Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейролингвистический аспект афазии




Школяр детектив

 

 

Формирование нейролингвистики было подготовлено развитием нейропсихологии и психолингвистики.

Афазия, являясь нарушением речи как психического процесса, обнаруживается прежде всего и преимущественно в дефектах вербальной и невербальной коммуникации, в изменениях личности больного, его эмоциональной сферы и становится причиной дезинтеграции других психических процессов, в основе регуляции и организации которых лежит речь. В последние годы появилась неверная тенденция считать афазию предметом лингвистики (Кричли, 1974). Нейролингвистика в нейропсихологии занимает важное место и является валидным методом изучения определенных аспектов афазии. Она обогащает наши знания об афазии, позволяет изучать лингвистические аспекты нарушения речи и обнаруживать корреляции между психофизиологическим, психологическим и лингвистическим уровнями организации функционирования речи, ее патологией и др. Однако этот метод исследования афазии может достичь эффекта только при тесном взаимодействии с нейропсихологическим и психологическим исследованиями афазии.

А. Р. Лурия:

· объединил в своих исследованиях афазии достижения современной нейропсихологии, психологии и психолингвистики.

· дал подлинно научный нейролингвистический анализ нарушений устной речи при афазии — говорения и понимания, — в основе которого лежал нейропсихологический анализ дефекта.

Применявшийся А. Р. Лурией метод нейропсихологического исследования уже с самых первых работ органически включал последние достижения лингвистики и психолингвистики. Так, учение о фонеме, разработанное Пражской школой структурной лингвистики, дало возможность впервые научно объяснить механизм сенсорной афазии, выделенной Вернике в 1874 г. Взаимообогащающее сотрудничество нейропсихологии и лингвистики ярко проявилось в создании концепции двух классов афазических нарушений речи, связанных с преимущественным выпадением синтагматической или парадигматической систем языка.

При поражении передних отделов мозга (динамическая, эфферентная моторная афазия) преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, в то время как возможность использования парадигматических кодов языка остается относительно сохранной.

При поражении задних отделов речевой зоны мозга (афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая и семантическая афазии), вызывающем прежде всего нарушения использования парадигматически организованных кодовых единиц языка.

При этом А. Р. Лурия отмечал, что и парадигматическая и синтагматическая организация языка включает в свой состав ряд уровней, которые могут избирательно нарушаться при различных по локализации мозговых поражениях.

Нейролингвистический метод анализа широко применяется с целью уточнения структуры и механизмов нарушения разных лингвистических уровней речи (слова, предложения, фразы) и разработки соответствующих методов преодоления этих дефектов. Рядом исследователей был проделан цикл работ, в которых изучались некоторые аспекты нарушения речи при афазии с применением нейролингвистичеекого метода анализа, в частности нарушения лексики.

При афазии, как правило, оставалось неясным, как аграмматизм влияет на понимание речи и как при аграмматизме взаимодействуют грамматический и психологический планы речи, которые были выделены Л. С. Выготским. Он указывал на сложное взаимовлияние этих двух планов речи на понимание мысли.

Исследования больных с аграмматизмом при афазии экспериментально подтвердили существование психологического и грамматического планов в структуре речи и их сложное взаимодействие (Л. С. Цветкова, Ж. М. Глотан).

· здоровые испытуемые (эксперты) в значительном проценте случаев могли восстановить информацию, заложенную во фразе, т. е. передать ее смысл, несмотря на искажение грамматической структуры, за счет компенсаторного влияния психологического плана речи.

· обнаружена зависимость успешности передачи смысла от грамматической сложности фразы, от типа допущенных грамматических ошибок и от длины фразы.

· установлено положительное влияние избыточности грамматической системы русского языка на возможность передать нужную информацию различными грамматическими способами и компенсировать нарушения грамматического плана при афазии.

· отрицательное влияние грамматического плана речи на психологический более всего проявляется при эфферентной моторной афазии, при которой в наибольшей степени нарушается психологический план речи.

· При поражении задних отделов мозга психологический план речи оказывается относительно более сохранным, позволяя компенсировать нарушения грамматического плана речи.

· Т.к.поражения передней речевой зоны связаны прежде всего с нарушениями синтагматической организации речи (Р. Якобсон, А. Р. Лурия), можно предположить, что синтагматические структуры играют важную роль в передаче и понимании смысла высказывания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.