Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция здорового удовлетворения




Предположим, что некий человек ѕ назовем его А. ѕ оказался в дикихджунглях, предположим, что у него нет ни пищи, ни воды, и он нескольконедель вынужден был питаться плодами и кореньями. Предположим, что некто В.тоже попал в джунгли, но у него оказалось ружье, и, кроме того, он нашелпещеру, где мог скрываться от хищников. У третьего бедолаги по имени С.,кроме ружья и пещеры, было два товарища. У четвертого, D., были не толькопища, ружье, пещера и товарищи, его несчастья разделил с ним и его лучшийдруг. И наконец, Е. обладал всем тем, что было у D., но, Кроме того, он быллидером в своей команде и пользовался уважением своих товарищей. Мы назовемэтих пятерых мужчин соответственно выживающим, защищенным, принадлежащим ккоманде, любимым и уважаемым. В данном случае речь идет не только о различной степени базовогоудовлетворения, но и о различной степени психологического здоровья. Очевидно, что при прочих равных условиях человек, удовлетворенный всвоих потребностях в безопасности, принадлежности и любви, будет болеездоровым (во всех отношениях), чем тот, первые две потребности которогоудовлетворены, а третья, то есть потребность в любви, не удовлетворена. Аесли первый человек, в дополнение ко всему своему психологическомубогатству, обретет и уважение окружающих его людей, а, следовательно, исамоуважение, то его с полным правом можно будет назвать совершенноздоровым, самоактуализирующимся или дочеловеченным человеком. Возможно, уже очень скоро нам удастся доказать, что степень базовогоудовлетворения положительно коррелирует со степенью психологическогоздоровья. Но сможем ли мы пойти дальше и обозначить естественный предел этойкорреляции, сможем ли мы утверждать, что полное удовлетворение базовыхпотребностей означает идеальное психологическое здоровье? Теорияудовлетворения, по меньшей мере, допускает такую возможность. Однакосуществуют и другие мнения (315). Понятно, что ответ на этот вопрос ѕ делобудущего, но уже сама постановка вопроса заставляет нас обратиться крассмотрению фактов, доселе отвергавшихся, вынуждает нас вновь задаватьсядревними как мир вопросами, так и не нашедшими ответов. Правомерно было бы предположить, что есть и иные пути кпсихологическому здоровью. И вс" же, каждый раз, когда мы определяембудущность своих детей, следует спросить себя ѕ насколько способствуютпсихологическому здоровью такие вещи как аскетизм, самоотречение,дисциплина, "закаливающие процедуры", трагедии, несчастья, словом, где тагрань, которая отличает здоровое удовлетворение от здоровой фрустрации? Теория здорового удовлетворения заставляет нас обратиться к весьманеудобной проблеме ѕ к проблеме эгоизма, поднятой Вертхаймером и егоучениками.которые рассматривали все человеческие потребности ipso facto какэгоистичные и эгоцентричные. И в самом деле самоактуализация, если еепонимать как главную, высшую цель человеческого существования, и с точкизрения Гольдштейна, и с точки зрения автора этих строк является цельючрезвычайно индивидуалистичной, однако наш опыт изучения психологическиздоровых людей показывает, что эти люди обладают способностью к гармоничномусочетанию здорового эгоизма и сострадательного альтруизма (см. главу 11). Постулируя концепцию здорового удовлетворения (или здорового счастья),мы оказываемся в одном лагере с Гольдштейном, Юнгом, Адлером, Ангьялом,Хорни, Фроммом, Мэйем, Бюлером, Роджерсом и с рядом других авторов,настаивающих на существовании позитивной тенденции к росту, ѕ тенденции,которая заложена в самом организме и которая становится внутреннейпобудительной силой, направляющей его к развитию и самосовершенствованию.21 Если мы согласимся с тем, что здоровый организм удовлетворен в своихбазовых потребностях и стремится к самоактуализации, то мы вправе сделать иследующее предположение, предположение о том, что энергия развития здоровогоорганизма и предпосылки к здоровому развитию находятся внутри организма, чтоустремленность организма к росту детерминирована не только и не стольковнешней средой, как этого хотелось бы бихевиористам, сколько заложенной внем самом тенденцией к росту (детерминизм в духе Бергсона). Невротик, вотличие от здорового человека, лишен чувства базового удовлетворения, егобазовые потребности не удовлетворены. Невротик ищет удовлетворения своихпотребностей в окружении, во внешнем мире, а следовательно, он больше, чемздоровый человек, зависит от окружающих. Невротик не обладает тойавтономностью, той способностью к самоопределению, которые есть у здоровогочеловека, ѕ можно сказать, что невротическая личность является творениемсреды, окружения, он не может следовать тому, что предначертано ему егособственной природой. Автономность здоровой личности, ее независимость отсреды вовсе не означает полного разрыва связей с внешним миром; в данномслучае речь идет лишь о том, что контакты здорового человека со средойдетерминированы собственными целями человека и его собственной природой, чтоокружающая среда выступает только как средство, как инструментсамоактуализации здоровой личности. Эта автономность и есть настоящая,психологическая свобода (398).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.