Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы психоанализа 22 страница





[330]

Наличие преконструктов обеспечивает порождение эф­фекта значения внутри дискурсной формации, благодаря чему субъект высказывания (клиент) может занять поло­жение, способствующее иллюзии субъективности, т.е. ил­люзии того, что он (субъект) и есть источник смысла. Все происходит таким образом, как если бы язык сам по себе поставлял элементы, требуемые для создания "необходи­мой конституирующей иллюзии субъекта". Фактически же в процессе производства дискурса имеет место двойное вытеснение: сначала клиент отторгает тот факт, что смысл высказывания формируется в процессе, детерминирован­ном законами языка (внележащими частной логике субъ­екта)74. Затем он "забывает" о разделении субъективного семиотического пространства, посредством которого в нем формируется зона высказанного (явного) и отбро­шенного (невысказанного, тайного). Разумеется, чаще всего отбрасываются (в качестве второстепенных, неваж­ных) как раз те моменты, совокупность которых составля­ет "неудобные" аспекты смысла. Могу добавить, что в анализе литературно-художественных и политических дискурсов это называется "эффектом Мюнхгаузена".

В дискурсе терапевта присутствие преконструкта обус­ловлено прежде всего его теоретическими знаниями и установками, сформировавшимися в рамках одной или нескольких психотерапевтических школ. Элементы дискурсивных практик психоанализа, теории М.Кляйн и интерперсонального подхода Г.С.Салливана могут со­ставлять, к примеру, "материально-историческую объек­тивность" дискурса терапевта, работающего с глубинны­ми нарушениями межличностных отношений; правила индирективной терапии определяют стиль работы и по­рядок дискурса консультанта в ходе проведения роджерианского интервью. Профессиональная идентификация терапевта с той или иной психологической теорией де­терминирует его дискурс, навязывая и одновременно скрывая его подчинение под видимостью независимости субъекта отдельно взятого высказывания.

В процессе рассказывания личной истории дискурс клиента апеллирует к совокупности смыслов внутреннего


[331]

опыта, используя формулы, конституирующие первона­чальный, воображаемый дискурс, относящийся к области памяти. Это проявляется в ритуалах непрерывности, кото­рые перекраивают время, соединяя смысл актуальных высказываний с прошлыми и будущими формациями ин­дивидуального дискурса. Такие ритуалы наблюдаются также в процессе структурирования продолжительной по времени терапевтической работы психоаналитического характера. Эта ритуализация имеет лингвистическую природу, поскольку опирается на гибкую систему транс­формаций глагольных времен, а не на традиционные ре­чевые формулы. Ритуалы непрерывности соотносятся с формами умолчания — любой психоаналитик знает: то, что не высказано, тоже имеет смысл.

Молчание и умалчивание в анализе психотерапевтиче­ского дискурса важны своей конститутивной ролью. Как правило, в речи клиента всегда имеется основополагаю­щее умолчание, соответствующее сильно вытесненным, глубинным слоям бессознательного, локальное умолча­ние, соотносимое с иррелевантными обсуждаемой про­блеме аспектами опыта, и замещающее умолчание, со­ставляющее суть того, что можно назвать "речевой политикой": говорить об А, чтобы не высказать В. Про­цесс умалчивания связан с борьбой смыслов и нарушени­ем свободы передвижений из одной дискурсной форма­ции в другую. При исключении некоторых смыслов в речи клиента возникают семантические зоны (а, следова­тельно, и позиции субъекта), которые он не может зани­мать, так как они становятся для него запретными. Пси­хотерапевт в качестве пансемиотического субъекта может говорить с этих позиций, возвращая клиента в сферу то­го, о чем он пытался умолчать. Это весьма эффективный способ работы с сопротивлением.

В конечном счете, анализ дискурса в ходе психотера­певтического взаимодействия представляет собой проце­дуру, посредством которой терапевт способен преодолеть исходящее от клиента принуждение к интерпретации (од­ной из возможных, которая, тем не менее, представляет­ся последнему единственно верной). Бессознательная


[332]

идеология речи клиента образует смысловое и семантиче­ское ядро его проблемы, а запрос определяется возмож­ностью понимания. Задачей аналитика является понима­ние властной (детерминирующей) роли бессознательных содержаний, в рамках которой конкретная интерпрета­ция тяготеет не к недостатку смысла (его сокрытию, ис­кажению, изъяну), а к избытку, насыщению, исчерпыва­ющей полноте, производящей эффект очевидности.

Анализ предоставляет возможность рассматривать смысл как незаполненный, свободный для множества различных интерпретаций. Ассимилируя результаты та­кого взаимодействия, клиент в итоге оказывается спосо­бен включить в свой дискурс сделанные совместно с ана­литиком открытия, проливающие свет на подлинную природу его трудностей и проблем, и выбрать адекватный способ их разрешения и преодоления.

Общую графическую схему анализа психотерапевтичес­кого дискурса представлена на следующей странице.

Таким образом, формальная сторона анализа бессозна­тельных компонентов дискурса, опирающаяся на пере­численные выше принципы, представлена интерпретативными процедурами лингвистического характера. Однако модифицированной парадигмы текстового анализа недо­статочно для того, чтобы обеспечить адекватное и психо­терапевтически конструктивное понимание речи клиента. Необходимо хотя бы в общих чертах описать стратегию идентификации имеющейся у клиента бессознательной основы психического моделирования реальности (см. па­раграф 8.1), которая рассматривается как источник воз­никновения проблем и, следовательно, основной объект терапевтического воздействия. Здесь и далее речь пойдет о способе установления соответствия между дескриптив­ным бессознательным (в его фрейдовском понимании как психического процесса, существование которого следует предполагать, выводить на основе наблюдения явлений душевной жизни, которые иначе оказываются необъясни­мыми), и динамическим бессознательным.


[333]

Тип дискурсивной практики

Дискурс

 

Схема анализа психотерапевтического дискурса.


[334]

Утверждение реальности бессознательного есть, как известно, ядро психоаналитического теории, ее сущность. Все, что можно с достоверностью узнать о его природе -это общий способ, при помощи которого бессознатель­ные влечения в качестве интенциональных актов органи­зуют и трансформируют опыт субъекта. Различие между сознательным и бессознательным ментальным актом со­стоит в том, что последний выполняется без референции к субъекту, который, таким образом, остается в неведе­нии относительно собственных намерений.

Такое понимание созидающей (конститутивной) функ­ции бессознательного дает возможность прагматически интерпретировать дискурс клиента с точки зрения имею­щихся в нем разрывов ("зияний"), которые и выступают индикаторами глубинных проблем. А поскольку цент­ральным моментом психоаналитической терапии приня­то считать установление связи сознания (Эго) с вытес­ненными содержаниями и представлениями, то понятно, почему заполнение разрывов и лакун в дискурсе клиента является действенным способом оказания ему психоло­гической помощи. Это, собственно, и есть форма присут­ствия речевых аналитических техник в глубинной психо­терапии как таковой.


Примечания

Глава 1

1 Все эти книги уже вышли: Р.Р.Гринсон, "Техника и практика психо­анализа", Воронеж, 1994; Ф.Перлз, "Гештальт-подход и свидетель терапии", Москва, 1996; Д.Фэйдимен, Р.фрейгер, "Теория и практи­ка личностно-ориентированной психологии", Москва, 1996. А тогда у нас были только старые (ермаковские) издания Фрейда и одна-единственная книжечка Юнга, "Архетип и символ" (1991).

2 К. Рудестам. Групповая психотерапия. — М., 1990.

3 "Московский психотерапевтический журнал" начал выходить в 1992 г.

4 "Техники психологического консультирования", "Экопси", 1993.

5 В.Макдоиальд. Руководство по субмодальностям (психотерапия но­вой волны). - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994. - 89 с.

6 Москва, "Алетсйа", 1998.

7 Может быть, несколько смягченной позицией отличаются преподаватели, читающие общие курсы по психологическому консультиро­ванию и психотерапии. На лекциях им приходится излагать различные точки зрения на природу и сущность психотерапевтической де­ятельности. Однако практически (здесь я опираюсь на свидетельства более двух десятков коллег) в практической работе с клиентами большинство предпочитает какой-то один любимый подход.

8 См. р-ты Г.Элленбергера, Э.Рудинеско, Ф.Александера и Ш.Селесника (есть русский перевод), Л.Шертока и др.

9 Симферополь: Таврида, 1993. — 286 с.

Глава 2

10 Известный психоаналитик, главный редактор "Международного жур­нала психоанализа" и "Международного психоаналитического обо­зрения", президент Европейской психоаналитической федерации, обучающий и практикующий аналитик клиники Маудсли (Лондон).

11 Анализу сновидений посвящена отдельная (седьмая) глава настоя­щей книги.

12 Это выражение М.Фуко можно использовать как определение.

13 По классификации Э.Гловсра [см.б7, с.155].

14 Межсистемными называются конфликты между отдельными психи­ческими системами (эго и ид, эго и суперэго), внутрисистемными — противоречия в одной и той же системе (например, конкурирующие влечения).

15 Термин М.Кляйн, см. об этом далее.


[336]

16 Стремление рассматривать естественно происходящие процессы как результат чьей-либо деятельности, в данном контексте — чаще всего злонамеренной.

17 "Культурная сексуальная мораль и современная нервозность", рус.пер. см. в [74, с.15-34].

Глава 3

18 Хорошей литературной иллюстрацией может служить роман Ф.Скот­та Фитцджеральда "Ночь нежна".

19 Способов выражения, психических репрезентаций (например, обра­зов объектов влечения или представлений о формах удовлетворения).

20 Коммунитас — понятие, введенное известным этнологом В. Тэрнером для характеристики образа жизни примитивных сообществ. Этим термином он обозначал особый тип близких, дружественных отноше­ний, "опыт, проникающий до самых корней бытия каждого человека и дающий глубинное переживание общности со всем человечеством", состояние, в котором каждая личность переживает во всей экзистен­циальной полноте существование другой. Нормативная коммунитас — это "место, где экзистенциальная коммунитас формируется как прочная социальная система", а идеологическая коммунитас есть претензия общества или системы на организацию соответствующего опыта как главной ценности своих членов [см. 68, гл. 3, 4].

21 В лакановском смысле этого слова, см. раздел 6.

22 См. об этом подробнее в параграфе 5.5.

Глава 4

23 Программное для глубинной психологии, не случайно так называет­ся одна из ключевых по данной проблематике работ К.Г.Юнга. Правда, последний не рассматривает процесс личностного роста (индивидуацию) столь односторонне и прямолинейно. Под таким названием эта работа Ференци увидела свет на англий­ском и французском языках. 25 В переводе Мориса Ваксмахера.

26 В психоаналитическом понимании этого слова — привычный способ взаимодействия эго с внешней и внутренней реальностью (требова­ниями ид и супер-эго).

27 Метонимия — фигура речи, смещающая субъект или объект дейст­вия ("весь город об этом говорит" — вместо "жители города"). 28 Разумеется, в описываемом случае стрелки идут в обратном направ­лении.

29 Мимесис — воспроизведение, копирование, имитация одним объек­том (телом) движений, поведения, переживаний другого.


[337]

30 Принято различать позитивную и негативную формы комплекса — нс хорошую и плохую, а прямую и обратную (как фотография и не­гатив). Любовь к родителю противоположною пола — это прямая форма, а привязанность девочки к матери или мальчика к отцу — об­ратная. Отто Ранк считал, что в эдиповом комплексе биологический компонент влечения направлен к родителю противоположного пола, а психологический, соответственно, к другому.

31 Отдельно в главе 6 рассматриваются взгляды Ж.Лакана по этой проблеме.

32 См. прим. 14.

33 Выбор объекта по типу опоры, в данном случае — выбор (в качестве объекта влечения) заботливой любящей женщины, похожей на мать.

34 По Юнгу, границы психологической и личностной зрелости сильно сдвинуты к концу жизни. Он был не склонен считать по-настояще­му взрослыми даже 30-летних, за что и подвергался упрекам в идеа­лизации старости.

Глава 5

35 Локус контроля или уровень субъективного контроля личности (УСК) — понятие, введенное Дж. Роттером [120] для характеристики того, где именно субъект локализует контроль за событиями собст­венной жизни — вовне или в себе самом. Здоровые, зрелые и соци­ально успешные индивиды, как правило, обладают внутренним локусом контроля. Существуют методы диагностики этого личностно­го свойства, наиболее распространенным в отечественной традиции является вопросник УСК [см. I].

36 Виктимность — бессознательное стремление стать жертвой трагиче­ского происшествия.

37 Буквально это слово значит "держать на руках".

38 Аутизм — это тяжелая форма психопатологии (в частности, при ши­зофрении), при которой человек практически полностью отказывает­ся контактировать с внешним миром. Аутичные дети могут сутками сидеть в углу, лицом к стене, не двигаясь, ни с кем не разговаривая, нс проявляя никакого интереса к окружающей действительности.

39 Рус. пер. см. в сборнике ее работ под общим названием "Культура и мир детства" - М.: Наука, 1988 - 429 с.

40 "Окнофил" — буквально "любящий цепляться, держаться" (от гре­ческого okneo — ухватывать, удерживать). Слово "филобат" образо­вано по аналогии с "акробат" — ходящий по краю пространства; а филобат — ходящий по краю любви.

41 Русское местоимение "Я" нс передает оттенков смысловых различий. Я как "Эго" — сознание и самосознание личности, Я как "сэлф" — сущность, индивидуальная природа личности (в юнгианстве и других подходах — в частности, Кохутом — используется понятие "Самость").

42 В диалоге "Пир".


[338]

43 Ф.Перлз так просто бравирует своими трансферентными злоупотреб­лениями — это, по-моему, один из основных мотивов книги "Внут­ри и вне помойного ведра". Впрочем, его последователи (И. и М.Польстер, С.Женжер) склонны занимать более сдержанную позицию.

Глава 6

44 Намного раньше сходные идеи развивал известный американский философ Чарльз Сандерс Пирс [1191, предложивший описывать прагматику человеческой жизни при помощи очень похожих катего­рий Первичности, Вторичности и Третичности.

45 Очерк О.Паса называется "Дохляк и другие крайности" [см. 50).

46 По выражению Хайдеггера.

47 Любое выражение понимается буквально. "Не могу сказать, что бо­юсь" — боюсь и не могу в этом признаться, и т.д.

48 Форма сексуального извращения, состоящая в подглядывании за ин­тимными действиями другого человека — обнажением, половым ак­том и т.п.

49 Перверсия — принятый в клинике термин, обозначающий извращение.

50 Концепцию смысла как эффекта, происходящего "на поверхности" соприкосновения вещей (событий) и их описаний см. у Ж.Делеза [14]. Не могу удержаться от упоминания совершенно потрясающей книги

51 Барбары О'Брайен "Операторы и вещи" (М.: Класс, 1996). Это "не­обыкновенное путешествие в безумие и обратно" — документальная история психотического фантазма, записанная самой больной после выздоровления.

52 Перевод А.В.Гавриленко, А.П.Толочко.

53 Лакан называет его объектом 'а'.

54 Перформатив — тип высказывания, эквивалентный действию или поступку. Например, "я пишу" есть сообщение об акте писания, а нс сам этот акт, в то время, как "я прошу" — это и есть сам акт прось­бы, а нс информация о ней.

55 Как пишет Лакан, "во всем своем совершенстве" — это себя созна­ющее, всс-сознающее существо у Гегеля, это истина как не-сокрытость, не-потаенность (алстсйя) у Хайдеггера и т.п.

Глава 7

56 Сравнение аналитика с археологом принадлежит самому Фрейду, эту метафору он использует в работе "Конструкции в анализе" [76].

57 Дневными остатками Фрейд называл реальные события (обычно не­давние), которые в искаженном и переработанном виде представле­ны в сновидениях.

58 По мнению Ю.Кристевой [ИЗ], говорящий субъект расщеплен меж­ду сознанием и бессознательным, т.е. одни и те же речевые формы


[339]

воплощают как сознательные намерения говорящего, так и вытес­ненные содержания, которые человек не способен вспомнить, и в то же время нс может забыть.

59 Это второй том "Семинаров" Ж.Лакана.

60 Термин Лакана, посредством которого обозначается особый статус вытесненного в структуре Символического. Говоря о насильствен­ном исключении вытесненных переживаний или воспоминаний, психоаналитик подчеркивает присущий им динамизм: вытесненное, будучи "невидимым" для Эго, оказываег мощное влияние на пове­дение и действия субъекта. В данном случае о присутствии такого вытеснения свидетельствует аффект страха.

61 В одном из своих последних семинаров Лакан предложил рассматри­вать Реальное, Воображаемое и Символическое в качестве трех ко­лец, соединенных четвертым — симптомом.

62 Имагинация — по-латыни "воображение", имаго — "образ". Как ви­дим, древние рассматривали воображение прежде всего как создание образов. Прилагательное "имагинативный" означает "относящийся к воображению" или "образный", но ни в коем случае нс "вообража­емый" в лакановском понимании этого слова.

63 По-моему, это сюжет одного из рассказов Александра Грина.

64 См. об этом подробнее в его работах — таких, как "Aion", "Воспоми­нания. Сновидения. Размышления", "Психология и алхимия" и др.

65 На одной из книжных полок у меня стоят фигурки котов и кошек.

66 Ж. Делез. Фуко. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. — 172 с.

67 Известный в Северной Европе мифологический сюжет: смерть в ви­де охотника, война как охота демонических существ.

68 Фильм напряженного действия, "психологический боевик".

Глава 8

69 Киев: Софии Ltd., 1996 г.

70 Универсум традиционно понимается в философии как "все сущее", "мир как целое".

71 См. подробнее о них в более ранней работе [24].

72 См., например, недавно переведенную у нас работу Э.Гловера "Фрейд или Юнг" — СПб.: Академический проект, 1999. — 206 с.

73 Ср. формулировку парадокса Мура: "Идет дождь, но я так не считаю" с утверждением типа "Муж обеспечивает семью, но я так думаю".

74 Клиент произносит, например, фразу "Не могу сказать, что я свою жену ненавижу", полагая, что ее смысл состоит утверждении, что он нс испытывает ненависти к жене. На самом деле значение фразы — в том, что он нс может сказать о своей ненависти.


Литература

1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследова­ния уровня субъективного контроля / Психол. журнал, 1984, № 3, с.152-162.

2. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. — М.: Ad Marginem, 1999. - 432 с.

3. Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб.: Аксиома, 1997. — 336 с.

4. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. — М.-К.: Рефл-Бук, Ваклер, 1999. - 336 с.

5. Бодрийяр Ж. О совращении / Ad Marginem '93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. — с. 324 — 353.

6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. — М.: Добросвет, 2000. — 258 с.

7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000. - 387.

8. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и прак­тика. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 368 с.

9. Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 336 с.

10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Класс, 1998. - 80 с.

11. Винникотт Д.В. Пигля. Отчет о психоаналитическом лече­нии маленькой девочки. — М.: Класс, 1999. — 176 с.

12. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и ме­дицине. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 117 с.

13. Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. — Воронеж: МОДЭК, 1994. - 491 с.

14. Делез Ж. Логика смысла. — М.: Академия, 1995. — 298 с.

15. Делез Ж. Ницше. — СПб.: Аксиома, 1997. — 186 с.

16. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха // Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. — М.: Ad Marginem, 1992. — с. 189-312.

17. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. — М.: Логос, 1998. — 264с.

18. Демоз Л. Психоистория. — Р/Д.: Феникс, 2000. — 512 с.

19. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. — Мн.: Современный литератор, 1999. — 832 с.

20. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. — М.: Художе­ственный журнал, 1999. — 236 с.


[341]

21. Западноевропейская поэзия XX века / ред. М.Ваксмахер и др. — М.: Художественная литература, 1977. — 846 с.

22. Зонтаг С. Мысль как страсть. — М.: Русское феноменоло­гическое общество, 1997. — 208 с.

23. Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. — К.: Ваклер, 1999. - 282 с.

24. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. — К.: Ваклер, 1997. — 266 с.

25. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимо­отношения. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 143 с.

26. Кальвино И. Незримые города. — К.: Лабиринт, 1993. — 391 с.

27. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / ред. Ю1С.Степанов. — М.: Прогресс, 1999. — 416 с.

28. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и первер­сиях. — М.: Класс, 1998. — 368 с.

29. Кернберг О. Отношения любви (норма и патология). — М.: Класс, 2000. - 256 с.

30. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства (стратегии психотерапии). — М.: Класс, 2000. — 464 с.

31. Кляйн М. Зависть и благодарность. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 96 с.

32. Куттер П. Современный психоанализ. — СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с.

33. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда.- М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 184 с.

34. Лакан Ж. Семинары. Кн.1. — М.: Логос, 1998. — 432 с.

35. Лакан Ж. Семинары. Кн.2. — М.: Логос, 1999. — 520 с.

36. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М.: Гнозис, 1995. — 101 с.

37. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа, 1996. — 623 с.

38. Леви-Строс К. Сырое и приготовленное. — М.-СПб.: Уни­верситетская книга, 1999. — 406 с.

39. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 265с.

40. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис, 1992. — 272 с.

41. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. — М.: Класс, 1998. - 480 с.

42. Мак-Дугалл Дж. Тысячеликий Эрос. — СПб.: Б&К, 1999. — 278 с.


[342]

43. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и язы­ке. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 224 с.

44. Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. — Л.: ЭКОС, 1991. — 112 с.

45. Нанси Ж.-Л. Corpus. — М.: Ad Marginem, 1999. — 256 с.

46. Нюнберг Г. Принципы психоанализа. — СПб.: Университет­ская книга, 1999. — 362 с.

47. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск: Высшая школа. 1994. — 307 с.

48. О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в НЛП. — Челябинск: Вер­сия, 1997. - 256 с.

49. От Я к Другому / ред. А.А.Михайлов. — Мн.: Менск, 1997. - 276 с.

50. Пас О. Поэзия. Критика. Эротика. — М.: Русское феноме­нологическое общество, 1996. — 192 с.

51. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философ­скую антропологию. — М.: Ad Marginem, 1995. — 357 с.

52. Психоанализ в развитии. Сборник переводов / ред.-сост. А.П.Поршенко, И.Ю1Романов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 176 с.

53. Психоаналитические термины и понятия. Словарь / ред. Б.Э.Мур, Б.Д.Файн. - М.: Класс, 2000. - 304 с.

54. Психотерапия / ред. Б.Д.Карвасарский. — СПб.: Питер, 2000. - 544 с.

55. Психотерапия: новая наука о человеке / ред.-сост. А.Притц. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 397 с.

56. Райх. В. Анализ характера. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — 528с.

57. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевти­ке. — М.: Медиум, 1995. — 415 с.

58. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М.: Аграф, 2000. — 432 с.

59. Сагецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. — М.: Художе­ственный журнал, 1999. — 205 с.

60. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. -М.: Ювента, СПб.: КСП+, 1999. - 347 с.

61. Самохвалов В.П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. — Симферополь: Со­нат, 1999. - 184 с.

62. Современная западная философия (словарь) / ред.-сост. В.С.Малахов, В.П.Филатов. — М.: Политиздат, 1991. — 414с.

63. Современная теория сновидений / ред. С.Фландерс. — М.: Рефл-бук, 1999. - 333 с.

64. Самуэлс Э. Юнг и постыонгианцы. — М.: ЧеРо, 1997. — 416 с.


[343]

65. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психо­анализ (интерсубъективный подход). — М.: Когито-Центр, 1999. - 252 с.

66. Ткаченко А.А. Игровой мир трансгрессивной сексуальности: основания к психопатологической феноменологии парафи-лий. - Ж. "Логос", 1998, № 1, с.204- 229.

67. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. — М., 1996. - Т. 1 - 576 с., Т. 2 - 667 с.

68. Тэрнер В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983. — 277 с.

69. Франкл Дж. Неизведанное Я. — М.: Прогресс, 1998, — 246с.

70. Французская философская мысль в России 90-х годов / Круглый стол в секторе аналитической антропологии ИФ РАН. - Ж. "Логос", 999, № 2, с.313- 352.

71. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 144 с.

72. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — T.I - 384 с., Т.2 - 400 с.

73. Фрейд А, Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб.: В.-Е. Институт Психоанализа, 1997. - 387 с.

74. З.Фрейд, психоанализ и русская мысль / Ред.-сост. В.М.Лейбин. — М.: Республика, 1994. — 384 с.

75. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1991. - 546 с.

76. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. — М.-К.: Рефл-бук, Ваклер,1998. — 284 с.

77. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанали­зе. - СПб.: Ачетейя, 1998. - 251 с.

78. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Про­гресс, 1993. - 458 с.

79. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992. - 296 с.

80. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Минск: Беларусь, 1991. - 606 с.

81. Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М.: Республика, 1995. - 398 с.

82. Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет. — Тбилиси: Мерани, 1991. - T.I - 398 с., Т.2 - 427 с.

83. Фуко М. Археология знания. — К.: Ника-центр, 1996. — 208 с.

84. Фуко М. Воля к истине. — М.: Касталь, 1996. — 448 с.

85. Фуко М. Забота о себе. — К.: Грунт и литера, М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с.


[344]

86. Фуко М. Надзирать и наказывать (история тюрьмы). — М.: Ad Marginem, 1999. — 478 с.

87. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977.- 488 с.

88. Хиллман Д. Архетипическая психология. — СПб.: БСК, 1996. - 157 с.

89. Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. — СПб.: БСК, 1997. — 181 с.

90. Черноглазое А. К. Разбитое зеркало. — Ж. "Логос", 1999, № 2, с.269- 285.

91. Эволюция психотерапии (в 4-х т.) / ред. Дж.Зейг. — М.: Класс, 1998.

92. Эко У. Отсутствующая структура. — СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.

93. Энциклопедия глубинной психологии / ред. Д.Айке. — М.: Интерна, 1998. — 782 с.

94. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.

95. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — К.: AirLand, 1994. - 405 с.

96. Юнг К.Г. Критика психоанализа. — СПб.: Академический проект, 2000. — 304 с.

97. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М.: Про­гресс, 1994. - 336 с.

98. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Канон, 1994. - 320 с.

99. Юнг К.Г. Психология и алхимия. — М.-К: Рефл-бук, Ваклер,1997. - 587 с.

100. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб.: Питер, 2000. — 640 с. 101.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Класс, 1999. - 576 с.

102. Apel К.-О. Communication and the foundations of the humani­ties. — Acta sociologica. Copenhagen, 1972, Vol.15, № 1.

103. Balint M. Thrills and Regressions. — London: The Hogarth Press, 1959.

104. Baudrillard J. Simulacres et simulation. — Paris, 1981.

105. Greimas A.J. Du Sens. Paris: Editions du Seuil, 1970.

106. Deleuze J., Guattari F. L'Anti-Qedipe. Capitalisme et schizo­phrenie. — Paris: Gallimard, 1972.

107. Federn P. Ego psychology and the psychoses. — New York: Basic Books, 1952.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.