Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль внешней среды в этиологии




ОПЫТ 2

ОПЫТ 1

Наблюдение защитных и компенсаторных реакций организма

 

Организм находится в тесном взаимодействии с окружающей средой. Внешние условия непрерывно меняются. Жизнь организма представляет собой как бы постоянное приспособление к условиям среды.

Способность организма изменять, регулировать свои функции соответственно обычно встречающимся колебаниям окружающей среды, называется физиологической регуляцией функций.

Когда организм подвергается воздействию необычного (чрезвычайного) раздражения, физиологическая регуляция функций нарушается, устанавливаются новые взаимоотношения с внешней средой, новый характер приспособления – регуляция функций нарушается, устанавливаются новые взаимоотношения с внешней средой, новый характер приспособления – регуляция функций при патологии.

Благодаря этой регуляции включаются защитные (оборонительные) и компенсаторные механизмы, вследствие чего в той или иной степени компенсируются нарушенные функции, наступает определенное приспособление организма к необычным условиям жизни.

Принадлежности опыта: вивисекционный стол, ножницы, пинцеты, вата, аммиак, аппарат для искусственного дыхания, кролик, лигатуры.

ЦЕЛЬ ОПЫТА: Наблюдение защитных реакций (рефлексов) организма.

МЕТОДИКА ОПЫТА И РЕЗУЛЬТАТЫ. У кролика подсчитывают дыхание до опыта. Затем к носу (не касаясь его) подносят на несколько секунд вату, смоченную аммиаком. При этом отмечается задержка дыхания (апное) на некоторое время.

Задержка дыхания от действия аммиака на слизистую оболочку дыхательных путей и является защитной реакцией организма на необычный раздражитель.

ЦЕЛЬ ОПЫТА: Наблюдение компенсаторных реакций (рефлексов) организма.

МЕТОДИКА ОПЫТА: Кролик фиксируется на вивисекционном столе спиною книзу. После подготовки операционного поля под наркозом на шее вскрывается трахея и в нее ввязывается канюля. Последняя сообщается посредством резиновой трубки с аппаратом искусственного дыхания. Ножницами надрезается кожа вокруг грудной кости, затем удаляется кость с концами реберных хрящей. Этим вскрывается грудная клетка. (Предварительно включить аппарат для искусственного дыхания). Становятся видными органы грудной полости, студенты наблюдают работу сердца, легких, диафрагмы до опыта). Затем резко уменьшается подача воздуха или вовсе выключается аппарат искусственного дыхания на 20-30 секунд. Через несколько секунд после включения аппарата снова подсчитывается число сердечных сокращений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Подсчитывая число сердечных сокращений до и при уменьшении подачи воздуха, а также после выключения аппарата искусственного дыхания, можно заметить учащение сердцебиения – тахикардию. Это учащение сердцебиения при кислородной недостаточности – гипоксемии – следует рассматривать как компенсаторное приспособление в условиях патологии; тахикардия компенсирует (в известной степени) гипоксемию. Кроме того, отмечается усиленное сокращение дыхательной мускулатуры – это тоже компенсаторный механизм.

 


Тема

 

Болезнетворный фактор действует на организм, находящийся в определенных условиях внешней среды. Способность организма реагировать на действие патогенных раздражителей изменчива и зависит от условий окружающей среды. Одним из важных свойств внешней среды является ее температура.

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОПЫТА: три широкогорлые колбы, каждая вместимостью около 100 мл; на дно колб кладется немного ваты (0,5 г) для предупреждения намокания наружных покровов мыши мочой. Три пробирки, герметически закрывающие колбы. Три взрослые белые мыши одинакового веса. Химические термометры. Сосуд с теплой водой (+40–430С). Сосуд с холодной водой (+3–50С). Сосуд со снегом или кусочком льда.

ЦЕЛЬ ОПЫТА: выяснить роль внешней среды (температуры) при действии кислородной недостаточности (гипоксемии).

МЕТОДИКА ОПЫТА. Три белые мыши, каждая весом около 20 г, помещаются в три широкогорлые колбы емкостью примерно 100 мл. Колбы одновременно герметически закрываются пробками. Далее одна из колб на две трети своего объема помещается в сосуд с водой, подогретой до +400С. Вторая колба ставится в холодную воду с температурой +50С. Третья колба оставляется при комнатной температуре +18–200С. Температура теплой и холодной воды поддерживается на одном уровне во время опыта и контролируется химическими термометрами. Студенты ведут подробные протоколы опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. При перегревании мышь погибла быстрее, чем при охлаждении и при комнатной температуре. Различно и поведение животных при разных температурах. Перегреваемая мышь проявляет наибольшие признаки возбуждения (резкие движения – двигательное беспокойство, одышка). У охлаждаемой мыши признаки возбуждения наблюдаются только вначале, а потом отсутствуют, животное сидит спокойно, дышит ровно, медленно, глубоко.

Основным патогенным раздражителем является кислородная недостаточность: животное погибает тем быстрее, чем быстрее оно израсходует находящееся в сосуде количество кислорода. Величина же потребления кислорода определяется интенсивностью обменных процессов. Таким образом, первое объяснение результатов этих опытов таково: различие во внешней картине болезни и сроках жизни при перегревании и охлаждении зависит от разной интенсивности обменных процессов в перегретом и охлажденном организмах. При охлаждении мыши интенсивность ее обменных процессов, после некоторого периода повышения, снижается, и данного количества кислорода этой мыши хватает на больший срок, чем той, которая находится при комнатной температуре. В отношении перегреваемой мыши ход рассуждения обратный.

Проверка газового состава воздуха после смерти мышей показывают, что охлаждавшаяся мышь погибает при концентрации кислорода в 3,8%, мышь при комнатной температуре погибает при 7,2% кислорода, а мышь перегревшаяся – при 8,2% кислорода. Как видно, чувствительность к недостатку кислорода у охлажденной мыши наименьшая. Понятно, что эта мышь и жила дольше всех, так как могла дольше расходовать кислород, пока он достиг смертельной для нее концентрации – 3,8%. Наоборот, мышь, перегретая наиболее чувствительна к недостатку кислорода. Поэтому смертельная для нее концентрация кислорода (8,2%) была достигнута скорее и мышь погибла раньше, мышь при комнатной температуре занимает среднее положение.

 


Тема




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.