В этом разделе мы, наконец, можем позволить себе сформулировать одноочень важное теоретическое положение, которое закономерно вытекает из нашегоисследования феномена самоактуализации, и акцентировать на нем вашевнимание. По ходу этой главы, как и в предшествующих главах, я несколько разупоминал о том, что разнообразные понятия и феномены, которые принятосчитать антагонизмами друг другу, не являются таковыми на самом деле,им'навязано это противостояние и навязано оно именно искаженнымпредставлением о них нездоровых людей, людей, не достигших уровнясамоактуализации. Самоактуализированный индивидуум изжил в себе этидихотомии, преодолел атомизм, объединил частности в общее, поднялся науровень наджитейской целостности. И все-таки мне хочется отослать вас заподробной аргументацией к другим работам (82). Например, такие извечно непримиримые антагонизмы, как сердце и разум,инстинкт и логика не являются таковыми для здорового человека; он не видитздесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одноми том же, устремляют его к одной цели. Иначе говоря, желаниясамоактуализированного человека не вступают в конфликт с разумом.Перефразируя известное изречение Блаженного Августина: "Люби Господа ипоступай, как знаешь", можно сказать так: "Будь здоров и доверяй своейприроде". В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии"эгоизмѕальтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно кэгоистичен, и альтруистичен (312). Его жизнь одновременно и духовна, инизменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может статьдля него дорогой в высшие, "религиозные" сферы. Долг не отменяет для негоудовольствия, работа не мешает игре, ѕ напротив, обязанность становитсяудовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельноисполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если,как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться вчеловеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Еслизрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли ужвелика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные людиоказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором междудуховной жизнью и жизнью животной? Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к такимдихотомиям, как добротаѕжестокость, конкретностьѕабстрактность,приятиеѕотвержение, индивидуальноеѕобщественное, конформизмѕнонконформизм,отчуждениеѕидентификация, серьезностьѕюмор, дионисизмѕаполлинизм,интраверсияѕэкстраверсия, увлеченностьѕнебрежность,серьезностьѕфривольность, конвенционализмѕнеэависомость, мистикаѕреальность,активностьѕпассивность, мужественностьѕженственность, вожделениеѕлюбовь,ЭросѕДгапэ и по отношению к прочим дихотомиям. Невротический антагонизммежду Ид, Это и Супер-эго у этих людей преодолен, он трансформирован вотношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь этих людей целостнаи едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивныепроцессы существуют в неразрывном, организмическом, анти-аристотелевскомединстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полномсогласии с низким, животным началом, в результате чего то, что прежде былодилеммой, становится единством, новой сущностью или, как это нипарадоксально, перестает быть дилеммой. Если мы знаем, что противоборствомежду мужским и женским началом ѕ это не что иное, как признак незрелости,ущербности, отклонения от роста и развития, то надо ли делать выбор междуэтими двумя крайностями? Разве возможен сознательный выбор в пользупатологии? Если мы понимаем, что здоровая женщина воплощает в себе идобродетели, и пороки, то стоит ли выбирать между добродетельной женщиной иженщиной порочной? Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистическогочеловека не количественные, а качественные различия; они настолькокардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии. Яубежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости, нездоровью,патологии, крайне негативно отражается на ее развитии, порождает ущербнуюпсихологию и ущербную философию. Базисом универсальной науки о человекедолжно стать изучение самоактуализированной личности.
ГЛАВА 12
ЛЮБОВЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ Удивительно, но проблема любви до сих пор почти не исследоваласьэкспериментальными методами. Особенно странным кажется мне молчаниепсихологов, ибо кто, если не они, должны говорить о любви? По-видимому, этомолчание служит еще одним подтверждением порочности утвердившегося впсихологии академического подхода, еще одним примером того, что психологипредпочитают иметь дело с давно изученными и потому легко исследуемымифеноменами, уклоняясь от рассмотрения проблем, действительно требующихизучения. По этому поводу мне вспоминается один молодец, с которым мы вместеподрабатывали в ресторане курортного отеля в студенческие годы, ѕ этот малыйкак-то раз увлекся и вскрыл все консервы, которые были на кухне, а сделал онэто только потому, что уж очень здорово у него получалось вскрыватьконсервные банки. Должен признаться, что только теперь, взявшись за исследование этойтемы, я понял, сколь сложно соблюдать традиции, и особенно научные традиции.Меня постоянно не покидает ощущение, что я вступаю на еще нехоженые земли,выхожу на новые рубежи знания, где невозможно применение традиционных техникортодоксальной психологической науки. (Кстати, именно неадекватностьсуществующих техник стимулировала развитие новых методов сбора информации обэтом и других исключительно человеческих феноменах, а они, в свою очередь,сделали возможным развитие новой философии науки (292, 376).) Итак, задача ясна. Мы должны понять, что такое любовь, должны научитьсявоспитывать ее, творить и прогнозировать, ѕ иначе мир будет захлестнутненавистью и недоверием. Ввиду важности этой цели даже самые ненадежные,самые недостоверные данные, вроде тех, что будут представлены ниже,заслуживают внимания и самого тщательного анализа. В предыдущей главе ярассказал о критериях отбора испытуемых, о процедуре исследования и обосновных его результатах. Но сейчас перед нами встает другой вопрос. Мыдолжны понять, какой урок могут преподать нам самоактуализированные люди втаких сферах жизнедеятельности как любовь и сексуальные отношения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление