КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы психоанализа 22 страница
[330] Наличие преконструктов обеспечивает порождение эффекта значения внутри дискурсной формации, благодаря чему субъект высказывания (клиент) может занять положение, способствующее иллюзии субъективности, т.е. иллюзии того, что он (субъект) и есть источник смысла. Все происходит таким образом, как если бы язык сам по себе поставлял элементы, требуемые для создания "необходимой конституирующей иллюзии субъекта". Фактически же в процессе производства дискурса имеет место двойное вытеснение: сначала клиент отторгает тот факт, что смысл высказывания формируется в процессе, детерминированном законами языка (внележащими частной логике субъекта)74. Затем он "забывает" о разделении субъективного семиотического пространства, посредством которого в нем формируется зона высказанного (явного) и отброшенного (невысказанного, тайного). Разумеется, чаще всего отбрасываются (в качестве второстепенных, неважных) как раз те моменты, совокупность которых составляет "неудобные" аспекты смысла. Могу добавить, что в анализе литературно-художественных и политических дискурсов это называется "эффектом Мюнхгаузена". В дискурсе терапевта присутствие преконструкта обусловлено прежде всего его теоретическими знаниями и установками, сформировавшимися в рамках одной или нескольких психотерапевтических школ. Элементы дискурсивных практик психоанализа, теории М.Кляйн и интерперсонального подхода Г.С.Салливана могут составлять, к примеру, "материально-историческую объективность" дискурса терапевта, работающего с глубинными нарушениями межличностных отношений; правила индирективной терапии определяют стиль работы и порядок дискурса консультанта в ходе проведения роджерианского интервью. Профессиональная идентификация терапевта с той или иной психологической теорией детерминирует его дискурс, навязывая и одновременно скрывая его подчинение под видимостью независимости субъекта отдельно взятого высказывания. В процессе рассказывания личной истории дискурс клиента апеллирует к совокупности смыслов внутреннего [331] опыта, используя формулы, конституирующие первоначальный, воображаемый дискурс, относящийся к области памяти. Это проявляется в ритуалах непрерывности, которые перекраивают время, соединяя смысл актуальных высказываний с прошлыми и будущими формациями индивидуального дискурса. Такие ритуалы наблюдаются также в процессе структурирования продолжительной по времени терапевтической работы психоаналитического характера. Эта ритуализация имеет лингвистическую природу, поскольку опирается на гибкую систему трансформаций глагольных времен, а не на традиционные речевые формулы. Ритуалы непрерывности соотносятся с формами умолчания — любой психоаналитик знает: то, что не высказано, тоже имеет смысл. Молчание и умалчивание в анализе психотерапевтического дискурса важны своей конститутивной ролью. Как правило, в речи клиента всегда имеется основополагающее умолчание, соответствующее сильно вытесненным, глубинным слоям бессознательного, локальное умолчание, соотносимое с иррелевантными обсуждаемой проблеме аспектами опыта, и замещающее умолчание, составляющее суть того, что можно назвать "речевой политикой": говорить об А, чтобы не высказать В. Процесс умалчивания связан с борьбой смыслов и нарушением свободы передвижений из одной дискурсной формации в другую. При исключении некоторых смыслов в речи клиента возникают семантические зоны (а, следовательно, и позиции субъекта), которые он не может занимать, так как они становятся для него запретными. Психотерапевт в качестве пансемиотического субъекта может говорить с этих позиций, возвращая клиента в сферу того, о чем он пытался умолчать. Это весьма эффективный способ работы с сопротивлением. В конечном счете, анализ дискурса в ходе психотерапевтического взаимодействия представляет собой процедуру, посредством которой терапевт способен преодолеть исходящее от клиента принуждение к интерпретации (одной из возможных, которая, тем не менее, представляется последнему единственно верной). Бессознательная [332] идеология речи клиента образует смысловое и семантическое ядро его проблемы, а запрос определяется возможностью понимания. Задачей аналитика является понимание властной (детерминирующей) роли бессознательных содержаний, в рамках которой конкретная интерпретация тяготеет не к недостатку смысла (его сокрытию, искажению, изъяну), а к избытку, насыщению, исчерпывающей полноте, производящей эффект очевидности. Анализ предоставляет возможность рассматривать смысл как незаполненный, свободный для множества различных интерпретаций. Ассимилируя результаты такого взаимодействия, клиент в итоге оказывается способен включить в свой дискурс сделанные совместно с аналитиком открытия, проливающие свет на подлинную природу его трудностей и проблем, и выбрать адекватный способ их разрешения и преодоления. Общую графическую схему анализа психотерапевтического дискурса представлена на следующей странице. Таким образом, формальная сторона анализа бессознательных компонентов дискурса, опирающаяся на перечисленные выше принципы, представлена интерпретативными процедурами лингвистического характера. Однако модифицированной парадигмы текстового анализа недостаточно для того, чтобы обеспечить адекватное и психотерапевтически конструктивное понимание речи клиента. Необходимо хотя бы в общих чертах описать стратегию идентификации имеющейся у клиента бессознательной основы психического моделирования реальности (см. параграф 8.1), которая рассматривается как источник возникновения проблем и, следовательно, основной объект терапевтического воздействия. Здесь и далее речь пойдет о способе установления соответствия между дескриптивным бессознательным (в его фрейдовском понимании как психического процесса, существование которого следует предполагать, выводить на основе наблюдения явлений душевной жизни, которые иначе оказываются необъяснимыми), и динамическим бессознательным. [333] Тип дискурсивной практики Дискурс
Схема анализа психотерапевтического дискурса. [334] Утверждение реальности бессознательного есть, как известно, ядро психоаналитического теории, ее сущность. Все, что можно с достоверностью узнать о его природе -это общий способ, при помощи которого бессознательные влечения в качестве интенциональных актов организуют и трансформируют опыт субъекта. Различие между сознательным и бессознательным ментальным актом состоит в том, что последний выполняется без референции к субъекту, который, таким образом, остается в неведении относительно собственных намерений. Такое понимание созидающей (конститутивной) функции бессознательного дает возможность прагматически интерпретировать дискурс клиента с точки зрения имеющихся в нем разрывов ("зияний"), которые и выступают индикаторами глубинных проблем. А поскольку центральным моментом психоаналитической терапии принято считать установление связи сознания (Эго) с вытесненными содержаниями и представлениями, то понятно, почему заполнение разрывов и лакун в дискурсе клиента является действенным способом оказания ему психологической помощи. Это, собственно, и есть форма присутствия речевых аналитических техник в глубинной психотерапии как таковой. Примечания Глава 1 1 Все эти книги уже вышли: Р.Р.Гринсон, "Техника и практика психоанализа", Воронеж, 1994; Ф.Перлз, "Гештальт-подход и свидетель терапии", Москва, 1996; Д.Фэйдимен, Р.фрейгер, "Теория и практика личностно-ориентированной психологии", Москва, 1996. А тогда у нас были только старые (ермаковские) издания Фрейда и одна-единственная книжечка Юнга, "Архетип и символ" (1991). 2 К. Рудестам. Групповая психотерапия. — М., 1990. 3 "Московский психотерапевтический журнал" начал выходить в 1992 г. 4 "Техники психологического консультирования", "Экопси", 1993. 5 В.Макдоиальд. Руководство по субмодальностям (психотерапия новой волны). - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994. - 89 с. 6 Москва, "Алетсйа", 1998. 7 Может быть, несколько смягченной позицией отличаются преподаватели, читающие общие курсы по психологическому консультированию и психотерапии. На лекциях им приходится излагать различные точки зрения на природу и сущность психотерапевтической деятельности. Однако практически (здесь я опираюсь на свидетельства более двух десятков коллег) в практической работе с клиентами большинство предпочитает какой-то один любимый подход. 8 См. р-ты Г.Элленбергера, Э.Рудинеско, Ф.Александера и Ш.Селесника (есть русский перевод), Л.Шертока и др. 9 Симферополь: Таврида, 1993. — 286 с. Глава 2 10 Известный психоаналитик, главный редактор "Международного журнала психоанализа" и "Международного психоаналитического обозрения", президент Европейской психоаналитической федерации, обучающий и практикующий аналитик клиники Маудсли (Лондон). 11 Анализу сновидений посвящена отдельная (седьмая) глава настоящей книги. 12 Это выражение М.Фуко можно использовать как определение. 13 По классификации Э.Гловсра [см.б7, с.155]. 14 Межсистемными называются конфликты между отдельными психическими системами (эго и ид, эго и суперэго), внутрисистемными — противоречия в одной и той же системе (например, конкурирующие влечения). 15 Термин М.Кляйн, см. об этом далее. [336] 16 Стремление рассматривать естественно происходящие процессы как результат чьей-либо деятельности, в данном контексте — чаще всего злонамеренной. 17 "Культурная сексуальная мораль и современная нервозность", рус.пер. см. в [74, с.15-34]. Глава 3 18 Хорошей литературной иллюстрацией может служить роман Ф.Скотта Фитцджеральда "Ночь нежна". 19 Способов выражения, психических репрезентаций (например, образов объектов влечения или представлений о формах удовлетворения). 20 Коммунитас — понятие, введенное известным этнологом В. Тэрнером для характеристики образа жизни примитивных сообществ. Этим термином он обозначал особый тип близких, дружественных отношений, "опыт, проникающий до самых корней бытия каждого человека и дающий глубинное переживание общности со всем человечеством", состояние, в котором каждая личность переживает во всей экзистенциальной полноте существование другой. Нормативная коммунитас — это "место, где экзистенциальная коммунитас формируется как прочная социальная система", а идеологическая коммунитас есть претензия общества или системы на организацию соответствующего опыта как главной ценности своих членов [см. 68, гл. 3, 4]. 21 В лакановском смысле этого слова, см. раздел 6. 22 См. об этом подробнее в параграфе 5.5. Глава 4 23 Программное для глубинной психологии, не случайно так называется одна из ключевых по данной проблематике работ К.Г.Юнга. Правда, последний не рассматривает процесс личностного роста (индивидуацию) столь односторонне и прямолинейно. Под таким названием эта работа Ференци увидела свет на английском и французском языках. 25 В переводе Мориса Ваксмахера. 26 В психоаналитическом понимании этого слова — привычный способ взаимодействия эго с внешней и внутренней реальностью (требованиями ид и супер-эго). 27 Метонимия — фигура речи, смещающая субъект или объект действия ("весь город об этом говорит" — вместо "жители города"). 28 Разумеется, в описываемом случае стрелки идут в обратном направлении. 29 Мимесис — воспроизведение, копирование, имитация одним объектом (телом) движений, поведения, переживаний другого. [337] 30 Принято различать позитивную и негативную формы комплекса — нс хорошую и плохую, а прямую и обратную (как фотография и негатив). Любовь к родителю противоположною пола — это прямая форма, а привязанность девочки к матери или мальчика к отцу — обратная. Отто Ранк считал, что в эдиповом комплексе биологический компонент влечения направлен к родителю противоположного пола, а психологический, соответственно, к другому. 31 Отдельно в главе 6 рассматриваются взгляды Ж.Лакана по этой проблеме. 32 См. прим. 14. 33 Выбор объекта по типу опоры, в данном случае — выбор (в качестве объекта влечения) заботливой любящей женщины, похожей на мать. 34 По Юнгу, границы психологической и личностной зрелости сильно сдвинуты к концу жизни. Он был не склонен считать по-настоящему взрослыми даже 30-летних, за что и подвергался упрекам в идеализации старости. Глава 5 35 Локус контроля или уровень субъективного контроля личности (УСК) — понятие, введенное Дж. Роттером [120] для характеристики того, где именно субъект локализует контроль за событиями собственной жизни — вовне или в себе самом. Здоровые, зрелые и социально успешные индивиды, как правило, обладают внутренним локусом контроля. Существуют методы диагностики этого личностного свойства, наиболее распространенным в отечественной традиции является вопросник УСК [см. I]. 36 Виктимность — бессознательное стремление стать жертвой трагического происшествия. 37 Буквально это слово значит "держать на руках". 38 Аутизм — это тяжелая форма психопатологии (в частности, при шизофрении), при которой человек практически полностью отказывается контактировать с внешним миром. Аутичные дети могут сутками сидеть в углу, лицом к стене, не двигаясь, ни с кем не разговаривая, нс проявляя никакого интереса к окружающей действительности. 39 Рус. пер. см. в сборнике ее работ под общим названием "Культура и мир детства" - М.: Наука, 1988 - 429 с. 40 "Окнофил" — буквально "любящий цепляться, держаться" (от греческого okneo — ухватывать, удерживать). Слово "филобат" образовано по аналогии с "акробат" — ходящий по краю пространства; а филобат — ходящий по краю любви. 41 Русское местоимение "Я" нс передает оттенков смысловых различий. Я как "Эго" — сознание и самосознание личности, Я как "сэлф" — сущность, индивидуальная природа личности (в юнгианстве и других подходах — в частности, Кохутом — используется понятие "Самость"). 42 В диалоге "Пир". [338] 43 Ф.Перлз так просто бравирует своими трансферентными злоупотреблениями — это, по-моему, один из основных мотивов книги "Внутри и вне помойного ведра". Впрочем, его последователи (И. и М.Польстер, С.Женжер) склонны занимать более сдержанную позицию. Глава 6 44 Намного раньше сходные идеи развивал известный американский философ Чарльз Сандерс Пирс [1191, предложивший описывать прагматику человеческой жизни при помощи очень похожих категорий Первичности, Вторичности и Третичности. 45 Очерк О.Паса называется "Дохляк и другие крайности" [см. 50). 46 По выражению Хайдеггера. 47 Любое выражение понимается буквально. "Не могу сказать, что боюсь" — боюсь и не могу в этом признаться, и т.д. 48 Форма сексуального извращения, состоящая в подглядывании за интимными действиями другого человека — обнажением, половым актом и т.п. 49 Перверсия — принятый в клинике термин, обозначающий извращение. 50 Концепцию смысла как эффекта, происходящего "на поверхности" соприкосновения вещей (событий) и их описаний см. у Ж.Делеза [14]. Не могу удержаться от упоминания совершенно потрясающей книги 51 Барбары О'Брайен "Операторы и вещи" (М.: Класс, 1996). Это "необыкновенное путешествие в безумие и обратно" — документальная история психотического фантазма, записанная самой больной после выздоровления. 52 Перевод А.В.Гавриленко, А.П.Толочко. 53 Лакан называет его объектом 'а'. 54 Перформатив — тип высказывания, эквивалентный действию или поступку. Например, "я пишу" есть сообщение об акте писания, а нс сам этот акт, в то время, как "я прошу" — это и есть сам акт просьбы, а нс информация о ней. 55 Как пишет Лакан, "во всем своем совершенстве" — это себя сознающее, всс-сознающее существо у Гегеля, это истина как не-сокрытость, не-потаенность (алстсйя) у Хайдеггера и т.п. Глава 7 56 Сравнение аналитика с археологом принадлежит самому Фрейду, эту метафору он использует в работе "Конструкции в анализе" [76]. 57 Дневными остатками Фрейд называл реальные события (обычно недавние), которые в искаженном и переработанном виде представлены в сновидениях. 58 По мнению Ю.Кристевой [ИЗ], говорящий субъект расщеплен между сознанием и бессознательным, т.е. одни и те же речевые формы [339] воплощают как сознательные намерения говорящего, так и вытесненные содержания, которые человек не способен вспомнить, и в то же время нс может забыть. 59 Это второй том "Семинаров" Ж.Лакана. 60 Термин Лакана, посредством которого обозначается особый статус вытесненного в структуре Символического. Говоря о насильственном исключении вытесненных переживаний или воспоминаний, психоаналитик подчеркивает присущий им динамизм: вытесненное, будучи "невидимым" для Эго, оказываег мощное влияние на поведение и действия субъекта. В данном случае о присутствии такого вытеснения свидетельствует аффект страха. 61 В одном из своих последних семинаров Лакан предложил рассматривать Реальное, Воображаемое и Символическое в качестве трех колец, соединенных четвертым — симптомом. 62 Имагинация — по-латыни "воображение", имаго — "образ". Как видим, древние рассматривали воображение прежде всего как создание образов. Прилагательное "имагинативный" означает "относящийся к воображению" или "образный", но ни в коем случае нс "воображаемый" в лакановском понимании этого слова. 63 По-моему, это сюжет одного из рассказов Александра Грина. 64 См. об этом подробнее в его работах — таких, как "Aion", "Воспоминания. Сновидения. Размышления", "Психология и алхимия" и др. 65 На одной из книжных полок у меня стоят фигурки котов и кошек. 66 Ж. Делез. Фуко. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. — 172 с. 67 Известный в Северной Европе мифологический сюжет: смерть в виде охотника, война как охота демонических существ. 68 Фильм напряженного действия, "психологический боевик". Глава 8 69 Киев: Софии Ltd., 1996 г. 70 Универсум традиционно понимается в философии как "все сущее", "мир как целое". 71 См. подробнее о них в более ранней работе [24]. 72 См., например, недавно переведенную у нас работу Э.Гловера "Фрейд или Юнг" — СПб.: Академический проект, 1999. — 206 с. 73 Ср. формулировку парадокса Мура: "Идет дождь, но я так не считаю" с утверждением типа "Муж обеспечивает семью, но я так думаю". 74 Клиент произносит, например, фразу "Не могу сказать, что я свою жену ненавижу", полагая, что ее смысл состоит утверждении, что он нс испытывает ненависти к жене. На самом деле значение фразы — в том, что он нс может сказать о своей ненависти. Литература 1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля / Психол. журнал, 1984, № 3, с.152-162. 2. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. — М.: Ad Marginem, 1999. - 432 с. 3. Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб.: Аксиома, 1997. — 336 с. 4. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. — М.-К.: Рефл-Бук, Ваклер, 1999. - 336 с. 5. Бодрийяр Ж. О совращении / Ad Marginem '93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. — с. 324 — 353. 6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. — М.: Добросвет, 2000. — 258 с. 7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000. - 387. 8. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 368 с. 9. Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 336 с. 10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Класс, 1998. - 80 с. 11. Винникотт Д.В. Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. — М.: Класс, 1999. — 176 с. 12. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 117 с. 13. Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. — Воронеж: МОДЭК, 1994. - 491 с. 14. Делез Ж. Логика смысла. — М.: Академия, 1995. — 298 с. 15. Делез Ж. Ницше. — СПб.: Аксиома, 1997. — 186 с. 16. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха // Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. — М.: Ad Marginem, 1992. — с. 189-312. 17. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. — М.: Логос, 1998. — 264с. 18. Демоз Л. Психоистория. — Р/Д.: Феникс, 2000. — 512 с. 19. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. — Мн.: Современный литератор, 1999. — 832 с. 20. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. — М.: Художественный журнал, 1999. — 236 с. [341] 21. Западноевропейская поэзия XX века / ред. М.Ваксмахер и др. — М.: Художественная литература, 1977. — 846 с. 22. Зонтаг С. Мысль как страсть. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 208 с. 23. Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. — К.: Ваклер, 1999. - 282 с. 24. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. — К.: Ваклер, 1997. — 266 с. 25. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 143 с. 26. Кальвино И. Незримые города. — К.: Лабиринт, 1993. — 391 с. 27. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / ред. Ю1С.Степанов. — М.: Прогресс, 1999. — 416 с. 28. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М.: Класс, 1998. — 368 с. 29. Кернберг О. Отношения любви (норма и патология). — М.: Класс, 2000. - 256 с. 30. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства (стратегии психотерапии). — М.: Класс, 2000. — 464 с. 31. Кляйн М. Зависть и благодарность. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 96 с. 32. Куттер П. Современный психоанализ. — СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с. 33. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда.- М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 184 с. 34. Лакан Ж. Семинары. Кн.1. — М.: Логос, 1998. — 432 с. 35. Лакан Ж. Семинары. Кн.2. — М.: Логос, 1999. — 520 с. 36. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М.: Гнозис, 1995. — 101 с. 37. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа, 1996. — 623 с. 38. Леви-Строс К. Сырое и приготовленное. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 406 с. 39. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 265с. 40. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис, 1992. — 272 с. 41. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. — М.: Класс, 1998. - 480 с. 42. Мак-Дугалл Дж. Тысячеликий Эрос. — СПб.: Б&К, 1999. — 278 с. [342] 43. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 224 с. 44. Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. — Л.: ЭКОС, 1991. — 112 с. 45. Нанси Ж.-Л. Corpus. — М.: Ad Marginem, 1999. — 256 с. 46. Нюнберг Г. Принципы психоанализа. — СПб.: Университетская книга, 1999. — 362 с. 47. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск: Высшая школа. 1994. — 307 с. 48. О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в НЛП. — Челябинск: Версия, 1997. - 256 с. 49. От Я к Другому / ред. А.А.Михайлов. — Мн.: Менск, 1997. - 276 с. 50. Пас О. Поэзия. Критика. Эротика. — М.: Русское феноменологическое общество, 1996. — 192 с. 51. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. — М.: Ad Marginem, 1995. — 357 с. 52. Психоанализ в развитии. Сборник переводов / ред.-сост. А.П.Поршенко, И.Ю1Романов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 176 с. 53. Психоаналитические термины и понятия. Словарь / ред. Б.Э.Мур, Б.Д.Файн. - М.: Класс, 2000. - 304 с. 54. Психотерапия / ред. Б.Д.Карвасарский. — СПб.: Питер, 2000. - 544 с. 55. Психотерапия: новая наука о человеке / ред.-сост. А.Притц. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 397 с. 56. Райх. В. Анализ характера. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — 528с. 57. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М.: Медиум, 1995. — 415 с. 58. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М.: Аграф, 2000. — 432 с. 59. Сагецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. — М.: Художественный журнал, 1999. — 205 с. 60. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. -М.: Ювента, СПб.: КСП+, 1999. - 347 с. 61. Самохвалов В.П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. — Симферополь: Сонат, 1999. - 184 с. 62. Современная западная философия (словарь) / ред.-сост. В.С.Малахов, В.П.Филатов. — М.: Политиздат, 1991. — 414с. 63. Современная теория сновидений / ред. С.Фландерс. — М.: Рефл-бук, 1999. - 333 с. 64. Самуэлс Э. Юнг и постыонгианцы. — М.: ЧеРо, 1997. — 416 с. [343] 65. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ (интерсубъективный подход). — М.: Когито-Центр, 1999. - 252 с. 66. Ткаченко А.А. Игровой мир трансгрессивной сексуальности: основания к психопатологической феноменологии парафи-лий. - Ж. "Логос", 1998, № 1, с.204- 229. 67. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. — М., 1996. - Т. 1 - 576 с., Т. 2 - 667 с. 68. Тэрнер В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983. — 277 с. 69. Франкл Дж. Неизведанное Я. — М.: Прогресс, 1998, — 246с. 70. Французская философская мысль в России 90-х годов / Круглый стол в секторе аналитической антропологии ИФ РАН. - Ж. "Логос", 999, № 2, с.313- 352. 71. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 144 с. 72. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — T.I - 384 с., Т.2 - 400 с. 73. Фрейд А, Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб.: В.-Е. Институт Психоанализа, 1997. - 387 с. 74. З.Фрейд, психоанализ и русская мысль / Ред.-сост. В.М.Лейбин. — М.: Республика, 1994. — 384 с. 75. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1991. - 546 с. 76. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. — М.-К.: Рефл-бук, Ваклер,1998. — 284 с. 77. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. - СПб.: Ачетейя, 1998. - 251 с. 78. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Прогресс, 1993. - 458 с. 79. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992. - 296 с. 80. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Минск: Беларусь, 1991. - 606 с. 81. Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М.: Республика, 1995. - 398 с. 82. Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет. — Тбилиси: Мерани, 1991. - T.I - 398 с., Т.2 - 427 с. 83. Фуко М. Археология знания. — К.: Ника-центр, 1996. — 208 с. 84. Фуко М. Воля к истине. — М.: Касталь, 1996. — 448 с. 85. Фуко М. Забота о себе. — К.: Грунт и литера, М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с. [344] 86. Фуко М. Надзирать и наказывать (история тюрьмы). — М.: Ad Marginem, 1999. — 478 с. 87. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977.- 488 с. 88. Хиллман Д. Архетипическая психология. — СПб.: БСК, 1996. - 157 с. 89. Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. — СПб.: БСК, 1997. — 181 с. 90. Черноглазое А. К. Разбитое зеркало. — Ж. "Логос", 1999, № 2, с.269- 285. 91. Эволюция психотерапии (в 4-х т.) / ред. Дж.Зейг. — М.: Класс, 1998. 92. Эко У. Отсутствующая структура. — СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с. 93. Энциклопедия глубинной психологии / ред. Д.Айке. — М.: Интерна, 1998. — 782 с. 94. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с. 95. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — К.: AirLand, 1994. - 405 с. 96. Юнг К.Г. Критика психоанализа. — СПб.: Академический проект, 2000. — 304 с. 97. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М.: Прогресс, 1994. - 336 с. 98. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Канон, 1994. - 320 с. 99. Юнг К.Г. Психология и алхимия. — М.-К: Рефл-бук, Ваклер,1997. - 587 с. 100. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб.: Питер, 2000. — 640 с. 101.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Класс, 1999. - 576 с. 102. Apel К.-О. Communication and the foundations of the humanities. — Acta sociologica. Copenhagen, 1972, Vol.15, № 1. 103. Balint M. Thrills and Regressions. — London: The Hogarth Press, 1959. 104. Baudrillard J. Simulacres et simulation. — Paris, 1981. 105. Greimas A.J. Du Sens. Paris: Editions du Seuil, 1970. 106. Deleuze J., Guattari F. L'Anti-Qedipe. Capitalisme et schizophrenie. — Paris: Gallimard, 1972. 107. Federn P. Ego psychology and the psychoses. — New York: Basic Books, 1952.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |