КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Сбор материала
Сбор материала сопровождается обязательной фиксацией разнообразных сведений, извлеченных из источников и специальной литературы. Выписки из книг и документов, описание исследовательских материалов, свои замечания, выводы и обобщения – все это требует последовательной и четкой записи. Опыт многих ученых показывает, что наиболее удобно делать выписки на специальных карточках. Библиографическая карточка должна быть установленного формата (73х123 мм). Рабочая карточка – размер примерно 130-190 мм или в половину «стандартного» листа (лучше из плотной бумаги). В пользу карточек говорит возможность оперативно работать с ними, проводить классификацию по фактическим аспектам, группировать по проблемным и дискуссионным вопросам. Одна и та же карточка, исходя из различных целевых установок, может быть использована в нескольких разделах текста (введении, заключении, главах). Библиографические карточки являются почти готовым материалом для составления списка использованных источников и литературы по общепринятым правилам. На библиографических карточках расписываются все использованные материалы: монографии, статьи, рецензии, архивные и опубликованные источники. Библиографические карточки могут составляться таким образом:
В рабочих карточках повторяется библиографическое описание расписываемого материала, а далее делаются выписки и замечания. Расположение материала в рабочей карточке может быть различным. Предлагаем на выбор два варианта:
В рабочих карточках необходимы поля для пометок. При переходе на следующую карточку библиографические данные должны быть кратко повторены. Рабочую карточку целесообразно заполнять только с одной стороны. Сбор материала по теме начинается с составления библиографии как по литературе, так и по источникам. Задача состоит в том, чтобы библиография была представлена наиболее полно. Работу по выявлению литературы и опубликованных источников полезно начинать со специальных библиографических указателей, например: Справочники по истории дореволюционной России: Библиографический указатель. – М.: Книга,1978. – 640 с. Движение декабристов: Указатель литературы: 1928-1959. – М.: Изд-во Всесоюзн.кн.палаты,1960. – 435 с. История Отечественной войны 1812 года: Указатель советской литературы (1918-1990 гг.). – М.,1992. – 425 с. I Интернационал и Парижская Коммуна: Указатель литературы, вышедшей в СССР: 1917-1970. – М.: Книга, 1971. – 127 с. Антифашистское движение сопротивления в Германии в годы второй мировой войны: 1939–1945: Аннотированный указатель советских и зарубежных книг по истории. – М., 1975. – 105 с. История средних веков: Библиографический указатель литературы, изданной в СССР. – Т.1: 1918-1957. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 250 с. Древняя Греция и древний Рим: Библиографический указатель изданий, вышедших в СССР: (1895-1959 гг.). – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 524 с. Справки о подобного рода указателях можно получить в научно-библиографическом отделе научной библиотеки университета, где также можно получить квалифицированную консультацию по всем вопросам библиографии. Большим подспорьем являются такие библиографические материалы, как «Ежегодник книги», «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись рецензий». Полезным библиографическим указателем может служить «Новая литература по общественным наукам: История. Археология. Этнография» (издается РАН с 1947 г.). Для оперативного использования современной литературы целесообразно также просматривать еженедельник «Книжное обозрение». При работе с этими материалами рекомендуется соблюдать следующий принцип: сначала рассматриваются издания текущего года, затем предыдущих лет: 1993, 1992, 1991, 1990 гг.... и т.д. При составлении библиографии следует обращать внимание на те издания, в приложении к которым даются перечни литературы и источников, например специальные рубрики в журналах, прикнижные библиографии, библиографии к сборникам документов, справочный аппарат книги или статьи. Большую помощь в составлении библиографии оказывают систематический и алфавитный каталоги, которые имеются в библиотеках, прежде всего, в Научной библиотеке Казанского университета. Работа с каталогами представляет определенные трудности, поэтому полезно обращаться за советами к дежурному библиотекарю. Составление библиографии – процесс длительный. Он продолжается и в ходе работы над текстом курсового и дипломного сочинения. Прежде чем приступить к обработке выявленных материалов по теме, необходимо определить порядок чтения и анализа литературы и источников, последовательность работы над ними. Для этого библиографические карточки приводятся в систему, группируются соответственно вопросы, которые предполагается рассмотреть в курсовых и дипломных сочинениях. Обоснованиями для классификации исследовательских материалов и рубрикации картотеки могут быть различные признаки, как частные, так и общие. К последним относятся, например, следующие: хронологическая последовательность публикации источников и литературы, проблемно-тематический принцип, расположение по авторам, направлениям, школам, концепциям, региональным, государственным, языковым особенностям и т.д. Исследование конкретной темы курсового и дипломного сочинения целесообразно начинать с изучения выявленной литературы, затем опубликованных источников и, наконец, неопубликованных. Этот путь является наиболее эффективным, но не единственным. Нередко изучение темы начинается с источников. Для осмысления изучаемой темы начинать работу полезно с прочтения общих теоретических работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. Также необходимо сосредоточить внимание на изучении новейших публикаций, связанных с темой. Это дает возможность понять, как рассматривается вопрос на современном этапе, выявить степень изученности темы, уяснить концепции предшественников, учесть источники, введенные в научный оборот. Все это необходимо для уяснения научной актуальности проблемы, ее новизны, достоверности наблюдений и выводов. Проделав всю эту работу, студент получает возможность составить предварительный вариант плана сочинения, то есть определить его структуру. Дальнейшую работу над изучением литературы и источников необходимо вести целенаправленно, в соответствии с планом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |