня умер (перечисляют и это до нас дошло). И вот, напрягая все силы собственного населения, привлекая огромное кол-во военнопленных, гос-во развивает свою экономику, прежде всего ирригационное земледелие. Довольно в скором времени это становится непосильной ношей, потому что все богатства стекаются в столицу. Провинции же беднеют, стремительно нищают, там просто исчезают продукты. Поэтому такая система, когда богатеет один город (ну максимум два), а остальные стремительно нищают, приводит к тяжёлому внутреннему кризису страны.

 

10. Кризис Третьей династии Ура

Появляются такие чиновники, которые уже не хотят работать на царя. Они ждут каких-нибудь обстоятельств, чтобы нарушить субординацию и захватить власть в своём городе. До поры до времени им это не удаётся и вот почему. Начиная с Шульги, все цари Ура провозглашаются богами. Все цари Ура – боги, причем, если Нарам-Суэн считался героем и потому получил статус бога, то про урских царей говорится, что они получили статус бога с самого начала. Они уже родились богами. Причём они родились не просто так, а их родители зачали их по высшему указу верховных богов. Вот был такой заказ от лунного бога Нанну, который пришёл к своему отцу, великому богу и сказал «Царица Ура родит для меня царя Шульги». И тот сказал: «Да, твой заказ будет исполнен». Стало быть, цари – боги, и у них с самого начала божественный статус. Более того, в честь Шульги была названа звезда и календарный месяц. Разумеется, царь, поскольку он бог, был средоточием совершенства. Прежде всего его совершенство заключалось в том. что он был необыкновенно грамотен. В гимнах богу Шульги говорится (сам царь говорит): «Я знаю пять языков, могу с них переводить так быстро, как ни один переводчик не сможет. А ещё я умею хорошо настраивать музыкальные инструменты. А ещё я могу вычислить даты новомесячий. А ещё я могу так глубоко залезть в печень жертвенного ягнёнка, что узнаю всё будущее». Т.е. это образец совершенства – человек превзошёл все науки. Эти гимны должны были распевать все ученики шумерских школ. Царь был примером для учащихся, ты должен быть таким, как царь.

Персона царя-бога была совершенно исключительной, его мало кто видел. О нем только всё узнавали из очередного гимна и поэтому царские приказы шли как бы сверху, с неба. Однако в скором времени ситуация изменилась, потому что на границе с Уром появилось большое количество диких племен. Со стороны Сирийской пустыни подошли племена амореев. И вот эти самые амореи очень хотели есть. В Сирийской пустыне особо поесть не найдёшь, поэтому они начали мелкими партиями просачиваться в крупные города Месопотамии и наниматься там на низко квалифицированную работу. Некоторые из них шли в солдаты, потом стали занимать уже и офицерские должности. И так постепенно при третьей династии Ура в городах Месопотамии стало очень много амореев.

За ними шли их родственники с кибитками, с палатками, с мулами. Город был большой, город был богатый, всех принимал. Постепенно амореи рассредоточились по всей Месопотамии, и их стало много. Поэтому один из правителей третьей династии Ура, сын Шульги, решил отгородиться от амореев великой стеной. Была построена к западу от Ура Великая стена. Все думали, что амореи будут лезть через стену. А они всех перехитрили – они шли через городские ворота. Стена никак не помогла. Поэтому, когда в стране начался кризис из-за того, что центр разбогател, а все города обнищали и туда перестали даже подвозить продукты, и люди на строительствах, на царских работах умирали сотнями. Именно аморейские офицеры, аморейские полководцы решили судьбу Ура. Произошло это так.

Последний Урский царь Ибби-син (Ибби-суэн) отправил в 2003 г. до н.э. своего полководца, аморея по происхождению, в г. Иссин для того, чтобы тот вывез оттуда хлеб. Когда аморей туда приехал, выяснилось, что хлеба нет и даже лодок, на которых можно было бы этот хлеб отправить. В городе голод. Аморей понял, что ему терять нечего, и он провозгласил себя царём Иссина независимо от Ура. Точно также сделали другие аморейские полководцы. В результате, в короткий срок шумерские города, возглавляемые аморейскими полководцами, объявили себя независимыми от власти Ура. Дальнейшее – дело техники. С востока к Уру подошли войска эламитов. Эламский царь, а с запада – амореи, взяли Ур в клещи. Амореи, бывшие внутри городов, открыли ворота амореям, бывшим снаружи, и Ур был захвачен. А последний Урский царь Ибби-Син в колодках был уведён в Элам. Так закончилась история этого бюрократического гос-ва, в котором всё было предельно централизованно, цари были богами, было много грамотных, а простые люди страдали невероятно. Вместе с концом Ура наступил конец всей шумерской цивилизации. Люди говорили по-шумерски многие сотни лет, но после разгрома Ура началось сильное семитское преобладание, люди перешли с шумерского языка на аккадский. А шумерский использовали только для храма и для канцелярии – он стал священным. Можно сказать, что цари Ура ликвидировали сами шумерскую государственность. На этом заканчивается история Месопотамии в третьем тысячелетии до н.э.

 

Ксюша Лебедева

 

24.09.2011

§6. Культура Южной Месопотамии в шумерский период.

 

1. Шумерский язык и письменность

В конце Третьего тысячелетия до н.э. шумерская цивилизация окончила свое существование. Несмотря на это, шумерский язык был необходим народу древней Месопотамии. А впоследствии и всем народам, которые пользовались клинописью до начала нашей эры. Последние глиняные таблички, на которых можно увидеть шумерский текст датируются 1 веком н.э., где-то 73 год н.э. Шумерский язык был священным языком в храмах и канцеляриях и основным языком в писцовых школах. На шумерском языке, даже после того как он перестал быть разговорным, создавались литературные и религиозные тексты. Известна такая стадия в развитии шумерского языка, как послешумерский язык, то есть это тот шумерский, на котором писали и создавали тексты через столетия после того, как на нем перестали говорить. И вот все это заставляет задуматься над такой проблемой, как вклад шумер в мировую литературу. Почему шумерский язык продолжает быть живым? Почему шумерский язык используется? Потому что без тех новшеств, которые были введены шумерами, цивилизация на Древнем и Ближнем Востоке не могла бы существовать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.349 сек.