КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бенефициантка
Сколько тревог и волнения для актрисы в день ее бенефиса! Колокольчик в ее квартире беспрерывно раздается, являются лакеи с пакетами, с которых не без волнения срывается бенефицианткой печать, и улыбка удовольствия или презрения выражается на ее озабоченном лице. В это утро нет минуты для нее свободной: примерить костюм, заказать ужин, закупить вина, разослать билеты лицам, пользующимся ее уважением. Каждый час приносятся известия о распродаже билетов в кассе, и если толпа большая у окна, то даются тайные инструкции увеличить цену на билеты. В уборной бенефициантки множество народу, чай, как разливное море, льется в уста всех. Бутылки с вином, пирог, конфекты стоят на окнах уборной. Если в пьесе нужно угощение, то бенефициантка считает обязанностью подать его настоящее, а не картонный пирог и не пустую бутылку. Был бенефис одной актрисы; театр был полон; бенефициантку встретили продолжительным рукоплесканием, стучанием палками и ногами. После первого акта бенефициантка подрумянивала себе щеки у трюмо. Уборная ее была большая комната, меблированная очень хорошо; в углу сидел за столом мрачного вида старик, раскладывавший по кучкам деньги, вынимаемые из ридикюля. Руки его слегка дрожали, а глаза блистали каким-то странным в его лета огнем. Он вслух считал деньги и, отделив несколько кучек серебра и ассигнаций, сказал: -- Ровно тысяча! это верно: три раза пересчитывал. -- Ужасно дешево пущен раек! -- заметила бенефициантка, пристально всматриваясь в себя. Держа в руке румяны, она в нерешительности то приближала руку к щеке, то удаляла ее. -- Как! дешево? -- с удивлением спросил мрачного вида старик. -- Ну да! сами сказали, что половина народу ушла назад. -- Оно так; но если б вы слышали, как сначала публика была недовольна. Один пожилой господин так раскричался!.. -- Дурак! он, верно, думает, что с него одного возьмут такую цену! Ну и не взял билета? Чего он хотел -- ложу? -- Креслы! Бенефициантка засмеялась и сказала: -- Чем дороже пустить билеты в бенефис, тем более можно надеяться на полный сбор, потому что каждому льстит, что он был в бенефисе. Да если бы пустить дешево в кассе, тогда что бы присылали на дом за билеты! -- так рассуждала бенефициантка, а мрачного вида старик с удовольствием слушал ее, потирая руки. В уборную вбежало несколько актрис и актеров с поздравлениями по случаю хорошего приема бенефициантки публикой. Но при виде денег все обступили стол и осыпали вопросами мрачного старика: "Сколько очистилось? Почем был пущен 1-й ярус лож?" -- и так далее. -- Очистилось четыре тысячи, да на дому до трех тысяч,-- небрежно отвечала бенефициантка. Некоторые актрисы выразительно перемигнулись между собою. Один из актеров, в испанском плаще и с наклеенными усами, сказал: -- Вот это бенефис! не то что у Лапотниковой: всего было сто человек... и с детьми-то ее! -- Своих приплатила по расходу пьесы... ха-ха-ха! -- заметила молоденькая актриса. И смех сделался общим, но от стука в дверь уборной замолк, и многие из присутствующих закричали: -- Войдите, войдите! -- Любская здесь одевается? -- раздался сиповатый, дрожащий голос за ширмами, которыми была отгорожена дверь уборной. -- Здесь! здесь! -- отвечали все в один голос, и любопытство озарило их лица. -- Можно войти? ее нет здесь? -- опять раздался сиповатый голос. -- Я здесь! -- отвечала бенефициантка, выступая вперед. Из-за ширм показалось лицо, знакомое уже читателям: то был Остроухов, который, очутясь в ярко освещенной комнате, с минуту озирался кругом, ничего не видя. -- Ты, кажется, меня не узнаешь,-- подходя к Остроухову, сказала бенефициантка. Немудрено, что Остроухов не вдруг узнал Любскую. Между той, которая оставила город NNN, и теперешней почти ничего не было общего. Года не сделали большого влияния на красоту ее. Нет, она, казалось, в эту минуту была во всем блеске. Но выражение лица до того изменилось, что Остроухов глядел во все глаза на Любскую, как бы стараясь отыскать в ее лице хотя одну черту, глубоко запечатлевшуюся в его памяти. -- Неужели я так изменилась? -- ласково и в волнении спросила Любская. Остроухов, как бы узнав ее теперь только, радостно кинулся к ней, обнял ее и с жаром поцеловал в щеки, в губы и в лоб, бормоча: -- Так это ты? Наконец-то я тебя опять вижу! Любская вырывалась из его объятий, сердито крича: -- С ума сошел! дурак! что с тобой? Присутствующие с ужасом глядели на Остроухова, которого оттолкнула Любская, крича своей горничной: -- Белил, румян!! Остроухов пугливо вытирал рукой губы и с ужасом смотрел на румяны, как будто бы то была кровь. Потом он робко взглянул на Любскую, озабоченно забеливавшую свое лицо. Остроухов нашел, что в красоте Любская очень много выиграла; может быть, костюм и сильное освещение способствовали немало этому. Но он не мог не сознаться, что это не та Любская, с ласковым взглядом, с кротким голосом. И, как бы рассуждая сам с собой, он произнес, глядя на Любскую: -- Да, много, много изменилась! -- Небось, ты мало изменился! -- смеясь, отвечала Любская. -- Что я? Но знаешь ли: ведь ты лучше стала! На лице Любской заметно показалась улыбка гордости и самодовольствия, и, продолжая подрумяниваться, она сказала: -- Лучше не лучше... а знаешь ли, ты попал на мой бенефис? -- Я бы, может быть, и не так скоро нашел тебя, если бы не твой бенефис. Я спал у себя и слышу впросонках: читают афишу за перегородкой... прислушиваюсь: твое имя. Я вскочил да сломя голову! взял извозчика, говорю... Ах, я и забыл его... дай-ка мне гривенник! Любская обратилась к мрачному старику, продолжавшему считать деньги, и сказала: -- Дайте ему гривенник! Мрачного вида старик злобно посмотрел на Остроухова и грубо кинул ему гривенник по столу. -- Скажи, зачем ты приехал в Петербург? и каким образом? -- спрашивала его Любская. -- Я приехал для тебя! -- отвечал печально Остроухое. Колокольчик, раздавшийся у двери уборной, привел всех в волнение. Все побежали из комнаты. Любская, подбирая шлейф своей мантии, сказала Остроухову: -- Для меня?? зачем же? скажи-ка! -- Нет, после, после! -- отвечал в волнении Остроухов. -- Какие глупости! да разве что-нибудь ужасное? Я, право, не знаю ничего, что могло бы меня огорчить. Мы так давно не видались, у меня там никого нет близких!..-- в недоумении говорила Любская, как бы стараясь разгадать причину приезда Остроухова, и нетерпеливо прибавила: -- Да говори: я ведь не ребенок, как была прежде. Остроухое сначала не решался, но при повелительном жесте Любской он нагнулся к ее уху и шепнул что-то. Любская быстро отшатнулась назад, поглядела с минуту на Остроухова и потом засмеялась, сказав: -- Напрасно хлопотал из-за пустяков. Ну и только? Остроухов молчал, глядя странно на Любскую, которая на звон колокольчика быстро пошла к двери, сказав Остроухову: -- Ты подожди меня! И она скрылась. Остроухов и без ее приказания остался бы. Он долго стоял на том месте, где его оставила Любская, перебирая губами: -- Ну только-то? гм!! только-то!! Вздохнув тяжело, Остроухов сел на стул, стоявший против трюмо, и, увидев в нем свою фигуру, с грустью покачал головой и с презрением произнес: -- Господи, господи! как же глупа эта старая башка! И он, с силою ударив себя в лоб, отвернулся с сердцем от трюмо и устремил глаза свои на старика мрачного вида, совершенно углубленного в счет денег. -- Вы ее кассир сегодня? -- спросил у него Остроухов после некоторого молчания. Старик вместо ответа сухо кивнул головой. -- А хорош сбор? Старик опять кивнул головой. Остроухов искоса поглядел на него и начал ходить по уборной. Его изношенное, старого покроя платье, размашистые манеры, покрытое морщинами лицо, всклокоченные волосы очень были странны в ярко освещенной комнате, убранной с роскошью, и посреди денег, брильянтов и других дорогих вещей, разбросанных на столах. Горничная неутомимо следила за его движениями, и когда Остроухов подошел к столу, где были разбросаны вещи, она без церемонии стала их убирать в ящик и заперла на ключ. Остроухов не замечал этого; он разглядывал дорогой несессер и спросил горничную: -- Это чей? -- Наш-с! -- отвечала горничная и тоже стала его укладывать. Остроухов, казалось, только теперь понял, в чем дело; однако ж без гнева и без гримасы он быстро отошел от стола и спросил горничную: -- А что, скоро кончится это действие? -- Я не знаю-с: пьесу в первый раз дают. -- Гм! Ну а как -- билеты сама она развозила? или не в моде? а? -- К нам-с сами все приезжают или присылают за ними,-- с гордостью отвечала горничная. -- Вот! оно и лучше, чем самому мерить лестницы да по часу ждать в передней, да еще вышлют сказать с лакеем, что, дескать, убирайся восвояси. А не то велят оставить билеты, а деньги, мол, после! Нет, так, как я вижу, лучше. И актер не унижается, да и публика свободна -- взять билет или нет. -- Что город, то норов, что деревня... -- То обычай... так! -- перебил Остроухов старика мрачного вида и продолжал: -- Уж коли есть в крови способность низкопоклонничать, так хорошо жить; не посмотрит и на обычай. Я вот знавал одного актера: дрянь был, ну а везло,-- полный бенефис, да еще цену какую соберет. Вот целый год вьется да увивается около какого-нибудь театрала. И куплетцы ему сочиняет, и детей своих всех нарядит шутами да разыграет с ними комедию на его празднике; ну вот, придет бенефис его, а он и бух в ноги милостивцу, говорит: жена, малые дети, помоги! Как так? А вот увидишь, только созови побольше гостей. Обед задает театрал, созовет весь город. Подают суп, а пирожки несет по-поварски одетый будущий бенефициант и потчует усердно гостей, упрашивает кого два, кого четыре взять. Гости берут, едят, а к концу обеда мнимый повар возьмет серебряную тарелку, да и ну обходить да собирать деньги за пирожки, а билеты в руки. Вот как деньги достают! -- ораторствовал Остроухов. В это время впопыхах вбежала Любская, срывая с себя платье, вещи и крича: -- Переодеваться, переодеваться! Платье трещало, брильянты летели на пол, волосы если запутывались, то клоками вырывались или отрезывались. Минуты скорого переодеванья имеют что-то лихорадочное. Остроухов принимал такое сильное участие в переодеванье Любской, что повторял почти все жесты, какие делала она. -- На сцену, на сцену! -- раздался запыхавшийся голос у дверей. -- Сейчас, сейчас! -- кричала Любская и топала ногами на свою горничную, замешкавшуюся с вуалем. Любская кинулась к дверям и остановилась, сказав: -- Войдите, вы можете подождать, я сейчас вернусь. -- Вы играли превосходно! -- отвечал чей-то голос за ширмами. -- Извините, я спешу,-- сказала Любская и исчезла. В уборную вошел Тавровский. Увидав Остроухова, он нахмурил брови. -- Вы меня не узнаете? -- кланяясь, сказал Остроухое. -- А-а-а! старые знакомые! Это как вы сюда попали? Даша! не скрываете ли вы сюрприз публике, какой-нибудь дивертисемент из него? Даша, горничная Любской, залилась смехом. -- Нет-с, я в дивертисементах никогда не участвовал: мое амплуа -- драма,-- несколько обиженным голосом отвечал Остроухов. -- Это, впрочем, сейчас видно: у вас и наружность драматическая. -- Зато я в жизни никакой драмы не устроил и никого не заставил проливать слезы. -- Я замечаю, что вы очень смелы в уборной! -- с презрением и не без досады проворчал Тавровский. -- Может быть, потому, что здесь я не боюсь никого, кто бы, зная мою слабость, воспользовался ею,-- понизив голос, отвечал Остроухов. Тавровский гордо взглянул на него и сказал: -- Вы очень ошиблись, если думали, что я принимал какие-нибудь меры... -- Не вы, а ваш верный слуга. -- Я не виноват, что вы имеете привычку дружиться с лакеями. Остроухов весь вспыхнул и, едва сдерживая свой гнев, с расстановкой сказал: -- А у вас, верно, вошло в привычку оскорблять людей, ниже вас стоящих, не краснея! Это доказывает, сколько мало вас воспитывали, и если бы не... -- Прошу не продолжать!! -- крикнул грозно Тавровский и, подойдя к столу, у которого сидел мрачного вида старик, сказал: -- Кажется, полон театр и цена очень дорогая, мне говорили. -- Пустяки-с,-- возразил мрачного вида старик. -- Возьмите кстати и за мои креслы. И Тавровский положил на стол ассигнацию в двести рублей. Остроухов неожиданно кинулся к столу: бумажка очутилась в руках его. Старик с ужасом сказал: -- Что вы? как вы смеете чужие деньги трогать? -- Возьмите назад! я отдаю их вам от нее. Она не захочет... -- крикнул Остроухов; но его слова были заглушаемы голосом мрачного старика: -- Вы ее разорвете! оставьте! -- Я не хочу, чтоб он платил ей! -- выходя из себя, сказал Остроухов. Он рванул бумажку, и половина ее осталась у него в руке, а другая у старика, из груди которого вырвался дикий крик. Остроухов подал деньги Тавровскому, который стоял у трюмо и оттуда следил за борьбой. Тавровский отклонился от Остроухова и сказал: -- Я советую вам лечиться, потому что такие вещи можно делать только в белой горячке. И Тавровский пошел к двери, но остановился. Любская, усталая, вошла в уборную и спросила: -- Что за шум? -- Да вот здесь есть господин в белой горячке,-- отвечал Тавровский. -- То, что я сделал... я уверен, она будет довольна мною! -- перебил его Остроухов. -- Посмотрите, что он наделал! -- чуть не плача, говорил мрачного вида старик, прилаживая половинки бумажки. Любская, взяв ее, спросила: -- Это как он ее разорвал? -- Брось ее: эти деньги от него! он вздумал оскорблять меня; ты...-- голос Остроухова задрожал, и он замолк, глядя на Любскую, которая, усмехнувшись, положила ассигнацию в несессер свой. -- Прощайте! -- сказал Тавровский. -- Погодите; два слова! -- отвечала Любская. -- Нельзя ли отложить? -- А-а-а! вы, верно, уже догадываетесь, в чем дело! -- подходя к нему, сказала Любская. -- Этот сумасброд, кажется, сделался моим трубадуром и везде расславляет... -- Имя вашей красавицы! -- Знаете ли, ужасно смешно видеть вас под защитою этого ярмарочного актера! -- смеясь, сказал Тавровский. -- Но, я думаю, вы еще смешнее в роли жениха. -- Вы, я вижу, за серьезное приняли всё, что наболтали вам? -- Я столько раз, по вашим уверениям, считала за шутки вещи очень важные, что теперь я наоборот делаю. -- То есть всё, что я ни скажу серьезно, вы принимаете за шутку, и наоборот? -- Да! -- Тогда я вам скажу серьезно, что я женюсь! и скоро! Как вы это примете?? -- принужденно смеясь, сказал Тавровский. -- Я шутя вам буду отвечать, что этому не бывать. Ведь вы давно бы женились; но вы чувствуете, что неспособны к семейной жизни, что сделаете несчастной ту, которая свяжет с вами жизнь свою... ха-ха-ха! И Любская смеялась очень весело. -- Вы, кажется, горячитесь! -- заметил ей Тавровский. -- Нисколько! Весь их разговор происходил за ширмами очень тихо; особенно те слова, которые были многозначительны, произносились чуть слышно. Звонок, раздавшийся опять у двери, заставил их разойтись. Любская приветливо сказала Тавровскому: -- Я надеюсь, после спектакля вы ко мне ужинать? -- Непременно! непременно! -- уходя, отвечал Тавровский. Когда кончился спектакль, Любская, после нескольких вызовов, переодетая в капот, считала деньги и укладывала их в маленький ящик; горничная ее убирала костюмы в картонки, а Остроухов скорыми шагами мрачно ходил по комнате. Любская прервала молчание: -- Ну, долго ли ты здесь пробудешь? -- Не знаю! -- Однако что тебе здесь делать? -- О, я знаю... нет, я уеду, я очень скоро уеду отсюда! -- как бы в отчаянии говорил Остроухов. -- Карета готова,-- сказал мрачного вида старик, войдя в уборную в шинели. -- Возьмите несессер! -- надевая салоп, отвечала Любская. Мрачного вида старик исполнил приказание и вышел. -- Кто это у тебя? -- спросил Остроухов. -- Неужели не догадался? -- Кто? -- А, Федор Андреич! -- равнодушно отвечала Любская. -- Так этот! -- вскрикнул Остроухов и с удивлением глядел на Любскую, которая, взяв ящик с деньгами и озираясь кругом, сказала, уходя к дверям: -- Даша, не забыли ли мы чего? -- Нет-с, всё взято. -- Да! прощай! -- повернув голову к Остроухову, сказала Любская и прибавила: -- Ты сегодня не приходи ко мне: у меня гости; а завтра поутру мы еще раз переговорим. И она вышла. Остроухов как пригвожденный стоял на одном месте и смотрел в дверь, куда удалилась Любская. Кучер вынес корзины и картоны из уборной. Женщина с ключами всё прибрала в ней, погасила лампы и, готовясь гасить последнюю, грубо сказала: -- Ну, что стоите? здесь ночевать нельзя. Остроухов вышел из уборной на сцену, которая быстро темнела; смрад от загашенных ламп разливался всюду; таскали кулисы, ставя их по местам. Мужики шумели между собой. Занавес взвился, и темный партер открылся, как пропасть. Сцена, не застановленная кулисами, казалась огромною. Остроухов, прижавшись в угол, следил машинально за всем, что происходило вокруг него. Наконец полили сцену, чтоб потушить искру, на случай, если б она как-нибудь попала в щель, и всё замолкло. Остроухов очнулся; но было поздно: сцена была пуста и темна. Вдруг показался вдали огонек, вот ближе и ближе: мужик пробирался по сцене с фонарем в руке. Остроухов кинулся к нему, спрашивая, как выйти. -- Эх, как засиделся! кругом заперто! иди через люк! -- отвечал мужик. И Остроухов скрылся с ним в люке.
На другой день мужчина и женщина не очень смело вошли в прихожую Натальи Кирилловны и спросили: "Дома ли Любовь Алексеевна Куратова?" -- Дома-с; а как доложить об вас? -- спросил швейцар. -- Скажи, что госпожа Любская и господин Остроухов желают ее видеть,-- отвечала поспешно дама. Через минуту они были приведены в приемную комнату к Любе.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |