Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система обеспечения безопасности развивающейся личности. Две парадигмы обеспечения безопасности




В настоящее время сложилась определенная система обеспечения безопасности развивающейся личности. Она включает в себя: создание психологически безопасной среды; обучение правилам поведения в опасных ситуациях; осуществление психопрофилактической и психокоррекционной работы; формирование специфических личностных качеств. Дадим краткую характеристику этим элементам системы.

Создание психологически безопасной среды. Специальные исследования и реальная практика жизни и деятельности показывают, для того чтобы человек жил и позитивно развивался, для него должны быть созданы условия, при которых он чувствовал бы себя комфортно и безопасно. Справедливости ради необходимо отметить, что психолого-педагогическая наука всегда была озабочена вопросом, как и каким путём создать в образовательных учреждениях такую материальную и социальную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы оптимальному развитию личности.

Одним из первых характеристику некоторых типов сред дал Я.Корчак: «догматический», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры», «идейный». «Догматический» тип характеризуется наличием жестких традиций и авторитета, дисциплиной, пассивностью учащихся. Для «безмятежной» образовательной среды характерно доброжелательное отношение к воспитанникам, отсутствие необходимой требовательности; такой тип формирует пассивность и неспособность к деятельной, напряженной жизни. «Карьерный» тип формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим. «Идейная» (творческая) среда воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную [5].

В последние десятилетия ведется активная работа непосредственно в направлении выделения параметров безопасной образовательной среды. Здесь мы сошлемся на исследования, проведенные под руководством И.А.Баевой [20].

Психологическая безопасность среды определяется авторами как состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников. В свою очередь психологическая безопасность личности проявляется, по их мнению, в её способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Психологическая безопасность проявляется в переживании своей защищенности или незащищенности в конкретной жизненной ситуации.

На основе выделения таких параметров, как личностно-эмоциональная защищенность – незащищенность и социально-психологическая умелость или неумелость, выделяются четыре типа сред: психологически-безопасная среда; либеральная среда; манипулятивно-авторитарная среда; попустительская среда.

Личностно-эмоциональная защищенность проявляется в состоянии комфорта, стремления жить работать и учиться без опасения подвергнуться насилию, принуждению, манипулированию и т.д. Социально-психологическая умелость – набор умений, дающий возможность компетентно строить свой жизненный путь, самостоятельно решать проблемы, выстраивать тактику поведения, исключающая насилие.

В качестве критериев психологической безопасности среды выделяются следующие: положительное отношение в среде; уровень удовлетворенности отдельными характеристика среды; ощущение защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Основным условием создания психологически безопасной среды является организация взаимодействия, основанного на диалогическом общении, сотрудничестве, отказе от психологического насилия. Достигается посредством специального активного социально-психологического обучения всех участников образовательного процесса.

Обучение правилам поведения в опасных ситуациях. Следует отметить, что данное направление работы является наиболее распространенным. Действительно, как мы уже неоднократно указывали, человек в своей жизни сталкивается с многочисленными опасностями. В то же время за свою многовековую историю человечество выработало и эффективные способы защиты от них. Как вести себя на дороге, на транспорте, на воде, при угрозе наводнения, пожара, соблюдать технику безопасности и мн.мн.др.

Эти правила осваиваются ребенком уже в семье, в специальных учебных курсах в образовательных учреждениях, во внеучебной и внерабочей деятельности. В ряде случаев без знания правил безопасности невозможно осуществлять деятельность, не нанося вреда себе и окружающим. Однако если бы все люди соблюдали правила, то многих опасных ситуаций можно было бы избежать.

К сожалению, следует констатировать, что существует феномен сопротивления безопасности, игнорированию угроз, если вероятность их возникновения в данный конкретный момент оценивается как относительно невысокая. Такое безрассудство зачастую приводит к печальным последствиям, но поправить ситуацию часто не представляется возможным.

Тем не менее, данная форма работы явно превалирует над другими. И здесь многое зависит от формирования соответствующей мотивации у людей, а также от эффективности применяемых технологий.

Организация психопрофилактической и психокоррекционной работы. Как мы уже отмечали, развитие – это объективный процесс, где личность может выступать субъектом саморазвития, а может и отдать «бразды правления» на откуп случайным событиям, обстоятельствам, поступать ситуативно и необдуманно. В результате даже благополучный «вектор развития» может значительно отклоняться от первоначального оптимального направления. Вот здесь-то и нужны соответствующие социальные, психологические службы, способные вовремя обнаружить отклонения от развития и внести соответствующие коррективы.

В настоящее время в психологии наиболее устоявшимся является понятие психологического сопровождения личности, под которым понимают система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (М.Р.Битянова [1]).

Преимущества выбора стратегии сопровождения в качестве ведущей в системе взаимодействия «взрослый-ребенок», в отличие от других стратегий, например, стратегии поддержки, состоит в следующем:

- оно дает возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил для того, чтобы продвинуться вперед;

- признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития.

- взрослый не является опорой, простым «костылем», на который в случае необходимости может всегда опереться ребенок (некоторые дети вообще привыкают к «костылям» и не могут без них сделать ни шагу). Он побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, т.е. создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.

В рамках психологического сопровождения особое место занимают психопрофилактика и психокоррекция.

Профилактическая работа направлена на предупреждение негативных процессов в развитии личности, которые могут возникнуть при доминировании определенного типа обстоятельств жизни и деятельности индивида. В настоящее время наиболее разрабатываемыми являются технологии профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании, игромании и др., то есть наиболее опасных для человека пристрастий, которые однозначно отрицательно сказываются на его физическом, психическом и психологическом здоровье. Другая группа технологий ориентирована на предупреждение агрессивности, враждебности, эгоизма и других негативных личностных проявлений.

В тех ситуациях, когда обнаруживаются явные отклонения в развитии индивида, приобретающие явно негативный характер и угрожающие его становлению как личности, активно используются специальные методы психологической коррекции и психотерапии.

Понятие «психологическая коррекция» включает в себя три взаимосвязанные стороны. Во-первых, это совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии аномального ребенка. Во-вторых, есть способ профилактики нервно-психических нарушений у детей. В-третьих, деятельность психолога по изменению, исправлению личности и отдельных её психических проявлений, приведение психического развития в соответствие с нормой или некоторой идеальной моделью с учетом индивидуальных возможностей человека.

Существуют классификации психокоррекции по разным основаниям: по характеру направленности; по содержанию; по форме работы; по наличию программ; по характеру управления корригирующими воздействиями; по продолжительности; по масштабу решаемых задач.

В настоящее время имеется значительное (если не сказать очень большое) количество различных программ, направленных на решение задач коррекции интеллектуального, личностного развития детей и молодежи, а также на обучение общению, взаимодействию, выходу из конфликтных ситуаций. Все они, в конечном счете, работают на решение проблемы обеспечения оптимального развития личности на разных этапах онтогенеза.

Формирование специфических личностных качеств. Как уже понятно из изложенного ранее материала, в процессе обеспечения безопасности развивающейся личности основное внимание должно быть обращено не только на создание соответствующей среды, обучение правилам поведения в ситуациях, несущих угрозу, профилактику и коррекцию, но и на развитие у человека способности самостоятельно противостоять опасностям, идти на разумный риск, выстраивать свой жизненный путь в безопасном направлении, не опасаясь при этом трудностей и возможных неудач. Если мы будем уверены, что индивид отвечает этим требованиям, то можно сказать, что основная цель достигнута. Конечно, это требует максимального внимания к каждой личности, повседневного труда, связанного с индивидуальным подходом. Но только такой путь в действительности даст положительные результаты. Чего, к сожалению, мы не можем сказать о современном состоянии рассматриваемой проблемы.

Итак, нами были охарактеризованы четыре основные элемента системы обеспечения безопасности развивающейся личности. В зависимости от того, на какие из этих элементов делается акцент, выделяются две парадигма обеспечения безопасности. В первом случае делается акцент на ограждении человека от опасностей или помощь ему в трудной ситуации, что предполагает создание благоприятных условий для жизни, деятельности, самореализации – назовем ее «ограждающе - помогающей» парадигмой. Во втором – на воспитании у личности таких черт и особенностей характера, которые помогали бы ей самостоятельно в ходе своей жизни и построении собственной траектории саморазвития, преодолевать трудности, противостоять угрозам. Назовём ее «инициативно-созидающей» парадигмой.

В рамках первой парадигмы основное внимание обращается на освоение личностью различных правил поведения в различных угрожающих ситуациях, что нашло свое концентрированное выражение в курсах «Основы безопасности жизнедеятельности». Сюда же относится создание благоприятной среды, осуществление профилактической и коррекционной работы. В рамках второй парадигмы предпринимаются попытки разработать целостные модели воспитания культуры безопасности и формирования безопасного типа личности.

Отметим, что эти две парадигмы не противопоставлены, а взаимно дополняют друг друга. В то же время вплоть до настоящего времени «ограждающе-помогающая» парадигма является доминирующей. А, учитывая тот факт, что полностью оградить и обезопасить личность от возможных многообразных угроз, невозможно, она уже не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. В следующей главе мы остановимся на второй парадигме и ее характеристике подробнее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.