Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство




ПРИМЕРЫ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕМОТИВИРОВАННЫХ РЕАКЦИЙ

Выше мы приводили примеры реакций, которые имеет смысл отнести кразряду немотивированных или слабомотивированных, в зависимости от различныхопределений понятия мотивации. Однако мы затронули лишь малую часть феноменанемотивированного поведения, и сейчас вкратце обсудим ег352ции нечастостановились объектом психологического исследования, и этот факт сам по себевесьма поучителен. Он прекрасно иллюстрирует мою мысль о том, что узостьвосприятия ѕ главная причина узости мышления. Для плотника, который тодькоплотник, весь мир сделан из дерева.Подтолкнуть творца к созданию произведения искусства может либо желаниетворца сообщить зрителю или слушателю некую мысль, либо стремление вызватьопределенные эмоции. Но в этом же произведении.можно увидеть инемотивированный, или почти не мотивированный феномен, особенно если в немочевидны экспрессивные черты, если заведомо известно, что творец непреследовал цели воздействовать с его помощью на других людей. Нет сомненияѕ даже экспрессивный акт, несмотря на присущую ему имперсональность, можетстать причиной для межличностных эффектов, но в любом случае эти эффектыбудут вторичными. Всякий раз, когда мы обращаемся к теме экспрессии, перед нами встаетвопрос: "Существует ли потребность в экспрессии?" Если мы утвердительноответим на этот вопрос, то вынуждены будем признать, что артистическоесамовыражение и сопутствующие ему феномены катарсиса и самообнажения стольже мотивированы, как поиск пищи и любви. По моему мнению, данные новыхэкспериментов в скором времени заставят нас признать, что любой импульс,возникающий в организме, требует выражения, побуждает организм к действию. Вэтом-то и состоит парадокс, ибо любая потребность, любая потенция организма,по существу, ѕ не что иное, как импульс и, следовательно, требует выражения.Следует ли, в таком случае, рассматривать экспрессию как самостоятельнуюпотребность (импульс), или все-таки ее следует счесть универсальнойхарактеристикой любого импульса? Я не берусь сейчас же ответить на этот вопрос, совершить выбор в пользутой или другой возможности, мне хочется лишь подчеркнуть, что обе этивозможности незаслуженно обойдены вниманием психологии. Какому бы извариантов ответа на вопрос мы ни отдали предпочтение, наш выбор в любомслучае будет плодотворным, ибо неизбежно повлечет за собой признание такойкатегории, как немотивация, а, следовательно, и переосмысление всехсуществующих теорий мотивации. Особое значение в связи с этим приобретает проблема эстетическихпереживаний. Я знаю очень много людей, которые настолько ценят этипереживания, что они, не задумываясь, отвергнут любую, даже самую изящнуюпсихологическую теорию, если в ней не найдется места для них. Наука обязанаизучать реальность целиком, во всем ее многообразии, тогда как нынепредметом ее исследования является лишь подобие реальности, жалкое,обескровленное, лишенное жизни. Уже одно то, что есть психологи, считающиеэстетические переживания бесполезными и бессмысленными, не желающие знать омотивации, лежащей в основе этих переживаний ѕ если, конечно, таковаясуществует ѕ свидетельствует об убогости официальной психологической науки. Даже если рассуждать о проблеме эстетического восприятия в терминахкогнитивных процессов, то нам придется признать, что оно отличается откогнитивных процессов относительной немотивированностью. В главе 13 мы ужеговорили о том, что рубрифицирующее восприятие в лучшем случае парциально.Рубрифицируя, мы не столько познаем объект, сколько классифицируем его, мыпринимаем во внимание лишь те его качества, которые кажутся нам полезными,которые отвечают нашим запросам, служат удовлетворению наших потребностейили, наоборот, угрожают им. Эстетическое восприятие предполагаетдаоистичное, незаинтересованное созерцание целостного, многогранногофеномена, предполагает его оценку не с точки зрения пользы, а в контекстевысшего переживания, вызванного им.71 Отправной точкой размышлений о феномене бытия может стать анализпонятия ожидания. Кошка, дремлющая на солнцепеке, ничего не ждет или ждет небольше, чем дерево, простирающее к небу свои ветви. Ожидание означаетнапрасно потраченное, не наполненное содержанием время. Ожидание являетсобой эпифеномен инструментального отношения к жизни, его побочный продукт.Мы можем относиться к нему как к глупой, неэффективной реакции нареальность, уже хотя бы потому, что нетерпение, характерное для ожидания, неприносит пользы организму, снижает его эффективность. Человек ожидающийзабывает о том, что процесс может быть не менее приятен, чем результат, чтодвижение может доставить такое же удовольствие, как достижение цели.Путешествие ѕ это тот случай, когда потраченное на дорогу время для одногочеловека становится любопытным переживанием, а для другого ѕ мучительнымичасами ожидания. То же самое можно сказать об обучении и о межличностныхотношениях в целом. В этой связи интересно проанализировать такое понятие как "потерянноевремя". Прагматичный, целеустремленный человек сочтет потерянной ту минуту,которая не приблизила его к достижению цели, не принесла пользы. Такаяинтерпретация понятия "потерянное время" разумна и, безусловно, имеет правона существование, но я могу предложить и другое, не менее обоснованное и неменее разумное его толкование, при котором потерянным будет считаться время,когда человек не испытывал высшего переживания, не ощущал всеохватывающейрадости бытия. Явно не теряли времени те люди, которые первыми сказали:"Замри, и слушай миг восторга", "Счастливые часов не наблюдают". Давайте разберемся, к каким потребностям апеллируют рекламные роликитаких видов спорта как гребля, гольф и т.п., ѕ это может стать превосходнойиллюстрацией неспособности среднестатистического человека кнепосредственному восприятию природы. Как правило, в рекламе обращаютвнимание зрителя на то, что вышеперечисленные виды спорта дают возможностьчеловеку побыть на лоне природы, подышать свежим воздухом, погреться насолнышке, насладиться видом красивых пейзажей. Таким образом, высшиепереживания, как и само бытие, в принципе немотивируемые, в угоду нашемузападному сознанию облекаются в форму прагматичной, целенаправленнойдеятельности.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.