Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение лексики при афазии




Известно, что дефицит лексики при афазии и ее качественные нарушения (нарушение многозначности слова, отчуждение смысла слова, изменение его объективной и субъективной частотности, нарушение грамматических функций и т. д.) являются одной из важнейших причин нарушения вербальной коммуникации при афазии.

Задача афазиологии - изучение закономерностей нарушения лексики и разработка научных основ преодоления ее дефектов.

Одним из направлений в исследовании нарушения лексики при афазии является изучение нарушения использования глагола в речи больных, частности нарушение актуализации глагола при динамической и эфферентной моторной афазиях (А. Р. Лурия, Э. С. Бейн, Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, Н. Н. Полонская и др.).

Общепризнано, что:

· предикативность речи имеет первостепенное значение для конструирования высказывания, а предикат, и прежде всего глагол, является конституирующим средством предложения.

· глагол — его использование — нарушается прежде всего при тех формах афазии, при которых грубо нарушается построение высказывания (динамическая и эфферентная моторная афазии).

· в последнее время появились работы, в которых показано, что глагол — его понимание и использование — нарушается и при других формах афазии.

· глагол, являясь важнейшей лексико-грамматической категорией в словаре человека, несет две функции — номинативную (называя действие) и грамматическую (организуя предложение).

· у больных с эфферентной моторной и акустико-мнестической афазиями актуализация глаголов нарушена, однако это нарушение вызвано разными причинами. У больных с эфферентной моторной афазией оно обусловлено моторными дефектами, патологической инертностью, дезорганизацией грамматической стороны речи.

· У больных с акустико-мнестической афазией трудности актуализации глаголов вызваны дефектами припоминания и выбора слов из семантического поля, которые могут быть связаны или с нарушением структуры поиска нужного слова, или с нарушением структуры семантического поля.

· при эфферентной моторной афазии нарушается прежде всего грамматическая функция глагола, а при акустико-мнестической — номинативная.

Интересными и новыми явились данные, полученные в этом исследовании в опытах со свободными и направленными вербальными ассоциациями, о разнице в семантических полях как со стороны их количественной, так и качественной характеристики. Оказалось, что у больных с эфферентной моторной афазией меньше семантических полей, но слов в каждом поле больше, и границы между полями четкие. При акустико-мнестической афазии семантических полей больше, но слов в каждом поле меньше, и нет четких границ между полями, наблюдается перескакивание с поля на поле, «вплетение» слов одного поля в другое.

Эти данные можно рассматривать в целом как структурное изменение лексики при акустико-мнестической афазии, проявляющееся в расширении значения слова, которое приводит к недифференцированности границ семантических полей, в дефектах процессов тормозимости, в нарушении селективности, когда всплывает одновременно несколько слов, становящихся равновероятными при назывании предметов, и др.

Можно считать, учитывая эти работы, что нарушение селективности внутри семантического поля при задании выбрать нужное слово и нарушение границ семантических полей связаны с недифференцированностью всплывающих образов-эталонов, с элиминированием их отличительных признаков при их сличении со словом, что является одним из механизмов нарушения актуализации слова.

Если учесть, что связь слова с предметом опосредована через понятие или образ (С. Л. Рубинштейн, 1947), то можно понять обнаруживающиеся при этой форме афазии такие симптомы, как отчуждение смысла слова при правильном его произнесении, трудности называния предмета как следствие дезорганизации семантических полей слов, возникающие, в частности, из-за дефектов связей слова с образом и из-за дефектов самого предметного образа, а также из-за возникающих в этой связи дефектов избирательности в процессе поиска нужного слова или понимания значения слова, субъективно воспринимаемого больными как более низкочастотное.

До сих пор лексика, которой обучают больных, подбирается без учета частотности словаря, что является важной характеристикой коммуникативной насыщенности слова, его коммуникативной частотности. Знание этого вопроса позволит разработать научно обоснованный лексический материал, использование которого повысит эффективность восстановительного обучения.

Проведенное нами экспериментальное исследование объективной и субъективной частотности у здоровых испытуемых и убольных с акустико-мнестической и моторными формами афазии позволило составить словарь субъективной частотности, отражающий структуру пассивного речевого запаса у больных с афазией и у здоровых испытуемых (выборка производилась из 472 слов), и объективный (активный) словарь на основании устных рассказов на свободную и заданные темы. Обработка лексического материала обоих словарей показала следующее.

1. Доля высокочастотных слов у больных с афазией резко снижена по сравнению с речевой нормой как для активного, так и для пассивного запаса.

2. Высокочастотная лексика пассивного запаса у больных резко снижена за счет повышения процента низкочастотных слов и особенно пласта «нейтральной» частотности..

3. Для активного лексического словаря, выявленного по материалам спонтанной речи у больных с афазией, характерно большое качественное однообразие по сравнению с нормой.

 

· Эти данные указывают на сужение словаря больных с афазией и на уменьшение в нем доли высокочастотных слов, субъективно воспринимаемых больными как более низкочастотные, а также и на качественное обеднение словаря при афазии.

· У больных с афазией, в отличие от здоровых испытуемых, было обнаружено бессистемное снижение частотности лексики, т. е. они зачастую одинаково оценивали слова часто и редко встречающиеся, мало и хорошо знакомые.

· Более всего заниженной оказалась абстрактная лексика.

· Снижение высокочастотной лексики и замена ее низкочастотной, или «нейтральной», явление бессистемного снижения лексики в пассивном словаре могут лежать в основе нарушения автоматизированного процесса актуализации слов в спонтанной речи и замены его произвольным и осознанным поиском слов, который имеет место в спонтанной речи больных с моторными и акустико-мнестической формами афазии.

 

Частотность любой лексемы индивидуального речевого словаря определяется некоторыми семантическими и экстралингвистическими факторами:

1. Личностный фактор (уровень развития личности, ее образованности, пол, возраст, род занятий, увлечения, склонности и т. д.).

 

2. Аксиологический фактор (степень социокультурной и индивидуальной значимости (ценности) реалии, обозначенной данным словом).

3. Фактор информированности субъекта об объеме понятия и значения, заключенном в данной лексеме.

4. Эмоциональный фактор.

5. Пространственный фактор (степень удаленности — близости, «встречаемости» реалии, обозначенной словом).

6. Фактор «знакомости», тесно связанный с фактором встречаемости и определяющийся частотой и интенсивностью операций субъекта с данным реальным и идеальным объектом.

Взятые в совокупности, эти факторы позволяют выявить характеристики наиболее высоко- и низкочастотной лексики у носителей данного языка.

Так, к высокочастотным лексемам здоровые носители языка причисляют слова, обозначающие:

1) часто встречаемые;

2) хорошо знакомые;

3) имеющие высокую ценность;

4) четко осознанные;

5) имеющие личностную важность для индивида реалии;

6) без негативной окраски.

Соответственно с уменьшением удельного веса этих факторов наблюдается снижение субъективных оценок в сторону более низкой частотности.

Зависимость субъективной оценки слов от их экстралингвистических характеристик как для нормы, так и для группы больных с афазией проявляется качественно различно у обеих групп испытуемых. Для здоровых испытуемых имеют значение практически все перечисленные факторы. Для больных с афазией наиболее значимыми являются факторы встречаемости, знакомости и эмоциональной окраски слова.

Сравнение субъективного словаря здоровых людей и больных с афазией показало, что максимальное согласие в оценках существительных у обеих групп испытуемых проявляется в области конкретной лексики различных категорий, в экстралингвистической характеристике которых наибольший удельный вес падает на долю фактора «знакомости» и «частой встречаемости» предмета. Это слова конкретной лексики, обозначающие предметы повседневного обихода (чай, спички, тарелка, полотенце), названия одежды (платье, брюки), частей тела (голова, рука, нога), мебели, обстановки, частей комнаты (окно, кран, диван).

С удалением предметов из потенциального поля восприятия индивидов (пространственный фактор) субъективная оценка здоровых испытуемых снижается прямо пропорционально удаленности предмета. Больные с афазией снижают оценку частотности бессистемно. Например, оценивая слова семантического поля флоры и фауны, здоровые испытуемые последовательно снижают оценку от высокой (для встречающихся в городе животных и растений) до низкой (для редких, экзотических объектов). Больные с афазией в своих оценках смешивают сферы встречаемости, причисляй к одинаковой частотности слова, обозначающие городскую} сельскую и экзотическую флору и фауну.

 

Таким образом, исследование лексики при афазии показало, что при всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей, распадается и его внутреннее конструктивное единство, единство различных его планов — выражения, звучания и значения. Оно нарушается и как фокус соединения лексических (внеязыковых), грамматических значений и предметной отнесенности, в первую очередь нарушается семантика слова, нарушается слово и как элемент семантического поля. Эти структурные дефекты слова находятся в прямой зависимости от формы афазии, т. е. от первичного механизма ее возникновения. Это и ведет к нарушению различных функций слова — лексических, грамматических и др., и прежде всего к деффектам коммуникативной функции речи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.