Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектурно-художественные решения




Перед алтарем должна быть расположена солея шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совпадать с уровнем пола алтаря.

Солея с клиросами

Иконостас

Алтарь

1.1 - престол; 1.2 - жертвенник; 1.3 - Горнее место; 1.4 - запрестольный образ; 1.5 - семисвечник; 1.6 - выносной Крест; 1.7 - выносная икона Богоматери; 1.8 - аналой; 1.9 - место отдыха священнослужителя; 1.10 - стол для облачения; 1.11 - шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 - вытяжной канал для кадила; 1.13 - включатель паникадила храма и местного освещения жертвенника; 1.14 - штепсельная розетка для кипятильника; 1.15 - рукомойник; 1.16 - место для выносных свечей; 1.17 - вешалка для одежды

2.1 - Царские врата; 2.2 - северные диаконские двери; 2.3 - южные диаконские двери

3.1 - амвон; 3.2 - ограждение солеи; 3.3 - аналой регента; 3.4 - шкаф для богослужебных книг; 3.5 - киот для икон; 3.6 - подсвечник; 3.7 - место для хоругви

Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе, причем устройство порогов не допускается. Устройство входа в алтарь непосредственно снаружи в ряде случаев удобно функционально, но нежелательно с точки зрения символики алтаря как образа Рая, куда могут попасть только «верные», стоящие в средней части храма.

В алтаре, как правило, устраиваются три оконных проема, причем центральный, ориентированный на восток, часто заменяется запрестольным образом, имеющим подсветку искусственным источником света. При размещении оконных проемов в верхней части алтарной апсиды центральное окно может располагаться над запрестольным образом.

Напротив Царских врат солея, как правило, имеет выступ (амвон) многогранной или полукруглой формы с радиусом верхней ступени 0,5 - 1,0 м.

В храмах, вместимостью более 300 человек солея как правило, имеет декоративное решетчатое ограждение с открывающимися частями напротив дверных проемов иконостаса. Ширина каждой створки должна быть не менее 0,8 м.

По бокам солеи, как правило, устраиваются клиросы для размещения церковных хоров. Их ширина принимается в зависимости от вместимости храма, но должна быть не менее 2,0 м. Клиросы, как правило, отделяются от средней части храма киотами для икон, обращенных в среднюю часть храма.

В случае невозможности размещения церковных хоров на солее или на антресоли, для них могут устраиваться огражденные помосты в средней части храма, как правило, при наличии центральных столпов - с их восточной стороны.

Притворы могут служить в качестве входного тамбура или могут быть развиты с добавлением трапезной части, обеспечивающей дополнительное размещение прихожан. К трапезной части могут примыкать один или несколько приделов храма.

Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.

В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и собственно храм), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и другие в соответствии с заданием на проектирование.

При наличии гардеробной верхней одежды количество крючков определяется заданием на проектирование, но должно быть не менее 10 % числа вместимости храма.

Размещение туалетов в храме, как правило, не разрешается. Допускается размещение туалета для священнослужителей в западной части притвора или его цокольной части в комплексе подсобных помещений, отделенных от помещений для прихожан.

Вход в притвор предусматривается с открытой или перекрытой площадки - паперти, возвышающейся над уровнем земли не меньше на 0,45 м.

На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.

Примерная схема размещения основных структурных элементов приходских храмов показана на рис. 12.

Общую площадь храма рекомендуется принимать из расчета от 0,5 до 1 м2 на единицу вместимости храма без учета солеи с клиросами и алтаря.

Площадь части храма, где располагаются молящиеся, рекомендуется принимать из расчета 3 человека на 1 м2 без учета площадей, они не стоят: вокруг подсвечников, аналоя, «кануна», скамей для сидения немощных и других элементов оборудования храма, размещенных вдоль стен и вокруг столбов. Для размещения молящихся, как правило, используется 70 до 90 % площади средней части храма в зависимости от его размера.

Правила подсчета общей, полезной и расчетной по вместимости площади, площади помещений, строительного объема, площади застройки и этажности зданий православных храмов

Общую площадь храма следует определять как сумму площадей этажей (включая технический, цокольный, подвальный этажи и застекленные ярусы колокольни), измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей хоров, закрытых гульбищ, лоджий и балконов. При этом площадь лестничных клеток, лифтовых и других шахт включается в площадь этажа с учетом их площадей в уровне данного этажа.

Площади подполья для проветривания храма, чердака, технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,6 м, а также тамбуров, портиков, крылец, открытых гульбищ и наружных лестниц в общую и полезную площадь храмов не включаются.

Рис. 12. Планировочная схема приходского храма

1 - паперть с гардеробной; 2 - лестница на колокольню; 3 - помещение сторожа; 4 - техническое помещение; 5 - притвор с «церковным ящиком»; 6 - иконная лавка; 7 - кладовая; 8 - крещальня; 9 - помещение для переодевания; 10 - помещение персонала; 11 - исповедальня (требная); 12 - трапезная часть; 13 - средняя часть храма; 14 - алтарь; 15 - понамарка; 16 - ризница; 17 - солея с амвоном; 18 - клирос; 19 - придел; 20 - алтарь придела; 21 - понамарка с ризницей; 22 - солея с амвоном

Полезную площадь храма следует определять как сумму площадей помещений богослужебного и подсобного назначения, а также хоров и звонниц без учета лестничных клеток, внутренних открытых лестниц, а также шахт и помещений, предназначенных для размещения инженерных коммуникаций и оборудования.

Площадь под лестницами при высоте от пола до низа выступающих конструкций 1,6 м и более включается в полезную площадь помещений, где расположены лестницы.

Расчетная по вместимости площадь храма определяется как сумма площадей средней части (собственно храма), трапезной части, хоров и приделов, предназначенных для размещения расчетного числа прихожан, за исключением площадей, занятых солеёй и утварью храма: киотами, подсвечниками и др.

Площадь помещений храмов следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета киотов и плинтусов). Площадь, занимаемую солеёй, следует относить к площади средней части (собственно храма). В площадь помещения не включается площадь, занимаемая печью.

Строительный объем храма определяется как сумма строительного объема выше отметки +0,00 (надземная часть) и ниже этой отметки (подземная часть).

Строительный объем надземной и подземной частей храма определяется в пределах ограничивающих поверхностей с включением ограждающих конструкций, куполов, глав, звонниц и др., начиная с отметки чистого пола каждой из частей храма, без учета выступающих архитектурных деталей и конструктивных элементов, подпольных каналов, открытых гульбищ, объемов портиков, балконов, открытых звонниц и пространства под стилобатом на опорах (в чистоте), а также проветриваемых подполий под храмами.

Площадь застройки храма определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу храма на уровне цоколя, включая выступающие части. Площадь под гульбищем, расположенным на столбах, и под крытым переходом включаются в площадь застройки.

При определении этажности надземной части храма в число этажей включаются надземные этажи храма и цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

Подполье для проветривания под храмом, независимо от его высоты, в число надземных этажей не включается.

В этажность храма количество ярусов пристроенной колокольни не включается. Технический этаж, расположенный в чердачном пространстве храма, при определении этажности храма не учитывается.

Значение храма как места молитвы, Дома Божия, Царства Небесного может быть выражено различными средствами. Канонической храмовой архитектуре соответствует строгий и возвышенный стиль ввиду молитвенного предназначения храма. В то же время образ Дома Божия - Царя Небесного выражается через благолепие храма с широким использованием декоративных средств. В архитектурных решениях древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты Царства Небесного. Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, учитывая, что объектами внимания молящихся должны быть священные изображения стенописи и икон. Главной зоной архитектурной декорации является преимущественно верхняя зона храма, символизирующая Царство Небесное.

Критериями архитектурной выразительности православного храма являются:

символическое отражение образа Царства Небесного;

красота как выражение божественного начала;

следование традиции;

узнаваемость форм.

Архитектурная композиция

Одним из образов присутствия Божия на земле, Его Творения, является Красота. Однако свойство этой Красоты - божественное, неотмирное и вечное, не подверженное влиянию переменчивых земных вкусов и пристрастий. Выражаться подобная Красота в храмовой архитектуре может через соразмерность, гармонию целого и частей, пропорциональном единстве всего сооружения. Декоративные средства могут привлекаться только как сопутствующие, отражая больше вкусы строителей, которые в каждую эпоху вносили в храмовую архитектуру, которую они посвящали Богу, свое представление об идеальной красоте.

Храм, рассматриваемый в аспекте профессиональной деятельности архитектора, является архитектурным сооружением, в создании художественного образа которого важнейшее место занимает композиция, одним из основных понятий которой является пропорция. Композиционной значимостью обладают именно пропорции, в которых раскрываются внутренние закономерности связи форм.

В математике пропорцией называется равенство двух отношений - а: b = с: d. Члены пропорции взаимосвязаны, любой из них может быть определен по трем остальным. Для образования пропорции необходимы два или несколько взаимосвязанных отношений.

Пропорция, связывающая между собою две формы - а: b = с: d, должна войти в систему, охватывающую все части архитектурного организма. Пропорциональный строй должен отвечать обязательному требованию гармонии - сочетать единство и многообразие. Цельность - необходимое условие самого существования композиции, многообразие необходимо для еесодержательности, эстетической действенности.

Последовательный ряд фигур может быть связан двумя основными видами закономерности возрастания, основанными на арифметической или геометрической прогрессии. В первом случае каждая в ряду фигур больше предыдущей на одну и ту же величину. Особенность «золотого сечения» заключается в том, что эта пропорция связывает между собою отношения частей и целого. Непрерывный ряд золотого сечения выражает идею деления целого на свои подобия таким образом, что возникшие величины, складываясь, могут воссоздать исходный размер. Ряд золотого сечения может стать основой соразмерности бесконечного множества величин. С другой стороны, взаимопроникающая соразмерность возникает в этом ряду уже между двумя величинами - меньшая относится к большей так же, как большая относится к их сумме. В количественном выражении ряд золотого сечения может быть представлен следующим образом:...0,056; 0,090; 0,146; 0,236; 0,382.

Пропорциональные соотношения, в том числе золотого сечения, можно увидеть в геометрических построениях с использованием целого ряда многоугольников (рис. 13). Такому отношению соответствует отношение стороны правильного 10-угольника к радиусу описанной окружности. Пятиугольнику, или пентаграмме, также свойственны отношения размеров в золотом сечении. Хорошими пропорциями обладает прямоугольник с отношением сторон в золотом сечении. Вписанному в круг прямоугольнику, стороны и диагональ которого образуют треугольник Пифагора, свойственны отношения 1:2:3:5:8 и т.д., близкие к отношениям золотого сечения.

Важнейшим инструментом при пропорционировании является применение основных геометрических фигур: квадрата, круга и треугольника как носителей совершенства, порядка и гармонии, которым в древних трактатах придавалось сакральное значение выражения закономерностей построения вселенной. Конкретные разработки строятся на таких пропорциональных системах, как квадрирование и триангулирование на основе сеток квадратов и треугольников (рис. 14).

Геометрические методы установления размерности элементов здания были для зодчих Древней Руси необходимым условием строительства храмов. Размер каждой части постройки устанавливался через соотношение с размерами других частей. Исходным служил размер какой-то одной части, имевшей особое значение в структуре здания. Простейшим случаем было повторение такого размера определенное число раз - простое кратное отношение.

Рис. 13. Отношения и пропорции

Рис. 14. Схема пропорционирования объемно-планировочного решения

В других случаях соразмерность определялась посредством геометрических построений, в основу которых брались величины, связанные с исходным размером.

В системах отношений откладывался и опыт поисков конструктивно целесообразных размеров элементов. Установившаяся пропорциональность частей в известной мере заменяла расчет на прочность. Так, найденное опытным путем отношение между толщиной стены и пролетом опирающегося на нее свода входило в традиционную систему соразмерностей.

Гармоничность системы, где взаимосвязь величин зримо раскрывала внутренние закономерности структуры, становилась важным эстетическим качеством. Прекрасное было порождением стройности целого, единства, проникнутого многообразием. Все части композиции были связаны, но формы связи были разнообразны, как и сами части.

Архитектором Е.Ф. Желоховцевой предложен способ построения ядра трехнефного храма с помощью розетки, который дает возможность варьировать соотношения длины и ширины здания, в пределах пропорционального строя целого. Процесс построения плана расчленяется на несколько геометрических действий, каждое из которых охватывает какое-то архитектурное звено. Связанные между собой, они создают непрерывную цепочку зависимостей не между отдельными параметрами, а между звеньями в целом (рис. 15).

Анализ планов древних крестово-купольных церквей позволяет дать характеристику их пропорций, однако анализ может осуществляться различными методами. В «геометрическом» методе в качестве модуля принимается ширина подкупольного прямоугольника, а параметры постройки получаются через разнообразные геометрические и кратные соотношения с модулем и друг с другом. Как показали исследования проф. К.Н. Афанасьева, для церкви Покрова на Нерли исходным размером послужила меньшая сторона подкупольного прямоугольника (рис. 16). Большая сторона его связана с исходным размером через отношение («функцию Жолтовского»). Это отношение выступает в соразмерностях храма как главная тема, переплетаясь с кратными отношениями. «Функция Жолтовского» определяет и прямоугольник, в который вписаны очертания основного объема постройки (соотношение сторон 1:( ). Линия, проходящая через центр подкупольного прямоугольника и соединяющая северный вход с южным, делит большой прямоугольник в отношении . То же соотношение определяет и прямоугольник, в который вписаны подкупольные столбы, и саму форму столбов в плане, вытянутую в направлении с запада на восток. Диагонали подкупольного прямоугольника равен наружный диаметр центральной апсиды, большой стороне его - диаметр боковых. Равные по ширине северный и южный нефы вдвое уже центрального.

Высота церкви вместе с куполом равна удвоенной длине большой стороны прямоугольника, охватывающего основной объем в плане. Завершение колонн, отмечающее верх кубического объема главного массива храма, делит общую высоту в отношении . Расстояния между средней и западной парой колонок, членящих южный фасад, связаны отношением , расстояния между восточной и средней парой - «золотым отношением». Диаметру средней закомары равна высота портала - этот размер также оказывается производным от подкупольного прямоугольника и равняется «функции Жолтовского» от его диагонали.

По другой теории параметры постройки можно получить с помощью разных мер древнерусской линейной системы, связанных между собой геометрическими и кратными соотношениями. Архитектор И.Ш. Шевелев, выполнивший анализ церкви Покрова на Нерли, полагает, что для осуществления замысла в натуре создатель сооружения пользовался двумя эталонами, связанными отношением . Такими эталонами могли служить старые русские меры - «мерная сажень» (176,4 см) и «сажень без чети» (197,2 см).

Академик Б.А. Рыбаков показал, что в древнерусской системе мер длины существовали меры, несоизмеримые в рациональных отношениях, но соизмеряемые при помощи простых геометрических построений. Связь между ними определялась отношением квадрата и его диагонали («мерная сажень» и «великая косая сажень» - 249,4 см). Такое же отношение связывало «прямую сажень» - 152,8 см и «косую казенную сажень» - 216 см. В самих названиях - «косая сажень» - содержится указание на диагональ квадрата. Та же геометрическая закономерность связывает с прочими мерами и «сажень без чети». Совместное существование и использование этих единиц длины - вероятная основа практического способа установления соразмерности в произведениях зодчества Древней Руси.

По мнению И.Ш. Шевелева, можно представить себе примерную схему разбивки плана храма.

1. На приготовленной выровненной площадке устанавливаются по странам света оси храма. Их перекрестие дает центр построения, который может быть использован для отсчетов размеров.

2. Специально изготовленными эталонами длины, в связь размеров которых заложена основная соразмерность постройки, размечается положение наружных стен храма, причем западная ветвь оси храма устанавливается более протяженной, чем восточная.

Рис. 15. Схема построения планов крестово-купольных храмов

а - варианты построения удлиненного центрального звена плана; б - геометрический анализ плана 2-го яруса Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, 1152 г.

аб: вг = де: жи = кл: мн = 1: ( )

Рис. 16. Соразмерности храма Покрова на Нерли

3. Определяются прямоугольник, очерчивающий столбы, толщина столбов и подкупольный прямоугольник. Эта операция имеет решающее значение для композиции внутреннего пространства храма: она устанавливает ширину пересекающихся в центре и образующих форму креста главного нефа и трансепта, определяя их взаимосвязь и связь в ширине продольных нефов (главного с боковыми). Одновременно с этим чертеж ядра на земле определил связь диаметра купола с размерами храма в плане, взятыми по стенам четверика.

Развитие внутреннего пространства в направлении север-юг определяется взаимосвязью размеров поперечных пространств. Чтобы достичь композиционного единства, мастер должен установить соответствие в ширине западной и восточной травей, прибавить к ним с востока глубину алтаря и с запада - ширину нартекса. Эти размеры обычно также подчинены размерам ядра храма. Но, кроме того, в сумме они ограничены положением уже намеченных наружных стен храма. Поэтому возможны некоторые неувязки между первоначально определенной длиной храма и длиной, полученной вследствие уточнения взаимодействия внутренних размеров.

Современный архитектор определяет размеры каждого элемента своего произведения в зависимости от его назначения, материала и конструкции. Он выражает их величины в отвлеченных измерениях метрической системы мер и фиксирует на чертеже. Строители, возводя постройку, соизмеряют величины ее элементов с чертежом и условной единицей - метром, а не в отношениях одного к другому. Таким образом, соразмерность потеряла свое прежнее практическое значение. И если в прошлом несоразмерная постройка была невозможна технически, то теперь строительный процесс не контролирует гармоничность частей сооружения. Правда, десятичная система исчисления, а также чертежные угольники в 45° и 60°, которыми пользуются архитекторы, уже сами по себе вносят в каждый чертеж определенное единство масштаба и пропорций. Применяя пропорциональный циркуль, установленный в золотом сечении, и ограниченное число модульных размеров, можно сознательно получить желаемые соотношения. Применение компьютеров во многом лишило архитекторов и этой возможности. Отсюда возникла необходимость уделять большое внимание гармонизации при разработке архитектором проекта сооружения.

Живописная декорация

Образы храма отражаются как в архитектурной композиции сооружения храма, так и в системе его наружной и внутренней декорации, в том числе системе росписи. Здесь также строго соблюдается принцип иерархии в изображении сюжетов и персонажей. Как могли бы располагаться в царских чертогах придворные в соответствии с чином каждого, так же в иерархической системе располагаются в храме - доме Царя Небесного изображения небожителей: Самого Бога, Матери Божией, ангельских чинов и Святых. В строгой иерархии находятся изображения евангельских сюжетов земной жизни Спасителя, деяний Апостолов и жития Святых.

Система живописного или мозаичного убранства православного храма делится на части, соответствующие тройственному единству Неба, Рая и земного мира. В храме можно выделить три зоны: первая - зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конхи апсиды; вторая - зона парусов и верхних частей стен; и третья - зона нижних или второстепенных сводов и нижних частей стен (рис. 17).

В верхней зоне находятся изображения наиболее священных лиц (Христа, Богоматери, Ангелов) и тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события. Центральный медальон с Христом или Пантократором в куполе размещается таким образом, что его можно различить при взгляде с запада на восток. К небесной зоне самого храма принадлежит и конха главной апсиды. Здесь помещается фигура Богоматери или сидящей, или стоящей (тип Оранты или Одигитрии). В боковых апсидах изображаются или родители Богоматери - Иоаким и Анна, или Предтеча Спасителя - Иоанн Креститель.

Вторая из трех зон храма посвящается жизни Христа, изображениям праздничного цикла. Она вмещает в себя монументальный календарь христологических праздников. Классический цикл состоит из двенадцати сцен двунадесятых праздников: «Благовещения», «Poждества», «Сретения», «Крещения», «Преображения», «Воскрешения Лазаря», «Входа в Иерусалим», «Распятия», «Воскресения» («Сошествия во ад»), «Вознесения», «Сошествия Святого Духа» и «Успения Богоматери». В живописных циклах к этому ряду зачастую прибавляются несколько изображений, которые демонстрируют историю Страстей Христовых - «Тайная Вечеря», «Омовение ног», «Поцелуй Иуды», «Снятие со Креста» и «Уверение Фомы», а также историю детства Христа (история Марии и Иосифа, «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет») и историю Его проповеди (цикл чудес и притч). Строгих правил, которые определяли бы выбор образов, размещающихся во второй зоне, не существует. Однако архитектура церкви предрешает количество и место располагающихся там изображений.

В третьей и самой нижней зоне централизованной системы располагаются отдельно стоящие фигуры Апостолов и Святых. Эти фигуры распределяются в соответствии с двумя взаимодействующими принципами: учет их ранга функций и учет календарной последовательности. Святители и Праотцы располагаются в главной апсиде или рядом с ней в нисходящем иерархическом порядке - от ветхозаветных Праотцев, через Пророков и учителей первых веков христианства, к скромным служителям Церкви. В средней части размещаются Святые, поделенные на несколько разрядов: святые целители-бессребреники изображаются вблизи алтаря, святые воины - на столбах и арках центрального купола, а все прочие - главным образом в боковых нефах, размещаясь в соответствии с порядком их памятей в литургическом календаре.

Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах часто располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ - «полотенец», на которых как бы несут священные изображения, расположенные выше.

Рис. 17. Система декорации Софийского собора в Киеве (X в.)

Но этот порядок ни в коем случае не неизменен. Он открывает дорогу вариациям, зависящим от посвящения данного храма и от его архитектурного типа.

Наружные росписи

Внешнее живописное убранство православных храмов является традиционным для всего восточно-христианского мира. Наружное убранство существует в тесной взаимосвязи с внутренней декорацией храма, являясь ее преддверием. Кроме того, живопись на фасадах храмов обращена в окружающее пространство и рассчитана на восприятие людьми, проходящими мимо или подходящими к храму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.