Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При афф и эфф ф-мах моторн афазии исп-ся методы, направ на преод-е 1ч реч дефекта и те, кот рассчит на устран-е 2ч симптоматики




25)

24)

23)

23)

21)

20)

19)

18)

17)

16)

15)

При пор-и 2ч корковых полей слух сис-мы прав полушария (42-го и 22-го) больные (правши) не способ опред знач-е различ бытовых (предметных) звуков и шумов - слухов или акустическая агнозия.

В груб случ она выр-ся в том, что больные не м опред-ть смысл сам простых быт звуков (скрип дверей, шум шагов, звук льющейся воды и т. п.), хотя слух у них сохр и они м различ звуки по h, интенсив-ти, длит-ти и тембру.

Чаще встреч-ся > стерт ф-ма слух нар-й в виде дефектов слух пам.Они прояв-ся в спец экспериментах, показ, что больные, способные различать звуко-высотные отнош-я, не м выработ слух дифференцировки, т. е. запом 2 (или >) звук эталона. У больных с височ пор-ями нар-ся такж способ-ть к различ-ю звук комплексов разн слож-ти, особ состоящих из серии послед-ных звуков.

Аритмия – больные не м прав оцен и воспроизв относит-но простые ритмич структы, кот предъяв-ся на слух.

Амузия – нар-е способ-ти узн-ть и воспроизв-ть знаком или только что услыш мелодию, а такж отлич их 1 от др; больные м оцен муз как болезненное и неприят пережив-е (прояв-ся главн образом при пор-и прав височ обл).

Нар-е интонационн сторы речи: не различ реч интонации, сами не оч выразит-ны.

 

 

Сенсорная афазия:

+ страд задн треть височ извилины лев П (зона Вернике)

+ 1ч фактор: нар-е фонематич слуха (нар-е аналитико-синтетич деят-ти слух. К в виде нар-й дифференц сис-мы реч звуков).

+ все симптомы, кот образ синдром сенсорной афазии, дел-ся на гры:

- нар-я звук сторы речи:

~ сохр мелодич рис слова, но больной не в сост-и повт-ть его, извращая его звук состав (литеральная парафазия)

~ дефектные слова замещ-ся др смысловыми комплексами, хор упрочненными в прош опыте и относ-ся к той же смысл сфере.

~ «словесный салат» (чел не м членораздельно говорить, поток звуков, нет слов)

~ полный распад письма, прояв-ся в замене фонем, перестановке звуков

~ расхожд-е м-у сохр-тью узнавания знакомых. слов и подлинным чтением.

- нар-е смысл сторы речи:

~ слова теряют предметн соотнесённость, за ними не стоит конкрет знач-е

- реч амнезия (нар-е запом-я и воспроизв-я слов)

 

Акустико-мнестич афазия:

- средн отделы височ зоны + зрит отделы К + отделы К, отвеч за тонус ГМ

- нар-е послед-ти словесных следов в К

- симптом: нар-е зрит воспр-я, способ-ти воспроизв-я серии слов, их напис-я.

- страд слух мнестич деят-ть

- тер-ся способ-ть к удерж-ю в пам восприн на слух инфы при сохр фонематич слухе и прав поним-и устн речи, прояв-я суж-е Vа слухо-реч пам (2-3 эл-та) и нал-е слабости акустич следов

 

Амнестическая афазия (Лурия):

+ акустико-мнестич

+ оптико-мнестич:

- пор-е задненижн отделов височ обл

- в осне – слабость зритных предств-й

- распад-ся зрит-но-мнестич звено реч сис-мы, связи м-у зрит-ными образами слов и их наименованиями.

- не м назв предметы и пыт-ся дать им опис-е.

- нет явных зритных гностич расстройств (хор ориентир-ся в зритном пространстве), но част нар-на способ-ть изобр объекты

 

Семантич афазия:

- теменно-затылоч зона (зона перекрытия)

- страд-т поним-е грамматич конструкций, кот в той или иной ^ отраж оtый симультанн анализ и синтез яв-й (треб-ся otое мысл представ-е неск-ких яв-й):

~ предлоги

~ слова с суффиксами (чернильница)

~ сравнит-ные отнош-я

~ конструкции Р п (брат отца)

~ временные конструкц

~ в кот отнош-я выр-ны с пом страд залога (освещается)

~ инверсии

~ логич связ-е слова разведены др от др

~ с глагами, обознач действия, перех-е с 1 объекта на др.

 

Афферентная кинестетич афазия:

- пор-е нижн отделов теменной обл М (40 поле).

- осн ф-р: распад нужн набора движ-й на ур-не артик аппа

- иннервация артикуляционн актов тер обыч избират-ть => чел не нах сразу нуж полое-е яза и губ

- осн симптом – замена отдельн артик-й

- нар-е письма и чтения

- 1ч дефект - распад изолир-ных артикулем, а не звук образа слова в цел => звуконаполн-е в слове м б неправ, а общ звуч-е сохр-ся.

- м б эмболы

Эфферентная кинетич афазия:

- пор-ся центр Брока

- осн ф-р: невозм-ть орг-ть во t послед-ный набор движ-й

- нар-е плавн, протек во t артикуляционн движ-й.

 

Зача нейроПч исслед-я: выяв-е 1ч дефекта, его структы (описав общ картину возникших измен-й психич деят-ти, выд-ть осн дефект, вывести из него 2ч нар-е и приблиз-ся к опис-ю того синдрома, кот яв-ся следствием осн дефекта).

Треб-я к нейроПч исслед-ю:

- не > 30-40 мин (чел быстро утомл-ся)

- нейроПг д располагать широкой серией совершенно конкректн проб (методик), кот позв бы ориентир-ся в том большом диапазоне нар-й, кот м им место у больных с локальными пор-ями ГМ.

- д вкл ряд синтетич проб, прослеж слож ф-мы психич деят-ти (речь, чтение, письмо, счёт, реш-е зач)

- д давать кач-ный (структный) анализ наблюдаемого симптома, указ-я, какой хар-р нос наблюд-й дефект и в F каких прич (ф-ров) эт дефект появ-ся

- нейроПч ислед-я д интерес-ся не стольк результом реш-я зач, сколько особ-тями проца их реш-я

- исслед-е д б построено так, чтобы получаемые результы указ не тольк на дефект, но и на те особ-ти нейродинамики, кот леж в осне возникш нар-й.

- получаемые результы д обладать достаточ надёж-тью, т е критерием надёж-ти. Он обеспеч-ся сравнит анализом результов гры разнородн проб и обнаруж-я в них общ признаков, уклад-ся в единой синдром.

Этапы:

- ориентировоч: исслед-е ист-и бол-ни, предварит беседа с больным, примен-е ряда ориетировоч проб для выясн-я общ фона и хар-ки его психич процов

- углуб изуч-е той гры психич процов, кот при ориентировоч этапе выяв опред дефекты

- напис-е нейроПч заключ-я: д опис осн дефект, прояв-е его в разн ф-мах психич деят-ти и указ-е на тот патофизиологич ф-р, кот леж в его осне.

 

Методы:

+ Предварит беседа:

- опред-е общ сост-я соЗ больного: ориентация в месте, во t, в собств лич-ти

- ур-ня интеллектуальн разв-я

- отнош-я к себе и ситуации, в кот он нах-ся

- явных или сткрыт признаков левшества

- исслед-е жалоб

+ Исслед-е двиг-ных ф-й:

- опис-е ф-ров, вх-их в структу двиг-ных ф-й:

~ F, точ-ть, тонус движ-й

~ кинестетич афферентация, обеспеч-я прав направ-е двиг-ных импельсов по опред адресу и const кор-ю движ-я

~ зрит-но-пространств афферентация, обеспеч-я прав постр-е движ-я в коорд-ях внеш пространства

~ обобщ-е двиг-ных иннерваций, превращ-е их в пластич двиг-ные мелодии

~ подчин-е движ-я регулирующему вл-ю тех словесн связей, кот формулир-т цель действия и обеспеч сравн-е эффекта действия с им-ся намерениями.

Исслед-е различ ф-ров:

+ F, точ-ти, тонуса движ-й:

- пересчёт пальцев в быстр темпе много раз

- сводить и разводить пальцы

+ кинестетич афферентации:

- закр глаза; исслед-ль дел позу; реб-к д повт-ть её с откр глазами (м др рукой)

+ зрит-но-пространств афферентация:

- то, что исслед-ль – лев рукой, показ прав

+ созд-е двиг-ной мелодии:

- быстро: кулак-ребро-ладонь

- реципрокное взаимод-е рук

- игра на рояле

- заборчик: лист бумаги, на кот нарис /\_П_/\_П; предлаг-ся дорис, не отрывая руки

- напис: «слушайте тишину», «мишина машина»

+ исслед-е подчин-я движ-я регулирующему вл-ю словесн связей:

- назв кажд движ-е

Исслед-е оральн праксиса (двиг ф-й губ, яза, лица):

- надуть щёку

- высунуть яз

- улыбнуться

- повт исслед-лем

- серия движ-й.

 

В инициальн стадии заб-я и, =>, при наиб груб ^ выраж-ти реч дефекта, актуальн при 2х ф-мах моторн афазии яв-ся исп-е прямых (растормаж-щих и стимулирующ) методов Аы. К ним относ-ся:

- стимуляция поним-я ситуативн и бытовой речи. Исп-ся упр-я по показу предметов и ответам на вопры в ситуативн диалоге.

- растормаж-е произносит-ной сторы речи: достиг-ся путем сопряженного, отраженного и см произнес-я автоматизир-ных реч рядов: порядк счета, перечисл-я дней недели, пения песен, оканчивания пословиц и фр с «жестким контекстом»; моделир-я ситуаций, стимулирующ продуцир-е непроизвольн возгласов: «Ой1 Ох! Ах1 Боже мой! и пр» Стимулир-ся такж простые коммуникативн виды речи, напр, ответы на вопры 1-2 словами в простом ситуативн диалоге Для эт моделир-ся ситуации, способств-е вызову коммуникативно значимых слов «да», «нет», «хочу», «буду» и т.д.

- стимулир-е глобальн чтения и письма. Зад-я: расклад-е подписей под картинками (предметн и простыми сюжетными); письмо наиб привыч слов — идеограмм («Россия», «мама» и пр.); спис-е прост слов и фр; сопряженное чтение прост диалогов.

На послед этапах восстанов-я методы обуч-я рассчит на произв деят-ть. Она треб подключ-я макс Vа межанализаторных резервов компенсации (запасных афферентаций).

При эфферентн моторн афазии специфич яв-ся А, направ на выраб-ку артикуляционн перекл-й. Помимо известных приемов, исп-мых при кор-и звукопроизнош-я у детей, здесь полезна экстериоризация звуко-ритмич сторы речи: дел-е слов на слоги с отстук-ем, кажд слога, выд-е голосом ударн слога, воспроизв-е голосом абриса слова, подбор слов с идентич звуко-ритимич структой, ритмизир-ное произнес-е слов во фре с привлеч-ем внеш опор — отстук-е, улавливание и воспроизв-е различ созвучий, в т ч и подбор рифмирующ-ся слов.

Остальн виды Аы не яв-ся специфич. Они исп-ся при 2х ф-мах афазии при усл-и, что реч дефект перест быть грубо выр-ным.

Фравая речь, семантика слова, чтение и письмо при моторн афазиях страд 2ч, структа их дефекта нос стандартн хар-р. В связи с эт для преодол-я эт расстройств пригодны универсальн методы, исп-мые в практике преод-я нар-й речи у детей, а такж в преподав-и иностранн язов. Спец зачу сост подбор лексико-фразеологич мата, отвеч-го возрастным пар-рам больных, а такж их инд-ному «язому портрету».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.