КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспрессивная алалия
Лечение и коррекция Лечение и восстановительное обучение · индивидуальная работа с речевым терапевтом; · контакт с понимающим учителем; · правильное участие семьи; · фармакологическое лечение (средства биологической стимуляции и препараты, улучшающие внимание, стимулирующие память - ноотропы, витамины группы В, алоэ, пирацетам = ноотропил, энцефаболин т.д.); · психотерапевтическая помощь ребенку и его семье; Формирование функционального базиса навыков чтения и письма. Развитие речевых навыков и функций: · осознание звуковой стороны речи, смыслоразличительной роли звуков; · стимуляция слухового внимания; · совершенствования фонематического восприятия (стол - столы); Развитие зрительно- пространственного восприятия · анализ изображений; · оперирование сенсорными эталонами и соответствующими понятиями (квадрат внутри круга и т.д.); · мысленное перемещение и трансформация зрительных объектов; · навыки схематического изображения (план комнаты или пути); Формирование изобразительных способностей · дорисовывание незаконченных рисунков; · найти как можно больше деталей; · воспроизведение фигур по памяти; · письмо букв и слов по шаблонам. Развитие сукцессивных способностей: · серии движений; · серии слов; · серии ритмов; · серии фигур; Развитие способности к концентрации, к переключению внимания: · длительная сортировка и нанизывание бусинок; · подсчитать количество кубиков, не обращая внимания на треугольники; · чтение алфавита, перемешанного с цифрами; · отыскивать числа от 1 до 25 при том, что цифры - красные и черные и т.д. Существует мнение, что экспрессивная ("моторная") алалия представляет собой лишь задержку в сроках овладения языком. Иными словами, дети с алалией проходят те же этапы овладения языком, что и дети с нормальным развитием, и что на этих этапах у тех я других детей наблюдаются одинаковые особенности в разных подсистемах языка (семантической, лексической, синтаксической, морфологической, фонематической и фонетической) по сравнению с языковой нормой. Экспериментальные данные, подтверждающие это мнение, немногочисленны, относятся только к фонематическому уровню, и, с нашей точки зрения, недостаточно убедительны, поскольку характеризуют явление весьма односторонне (см., например, [Lorentz, 1965]). Видимо поэтому многие исследователи отделяют эволюционную афазию или иначе афазию развития (developmental aphasia), то есть в нашей терминологии алалию, от так называемой "простой задержки" [Lannay, Borel-Moisonny, 1972; Wood, 1965]. По их мнению, при "простой задержке" мы встречаемся только с отставанием в сроках овладения языком, а при эволюционной афазии (алалии) мы наблюдаем явления, которые, по определению Г.Хэда, относятся к нарушению символизации и формулирования. Но каково содержание этих нарушений и в чем они отличаются от особенностей речи детей с "простой задержкой", авторы, к сожалению, не говорят. Таким образом, вопрос о разграничении алалии и "простой задержки" остается нерешенным. Это, по нашему мнению, отрицательно сказывается на дифференциальной диагностике и на выборе оптимальных путей медико-педагогической работы, которые, надо полагать, должны быть разными, если только эти две формы патологии речевой деятельности действительно различаются. Одним из авторов этой статьи [Ковшиков, 1985] была выдвинута гипотеза о том, что экспрессивная алалия - это не только и не столько задержка в сроках овладения языком, сколько патологическое его развитие, поскольку при алалии наблюдаются такие аномалии в потреблении языковых форм, которые отсутствуют у детей с "простой задержкой". В данной статье приводятся результаты экспериментов, которые, как мы полагаем, подтверждают эту гипотезу. В первом эксперименте изучалось произнесение звуков в разных контекстуальных условиях, а во втором-употребление падежных окончаний существительных. Испытуемыми были дети дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) со вторым уровнем недоразвития речи [Левина, 1968] или иначе-со второй степенью нарушения языковой системы [Ковшиков, 1985]. Иными словами языковая система у обследованных детей была относительно развита, но в их речи, как правило, наблюдались разнообразные и сильно выраженные лексические, синтаксические, морфологические, фонематические и фонетические нарушения. Для сравнения были взяты материалы у ряда других авторов о развитии речи нормально развивающихся детей [Сикорский, 1899; Гвоздев, 1927; Левина, 1940; Салахова, 1972; Якобсон, 1972; Бельтюков, 1983; Слобин, 1984]. В первом эксперименте изучалось произнесение 36 согласных, которые занимали разные позиции в словах и находились в разном фонетическом контексте. Эти слова были произнесены детьми при назывании картинок. Сравнение результатов этого эксперимента с особенностями речи нормально развивающихся детей, находящихся на разных этапах усвоения фонетической системы, выявило как сходство, так и различия сравниваемых групп. К сходным чертам следовало отнести: упрощение слоговой структуры слов, сокращение в слогах количества согласных, нечеткий характер произнесения звуков ("мягкость") и неопределенность звучания многих звуков, незакономерные редукции, замены одних звуков на другие, повторение звуков, перемещение слогов, пропуски звуков, слогов, а также неустойчивость правильной реализации (в одним случаях дети произносят звук правильно, а в других заменяют его на другие звуки). При этом замены у детей обеих групп могут носить "бессистемный" характер - один и тот же звук может насчитывать множество переходных форм.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |