Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Голод как парадигма




ИНДИВИДУУМ КАК ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЦЕЛОЕ

Первое положение теории мотивации гласит: индивидуум ѕ этоинтегрированное, организованное целое. Данное теоретическое положение несодержит в себе ничего нового, это "Отче наш" психологии, первая заповедьлюбого психолога, которую мы, греховодники, так часто забываем, проводяэкспериментальные исследования. Пора, наконец, четко уяснить, что пока мы неосознаем экспериментальную и теоретическую значимость данного положения, мыне сможем приблизиться к построению теории мотивации, и все нашиэксперименты будут бесполезны. В рамках теории мотивации это общее положениевлечет за собой множество специфических последствий. Так, например,соглашаясь с ним, мы предполагаем также, что мотивация соотносится не скакой-то частью индивидуума, а со всем индивидуумом как таковым. Такиесловосочетания, как "потребность желудка" или "генитальная потребность" вхорошей теории мотивации неуместны. Потребность ѕ это всегда потребностьиндивидуума. Потребность в еде испытывает Джон Смит, а не желудок ДжонаСмита. Удовлетворение потребности приносит удовлетворение индивидууму, а некакому-то его органу. Пища утоляет голод Джона Смита, а не голод егожелудка. Зачастую те из экспериментаторов, которые рассматривают голод ДжонаСмита как функцию пищеварительного тракта Джона Смита, упускают из вида тотфакт, что голод воздействует не только на пищеварительную функциюиндивидуума, но и на другие, а возможно даже, на большинство его функций.Трансформируется его восприятие (голодный человек совсем по-другомувоспринимает пищу), иначе функционирует его память (его преследуютвоспоминания о вкусной пище), изменяются эмоции (он становится напряженным инервозным). Ход и содержание мыслительных процессов также становятся иными(голодного человека вряд ли увлечет решение алгебраической задачи, скорее,он будет думать о том, где бы ему поесть). Этот перечень можно продолжать добесконечности, пока не будут перечислены практически все функции человека,как физиологические, так и психические. Проще говоря, если уж Джон Смитголоден, то он голоден весь, перед нами уже не тот человек, каким был ДжонСмит полчаса назад.Рассмотрение голода в качестве парадигмы, в качестве модели прочихмотивационных состояний в корне неверно как с точки зрения теории, так и впрактическом смысле. Стоит задуматься поглубже, и становится очевидно, чтоголод ѕ скорее специфический, нежели общий, тип мотивации. По сравнению сдругими мотивациями голод более "изолирован" (я употребляю это слово в томже значении, в каком его употребляли гештальт-психологи и гольдштейнианцы);он не столь генерализован, как другие мотивации; и наконец, в отличие отдругих мотиваций, он имеет под собой всем известную соматическую основу, чтовообще-то достаточно необычно для мотивации. Какие мотивы чаще всего движутчеловеком? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить какой-нибудьдень из своей жизни, восстановить в памяти мысли, одолевавшие вас. ижелания, руководившие вами на протяжении этого дня. Скорее всего, врезультате подобного интроспективного анализа вы придете к выводу, чтобольшинство ваших желаний было связано с приобретением одежды или новогоавтомобиля, с потребностью в дружеском участии, в компании, похвале,престиже и тому подобных вещах. Обычно мы относим эти потребности к разрядувторичных, или культуральных, в отличие от "истинных", или первичныхпотребностей, которые мы называем физиологическими нуждами. Но на самом-тоделе именно эти потребности более существенны для нас, более естественны.Поэтому в поисках парадигмы логичнее было бы обратиться не к голоду, а ккакой-нибудь из этих потребностей. Долгое время бытовало мнение, что все потребности построены по образцупервичных нужд, что культуральные потребности ведут себя точно так же, какфизиологические. Но сегодня мы можем с полной уверенностью утверждать, чтоэто не так. Большую часть человеческих потребностей невозможно изолировать,подавляющее большинство из них не; имеет локальной соматической основы.Практически ни одна из потребностей не возникает обособленно, в отрыве отдругих. (Если человек хочет заработать денег, это вовсе не означает, что егорадует шорох купюр и звон монет.) Почему бы нам не взять за образецмотивации потребность такого рода, хотя бы ту же потребность в деньгах?Вместо того, чтобы исследовать "чистое" физиологическое состояние или,вернее, некую парциальную потребность, например, голод, было бы правильнееуглубиться в изучение потребностей более фундаментальных, вроде потребностив любви. Сегодня, основываясь на имеющихся данных, я могу со всейуверенностью заявить, что, сколь бы велики ни были наши знания о голоде, онинисколько не помогут нам в понимании стремления к любви. Я возьму на себясмелость утверждать, что глубокое познание потребности в любви может датьнам гораздо больше для понимания мотивации как таковой (и в том числепотребности в пище), чем непосредственное изучение голода. В данной связи уместно вспомнить критическое отношениегештальт-психологии к понятию простоты. Потребность в пище, на первый взглядкуда как более простая, чем потребность в любви, на самом деле не стольпроста (160). Иллюзия простоты возникает при выборочном рассмотренииотдельных, изолированных, относительно самостоятельных проявлений ипроцессов. Но даже и в таком случае рано или поздно мы обнаружим, чтопо-настоящему важные процессы в обязательном порядке динамическивзаимосвязаны со всем тем, что важно для человека в целом. Однако, если так,то имеет ли смысл принимать за образцы потребности, столь далекие откомплексного отражения целостности индивидуума? Может быть, причина стольбольшого интереса науки к потребности в пище состоит в том, что этапотребность легче других поддается исследованию с помощью знакомыхинструментов, традиционных (но не обязательно точных) методик, которыеизолируют, редуцируют, обособляют ее? И все-таки, если уж выбирать, какиепроблемы подлежат исследованию в первую очередь ѕ тривиальные, но легкоразрешаемые, или же сложно постижимые, но чрезвычайно важные, ѕ то я быотдал предпочтение последним.

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО

Если проанализировать наши обычные желания, то мы обнаружим, по Меньшеймере. одну общую, объединяющую их характеристику. Я говорю здесь о том, чтоэти желания предстают перед нами не как цель, но скорее как средстводостижения некой цели. Человек желает заработать побольше денег, чтобыкупить новый автомобиль. В свою очередь, автомобиль он хочет купить длятого, чтобы не чувствовать себя "хуже" соседа, который недавно купил новыйавтомобиль, то есть для того, чтобы сохранить самоуважение, уважение илюбовь окружающих. Взявшись за анализ человеческих желаний (я имею в видуосознанные желания), мы очень скоро обнаружим, что за каждым из них стоиткакое-то другое, более фундаментальное желание, которое правильнее было быназвать целью или ценностью. Другими словами, при анализе человеческихжеланий мы сталкиваемся с той же ситуацией, что и при анализепсихопатологической симптоматики. Изучение симптомов ѕ крайне полезноезанятие, но всегда следует помнить, что нас интересует не симптом сам посебе, а его значение, его причины и последствия. Изучение отдельногосимптома почти бессмысленно, но анализ общей динамики симптомов полезен иплодотворен, потому что только на основании такого анализа мы можемпоставить правильный диагноз и назначить курс лечения. Так же и отдельновзятое желание интересно нам не само по себе, а только в связи с конечнойцелью, проявляющейся в нем, в связи с его потаенным смыслом, подоплекой,вскрываемыми только посредством глубинного анализа. Глубинный анализ тем и хорош, что всегда подразумевает существованиенекой личностной цели, или потребности, глубже которых уже ничего нет,удовлетворение которых само по себе является целью. Характерная особенностьэтих потребностей состоит в том, что они, как правило, не обнаруживают себянепосредственно, а выступают скорее как своеобразный концептуальный источникмножества специфических, осознаваемых желаний. Другими словами, именно этибазовые цели и стремления должны быть главным предметом исследованиячеловеческой мотивации. Все вышеизложенное заставляет нас сформулировать одно очень важноетребование, которое необходимо учитывать при построении мотивационнойтеории. Поскольку базовые цели не всегда представлены в сознании, то нампридется иметь дело с очень сложной проблемой ѕ с проблемойбессознательного. Изучение только сознательной мотивации, даже самоетщательное, оставляет за рамками рассмотрения очень многие человеческиемотивы, которые не менее, а, быть может, и более важны, чем те, чтопредставлены в сознании. Психоанализ неоднократно демонстрировал нам, чтосвязь между осознаваемым желанием и лежащей в его основе базовойнеосознаваемой целью не обязательно прямолинейна. Эта взаимосвязь может бытьдаже отрицательной, как это бывает в случае реактивных образований. Такимобразом, мы должны признать, что отрицание роли бессознательного делаетневозможным построение теории мотивации.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.