Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-просветительный отдел Выборгской районной управы




 

На районные думы легла громадная организационная задача – втянуть население, привыкшее при самодержавии к тому, чтобы его опекали сверху, в работу над улучшением своего быта. Мы, большевики, понимаем под местным самоуправлением самое широкое участие масс в строительстве всего уклада городской жизни. Участие населения в этом строительстве заключается не только в том, что население путем голосования выбирает себе представителей, которые и должны пещись об его нуждам, но и в том, что население все время самым внимательным образом следит за деятельностью этих облеченных его доверием представителей, помогает этой деятельности, самым широким образом участвует в ней.

К культурно-просветительной деятельности можно было приступить двояко: можно было просто подобрать небольшую работоспособную коллегию, которая взяла бы на себя открыть необходимые для населения учреждения: школы грамоты, вечерние курсы и пр. Это самый легкий путь, и на него вступило большинство районных дум. Другой путь – втянуть в работу само население, создать широкую культурно-просветительную комиссию из представителей всех общественных демократических организаций данного района. В Выборгском районе существует такая комиссия и собирается еженедельно, в нее входят представители всех заводов (около 40), профессиональных союзов данного района, кооперативов, учащих, юношеской организации, комитета солдаток и пр. Приходят на комиссию и сведущие лица.

Комиссия выделяет из своей среды ряд секций: по внешкольному, школьному и дошкольному образованию, библиотечную, художественную. Секции подготовляют доклады, которые и обсуждаются в комиссии.

2 1/2 месячный опыт подтвердил правильность именно такой постановки работы.

Возьмем хотя бы такой вопрос, как школы грамоты. Обычный прием: подыскиваются помещения, нанимаются учителя – и с делом конец. Результаты? Школы очень часто быстро тают, учащиеся ими не удовлетворены. У нас в Выборгском районе при временной думе произошло совершенно необычайное происшествие: когда открыли в одном школьном помещении школу грамоты, развесили об этом объявления, совершенно не явилось желающих заниматься. Это в Выборгском-то районе, где такая масса безграмотных, особенно женщин! Или население Выборгской стороны не жаждет знания, как иссохшая земля жаждет дождя?! Теперешняя культурно-просветительная комиссия подошла к вопросу иначе: она выбрала из своей среды группу лиц, главным образом рабочих, которая обошла все заводы, сделала в заводских комитетах доклад о необходимости открытия школ грамоты, рабочие стали производить записи, и скоро у управы в руках оказались многие сотни желающих учиться, записывались по 150–200 чел. на заводе. Стали торопить с открытием школ. Но помещения? Выборгская сторона так бедна ими, на помощь могли бы прийти городские школы, но местные преподаватели пока не очень охотно идут навстречу. Рабочие стали подыскивать помещения при заводах. Доклады с заводов и мануфактур на культурно-просветительной комиссии поставили перед участниками ее во всей глубине вопрос о необходимости скорейшей ликвидации безграмотности – этого печального наследия старого режима. Обсудив характер преподавания, комиссия пришла к заключению, что школа грамоты должна не только цать учащемуся уменье читать, писать и считать, но познакомить его также с «грамотой гражданина», т. е. сообщить ему ряд сведений, которые дадут ему понятие о его месте в природе и общественной жизни.

Нужно дать учащемуся не только ключ к знанию, но и указать ему те двери, которые он при помощи этого ключа может открыть. Надо одновременно с техникой грамоты стремиться расширить и умственный кругозор учащихся.

Культурно-просветительная комиссия выработала подробный цикл тех знаний, которые необходимо дать малограмотным ученикам. Это должны быть, по мнению комиссии, не случайные отрывочные знания, а популярное изложение данных науки по всем тем вопросам, которые ложатся в основу миросозерцания. Пора покончить со всеми этими традиционными обрывками знаний из хрестоматий, дальше которых запрещалось идти учителям при старом режиме, и показать, как наука отвечает на все те вопросы, которые будит в уме жизнь.

В связи с необходимостью говорить с учениками не только о буквах и звуках возник вопрос о составе преподавателей. Важно, чтобы в школах для рабочих преподавали люди, к которым рабочие относились бы с полным доверием, во-первых, и которые были бы достаточно подготовлены – во-вторых. В настоящее время существует уже коллегия учителей человек в 35. Решено было, что кто-либо из опытных учителей, вполне владеющий всеми новейшими методами преподавания, побеседует с учащими, прочтет пару лекций, даст несколько пробных уроков. Такой курс уже начат.

Занятия в школах грамоты выдвинули с особой настоятельностью и вопрос о школах для грамотных. В школах этих ощущается громадная потребность. Наплыв в них еще больше, чем в школы грамоты. Перед рабочими встали теперь громадные задачи. И они прекрасно понимают, что для того, чтобы выполнить эти задачи, – хотя бы тот же контроль над производством, – им нужен ряд практических знаний: умение совершенно свободно писать, знание бухгалтерии, коммерческой географии, политической экономии и пр. Программа курсов для взрослых и преследует эту цель: дать рабочим все те знания, которые им так нужны, чтобы освободиться от зависимости интеллигенции, стать на свои собственные ноги.

Вестись занятия в этих группах будут не отвлеченно, а практически, сразу же будет вестись писание корреспонденции, чтение популярных брошюр, отчет о прочитанном, который постепенно переходит в чтение рефератов; арифметика будет тесно связана с ведением отчетности, со статистикой, составлением задач из практики заводской жизни и т. п.

Как велик спрос на такого рода семинарии, видно и сейчас. Вскоре будет произведен точный учет. Завод «Новый Лесснер» уже произвел у себя на заводе анкету, которая выяснит число безграмотных, степень грамотности других, число желающих учиться и т. п. Школы грамотных организованы уже для молодежи, организуются на заводах «Новый Лесснер», «Старый Лесснер», патронном, Розенкранца, на фабрике Гаванера и др. Завершением цикла школ разных ступеней будет народный университет рабочих Выборгской стороны, план которого разрабатывается, подбираются уже лекторы.

Надо помнить, что до сих пор Выборгский район, с его 170 тыс. населением, принадлежал к числу самых заброшенных, и культурная работа, которая намечается, прямо колоссальна, но колоссальна и энергия рабочих, все более и более тесно вовлекаемых в общую работу. Чтобы вовлекать возможно более широкие слои, решено: 1) издавать еженедельный бюллетень о деятельности культурно-просветительной комиссии Выборгского района, в котором население знакомилось бы с постановкой вопросов, с важностью их и т. п.; 2) сделать доклад по заводам; 3) сделать доклад совету домовых комитетов и т. п. Фундамент закладывается прочный, а он необходим, особенно ввиду того, что русская буржуазия быстро переучивается на европейский лад. Она прекрасно видит, что «прижимка пообмякла», как выражался один из героев Глеба Успенского, и что надо пустить в ход более тонкие методы воздействия. Ярким примером того может служить завод Розенкранца. Заметив, что рабочие энергично взялись за культурно-просветительную деятельность, заводоуправление пошло навстречу рабочим и предложило им 100 тысяч рублей на просветительные цели. Правда, заводоуправление вместе со ста тысячами предложило и свой устав. По внешнему виду устав носит архидобрый и справедливый вид. Образуется культурно-просветительный комитет из шести лиц: три от заводоуправления и три от рабочих, они вшестером и решают все вопросы; ассигновки подписываются всегда одним членом заводоуправления и одним рабочим. Но классовый инстинкт рабочих подсказал им, что следует бояться данайцев, несущих дары.

Рассмотрев ближе устав, они увидали, что равенство в комитете – вещь довольно сомнительная. Господа инженеру легко могут переговорить неискусных еще в области школьного дела рабочих, которые многого могут не досмотреть, дать представителям от заводоуправления выработать программы, подобрать учащих и т. п. В случае же, если рабочие захотят повести дело по-своему, представитель заводоуправления всегда может отказаться подписать ассигновку и тем остановить выдачу денег. Поэтому рабочие настаивают на том, чтобы в качестве седьмого члена комитета был введен представитель от местного самоуправления и чтобы подпись ассигновки делалась представителем и казначеем комитета. Вопрос об уставе пока остается открытым, представители культурно-просветительной комиссии при районной управе пока что участвуют в обсуждении вопросов комитета в качестве сведущих лиц. Намечены к открытию детский сад, начальная детская школа, школа грамоты для взрослых. Снято помещение.

Все заводы, все общественные организации района культурно-просветительная комиссия управы стремится связать в одно тесное целое, работающее над задачей дать населению необходимые ему знания.

Эта работа была бы не под силу, конечно, управе, если бы над ней энергично не работал целый ряд товарищей рабочих, членов культурно-просветительной комиссии. Особенно много делает в этом отношении культурно-просветительная комиссия Выборгского Совета Рабочих Депутатов. Ее представители бывают на всех собраниях районной культурно-просветительной комиссии, считают работу этой комиссии своей, поддерживают все ее начинания. Товарищи рабочие, делавшие обход заводов, пришли к выводу, что для того, чтобы районная комиссия могла успешно работать, необходимо укрепить культурно-просветительные комиссии на местах, в заводах. При многих заводах такие комиссии есть, кое-что начато, часто не хватает сил, чтобы развернуть работу вовсю, нужна помощь, сведущие лица, указания. В большинстве металлических заводов культурно-просветительные комиссии, плохо ли, хорошо ли, существуют. Не то на текстильных. Их в нашем районе шесть. Если заводоуправления таких заводов, как «Арсенал», Розенкранца, дают десятки тысяч на культурно-просветительные цели, если у «Нового Лесснера», на металлическом заводе, на патронном легко найти помещения, то у текстильщиков царит старая атмосфера. «Завод для работы, а не для университетов», – отрезал представитель заводоуправления на фабрике Чешера на требование рабочих дать помещение под школу. А на ниточных, бумагопрядильных и ткацких фабриках больше всего темноты, безграмотности, придавленности. Тут нужна больше всего помощь, и помощь немедленная. Особая агитационная комиссия ходит из завода в завод, из фабрики в фабрику и делает доклады о деятельности районной культурно-просветительной комиссии. Напряженно слушает аудитория. Доклады не проходят бесследно. Число представителей в районной культурно-просветительной комиссии растет. Оживает работа на местах.

Работает и рабочая молодежь. У ней энергия бьет через край. В школе Нобеля все три класса набиты учениками: одна группа для безграмотных, две для грамотных (всего около 150 человек). Районная культурно-просветительная комиссия дает им учителей, помогает вырабатывать программы. Девушки организовали школу кройки и шитья, усердно работают каждый вечер, школа платная; необходимы деньги, чтобы окупить покупку машин и оплату учительницам. Районная управа направила к ним опытную учительницу рукоделия, обсудила план соединения обучения шитью и кройке с устройством литературных чтений, бесед по общественным вопросам.

Открыли у себя школу и юноши у «Нового Лесснера», хотят ставить обучение общественным наукам. Пришли за учителями.

Представители домовых комитетов района просят сделать им доклад о культурно-просветительной деятельности. Кое-где домовые комитеты складываются уже в довольно жизненные общины. При домовых комитетах возникают клубы; у членов их являются вопросы, как поставить работу в этих клубах, как организовать при них летучие библиотеки, ясли и пр. Мысль работает в этом направлении. Если удастся втянуть в работу домовые комитеты, будет разрешена в известной мере задача, как привлечь к делу культурного строительства не чисто заводское население, наименее организованное, наиболее распыленное, как втянуть его в общее русло культурно-просветительной работы, как выявить рассеянные в его среде силы, могущие помочь поставить работу на должную высоту.

Представители совета домовых комитетов уже посылают своих представителей в районную библиотечную комиссию. Работа этой комиссии складывается также довольно интересно. В нее входят представители заводских библиотек, городских, клубных и т. д. При очень многих заводах, где работают металлисты, есть библиотеки, в некоторых даже довольно недурные, но многие из них еще не функционируют и являются мертвым капиталом. Нет опытных людей, нужны инструктора. У текстильщиков библиотек нет. Тут дело надо налаживать вновь. Надо сказать, что широкие слои населения еще не привыкли пользоваться библиотекой, и не потому, что нет охоты читать, тяга к книге громадная. Брошюры наши в районе, например, идут нарасхват. На покупку книг рабочий Выборгского района тратит, пожалуй, гораздо больше, чем, скажем, швейцарский, но пользование библиотеками не вошло еще в обычай. Библиотеку надо еще приблизить к читателю, сделать ее доступной ему. В Выборгском районе, например, три городских библиотеки-читальни, но читателями их являются главным образом учащиеся средних учебных заведений, мелкие служащие; рабочие же в подавляющем большинстве даже не знают о существовании этих библиотек-читален, не идут туда. Тут вина не рабочего. До сих пор каталоги городских библиотек были ниже всякой критики, научные книги, популярные почти отсутствовали в них. Рабочие не находили в библиотеках книг, которые бы отвечали на их запросы, даже беллетристический отдел далеко не удовлетворителен. В библиотеке чисто, светло, удобно, рабочий рвется к книжке, а библиотеки пустуют. Город дал теперь по четыре тысячи рублей на пополнение городских библиотек-читален. Вот перед библиотечной комиссией и стоит теперь вопрос, как реорганизовать эти читальни, как пополнить их каталоги так, чтобы они удовлетворяли потребностям не только искусственно подобранного круга теперешних читателей этих библиотек, но потребностям всего населения данного района. Библиотечная комиссия разрабатывает каталоги; обсуждает план летучих библиотек, правила их функционирования, характер их; намечает организацию справочного отдела при библиотеках, разрабатывает план вывешивания рекомендательных каталогов, реорганизацию пользования газетами в читальне. Работа громадная, и надо сказать, что в этой области рабочие почти всецело предоставлены своим силам. Интеллигенция, в былые времена так охотно шедшая просвещать народ, отсутствует. Правда, теперь рабочие пустят к себе не всякого. Когда обсуждался недавно вопрос о контроле над учителями, один из рабочих рассказал интересный эпизод. Он учится на платных счетоводных курсах, где учатся и другие рабочие. И вот один из учителей вздумал развивать ученикам идею необходимости войны до победного конца. Возмущенные рабочие обратились к администрации курсов, и администрация, дорожащая платными учениками, в 24 часа убрала не умевшего приспособляться к своей аудитории учителя. Вообще рабочие Выборгского района умеют устранять с поприща культурной деятельности нежелательные им элементы. Когда после 3–5 июля в одном из кинематографов-миниатюр Выборгского района один актер, любимец публики, позволил себе назвать большевистскую газету хулиганской, кинематограф огласился единодушным криком: «Долой!», зал опустел, и карьера актера, не сумевшего учесть настроения рабочей публики, в Выборгском районе была закончена... Конечно, в такой грубой форме выступать перед питерскими рабочими невозможно, и такие выступления в сущности безвредны. Гораздо опаснее культурная деятельность тех, кто приходит к рабочим под видом друзей, кто умеет приспособиться к настроению рабочих и будет проводить свое влияние под спудом.

Перед рабочими громадные задачи, рабочие проявляют чудеса организации и энергии, но им нужна помощь, им нужны знания. Все те, кто может работать в качестве библиотекарей, учителей грамоты, лекторов, учителей чтения и т. п., все, кто имеет специальные знания, социал-демократы большевики должны отбывать трудовую повинность – нести свои знания рабочим.

1917 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.