КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При афф и эфф ф-мах моторн афазии исп-ся методы, направ на преод-е 1ч реч дефекта и те, кот рассчит на устран-е 2ч симптоматики
25) 24) 23) 23) 21) 20) 19) 18) 17) 16) 15) При пор-и 2ч корковых полей слух сис-мы прав полушария (42-го и 22-го) больные (правши) не способ опред знач-е различ бытовых (предметных) звуков и шумов - слухов или акустическая агнозия. В груб случ она выр-ся в том, что больные не м опред-ть смысл сам простых быт звуков (скрип дверей, шум шагов, звук льющейся воды и т. п.), хотя слух у них сохр и они м различ звуки по h, интенсив-ти, длит-ти и тембру. Чаще встреч-ся > стерт ф-ма слух нар-й в виде дефектов слух пам.Они прояв-ся в спец экспериментах, показ, что больные, способные различать звуко-высотные отнош-я, не м выработ слух дифференцировки, т. е. запом 2 (или >) звук эталона. У больных с височ пор-ями нар-ся такж способ-ть к различ-ю звук комплексов разн слож-ти, особ состоящих из серии послед-ных звуков. Аритмия – больные не м прав оцен и воспроизв относит-но простые ритмич структы, кот предъяв-ся на слух. Амузия – нар-е способ-ти узн-ть и воспроизв-ть знаком или только что услыш мелодию, а такж отлич их 1 от др; больные м оцен муз как болезненное и неприят пережив-е (прояв-ся главн образом при пор-и прав височ обл). Нар-е интонационн сторы речи: не различ реч интонации, сами не оч выразит-ны.
Сенсорная афазия: + страд задн треть височ извилины лев П (зона Вернике) + 1ч фактор: нар-е фонематич слуха (нар-е аналитико-синтетич деят-ти слух. К в виде нар-й дифференц сис-мы реч звуков). + все симптомы, кот образ синдром сенсорной афазии, дел-ся на гры: - нар-я звук сторы речи: ~ сохр мелодич рис слова, но больной не в сост-и повт-ть его, извращая его звук состав (литеральная парафазия) ~ дефектные слова замещ-ся др смысловыми комплексами, хор упрочненными в прош опыте и относ-ся к той же смысл сфере. ~ «словесный салат» (чел не м членораздельно говорить, поток звуков, нет слов) ~ полный распад письма, прояв-ся в замене фонем, перестановке звуков ~ расхожд-е м-у сохр-тью узнавания знакомых. слов и подлинным чтением. - нар-е смысл сторы речи: ~ слова теряют предметн соотнесённость, за ними не стоит конкрет знач-е - реч амнезия (нар-е запом-я и воспроизв-я слов)
Акустико-мнестич афазия: - средн отделы височ зоны + зрит отделы К + отделы К, отвеч за тонус ГМ - нар-е послед-ти словесных следов в К - симптом: нар-е зрит воспр-я, способ-ти воспроизв-я серии слов, их напис-я. - страд слух мнестич деят-ть - тер-ся способ-ть к удерж-ю в пам восприн на слух инфы при сохр фонематич слухе и прав поним-и устн речи, прояв-я суж-е Vа слухо-реч пам (2-3 эл-та) и нал-е слабости акустич следов
Амнестическая афазия (Лурия): + акустико-мнестич + оптико-мнестич: - пор-е задненижн отделов височ обл - в осне – слабость зритных предств-й - распад-ся зрит-но-мнестич звено реч сис-мы, связи м-у зрит-ными образами слов и их наименованиями. - не м назв предметы и пыт-ся дать им опис-е. - нет явных зритных гностич расстройств (хор ориентир-ся в зритном пространстве), но част нар-на способ-ть изобр объекты
Семантич афазия: - теменно-затылоч зона (зона перекрытия) - страд-т поним-е грамматич конструкций, кот в той или иной ^ отраж оtый симультанн анализ и синтез яв-й (треб-ся otое мысл представ-е неск-ких яв-й): ~ предлоги ~ слова с суффиксами (чернильница) ~ сравнит-ные отнош-я ~ конструкции Р п (брат отца) ~ временные конструкц ~ в кот отнош-я выр-ны с пом страд залога (освещается) ~ инверсии ~ логич связ-е слова разведены др от др ~ с глагами, обознач действия, перех-е с 1 объекта на др.
Афферентная кинестетич афазия: - пор-е нижн отделов теменной обл М (40 поле). - осн ф-р: распад нужн набора движ-й на ур-не артик аппа - иннервация артикуляционн актов тер обыч избират-ть => чел не нах сразу нуж полое-е яза и губ - осн симптом – замена отдельн артик-й - нар-е письма и чтения - 1ч дефект - распад изолир-ных артикулем, а не звук образа слова в цел => звуконаполн-е в слове м б неправ, а общ звуч-е сохр-ся. - м б эмболы Эфферентная кинетич афазия: - пор-ся центр Брока - осн ф-р: невозм-ть орг-ть во t послед-ный набор движ-й - нар-е плавн, протек во t артикуляционн движ-й.
Зача нейроПч исслед-я: выяв-е 1ч дефекта, его структы (описав общ картину возникших измен-й психич деят-ти, выд-ть осн дефект, вывести из него 2ч нар-е и приблиз-ся к опис-ю того синдрома, кот яв-ся следствием осн дефекта). Треб-я к нейроПч исслед-ю: - не > 30-40 мин (чел быстро утомл-ся) - нейроПг д располагать широкой серией совершенно конкректн проб (методик), кот позв бы ориентир-ся в том большом диапазоне нар-й, кот м им место у больных с локальными пор-ями ГМ. - д вкл ряд синтетич проб, прослеж слож ф-мы психич деят-ти (речь, чтение, письмо, счёт, реш-е зач) - д давать кач-ный (структный) анализ наблюдаемого симптома, указ-я, какой хар-р нос наблюд-й дефект и в F каких прич (ф-ров) эт дефект появ-ся - нейроПч ислед-я д интерес-ся не стольк результом реш-я зач, сколько особ-тями проца их реш-я - исслед-е д б построено так, чтобы получаемые результы указ не тольк на дефект, но и на те особ-ти нейродинамики, кот леж в осне возникш нар-й. - получаемые результы д обладать достаточ надёж-тью, т е критерием надёж-ти. Он обеспеч-ся сравнит анализом результов гры разнородн проб и обнаруж-я в них общ признаков, уклад-ся в единой синдром. Этапы: - ориентировоч: исслед-е ист-и бол-ни, предварит беседа с больным, примен-е ряда ориетировоч проб для выясн-я общ фона и хар-ки его психич процов - углуб изуч-е той гры психич процов, кот при ориентировоч этапе выяв опред дефекты - напис-е нейроПч заключ-я: д опис осн дефект, прояв-е его в разн ф-мах психич деят-ти и указ-е на тот патофизиологич ф-р, кот леж в его осне.
Методы: + Предварит беседа: - опред-е общ сост-я соЗ больного: ориентация в месте, во t, в собств лич-ти - ур-ня интеллектуальн разв-я - отнош-я к себе и ситуации, в кот он нах-ся - явных или сткрыт признаков левшества - исслед-е жалоб + Исслед-е двиг-ных ф-й: - опис-е ф-ров, вх-их в структу двиг-ных ф-й: ~ F, точ-ть, тонус движ-й ~ кинестетич афферентация, обеспеч-я прав направ-е двиг-ных импельсов по опред адресу и const кор-ю движ-я ~ зрит-но-пространств афферентация, обеспеч-я прав постр-е движ-я в коорд-ях внеш пространства ~ обобщ-е двиг-ных иннерваций, превращ-е их в пластич двиг-ные мелодии ~ подчин-е движ-я регулирующему вл-ю тех словесн связей, кот формулир-т цель действия и обеспеч сравн-е эффекта действия с им-ся намерениями. Исслед-е различ ф-ров: + F, точ-ти, тонуса движ-й: - пересчёт пальцев в быстр темпе много раз - сводить и разводить пальцы + кинестетич афферентации: - закр глаза; исслед-ль дел позу; реб-к д повт-ть её с откр глазами (м др рукой) + зрит-но-пространств афферентация: - то, что исслед-ль – лев рукой, показ прав + созд-е двиг-ной мелодии: - быстро: кулак-ребро-ладонь - реципрокное взаимод-е рук - игра на рояле - заборчик: лист бумаги, на кот нарис /\_П_/\_П; предлаг-ся дорис, не отрывая руки - напис: «слушайте тишину», «мишина машина» + исслед-е подчин-я движ-я регулирующему вл-ю словесн связей: - назв кажд движ-е Исслед-е оральн праксиса (двиг ф-й губ, яза, лица): - надуть щёку - высунуть яз - улыбнуться - повт исслед-лем - серия движ-й.
В инициальн стадии заб-я и, =>, при наиб груб ^ выраж-ти реч дефекта, актуальн при 2х ф-мах моторн афазии яв-ся исп-е прямых (растормаж-щих и стимулирующ) методов Аы. К ним относ-ся: - стимуляция поним-я ситуативн и бытовой речи. Исп-ся упр-я по показу предметов и ответам на вопры в ситуативн диалоге. - растормаж-е произносит-ной сторы речи: достиг-ся путем сопряженного, отраженного и см произнес-я автоматизир-ных реч рядов: порядк счета, перечисл-я дней недели, пения песен, оканчивания пословиц и фр с «жестким контекстом»; моделир-я ситуаций, стимулирующ продуцир-е непроизвольн возгласов: «Ой1 Ох! Ах1 Боже мой! и пр» Стимулир-ся такж простые коммуникативн виды речи, напр, ответы на вопры 1-2 словами в простом ситуативн диалоге Для эт моделир-ся ситуации, способств-е вызову коммуникативно значимых слов «да», «нет», «хочу», «буду» и т.д. - стимулир-е глобальн чтения и письма. Зад-я: расклад-е подписей под картинками (предметн и простыми сюжетными); письмо наиб привыч слов — идеограмм («Россия», «мама» и пр.); спис-е прост слов и фр; сопряженное чтение прост диалогов. На послед этапах восстанов-я методы обуч-я рассчит на произв деят-ть. Она треб подключ-я макс Vа межанализаторных резервов компенсации (запасных афферентаций). При эфферентн моторн афазии специфич яв-ся А, направ на выраб-ку артикуляционн перекл-й. Помимо известных приемов, исп-мых при кор-и звукопроизнош-я у детей, здесь полезна экстериоризация звуко-ритмич сторы речи: дел-е слов на слоги с отстук-ем, кажд слога, выд-е голосом ударн слога, воспроизв-е голосом абриса слова, подбор слов с идентич звуко-ритимич структой, ритмизир-ное произнес-е слов во фре с привлеч-ем внеш опор — отстук-е, улавливание и воспроизв-е различ созвучий, в т ч и подбор рифмирующ-ся слов. Остальн виды Аы не яв-ся специфич. Они исп-ся при 2х ф-мах афазии при усл-и, что реч дефект перест быть грубо выр-ным. Фравая речь, семантика слова, чтение и письмо при моторн афазиях страд 2ч, структа их дефекта нос стандартн хар-р. В связи с эт для преодол-я эт расстройств пригодны универсальн методы, исп-мые в практике преод-я нар-й речи у детей, а такж в преподав-и иностранн язов. Спец зачу сост подбор лексико-фразеологич мата, отвеч-го возрастным пар-рам больных, а такж их инд-ному «язому портрету».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |