КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть вторая 18 страница. 6. Представителем этой теории был прежде всего н
6. Представителем этой теории был прежде всего Н. М. Щелованов—один из ближайших учеников основоположника рефлексологии В. М. Бехтерева. Создателями рефлексологии в области младенчества были сотрудники Щелованова— Н. Л. Фигурны, М. П. Денисова, Н. И. Касаткин. По инициативе В. М. Бехтерева в начале 20-х гг. Щелованов организует специальное учреждение, в котором изучалось развитие детей от рождения до 3 лет. Здесь на основе ежедневных систематических наблюдений за развитием детей и специальных экспериментов были добыты важные материалы о ходе развития детей этого возраста. Материалы не потеряли своего значения до настоящего времени. Впоследствии учреждение разветвилось на два: одно работало в Ленинграде под руководством Фигурина в составе Ленинградского медицинского педиатрического института; другое под руководством Щелованова в Москве вошло в состав Московского педиатрического института. На основании работ, выполненных в этих учреждениях, была создана система воспитания детей раннего возраста и соответствующие руководства для воспитателей (Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной.— 3-е изд. М., 1955). 7.. Эту теоретическую концепцию развивал К. Бюлер (1932). Выготский неоднократно критически рассматривал теоретические взгляды Б юл ера как по этому, так и по другим вопросам (т. 2). 8. Представителем этой теории является К. Коффка. Более обстоятельную критику взглядов Коффки см.: т. 1, с. 238—290. 9. Эту концепцию представляли, во-первых, фрейдисты в лице самого 3. Фрейда и 3. Бернфельда; во-вторых, Ж. Пиаже. Критику теории аутизма и эгоцентризма Выготским см. также т. 2, с. 20—23. Кризис первого года жизни 1. Стенограмма лекции, прочитанной Л. С. Выготским в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена в 1933/34 учебном году. Из архива семьи автора. Публикуется впервые. В стенограмме отражена устная речь автора. Лекции Выготского отличались особой смысловой выразительностью. Они были лишены всякой внешней эффектности, но богаты интонационно. Вместе с тем они носили характер рассуждения вслух и содержали различные гипотезы. Выготский часто излагал в лекциях то, над чем он в это время думал. Этот курс был проблемным курсом, а не систематическим изложением всех вопросов детской психологии. В лекциях освещались вопросы, которые их автор считал узловыми. В период чтения лекций под руководством Выготского Т. Е. Конникова вела исследование начального этапа развития речи. Исследование закончено после смерти руководителя (см.: Т. Е. Конникова, 1947). Некоторые примеры, приведенные в лекции, взяты из исследования Конниковой. Интересные материалы по возникновению первых слов у ребенка содержатся и в статье ученицы Выготского—Ф. И. Фрадкиной «Возникновение речи у ребенка» (1955). Важные материалы к характеристике автономной речи у близнецов, условий задержки речи на этой стадии развития и преодоления такой задержки даны в кн.: А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956. 2. Речь идет о персоналистической теории, развивавшейся Штерном (т. 2, с. 80—89, 484).
3. Здесь есть как будто бы противоречие. Выготский называет эту стадию развития речи автономной речью, а в лекции говорит, что этот язык не может рассматриваться как автономный. В данном случае Выготский хочет подчеркнуть, что указанная форма языка все же возникает на основе развитого языка взрослых и во взаимодействии с ними. 4. Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ) в настоящее время Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР. 5. Pay Федор Андреевич (1868—1957)—видный советский сурдопедагог и логопед. Много лет работал в Научно-исследовательском институте дефектологии. 6. См.: К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 29: «Там, где существует какое-либо КОММЕНТАРИИ отношение, оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди. Сознание, конечно, есть в начале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида...» Раннее детство 1. Стенограмма лекции, прочитанной Л. С. Выготским в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена в 1933/34 учебном году. Из архива ЛГПИ им А. И. Герцена. Публикуется впервые. 2. Под руководством Выготского при Психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания в конце 20-х гг. работала группа молодых психологов, куда входили Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев (1903—1979), А. В. Запорожец (1905—1981), Р. Е. Левина (р. 1908), Н. Г. Морозова (р. 1906), Л. С. Славина (р. 1906). В 1931 г., в связи с ликвидацией лаборатории и переездом части сотрудников (А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, А. В. Запорожца) в Харьков, группа распалась. Исследование Л. С. Славиной не было опубликовано. 3. Лейпцигекая школа —направление в немецкой психологии, возглавлявшееся Ф. Крюгером, директором Лейпцигского психологического института. Основным понятием в объяснении психической жизни для этого направления было понятие изначального целостного психического переживания. Взгляды школы носят идеалистический характер — психика сводится к чувственно-подобному переживанию и из нее исключены моменты отражения объективной действительности. 4. Сеченов Иван Михайлович (1829—1905)—см. т. 2, с. 488. 5. Выготский довольно часто употребляет слово «деятельность», но очень обобщенно. Здесь он обращается к конкретному описанию и анализу деятельности ребенка раннего возраста. 6. Подробнее о развивавшихся Выготским взглядах на игру см.: Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.— Вопр. психологии, 1966, № 6.
7. Фонология —см. т. 2, с. 482. 8. О различении Выготским двоякого рода анализа см. т. 2, с. 13—15. 9. Выготский имеет в виду мысль: «...он (Л. Фейербах.— Д.Э.) не замечает, что окружающий его чувственный мир вовсе не есть некая непосредственно от века данная, всегда равная себе вещь, а что он есть продукт промышленности и общественного состояния, притом в том смысле, что это—исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколении, каждое из которых стояло на плечах предшествующего...» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 42).
10. Исследование Морозовой опубликовано не было. 11. Здесь Выготский излагает положение: «Язык так же древен, как и сознание; язык и есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 29). Кризис трех лет 1. Стенограмма лекции, прочитанной Л. С. Выготским в 1933/34 учебном году в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Из архива семьи автора. Публикуется впервые. В лекции нет указаний на источники, из которых Выготский брал фактический материал для своих обобщений. Укажем лишь на некоторые возможные источники: Е. Köhler Die Persönlichkeit des dreiyärigen Kindes. Wien, 1926. Кризис семи лет 1. Стенограмма лекции, прочитанной Л. С. Выготским в 1933/34 учебном году в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Из архива семьи автора. Публикуется впервые. именной указатель • А Аксарина Н. М.—414 Амент В. К.— 81, 82 Ах Н.—53, 54, 135, 408 Б Бабинский—291 Басов М. Я.—398, 411 Берингер — 373 Бергер Ф.—46, 119 Берне К.—108 Бернфельд 3.—269, 313, 355, 414 Берт С—48, 408 Берце—195 Бехтерев В. М.—414 Билль А. Э.—36, 406 Бине А.—48, 88, 124, 128, 408—410 Блейлер Э.—186, 314, 315, 345, 412 Блонский П. П.—48—50, 59—63, 94, 133, 244, 248, 254, 279, 303, 348, 388, 391, 392, 394, 398, 404, 405, 407—409, 412 Бобертаг О.—124, 410 Боген X,—150 Божович Л. И.—399, 403, 415 Болдуин Д.—21, 222, 405 Брока П.—412 Буземан А.—28, 228—239, 250, 384, 412 Бюлер К.—41, 48, 49, 72, 74, 76, 77, 117, 118, 128—130, 150, 297—299, 323, 324, 355, 387—390, 405, 407, 410, 414 Бюлер Ш.—7, 23, 26, 27, 32, 41—43, 46, 49, 51, 55, 203, 214, 215, 270, 277, 278, 280, 283, 300, 301, 307, 371, 402, 405, 406, 408 В Валлон А.—283, 305, 322, 324, 399, 413, • 414 Вассерман Я.—209, 210 Вейс А.—348 Вейсенберг—170 Вересотская К. И.—410 Вернер Г.—107, 193 Вернике К.—177, 195, 412 Вертгаймер М.—107, 409 Вечерка Л.—29, 406 Вирхов Р.—276, 284 Вольпин Л. Л.—285 Вудвортс Р.—8, 11 Вундт В.—177, 208, 213, 217 Выготский Л. С—67, 386—415 Вяземский Н. В.— 50 Г Габриэль —345, 347 Гальперин П. Я.— 396 Гальтон Ф,—74, 211, 388, 409 Гегель Г. В. Ф—16, 107, 113, 158, 159, 1%, 198, 199, 212, 232, 361, 405 Гезелл А.—55, 247, 261, 267, 273, 274, 324, 387—390, 408 Гельб А.—120, 121, 172, 175, 176, 178, 180, 181, 198, 202 Гельмгольц Г.—115, 410 Гербарт И. Ф.—7, 405 Гердер И.—202 Геринг Э.—114, 357, 410 Герке Е. Д.—151, 155, 411 Гетцер Г.—29, 270, 278, 280, 283, 405, 406 Гетчинсон—244 Гёте И. В.—72,-101, 218 Гизе Ф.—42, 131 Гоббс Т,—360 Гольдштейн К.—172, 175, 176 Голяховская—97 Гомбургер А.—350 Гохе—166 Граукоб—100—102 Грегор А.—54 Гроос К.—38, 40, 57, 63, 64, 82, 127, 128, 195, 348, 407, 408 Грюнвальд — 127 Гумбольдт В.—65, 66, 322, 408 Гутинель—279 Д Давыдов В. В.—393, 396 Дарвин Ч.—326—328, 330, 331, 372, 373, 390 Деборин А. М.—232, 412 Дейхлер Г.—104 Денисова М. П.—280, 398, 414 Джексон X.—179 Дильтей В.—408 Домэ —350 Дофлейн Ф — 27, 271 Ж Жанэ П.—136, 222—225, 412 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Загоровский П. Л.—23, 29—33, 39, 147, 404, 406, 410, 411 Залкинд А. Б.—33, 34, 36, 37, 381, 406 Запорожец А. В.—407, 415 И Игнатьев В. Е.—407 Идельбергер Г.— 330 Иенш Э. Р.—54, 103, 126, 127, 204— 207, 210, 212, 408 Иеркс Р.—263 Иерузалем В.—7 Ильяшевич — 355 Инглиш Г.—9 К Канестрини Д.—270 Кант И —107, 196, 232, 275 Каперс—188 Кару с—184 Карутц—192 Касаткин Н. И.—413, 414 Кассирер Э.—199 Келер В.—120, 126, 138, 149—151, 154, 156, 162, 262, 299, 310, 336, 337, 407 Келер Э.—405, 415 Клапаред Э.—84, 86, 118, 410 Конникова Т. *Е.—414 Компейрэ Г.—305, 306 Котелова Ю. В.—393 Коффка К.—118, 121, 276, 277, 294, 324, 355, 387, 388, 395, 410, 414 Кречмер Э.—62, 111, 112, 164—169, 183, 185, 241, 285, 318, 410, 412 Кро О.—23, 28, 38, 43, 46, 65, 102—105, 119, 123, 149, 205, 206, 252, 402, 405, 406 Кронфельд А.—195 Крюгер Ф.—343, 415 Кусмауль А.—174 Кушинг—126 Кюльпе О.—130, 131 Л Лай В. А.—208 Лебенштейн Ф.—414 Леви-Брюль Л.—240, 412 Левин К.—12—17, 19, 201, 315, 340— 343, 349, 350, 365, 405 Левина Р. Е.—415 Ленин В. И.—107, 158—160, 196, 197 Леонтьев А. Н—90, 92, 95, 140—142, 409—411, 415 Лермит Ж.—270 Лешли К. С—279 Линдворский И.—207, 216, 217 Липманн О.—147, 150, 151, 156 Липпс Т.—7, 405 Лисина М. И.—400 Лурия А. Р.—405, 414, 415 Ляу Е.—28, 105 M Мак-Дауголл В.—9—12, 15 Маркс К.—18, 73, 198, 224, 246, 257, 338, 361, 366, 408, 411—415 Марр Н. Я—337 Мархлевская — 354 Маслов М. С—279, 285 Мейер Г.—147, 411 Мейман Э.—44, 78, 109, 207, 208, 215, 217, 407 Мессер А.—70, 128 Метц—126 Миклухо-Маклай H. Н.— 392 Минковский М.—286 Монаков К.—177, 180, 412 Моншамп Е.—109, 410 Мориц Е.—109, 410 Морозова Н. Г.—362, 415 Мюллер Г.—ПО, 410 Мюллер-Фрейенфельдс Р.— 208 H Нейбауер В.—147 Ницше Ф.—184 О Ормиан Г.—46, 78, 109, 410 О'Ши М. В.—157 П Павлов И. П.—189 Павлович — 355 Пашковская Е. И.—68, 69, 71, 393 Пейпер А.—272 Петере В.—24—26, 35, 309, 310, 316, 388 Петцель О.—358 Пиаже Ж.—83—94, 96—99, 108, 109, 135—137, 145, 152, 160, 197, 222, 313—317, 322, 346, 347, 363, 387, 389, 395, 399, 409, 410, 412, 414 Полицер Ж.—239, 412 Потебня А. А.—67, 68, 101, 104, 408 Прейер В.—284 Пушкин А. С—203 Пфалер Г.—147, 149, 411 Пфистер О.—49, 285 Р Pay Ф. А.—334, 414, 415 Рево-д'Аллон Г.—136—138 Рейнингер К—29, 405, 406 Рейс—195, 279 Рибо Т.—86, 133, 134, 139, 203, 214, 410 Риньяно Э.— 222 Ролофф Г.—109, 410 Россело Р.—108, 410 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Рубинштейн M. М.—43, 44, 122, 134, 404 407 Руссо Ж.-Ж.—84, 199 С» Сахаров Л. С—393 Селли Дж.—122 Сепп Е. К.—163, 171, 411 Сеченов И. М.—344, 415 Симон Т.—48, 88, 408, 409 Славина Л. С—342, 415 Смирнов В. Е.—148, 404, 410, 411 Спиноза Б.—241, 306 Т Титченер Э.—142, 143, 411 Толмен Э.—263 Толстой Л. Н.—25, 251, 344, 406 Торндайк Э.—8, 11, 34, 35, 55, 112, 395, 405 Троицкий—279 Тумлирц О.—28, 35, 406 Тучек—193 Тэн И.—86 Тудер-Гарт Б.—283, 405. У Узнадзе Д. Н.—80, 81, 83—85, 409 Уотсон Дж.—131 Ф Фаянс С—306, 308, 311, 317 Фейербах Л.—227, 415 Ференци Ш.—269 Ферстер—289 Фестер—286 Фигурин Н. Л.—280, 398, 414 Финкельштейн—279 Фирордт К.—279 Флексиг П.—290 Фогель М.—108, 410 Фолькельт Г.—116, 189, 295, 343, 359, 410, 414 Фрадкина Ф. И.—414 Фрейд 3.—184, 241, 313, 314, 345, 414 X Холл Ст.—23, 406 Хэд Г.—179, 181, 201 Ц Циген Т.—22, 23, 210 Циллиг М.—123 Ч Чаплин Ч.— 377 Чуковский К. И.*—354 Ш Шапиро С. А.—151, 155, 411 Швейхер—212 Шейн А.—95 Шекспир В.—275 Шиллер Ф.—59, 309 Шмиц—123—126, 210 Шнейдер К.—1% Шопенгауэр А.—275 Шпрангер Э.—45—47, 60, 61, 170, 218, 227, 228, 231, 232, 242, 408, 412 Штерн В.—38, 39, 60, 61, 81—84, 98, 115, 119, 136, 174, 237, 245, 276, 284, 320—324, 336—338, 349, 351, 355, 406, 407, 414 Штерн К.—351 Штерцингер О.—28 Шторх А.—184—187, 189—195 Штратц К. Г.—245 Штумпф К.—75, 328, 329, 331, 333, 409 Шюслер Г.—109, 410 Щ Щелованов H. М.—276, 398, 413, 414 Э Эббингауз Г.—319, 320 Эдингер Л.—49, 286 Элиасберг В.—116, 325, 330 Эльконин Д. Б.—348, 399 Энг Г.—54, ПО, 410 Энгельс Ф.—18, 73, 198, 224, 228, 246, 253, 408, 411—415 Эрдман Б.— 216 Ю Юдович Ф. Я.—414 Юнг К. Г.—185, 189 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Абстрактное; абстракция—103, 104, 216, 360, 361 Агнозия; агностик—358 Амнезия—172, 242, 344 Апперцепция—75 Ассоциации; ассоциативные связи—12, 13, 91, 112, 130, 185, 309, 319, 320, 324, 360 Афазия; афазики—163, 164, 166, 171 — 176, 178—185, 191, 201, 202, 215, 216, 337 338 393 Аффект—166, 168, 170, 195, 294, 296, 297, 314, 335, 341, 343 ребенка—226, 277, 296, 297, 302, 306—308, 318, 319, 336, 343, 344, 363, 366, 369, 370, 372, 373, 379, 380 роль в психологическом развитии—296, 297 связи и отношения—166, 168, 170, 294, 296, 318, 343, 344 В Влечения —8, 12, 15, 19, 20, 23—26, 33, 34, 40, 170, 171, 217—219 историческая природа человеческих—18 ребенка—7, 277, 296 связи и отношения—20, 203, 217, 218 строение, структура—7, 20 Внимание—132, 133, 135, 137—139, 142, 143, 145, 146, 180, 181, 195, 203, 224, 365, 383, 392 направление; средства направления— 135, 137—140, 143, 144, 146 подростка; в переходном возрасте—132—135, 138, 139, 143, 144, 162 развитие—133—135, 137, 139, 141 — 145, 161, 180, 224, 239, 393 ребенка—133, 135—141, 144, 145, 365 связи и отношения—54, 133— 139, 144—146, 162, 180 формы—113, 133—135, 137— 146, 162, 180, 195 Возраст—245—248, 253, 254, 256—260, 338, 368, 382, 384, 385, 399, 402 возрастная периодизация—244— 249, 254—256, 398 возрастное развитие; его диагностика—258—262, 264, 265, 267, 268, 340, 398, 399, 402, 403 детство—7, 118, 133, 204, 244, 245, 249, 256, 337, 391, 392, 398 дошкольный возраст—157, 158, 252, 256, 349, 376, 380, 397, 398, 404 младенческий-, теории возраста и их критика—150, 157, 252, 256, 257, 269, 280—285, 287—317, 325, 335, 343, 344, 346, 348, 366, 373, 399, 401 новорожденность—252, 269— 280, 304, 400 раннее детство—131, 154, 157, 159, 162, 204, 205, 213, 242, 249, 252, 256—258, 284, 305, 309, 325, 335, 340—350, 356, 359, 361 — 367, 401, 402 школьный—158—160, 252, 256, 257, 323, 376, 380, 385, 397, 398, 403 критические; кризисы — 33, 52, 248—255, 260, 297, 318, 339, 356, 383—385, 398—399, 401—403 новорожденное™; ребенок периода кри зиса—252— 254, 256, 269—279, 280, 282, 399 первого года жизни; ребенок периода кризиса—252, 253, 256, 284, 297, 318, 319, 325, 330, 335, 336, 338, 339, 401 семи лет; ребенок периода кризиса—251, 253, 256, 376, 377, 379—381, 384, 403 семнадцати лет—256 трех лет; ребенок периода кризиса—251—253, 256, ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 366, 368—376, 381, 384, 402 тринадцати лет; ребенок периода кризиса—33, 42, 199, 252, 253, 256, 384 переходный (подростковый, пубертатный, полового созревания)—19, 22, 24, 25, 28, 34, 36—45, 48—53, 56, 58, 60, 62, 63, 65, 67, 69—71, 78, 79, 100—105, 108—114, 120, 122, 125, 131, 132, 139, 143, 144, 146, 147, 149, 154, 158, 159, 161, 162, 165, 168—170, 175, 183, 184, 194—1%, 204—206, 208, 214, 215, 217, 219, 225, 227, 230—232, 241, 242, 246, 252, 255, 256, 349, 391, 392, 394, 397 половое созревание; период полового созревания — 23—28, 31—33, 36, 40— 44, 50, 51, 53, 54, 60, 78, 97, 104, 109, 112, 119, 132, 165—167, 170, 171, 181 — 183, 185, 190, 196, 199, 205, 206, 219, 220, 229, 234, 237, 242, 245, 391, 392 стабильные возрасты—249— 252, 254, 255, 279, 339, 356 структура и динамика возраста —248, 256—260, 282 юность—44, 255 Воля—134, 158, 160, 166—171, 179, 195, 198, 202, 217, 222, 225, 241, 286 гипобулика—166—168, 170, 175, 286, 318, 319, 328, 336, 338, 373, 401 как социальная форма поведения—225 подростка—167, 168, 171 развитие и распад—167—169 ребенка—167, 297 связи и отношения—105, 158, 166, 168, 170, 198, 217, 225, 318 Воображение, фантазия—123, 200— 204, 206—210, 213—219 подростка—202—204, 206—210, 213—219 развитие —203, 210, 216, 219 ребенка —204, 208, 213, 214, 217, 218, 346, 349 связи и отношения—123, 200, 203, 207—210, 214—219 Восприятие —74, 107, 114, 115, 117, 118, 120, 121, 138, 160—162, 169, 173, 180, 181, 191, 192, 200, 203, 204, 207, 208, 343, 357—361, 365—367, 377, 378, 392 категориальность— 119—121, 365, 366 константность—74, 114, 115, 357—359, 365 ортоскопическое—74, 365 подростка—108, 114, 115, 117, 119, 120, 131, 138, 162, 204 развитие; изменение; перестройка—114—117, 145, 161, 180, 191, 344, 345, 358—361, 364, 365, 393, 402 ребенка—42, 89, 91, 114—120, 137, 154, 159, 162, 277, 278, 291, 294, 295, 306—309, 335, 341, 343—345, 358—366, 379, 401, 402 связи и отношения—114, 115, 117—121, 127, 154, 162, 173, 181, 203, 208, 291, 294, 335, 343, 344, 357, 360, 362, 363, 365, 378, 401 В ыс шая нервная деятельность—280, 289, 310 Движения; моторика—160, 241, 283, 284, 291, 298 ребенка—197, 226, 283, 285, 287, 288, 290—2%, 298—300, 318, 338, 339 связь, единство сенсорных и моторных функций, процессов—291, 292, 294—2%, 342, 343, 350, 401 -200—202, 222, 223, 225, 291, 294 волевое, намеренное—158, 179, 203, 225 подростка—158, 160—162, 171 практическое; практическое разумное— 146, 154, 156, 158, 159, 161, 180 ребенка—86, 151 — 162, 222, 226, 294, 295, 299, 340, 341, 343, 344, 363, 377, 401, 402 160, 162, 181, 203, 223, 225, Деятельность—9, 11, 14, 16, 35, 146, 149, 150, 156, 158—161, 195 подростка; ребенка—38, 50, 146, 151, 154, 156, 157, 161, 222, 299, 325, 347—349, 359, 369, 376, 385, 401 связи и отношения—149, 161, 369 Ж Жест —82, 83, 139, 226, 325, 355, 363, 400 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Закон сдвига или перемещения—85, 86, 88 Знак—66, 131, 138, 141, 175, 176, 221, 224 связь со значением—321 слово в качестве знака—97, 131, 138, 175, 176, 180, 182 Значение слова—97, 120, 131, 319, 320, 327, 330, 332, 356, 360, 362, 363, 382. 393, 394 автономной речи — 326— 338, 356, 400 детского—81, 82, 120, 356, 360, 362, 363, 394 развитие значений слов—360, 395, 40J И Игра—38—40, 117, 147, 151, 208, 209, 213, 217, 218, 222, 238, 298, 300, 347—350, 362, 397, 401 Инстинкты—11, 25, 170, 292, 293, 296—298 Интеллект; интеллектуальная деятельность—28, 40, 44, 48, 52—56, 60, 63, 69, 71, 80, 93, 105, 123, 124, 127, 146, 152, 153, 160, 168—170, 179, 210, 214, 297, 298, 314 интеллектуальные функции; интеллектуализация функций— 45, 59, 60, 97, 108, 117, 122, 132, 133, 135, 142, 144, 145, 153, 159, 162, 199, 200, 201, 203, 214 подростка—20, 31, 41, 43, 44, 50—55, 69, 80, 98, 101, 103, 105, 106, 135, 161, 186, 203, 205, 206, 210 практический—51, 146, 147, 151, 152, 159, 299, 392, 393 развитие—41—43, 50, 51, 55, 86, 103, 105, 106, ПО, 170, 186, 213 ребенка—42, 51, 80, 84, 86, 109, 124, 125, 129, 150, 151, 299 125, 127, 129, 131 — 133, 153, Интересы—6—10, 12—17, 19—21, 23—25, 33—35, 37, 40, 44, 58, 62, 63, 71, 219 подростка—6, 18—29, 31—35, 37 развитие; изменение; перестройка—7, И, 14, 17—20, 22—29, 32, 33, 35—38, 64 ребенка—7, 21, 64 связи и отношения—11, 12, 14, 20, 135 Истерия; истерик—164—171, 175, 182, 184, 286, 393, 396 К Комплекс —55. 120, 124, 126, 136, 144, 175, 176, 181 Л Личность—14, 170, 171, 185, 192—197, 217, 220—225, 230, 234 234, 237— 242, 248, 253, 262, 26^296, 377, 383, 385, 391 подростка—28, 33, 37, 41, 100, 110—112, 144, 170, 197, 199, 203, 220, 227, 228, 230, 231, 235, 238, 239, 242, 394 построение; формирование; образование; распад—196, 197, 199, 223, 225, 231, 237, 239, 248, 253, 2%, 392 развитие—178, 194, 196, 197, 227, 231, 234, 251, 255, 296, 383, 388, 395 ребенка; ее структура; ее черты— 197, 227, 242, 247—249, 251—253, 255, 256, 258, 259, 265, 274, 279, 296, 338, 375, 377, 379, 380, 388, 390, 400 M Методология—45, 51, 164, 382, 386— 388, 390, 393, 396, 399, 400, 403 Методы—386 анализ—60, 69, 149, 182, 184, 185, 187, 190, 387 генетических срезов — 55—57, 79, 80, 93, 106, 122, 129, 131, 139, 153, 389 интроспекция—88, 89, 96, 98, 106, 146, 160, 197, 225, 366 Мозг—49—51, 112, 163, 164, 171, 176— 179, 188, 275, 276, 279, 284—290, 296, 297 Мысль—44, 63, 65, 66, 71, 72, 81, 88, 89, 91, 92, 98, 101, 125, 130, 208, 215 Мышление; его виды; формы—19, 41, 43, 44, 46, 48, 50, 55—57, 62, 63, 65—67, 70—74, 76—79, 85, 87—89, 93, 96—110, 113, 115, 117, 118, 120, 121, 123, 126, 132, 135, 136, 138, 142, 144, 146, 147, 149, 150, 153, 154, 157—161, 168—171, 175, 176, 178, 181, 182, 184—190, 193 — 198, 200— 205, 207, 208, 210, 212—217, 219, 221—223, 239—241, 314, 345, 346, 378 отношение формы и содержания; их единство—45—48, 51 — 53, 57, 58, 65, 69, 72, 77, 88, 184, 187, 194 подростка—40, 42—46, 48, 50— 71, 75, 77—80, 84, 98—106, ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 108—110, 120, 130, 131, 138, 139, 147—149, 158—161, 168, 171, 172, 187, 196, 203—208, 212, 217, 219, 393 развитие—40, 41, 43, 46, 48, 51 — 56, 58, 60, 61, 63, 71, 79, 84, 86, 93, 98, 101 — 103, 105, 108—110, 113—115, 123, 146, 150, 153, 158, 176—178, 187, 189, 190, 205, 239, 335, 345 Ребенка—40—44, 50, 54, 57, 64, 67, 69, 79—81, 83—96, 99, 101, 102, 104—109, 116, 118, 120, 122—124, 126, 129, 130, 135—138, 140, 147, 148, 150— 156, 158—162, 187, 190, 204, 205, 212, 222, 223, 226, 299, 300, 322, 334, 335, 344—346, 363—365, 395 связи и отношения—68, 85, 100, 101, 104, 115, 117, 118, 120, 122—126, 129, 132, 133, 135, 137, 138, 142, 144—146, 153, 158, 159, 161, 162, 168, 172, 173, 176, 196—198, 202, 203, 207, 208, 214—217, 219, 221, 223, 226, 227, 239, 334, 335, 378 Навыки—9—15, 19—21, 27, 35, 298 Намерения—154, 158, 179, 180, 201, 202 Негативизм; негативное содержание развития; негативные симптомы — 23, 26—34, 36, 37, 251—254, 368— 370, 372, 374 Нервная система—111, 113, 231, 241, 275, 276, 285—290 законы построения, развития; невробнологический —111, 112, 164, 166, 285, 286, 290, Новообразования—7, 15, 21, 112, 248, 249, 254, 257, 259, 260, 305, 338—340, 350, 367, 368, 380, 386, 387, 398, 399 возникновение —12, 21, 254, 258—260, 303, 340 возрастные; как сущность каждого возраста—254, 256—259 кризисов, критических возрастов— 254, 274, 275, 278, 279, 336, 368 стабильных возрастов — 254 центральное, основное, ведущее—256, 257, 259, 274, 275, 278, 279, 284, 300, 303—305, 310, 336, 338, 340, 346, 350, 356, 357, 366, 399—401 частичные—256, 257 Обобщение—98, 131, 355—357, 360, 361, 363—367, 379, 382, 397 развитие—356, 360, 395, 397 связь с общением — 355, 356, 363, 364 Образ—124—126, 129—132, 175, 186, 187, 194, 205—208, 211, 212, 214, 216, 218, 219, 355 Обучение; обучаемость—34, 265, 268, 298, 386, 395—397 оптимальные сроки — 266, 267 отношение к развитию—265, 266, 388, 395—398 Общение; средства общения—68, 96, 223, 280, 282, 302, 325, 327, 336, 355, 356, 361, 363, 364, 379, 400, 401 потребность в общении—301, 325, 356 операциями—89, 139, 198, 221, 226, 239 Опыт (прошлый; социальный; личный)—73, 150, 151, 155, 159, 182, 187, 194, 202, 240, 298, 313, 344 Орудие; употребление орудий—149, 152—155, 157, 159, 161, 284, 299, 300, 336, 337 Ощущения—116, 277 П Память; ее виды; процессы—ИЗ—115, 121 — 125, 130—132, 138, 139, 144, 145, 162, 180, 181, 191, 195, 203, 206, 207, 221, 224, 242, 365, 392 непосредственная, эйдетическая, натуральная —131 мнемотехническая —131, 132, 138 подростка—121, 122, 129—132, 139, 144, 162, 204, 206 развитие—121, 122, 125, 129, 131, 139, 145, 161, 180, 191, 205, 224, 239, 393 ребенка—118, 119, 124, 131, 136—139, 204, 242, 344, 363, 365 связи и отношения—114, 115, 118, 120, 122—129, 131, 132, ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 144, 145, 162, 203, 239, 344, 365 Патология (см. также: Афазия; Истерия; Шизоф|*ения)—163—165, 183, 184, 200, 201 Педология—7, 40, 56, 95, 151, 165, 183, 185, 202, 220, 227, 242, 387, 388 184—188, 191, 192, 194, 198, 208, 213, 228, 295, 296, 300, 382, 383, 385 как единица личности и среды; как отношение личности к среде—382, 383, 385, 403 подростка—65, 66, 217 ребенка—67, 103, 119, 121, 124, 1%, 204, 277, 304, 305, 308, 309, 373, 376, 377, 379, 380, 382—384, 403 Поведение—6—12, 14, 15, 17, 19—21, 35, 47, 48, 55, 56, 71, 77, 89, 141, 161, 166, 168, 173, 179, 181, 200, 219, 222—225, 227, 240, 241, 297, 298, 376 подростка—21, 31, 38, 58, 166, 203, 219, 220, 221 развитие—7, 12, 20, 27, 35, 39, 47, 49, 52, 134, 164, 170, 221, 225, 239 ребенка—7, 38, 119, 126, 140, 142, 151 — 155, 201, 213, 221, 222, 225, 226, 278, 283, 291, связи и отношения—152, 155, 223, 291, 377 168, 201, 223, 225, 226 формы—19, 47, 52, 139, 146, 149, 152, 165, 166, 178, 200, 221 — 226, 300 Подражание; как специфически человеческая особенность — 262—264, 284, 309, 310 Подросток; как социальное существо— 7, 27, 29—33, 39, 40, 42, 43, 50, 52, 54, 57—63, 65, 66, 68, 69, 71, 97, 103—105, ПО, 112, 120, 131, 132, 135, 158, 160, 161, 170, 181, 183, 185, 191, 195, 199, 203, 206, 217—219, 227— развитие, формирование—19, 22—24, 28, 29, 34, 42, 46, 52, 58, 111 — 113, 167, 168, 171, 195, 199, 202, 203, 205, 219, 232, 237—239, 397 Познание; самопознание — 58, 65, 66, 68, 73, 74, 76, 88, 105—107, 121, 154, 196, 198, 202 Понимание—104, 105, 149, 198, 356 взаимное взрослого и ребенка — 80, 328, 332, 333, 347, 394 внешней действительности; внут- реннего мира—67, 68, 119, 241 Понятия—54, 55, 57, 58, 65—67, 69— 79, 102, 103, 106, 107, ПО, 120, 121, 126, 131, 132, 135, 136, 138, 144—146, 169, 175, 178, 181, 182, 186—188, 196, 198, 207, 211—213, 332 образование—52—54, 58, 60, 61, 63, 65—67, 69, 70, 72—80, 98, 99, 105, 115, 118, 127, 131, 135, 161, 162, 172, 176, 178, 179, 186, 191, 202, 206, 210, 212, 216, 219, 345, 392—394
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |