Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие замечания. Нарушения письма и чтения (дислексия и дисграфия)




Нарушения письма и чтения (дислексия и дисграфия)

История развития человечества позволила оформиться так называемой внешней памяти, и произошло это за счет кодирования и фиксации знаний в символическом виде. Возможность пользоваться этим культурно-эволюционным достижением определяется, естественно, овладением навыками чтения и письма.

Первыми возникли иконические формы письменности - "пиктографическое письмо" - которые, собственно, были рисунками. Эти типы письма уступили место силлабическим (слоговым), а потом и алфавитным системам письменности. Такая эволюция письма была вызвана усложнением когнитивных способностей человека и дифференциацией сенсомоторных навыков. Антропологические исследования свидетельствуют, что развитые формы письменности возможны только при определенном, минимально необходимом уровне когнитивных навыков. Ф. Кликс пишет, что понятиями архаического мышления являются наглядно-иконические представления. Передача сообщений в этом случае происходит с помощью рисунков.

Сходные черты культурной эволюции письменности мы видим у детей при овладении грамотой. Для того, чтобы это стало возможным, ребенок должен достичь известного уровня когнитивной и моторной зрелости. Наступление т. н. "школьной зрелости" зависит от ряда биологических и психологических факторов. Недостаточная зрелость соответствующих механизмов может привести к значительным затруднениям в овладении письмом и чтением.

По данным англо-язычной литературы 15-20 процентов детей школьного возраста страдают этими расстройствами при нормальном интеллекте. в этой связи говорят о минимальной мозговой дисфункции, o minimal brain damage и о specific learning disability. Дети с такими нарушениями по интеллектуальному уровню находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности при усвоении школьной программы.

Мозговые механизмы нарушения чтения и письма стали интересовать ученых еще в начале века. Наиболее известную гипотезу причин таких нарушений высказал S. Orton (1937): он считал, что у таких людей нарушена функциональная специализация полушарий головного мозга, что показателями - среди прочего являются левшество и амбидекстрия. Дело обстоит не просто, в частности показаны нарушения пространственной ориентировки в сторонах тела и внешнем пространстве. Показано, что нарушено запоминание и воспроизведение временной последовательности событий, действий, слов; нарушены сканирующие движения глаз. Группа исследователей из Гарварда показала, что "выпадение" групп слов или букв у дислексиков происходит из-за аномально медленного функционирования ряда нервных процессов - в основе лежит неспособность воспринимать очень быстро меняющиеся стимулы. М. Левингстон выяснила, что у дислексиков мелкоклеточные системы, отвечающие за медленные процессы, анализирующие высококонтрастные изображения функционируют нормально, тогда как крупноклеточные, отвечающие за быстродвигающиеся низкоконтрастные образы - нарушены. Исследования мозга таких больных post-mortem показали, что нейроны крупноклеточной системы имеют у них необычно маленькие размеры, а мелкие нервные клетки проводят сигналы медленнее. Значит, по ее мнению, сигналы поступают от мелко- и крупноклеточной системы к высшим мозговым механизмам в неправильной последовательности. Для других видов психической деятельности это было бы не так важно, но чтение зависит от анализа очень быстрых движений глаз - и такие аномалии оказываются роковыми.

В слуховой системе также выделяют быстрые и медленные системы, что может объяснять нарушение восприятия устной речи при дислексии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.