Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть вторая 18 страница. 6. Представителем этой теории был прежде всего н




6. Представителем этой теории был прежде всего Н. М. Щелованов—один из ближайших учеников основоположника рефлексологии В. М. Бехтерева. Создателями рефлексологии в области младенчества были сотрудники Щелованова— Н. Л. Фигурны, М. П. Денисова, Н. И. Касаткин. По инициативе В. М. Бехтерева в начале 20-х гг. Щелованов организует специальное учреждение, в котором изучалось развитие детей от рождения до 3 лет. Здесь на основе ежедневных систематических наблюдений за развитием детей и специальных экспериментов были добыты важные материалы о ходе развития детей этого возраста. Материалы не потеряли своего значения до настоящего времени. Впоследствии учреждение разветвилось на два: одно работало в Ленинграде под руководством Фигурина в составе Ленинградского медицинского педиатрического института; другое под руководством Щелованова в Москве вошло в состав Московского педиатрического института. На основании работ, выполненных в этих учреждениях, была создана система воспитания детей раннего возраста и соответствующие руководства для воспитателей (Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной.— 3-е изд. М., 1955).

7.. Эту теоретическую концепцию развивал К. Бюлер (1932). Выготский неоднократно критически рассматривал теоретические взгляды Б юл ера как по этому, так и по другим вопросам (т. 2).

8. Представителем этой теории является К. Коффка. Более обстоятельную критику взглядов Коффки см.: т. 1, с. 238—290.

9. Эту концепцию представляли, во-первых, фрейдисты в лице самого 3. Фрейда и 3. Бернфельда; во-вторых, Ж. Пиаже. Критику теории аутизма и эгоцентризма Выготским см. также т. 2, с. 20—23.

Кризис первого года жизни

1. Стенограмма лекции, прочитанной Л. С. Выготским в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена в 1933/34 учебном году. Из архива семьи автора. Публикуется впервые. В стенограмме отражена устная речь автора. Лекции Выготского отличались особой смысловой выразительностью. Они были лишены всякой внешней эффектности, но богаты интонационно. Вместе с тем они носили характер рассуждения вслух и содержали различные гипотезы. Выготский часто излагал в лекциях то, над чем он в это время думал. Этот курс был проблемным курсом, а не систематическим изложением всех вопросов детской психологии. В лекциях освещались вопросы, которые их автор считал узловыми. В период чтения лекций под руководством Выготского Т. Е. Конникова вела исследование начального этапа развития речи. Исследование закончено после смерти руководителя (см.: Т. Е. Конникова, 1947). Некоторые примеры, приведенные в лекции, взяты из исследования Конниковой. Интересные материалы по возникновению первых слов у ребенка содержатся и в статье ученицы Выготского—Ф. И. Фрадкиной «Возникновение речи у ребенка» (1955). Важные материалы к характеристике автономной речи у близнецов, условий задержки речи на этой стадии развития и преодоления такой задержки даны в кн.: А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.

2. Речь идет о персоналистической теории, развивавшейся Штерном (т. 2, с. 80—89, 484).

 

3. Здесь есть как будто бы противоречие. Выготский называет эту стадию развития речи автономной речью, а в лекции говорит, что этот язык не может рассматриваться как автономный. В данном случае Выготский хочет подчеркнуть, что указанная форма языка все же возникает на основе развитого языка взрослых и во взаимодействии с ними.

4. Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ) в настоящее время Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР.

5. Pay Федор Андреевич (1868—1957)—видный советский сурдопедагог и логопед. Много лет работал в Научно-исследовательском институте дефектологии.

6. См.: К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 29: «Там, где существует какое-либо


КОММЕНТАРИИ

отношение, оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди. Сознание, конечно, есть в начале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида...»

Раннее детство

1. Стенограмма лекции, прочитанной Л. С. Выготским в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена в 1933/34 учебном году. Из архива ЛГПИ им А. И. Герцена. Публикуется впервые.

2. Под руководством Выготского при Психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания в конце 20-х гг. работала группа молодых психологов, куда входили Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев (1903—1979), А. В. Запорожец (1905—1981), Р. Е. Левина (р. 1908), Н. Г. Морозова (р. 1906), Л. С. Славина (р. 1906). В 1931 г., в связи с ликвидацией лаборатории и переездом части сотрудников (А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, А. В. Запорожца) в Харьков, группа распалась. Исследование Л. С. Славиной не было опубликовано.

3. Лейпцигекая школа —направление в немецкой психологии, возглавлявшееся Ф. Крюгером, директором Лейпцигского психологического института. Основным понятием в объяснении психической жизни для этого направления было понятие изначального целостного психического переживания. Взгляды школы носят идеалистический характер — психика сводится к чувственно-подобному переживанию и из нее исключены моменты отражения объективной действительности.

4. Сеченов Иван Михайлович (1829—1905)—см. т. 2, с. 488.

5. Выготский довольно часто употребляет слово «деятельность», но очень обобщенно. Здесь он обращается к конкретному описанию и анализу деятельности ребенка раннего возраста.

6. Подробнее о развивавшихся Выготским взглядах на игру см.: Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.— Вопр. психологии, 1966, № 6.

 

7. Фонология —см. т. 2, с. 482.

8. О различении Выготским двоякого рода анализа см. т. 2, с. 13—15.

9. Выготский имеет в виду мысль: «...он (Л. Фейербах.— Д.Э.) не замечает, что окружающий его чувственный мир вовсе не есть некая непосредственно от века данная, всегда равная себе вещь, а что он есть продукт промышленности и общественного состояния, притом в том смысле, что это—исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколении, каждое из которых стояло на плечах предшествующего...» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 42).

 

10. Исследование Морозовой опубликовано не было.

11. Здесь Выготский излагает положение: «Язык так же древен, как и сознание; язык и есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 29).

Кризис трех лет

1. Стенограмма лекции, прочитанной Л. С. Выготским в 1933/34 учебном году в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Из архива семьи автора. Публикуется впервые. В лекции нет указаний на источники, из которых Выготский брал фактический материал для своих обобщений. Укажем лишь на некоторые возможные источники: Е. Köhler Die Persönlichkeit des dreiyärigen Kindes. Wien, 1926.

Кризис семи лет

1. Стенограмма лекции, прочитанной Л. С. Выготским в 1933/34 учебном году в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Из архива семьи автора. Публикуется впервые.


именной указатель


• А

Аксарина Н. М.—414 Амент В. К.— 81, 82 Ах Н.—53, 54, 135, 408

Б

Бабинский—291

Басов М. Я.—398, 411

Берингер — 373

Бергер Ф.—46, 119

Берне К.—108

Бернфельд 3.—269, 313, 355, 414

Берт С—48, 408

Берце—195

Бехтерев В. М.—414

Билль А. Э.—36, 406

Бине А.—48, 88, 124, 128, 408—410

Блейлер Э.—186, 314, 315, 345, 412

Блонский П. П.—48—50, 59—63, 94, 133, 244, 248, 254, 279, 303, 348, 388, 391, 392, 394, 398, 404, 405, 407—409, 412

Бобертаг О.—124, 410

Боген X,—150

Божович Л. И.—399, 403, 415

Болдуин Д.—21, 222, 405

Брока П.—412

Буземан А.—28, 228—239, 250, 384, 412

Бюлер К.—41, 48, 49, 72, 74, 76, 77, 117, 118, 128—130, 150, 297—299, 323, 324, 355, 387—390, 405, 407, 410, 414

Бюлер Ш.—7, 23, 26, 27, 32, 41—43, 46, 49, 51, 55, 203, 214, 215, 270, 277, 278, 280, 283, 300, 301, 307, 371, 402, 405, 406, 408

В

Валлон А.—283, 305, 322, 324, 399, 413,

• 414

Вассерман Я.—209, 210

Вейс А.—348

Вейсенберг—170

Вересотская К. И.—410

Вернер Г.—107, 193

Вернике К.—177, 195, 412

Вертгаймер М.—107, 409

Вечерка Л.—29, 406

Вирхов Р.—276, 284

Вольпин Л. Л.—285

Вудвортс Р.—8, 11

Вундт В.—177, 208, 213, 217 Выготский Л. С—67, 386—415 Вяземский Н. В.— 50

Г

Габриэль —345, 347

Гальперин П. Я.— 396

Гальтон Ф,—74, 211, 388, 409

Гегель Г. В. Ф—16, 107, 113, 158, 159,

1%, 198, 199, 212, 232, 361, 405 Гезелл А.—55, 247, 261, 267, 273, 274,

324, 387—390, 408 Гельб А.—120, 121, 172, 175, 176, 178,

180, 181, 198, 202 Гельмгольц Г.—115, 410 Гербарт И. Ф.—7, 405 Гердер И.—202 Геринг Э.—114, 357, 410 Герке Е. Д.—151, 155, 411 Гетцер Г.—29, 270, 278, 280, 283, 405,

406 Гетчинсон—244 Гёте И. В.—72,-101, 218 Гизе Ф.—42, 131 Гоббс Т,—360

Гольдштейн К.—172, 175, 176 Голяховская—97 Гомбургер А.—350 Гохе—166 Граукоб—100—102 Грегор А.—54 Гроос К.—38, 40, 57, 63, 64, 82, 127,

128, 195, 348, 407, 408 Грюнвальд — 127 Гумбольдт В.—65, 66, 322, 408 Гутинель—279

Д

Давыдов В. В.—393, 396

Дарвин Ч.—326—328, 330, 331, 372, 373,

390 Деборин А. М.—232, 412 Дейхлер Г.—104 Денисова М. П.—280, 398, 414 Джексон X.—179 Дильтей В.—408 Домэ —350 Дофлейн Ф — 27, 271

Ж

Жанэ П.—136, 222—225, 412


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ


Загоровский П. Л.—23, 29—33, 39, 147,

404, 406, 410, 411 Залкинд А. Б.—33, 34, 36, 37, 381, 406 Запорожец А. В.—407, 415

И

Игнатьев В. Е.—407 Идельбергер Г.— 330 Иенш Э. Р.—54, 103, 126, 127, 204—

207, 210, 212, 408 Иеркс Р.—263 Иерузалем В.—7 Ильяшевич — 355 Инглиш Г.—9

К

Канестрини Д.—270

Кант И —107, 196, 232, 275

Каперс—188

Кару с—184

Карутц—192

Касаткин Н. И.—413, 414

Кассирер Э.—199

Келер В.—120, 126, 138, 149—151, 154,

156, 162, 262, 299, 310, 336, 337, 407 Келер Э.—405, 415 Клапаред Э.—84, 86, 118, 410 Конникова Т. *Е.—414 Компейрэ Г.—305, 306 Котелова Ю. В.—393 Коффка К.—118, 121, 276, 277, 294,

324, 355, 387, 388, 395, 410, 414 Кречмер Э.—62, 111, 112, 164—169,

183, 185, 241, 285, 318, 410, 412 Кро О.—23, 28, 38, 43, 46, 65, 102—105,

119, 123, 149, 205, 206, 252, 402, 405,

406 Кронфельд А.—195 Крюгер Ф.—343, 415 Кусмауль А.—174 Кушинг—126 Кюльпе О.—130, 131

Л

Лай В. А.—208

Лебенштейн Ф.—414

Леви-Брюль Л.—240, 412

Левин К.—12—17, 19, 201, 315, 340—

343, 349, 350, 365, 405 Левина Р. Е.—415

Ленин В. И.—107, 158—160, 196, 197 Леонтьев А. Н—90, 92, 95, 140—142,

409—411, 415 Лермит Ж.—270 Лешли К. С—279 Линдворский И.—207, 216, 217 Липманн О.—147, 150, 151, 156 Липпс Т.—7, 405 Лисина М. И.—400

Лурия А. Р.—405, 414, 415 Ляу Е.—28, 105

M

Мак-Дауголл В.—9—12, 15

Маркс К.—18, 73, 198, 224, 246, 257,

338, 361, 366, 408, 411—415 Марр Н. Я—337 Мархлевская — 354 Маслов М. С—279, 285 Мейер Г.—147, 411 Мейман Э.—44, 78, 109, 207, 208, 215,

217, 407 Мессер А.—70, 128 Метц—126

Миклухо-Маклай H. Н.— 392 Минковский М.—286 Монаков К.—177, 180, 412 Моншамп Е.—109, 410 Мориц Е.—109, 410 Морозова Н. Г.—362, 415 Мюллер Г.—ПО, 410 Мюллер-Фрейенфельдс Р.— 208

H

Нейбауер В.—147 Ницше Ф.—184

О

Ормиан Г.—46, 78, 109, 410 О'Ши М. В.—157

П

Павлов И. П.—189

Павлович — 355

Пашковская Е. И.—68, 69, 71, 393

Пейпер А.—272

Петере В.—24—26, 35, 309, 310, 316, 388

Петцель О.—358

Пиаже Ж.—83—94, 96—99, 108, 109, 135—137, 145, 152, 160, 197, 222, 313—317, 322, 346, 347, 363, 387, 389, 395, 399, 409, 410, 412, 414

Полицер Ж.—239, 412

Потебня А. А.—67, 68, 101, 104, 408

Прейер В.—284

Пушкин А. С—203

Пфалер Г.—147, 149, 411

Пфистер О.—49, 285

Р

Pay Ф. А.—334, 414, 415

Рево-д'Аллон Г.—136—138

Рейнингер К—29, 405, 406

Рейс—195, 279

Рибо Т.—86, 133, 134, 139, 203, 214, 410

Риньяно Э.— 222

Ролофф Г.—109, 410

Россело Р.—108, 410



ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ


Рубинштейн M. М.—43, 44, 122, 134,

404 407 Руссо Ж.-Ж.—84, 199

С»

Сахаров Л. С—393 Селли Дж.—122 Сепп Е. К.—163, 171, 411 Сеченов И. М.—344, 415 Симон Т.—48, 88, 408, 409 Славина Л. С—342, 415 Смирнов В. Е.—148, 404, 410, 411 Спиноза Б.—241, 306

Т

Титченер Э.—142, 143, 411

Толмен Э.—263

Толстой Л. Н.—25, 251, 344, 406

Торндайк Э.—8, 11, 34, 35, 55, 112, 395,

405 Троицкий—279 Тумлирц О.—28, 35, 406 Тучек—193 Тэн И.—86 Тудер-Гарт Б.—283, 405.

У

Узнадзе Д. Н.—80, 81, 83—85, 409 Уотсон Дж.—131

Ф

Фаянс С—306, 308, 311, 317

Фейербах Л.—227, 415

Ференци Ш.—269

Ферстер—289

Фестер—286

Фигурин Н. Л.—280, 398, 414

Финкельштейн—279

Фирордт К.—279

Флексиг П.—290

Фогель М.—108, 410

Фолькельт Г.—116, 189, 295, 343, 359,

410, 414 Фрадкина Ф. И.—414 Фрейд 3.—184, 241, 313, 314, 345, 414

X

Холл Ст.—23, 406 Хэд Г.—179, 181, 201

Ц

Циген Т.—22, 23, 210 Циллиг М.—123

Ч

Чаплин Ч.— 377 Чуковский К. И.*—354

Ш

Шапиро С. А.—151, 155, 411

Швейхер—212

Шейн А.—95

Шекспир В.—275

Шиллер Ф.—59, 309

Шмиц—123—126, 210

Шнейдер К.—1%

Шопенгауэр А.—275

Шпрангер Э.—45—47, 60, 61, 170, 218,

227, 228, 231, 232, 242, 408, 412 Штерн В.—38, 39, 60, 61, 81—84, 98,

115, 119, 136, 174, 237, 245, 276, 284,

320—324, 336—338, 349, 351, 355,

406, 407, 414 Штерн К.—351 Штерцингер О.—28 Шторх А.—184—187, 189—195 Штратц К. Г.—245

Штумпф К.—75, 328, 329, 331, 333, 409 Шюслер Г.—109, 410

Щ

Щелованов H. М.—276, 398, 413, 414

Э

Эббингауз Г.—319, 320

Эдингер Л.—49, 286

Элиасберг В.—116, 325, 330

Эльконин Д. Б.—348, 399

Энг Г.—54, ПО, 410

Энгельс Ф.—18, 73, 198, 224, 228, 246,

253, 408, 411—415 Эрдман Б.— 216

Ю

Юдович Ф. Я.—414 Юнг К. Г.—185, 189


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


Абстрактное; абстракция—103, 104,

216, 360, 361 Агнозия; агностик—358 Амнезия—172, 242, 344 Апперцепция—75

Ассоциации; ассоциативные связи—12, 13, 91, 112, 130, 185, 309, 319, 320, 324, 360 Афазия; афазики—163, 164, 166, 171 — 176, 178—185, 191, 201, 202, 215, 216, 337 338 393 Аффект—166, 168, 170, 195, 294, 296, 297, 314, 335, 341, 343

ребенка—226, 277, 296, 297, 302, 306—308, 318, 319, 336, 343, 344, 363, 366, 369, 370, 372, 373, 379, 380 роль в психологическом развитии—296, 297 связи и отношения—166, 168, 170, 294, 296, 318, 343, 344

В

Влечения —8, 12, 15, 19, 20, 23—26, 33, 34, 40, 170, 171, 217—219

историческая природа человеческих—18 ребенка—7, 277, 296 связи и отношения—20, 203, 217,

218 строение, структура—7, 20 Внимание—132, 133, 135, 137—139, 142, 143, 145, 146, 180, 181, 195, 203, 224, 365, 383, 392

направление; средства направления— 135, 137—140, 143, 144, 146 подростка; в переходном возрасте—132—135, 138, 139, 143,

144, 162

развитие—133—135, 137, 139, 141 — 145, 161, 180, 224, 239, 393

ребенка—133, 135—141, 144,

145, 365

связи и отношения—54, 133—

139, 144—146, 162, 180 формы—113, 133—135, 137—

146, 162, 180, 195
функции—145

Возраст—245—248, 253, 254, 256—260, 338, 368, 382, 384, 385, 399, 402 возрастная периодизация—244—

249, 254—256, 398 возрастное развитие; его диагностика—258—262, 264, 265, 267, 268, 340, 398, 399, 402, 403 детство—7, 118, 133, 204, 244, 245, 249, 256, 337, 391, 392, 398

дошкольный возраст—157, 158, 252, 256, 349, 376, 380, 397, 398, 404 младенческий-, теории возраста и их критика—150, 157, 252, 256, 257, 269, 280—285, 287—317, 325, 335, 343, 344, 346, 348, 366, 373, 399, 401 новорожденность—252, 269—

280, 304, 400 раннее детство—131, 154, 157, 159, 162, 204, 205, 213, 242, 249, 252, 256—258, 284, 305, 309, 325, 335, 340—350, 356, 359, 361 — 367, 401, 402 школьный—158—160, 252, 256, 257, 323, 376, 380, 385, 397, 398, 403 критические; кризисы — 33, 52, 248—255, 260, 297, 318, 339, 356, 383—385, 398—399, 401—403

новорожденное™; ребенок периода кри зиса—252— 254, 256, 269—279, 280, 282, 399 первого года жизни; ребенок периода кризиса—252, 253, 256, 284, 297, 318, 319, 325, 330, 335, 336, 338, 339, 401 семи лет; ребенок периода кризиса—251, 253, 256, 376, 377, 379—381, 384, 403 семнадцати лет—256 трех лет; ребенок периода кризиса—251—253, 256,



ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


366, 368—376, 381, 384, 402 тринадцати лет; ребенок периода кризиса—33, 42, 199, 252, 253, 256, 384 переходный (подростковый, пубертатный, полового созревания)—19, 22, 24, 25, 28, 34, 36—45, 48—53, 56, 58, 60, 62, 63, 65, 67, 69—71, 78, 79, 100—105, 108—114, 120, 122, 125, 131, 132, 139, 143, 144, 146, 147, 149, 154, 158, 159, 161, 162, 165, 168—170, 175, 183, 184, 194—1%, 204—206, 208, 214, 215, 217, 219, 225, 227, 230—232, 241, 242, 246, 252, 255, 256, 349, 391, 392, 394, 397

половое созревание; период полового созревания — 23—28, 31—33, 36, 40— 44, 50, 51, 53, 54, 60, 78, 97, 104, 109, 112, 119, 132, 165—167, 170, 171, 181 — 183, 185, 190, 196, 199, 205, 206, 219, 220, 229, 234, 237, 242, 245, 391, 392 стабильные возрасты—249—

252, 254, 255, 279, 339, 356 структура и динамика возраста —248, 256—260, 282 юность—44, 255

Воля—134, 158, 160, 166—171, 179, 195, 198, 202, 217, 222, 225, 241, 286

гипобулика—166—168, 170, 175, 286, 318, 319, 328, 336, 338, 373, 401

как социальная форма поведения—225

подростка—167, 168, 171

развитие и распад—167—169

ребенка—167, 297

связи и отношения—105, 158, 166, 168, 170, 198, 217, 225, 318

Воображение, фантазия—123, 200— 204, 206—210, 213—219

подростка—202—204, 206—210,

213—219 развитие —203, 210, 216, 219 ребенка —204, 208, 213, 214, 217,

218, 346, 349 связи и отношения—123, 200, 203, 207—210, 214—219

Восприятие —74, 107, 114, 115, 117, 118, 120, 121, 138, 160—162, 169, 173, 180, 181, 191, 192, 200, 203, 204, 207, 208, 343, 357—361, 365—367, 377, 378, 392

категориальность— 119—121, 365, 366

константность—74, 114, 115, 357—359, 365

ортоскопическое—74, 365

подростка—108, 114, 115, 117, 119, 120, 131, 138, 162, 204

развитие; изменение; перестройка—114—117, 145, 161, 180, 191, 344, 345, 358—361, 364, 365, 393, 402

ребенка—42, 89, 91, 114—120, 137, 154, 159, 162, 277, 278, 291, 294, 295, 306—309, 335, 341, 343—345, 358—366, 379, 401, 402

связи и отношения—114, 115, 117—121, 127, 154, 162, 173, 181, 203, 208, 291, 294, 335, 343, 344, 357, 360, 362, 363, 365, 378, 401 В ыс шая нервная деятельность—280, 289, 310

Движения; моторика—160, 241, 283, 284, 291, 298

ребенка—197, 226, 283, 285, 287, 288, 290—2%, 298—300, 318, 338, 339 связь, единство сенсорных и моторных функций, процессов—291, 292, 294—2%, 342,

343, 350, 401
Действия—151, 159—162, 180, 181,

-200—202, 222, 223, 225, 291, 294 волевое, намеренное—158, 179,

203, 225 подростка—158, 160—162, 171 практическое; практическое разумное— 146, 154, 156, 158,

159, 161, 180

ребенка—86, 151 — 162, 222, 226, 294, 295, 299, 340, 341, 343,

344, 363, 377, 401, 402
связи и отношения—146, 152—

160, 162, 181, 203, 223, 225,
343

Деятельность—9, 11, 14, 16, 35, 146, 149, 150, 156, 158—161, 195

подростка; ребенка—38, 50, 146, 151, 154, 156, 157, 161, 222, 299, 325, 347—349, 359, 369, 376, 385, 401 связи и отношения—149, 161, 369

Ж

Жест —82, 83, 139, 226, 325, 355, 363, 400



ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


Закон сдвига или перемещения—85, 86,

88 Знак—66, 131, 138, 141, 175, 176, 221, 224

связь со значением—321 слово в качестве знака—97, 131, 138, 175, 176, 180, 182 Значение слова—97, 120, 131, 319, 320, 327, 330, 332, 356, 360, 362, 363, 382. 393, 394

автономной речи — 326— 338,

356, 400 детского—81, 82, 120, 356, 360,

362, 363, 394 развитие значений слов—360, 395, 40J

И

Игра—38—40, 117, 147, 151, 208, 209, 213, 217, 218, 222, 238, 298, 300, 347—350, 362, 397, 401 Инстинкты—11, 25, 170, 292, 293,

296—298 Интеллект; интеллектуальная деятельность—28, 40, 44, 48, 52—56, 60, 63, 69, 71, 80, 93, 105, 123, 124, 127, 146, 152, 153, 160, 168—170, 179, 210, 214, 297, 298, 314

интеллектуальные функции; интеллектуализация функций— 45, 59, 60, 97, 108, 117, 122, 132, 133, 135, 142, 144, 145, 153, 159, 162, 199, 200, 201, 203, 214 подростка—20, 31, 41, 43, 44, 50—55, 69, 80, 98, 101, 103, 105, 106, 135, 161, 186, 203, 205, 206, 210 практический—51, 146, 147, 151,

152, 159, 299, 392, 393 развитие—41—43, 50, 51, 55, 86, 103, 105, 106, ПО, 170, 186, 213 ребенка—42, 51, 80, 84, 86, 109,

124, 125, 129, 150, 151, 299
связи и отношения—105, 122—

125, 127, 129, 131 — 133, 153,
160, 162, 200, 205, 214, 215

Интересы—6—10, 12—17, 19—21, 23—25, 33—35, 37, 40, 44, 58, 62, 63, 71, 219

подростка—6, 18—29, 31—35,

37 развитие; изменение; перестройка—7, И, 14, 17—20, 22—29, 32, 33, 35—38, 64 ребенка—7, 21, 64 связи и отношения—11, 12, 14, 20, 135

Истерия; истерик—164—171, 175, 182, 184, 286, 393, 396 К

Комплекс —55. 120, 124, 126, 136, 144, 175, 176, 181

Л

Личность—14, 170, 171, 185, 192—197, 217, 220—225, 230, 234 234, 237— 242, 248, 253, 262, 26^296, 377, 383, 385, 391

подростка—28, 33, 37, 41, 100, 110—112, 144, 170, 197, 199, 203, 220, 227, 228, 230, 231, 235, 238, 239, 242, 394 построение; формирование; образование; распад—196, 197, 199, 223, 225, 231, 237, 239, 248, 253, 2%, 392 развитие—178, 194, 196, 197, 227, 231, 234, 251, 255, 296, 383, 388, 395 ребенка; ее структура; ее черты— 197, 227, 242, 247—249, 251—253, 255, 256, 258, 259, 265, 274, 279, 296, 338, 375, 377, 379, 380, 388, 390, 400 M

Методология—45, 51, 164, 382, 386—

388, 390, 393, 396, 399, 400, 403 Методы—386

анализ—60, 69, 149, 182, 184,

185, 187, 190, 387 генетических срезов — 55—57, 79, 80, 93, 106, 122, 129, 131, 139, 153, 389 интроспекция—88, 89, 96, 98, 106, 146, 160, 197, 225, 366 Мозг—49—51, 112, 163, 164, 171, 176— 179, 188, 275, 276, 279, 284—290, 296, 297 Мысль—44, 63, 65, 66, 71, 72, 81, 88, 89, 91, 92, 98, 101, 125, 130, 208, 215 Мышление; его виды; формы—19, 41, 43, 44, 46, 48, 50, 55—57, 62, 63, 65—67, 70—74, 76—79, 85, 87—89, 93, 96—110, 113, 115, 117, 118, 120, 121, 123, 126, 132, 135, 136, 138, 142, 144, 146, 147, 149, 150, 153, 154, 157—161, 168—171, 175, 176, 178, 181, 182, 184—190, 193 — 198, 200— 205, 207, 208, 210, 212—217, 219, 221—223, 239—241, 314, 345, 346, 378

отношение формы и содержания; их единство—45—48, 51 — 53, 57, 58, 65, 69, 72, 77, 88, 184, 187, 194 подростка—40, 42—46, 48, 50— 71, 75, 77—80, 84, 98—106,



ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


108—110, 120, 130, 131, 138, 139, 147—149, 158—161, 168, 171, 172, 187, 196, 203—208, 212, 217, 219, 393

развитие—40, 41, 43, 46, 48, 51 — 56, 58, 60, 61, 63, 71, 79, 84, 86, 93, 98, 101 — 103, 105, 108—110, 113—115, 123, 146, 150, 153, 158, 176—178, 187, 189, 190, 205, 239, 335, 345

Ребенка—40—44, 50, 54, 57, 64, 67, 69, 79—81, 83—96, 99, 101, 102, 104—109, 116, 118, 120, 122—124, 126, 129, 130, 135—138, 140, 147, 148, 150— 156, 158—162, 187, 190, 204, 205, 212, 222, 223, 226, 299, 300, 322, 334, 335, 344—346, 363—365, 395

связи и отношения—68, 85, 100, 101, 104, 115, 117, 118, 120, 122—126, 129, 132, 133, 135, 137, 138, 142, 144—146, 153, 158, 159, 161, 162, 168, 172, 173, 176, 196—198, 202, 203, 207, 208, 214—217, 219, 221, 223, 226, 227, 239, 334, 335, 378

Навыки—9—15, 19—21, 27, 35, 298 Намерения—154, 158, 179, 180, 201, 202 Негативизм; негативное содержание развития; негативные симптомы — 23, 26—34, 36, 37, 251—254, 368— 370, 372, 374 Нервная система—111, 113, 231, 241, 275, 276, 285—290

законы построения, развития;

невробнологический —111,

112, 164, 166, 285, 286, 290,

Новообразования—7, 15, 21, 112, 248,

249, 254, 257, 259, 260, 305, 338—340,

350, 367, 368, 380, 386, 387, 398, 399

возникновение —12, 21, 254,

258—260, 303, 340 возрастные; как сущность каждого возраста—254, 256—259 кризисов, критических возрастов— 254, 274, 275, 278, 279, 336, 368 стабильных возрастов — 254 центральное, основное, ведущее—256, 257, 259, 274, 275, 278, 279, 284, 300, 303—305, 310, 336, 338, 340, 346, 350, 356, 357, 366, 399—401 частичные—256, 257

Обобщение—98, 131, 355—357, 360, 361, 363—367, 379, 382, 397 развитие—356, 360, 395, 397 связь с общением — 355, 356, 363, 364 Образ—124—126, 129—132, 175, 186, 187, 194, 205—208, 211, 212, 214, 216, 218, 219, 355 Обучение; обучаемость—34, 265, 268, 298, 386, 395—397

оптимальные сроки — 266, 267 отношение к развитию—265, 266, 388, 395—398 Общение; средства общения—68, 96, 223, 280, 282, 302, 325, 327, 336, 355, 356, 361, 363, 364, 379, 400, 401 потребность в общении—301,

325, 356
ребенка—278, 300—304, 307,
325, 336, 355, 356, 361, 366,
399—402
речевое, словесное; речевое как
условие развития речи—97,
350, 356, 357, 394, 402
с помощью автономной речи—
327—329, 333
Овладение—63, 78, 139, 161, 198, 396
внутренней регулировкой психи
ческих процессов; своими
внутренними процессами,

операциями—89, 139, 198, 221, 226, 239 Опыт (прошлый; социальный; личный)—73, 150, 151, 155, 159, 182, 187, 194, 202, 240, 298, 313, 344 Орудие; употребление орудий—149, 152—155, 157, 159, 161, 284, 299, 300, 336, 337 Ощущения—116, 277

П

Память; ее виды; процессы—ИЗ—115, 121 — 125, 130—132, 138, 139, 144, 145, 162, 180, 181, 191, 195, 203, 206, 207, 221, 224, 242, 365, 392

непосредственная, эйдетическая,

натуральная —131
опосредованная, культурная,

мнемотехническая —131, 132, 138 подростка—121, 122, 129—132,

139, 144, 162, 204, 206 развитие—121, 122, 125, 129, 131, 139, 145, 161, 180, 191, 205, 224, 239, 393 ребенка—118, 119, 124, 131, 136—139, 204, 242, 344, 363, 365 связи и отношения—114, 115, 118, 120, 122—129, 131, 132,



ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


144, 145, 162, 203, 239, 344, 365 Патология (см. также: Афазия; Истерия; Шизоф|*ения)—163—165, 183,

184, 200, 201

Педология—7, 40, 56, 95, 151, 165, 183,

185, 202, 220, 227, 242, 387, 388
Переживания—65, 67, 124, 169, 182,

184—188, 191, 192, 194, 198, 208, 213, 228, 295, 296, 300, 382, 383, 385 как единица личности и среды; как отношение личности к среде—382, 383, 385, 403 подростка—65, 66, 217 ребенка—67, 103, 119, 121, 124, 1%, 204, 277, 304, 305, 308, 309, 373, 376, 377, 379, 380, 382—384, 403 Поведение—6—12, 14, 15, 17, 19—21, 35, 47, 48, 55, 56, 71, 77, 89, 141, 161, 166, 168, 173, 179, 181, 200, 219, 222—225, 227, 240, 241, 297, 298, 376 подростка—21, 31, 38, 58, 166,

203, 219, 220, 221 развитие—7, 12, 20, 27, 35, 39, 47, 49, 52, 134, 164, 170, 221,

225, 239

ребенка—7, 38, 119, 126, 140, 142, 151 — 155, 201, 213, 221,

222, 225, 226, 278, 283, 291,
2*7, 298, 300—302, 340, 368—
377, 380, 385, 401

связи и отношения—152, 155,

223, 291, 377
управление, овладение своим —

168, 201, 223, 225, 226 формы—19, 47, 52, 139, 146, 149, 152, 165, 166, 178, 200, 221 —

226, 300

Подражание; как специфически человеческая особенность — 262—264, 284, 309, 310

Подросток; как социальное существо— 7, 27, 29—33, 39, 40, 42, 43, 50, 52, 54, 57—63, 65, 66, 68, 69, 71, 97, 103—105, ПО, 112, 120, 131, 132, 135, 158, 160, 161, 170, 181, 183, 185, 191,

195, 199, 203, 206, 217—219, 227—
235, 238, 256, 397

развитие, формирование—19, 22—24, 28, 29, 34, 42, 46, 52, 58, 111 — 113, 167, 168, 171, 195, 199, 202, 203, 205, 219, 232, 237—239, 397 Познание; самопознание — 58, 65, 66, 68, 73, 74, 76, 88, 105—107, 121, 154,

196, 198, 202

Понимание—104, 105, 149, 198, 356

взаимное взрослого и ребенка —

80, 328, 332, 333, 347, 394 внешней действительности; внут-

реннего мира—67, 68, 119, 241 Понятия—54, 55, 57, 58, 65—67, 69— 79, 102, 103, 106, 107, ПО, 120, 121, 126, 131, 132, 135, 136, 138, 144—146, 169, 175, 178, 181, 182, 186—188, 196, 198, 207, 211—213, 332

образование—52—54, 58, 60, 61, 63, 65—67, 69, 70, 72—80, 98, 99, 105, 115, 118, 127, 131, 135, 161, 162, 172, 176, 178, 179, 186, 191, 202, 206, 210, 212, 216, 219, 345, 392—394




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.