Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приятие индивидуальности партнера и уважение к нему




ЛЮБОВЬ КАК РАДОСТЬ И ИГРА

Адлер и Фромм в своих рассуждениях о любви, о которых мы говорили выше,делали особый акцент на продуктивности любовных отношений, подчеркивалиособую важность взаимной ответственности партнеров. С такой точкой зрениятрудно не согласиться, однако и Адлер, и Фромм, как, впрочем, и другиетеоретики, пишущие о любви в том же ключе, почему-то упускают из виду одинважный аспект здоровых любовных отношений, который я при всем желании несмог бы не заметить за моими испытуемыми. Я говорю о радости, о веселье, олегкости, о том душевном подъеме и чувстве благополучия, которые даруетчеловеку любовь. Самоактуализированные люди умеют получать наслаждение отлюбви и секса. Зачастую секс становится для них веселым развлечением, игрой,в которой есть место не только стонам, но и смеху. На мой взгляд, Фроммслишком уж серьезно относится к любви; в его описании идеальная любовьпредстает как некая обязанность, пожизненное бремя, на которое обрекают себяпартнеры. Вот его слова (148, р. НО): "Любовь ѕ это продуктивная форма связичеловека с другими людьми и с самим собой. Любовь означает ответственность,уважение, заботу и знание. Любящий приветствует рост и развитие любимогочеловека. В любви находит себе выражение совершенная близость двух людей,каждый из которых при этом сохраняет свою целостность". Согласитесь, что втакой интерпретации любовь больше похожа на договор о дружбе исотрудничестве между двумя государствами, чем на спонтанно рождающеесячувство. Нет, мужчину и женщину влечет друг к другу вовсе не забота облагополучии вида и не ответственность перед потомками, и даже не инстинктразмножения. Здоровая любовь, здоровый секс, несмотря на высочайшее,экстатическое напряжение всех сил и способностей человека, правильнее былобы уподобить игре двух беззаботных детей, веселой щенячьей возне. Отношенияздоровых людей полны радости и юмора, в их основе лежит не столькостремление, о котором писал Фромм, сколько радость и восхищение. Однако обэтом мы поговорим ниже.Все известные философы, психологи и писатели, все серьезные мыслители,когда-либо писавшие о любви, обязательно указывали на то, что идеальной, илиздоровой, любви свойственно уважительное отношение партнеров киндивидуальности друг друга. Любящий человек видит в предмете своей любвиуникальную, неповторимую личность, рост и развитие которой вызывают у негорадость и чувство удовольствия. Подтверждением этой мысли могут послужитьмои наблюдения за самоактуализированными людьми. Эти люди обладают редкойспособностью радоваться успехам и достижениям любимого человека, личностныйрост любимого они не воспринимают как личную угрозу, он радует их. Онидействительно уважают своих партнеров, уважают глубоко и сущностно. Оченьхорошо сказал об этом Оверстрит (Збба, р. 103): "Любовь ѕ это не стремлениеобладать человеком, зачеркнуть его, напротив, это сущностная потребностьподчеркнуть человека. Любить ѕ значит признавать право человека быть самимсобой, быть уникальным". Столь же однозначен был в этом вопросе и Фромм (145, р. 261): "Важнейшим компонентом этой спонтанности является любовь, но не та"любовь", которая уничтожает Я другого, а любовь, которая выступает какспонтанное подтверждение индивидуальности другого, как объединение двухиндивидуальностей с сохранением и развитием каждой из них". Пожалуй, самымнаглядным примером такого уважения к партнеру может послужить муж, сгордостью рассказывающий знакомым об успехах своей жены. Другим образцомможет стать жена, принципиально не желающая ревновать своего мужа. Уважительное отношение к индивидуальности другого человека можетпроявляться в самых разных формах, и нужно уметь отличать его от любви кактаковой. Между любовью и уважением нет полного тождества, этосамостоятельные феномены, хотя они часто сопутствуют друг другу. Можноуважать человека, не любя его. Я не знаю, можно ли любить, не уважаялюбимого человека, не знаю, можно ли эти взаимоотношения с полным правомназвать любовью, но готов допустить и эту возможность. Во всяком случае, вуважительных отношениях часто обнаруживаются те же самые характеристики,которые присущи здоровой любви. Уважение обязательно предполагает признание автономности другогочеловека, признание за ним права на целостность и особость.Самоактуализированный человек не стремится использовать партнера в своихцелях, не предпринимает попыток поработить или унизить его, он готовсчитаться с его желаниями и потребностями, готов признать его неотъемлемоеправо на суверенитет. Этими же принципами руководствуетсясамоактуализированный человек в своих взаимоотношениях с детьми, ѕ покрайней мере, среди представителей нашей культуры никто не умеет так уважатьребенка, как это делают они. Занятно, но порой такое уважительное отношение к сексуальному партнерувнешне может выглядеть как полное неуважение. Дело в том, что принятый внашей культуре ритуал ухаживания за женщиной есть не что иное, как попыткамужчины извиниться перед женщиной за очевидное невнимание к ней, а, бытьможет, даже и выражение бессознательного стремления подчеркнуть своепревосходство над "слабым полом", презрения к нему. Например, у нас принятовставать при появлении дамы, подавать ей стул, пальто, руку, пропускать еевперед и оставлять за ней право выбора блюд в ресторане, но все эти нормы ипо происхождению и по существу подразумевают отношение к женщине как кслабому существу, неспособному позаботиться о себе, нуждающемуся в опеке изащите. Как правило, женщины с сильно развитым чувством самоуважениянастороженно относятся к этим внешним знакам уважения, понимая, чтоподлинным уважением здесь и не пахнет. Я заметил, что если мужчина на самомделе уважает женщину, то он обращается с ней как с равноправным партнером,как с товарищем, а не как с инвалидом или недоумком. В таких случаях мужчинымогут позволить себе даже пренебречь формальными нормами вежливости, ониведут себя в присутствии женщины свободно и естественно, чем нередковызывают осуждение окружающих и обвинения в неуважительном отношении кдамам.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.