Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментальные различия




Основные сходства

Соединение структуры и действия и микро-макроинтеграция

Наиболее общее сходство этих работ американских и европейских ученых состо­ит в стремлении к интеграции и синтезу. Помимо этого общего интереса, как аме­риканских, так и европейских теоретиков в их рассуждениях наблюдалась сильная антипатия к крайностям существующих господствующих теорий. И американцы, и европейцы подвергли критике макродетерминизм структурного функционализма. Присутствует в их теориях и сходное отношение к крайностям структурализма, хотя неприятие более сильно проявляется в Европе, где структурализм получил гораздо большее распространение, чем в Соединенных Штатах. В Европе струк­турный функционализм и структурализм рассматриваются как теории, уделяю­щие повышенное внимание структуре и почти не придающие значения человече­ской деятельности (см., например, Giddens, 1979, р. 50). В Америке считается, что эти теории фокусируются на макроуровне и мало внимания уделяют микроуров-невым явлениям.

Аналогично, теоретики по обеим сторонам океана настороженно относятся к край­ностям микро/деятельностных теорий, таких как символический интеракционизм, этнометодология, а также экзистенциализм и феноменология. Общая точка зрения здесь заключается в том, что эти теории мало сообщают нам о макро/структурном уровне, вследствие чего акторам приписывается слишком большой волюнтаризм. Например, Гидденс утверждает: «Символический интеракционизм основное внима­ние уделил рассмотрению социальной жизни как активного исполнения целеустрем­ленных, осведомленных акторов... последующая эволюция этой традиции... не смог­ла породить удачные модели институционального анализа» (Giddens, 1979, р. 50). Подобным же образом, как мы видели в главе 10, Александер полагает, что отдавать предпочтение микроуровню — «теоретическая ошибка» (Alexander, 1987, р. 295).

Наиболее общие различия между работами американских теоретиков о микро-макроинтеграции (исключение составляет европейский теоретик Элиас) и евро­пейских теоретиков о действии и структуре обсуждались нами с точки зрения важнейших терминологических различий между произведениями, посвященны­ми структуре — действию и микро-макроинтеграции. Однако они не исчерпыва­ют всех различий между произведениями указанных направлений.

Большой интерес для нас в этом разделе представляют приводимые Гидден-сом (Giddens, 1984, р. 139; см. также Archer, 1995) доводы «против» микро-макро­дуализма. Представляется, что Гидденс (Giddens, 1984, р. 141) выступает против противопоставления «микро» и «макро», поощрения «микро/макроразличия». Он выступает против «дутой войны» между микро- и макросоциологией, равно как и против «неудачного разделения труда, [которое], как правило, возникает между ними» (Giddens, 1984, р. 139). Конкретнее, Гидденс критикует Коллинза за его излишнее внимание к микроуровню и, соответственно, слабость его подхода на макроуровне (этот взгляд разделяют и некоторые американские теоретики


[480]

[например, Рогрога, 1989; Ritzer, 1985]). Однако Гидденс находится в оппозиции главным образом к микро-макродуализму — по отношению к тем, кто рассматрива­ет эту взаимосвязь в виде дуальности он, кажется, настроен не столь критически.

Одно из важнейших различий между американскими и европейскими теоре­тиками заключается в характерном для их концепций образе актора. Американ­скую теорию отличает гораздо большее влияние бихевиоризма, а также теории об­мена, которая сама отчасти вышла из бихевиористского подхода. Таким образом, американские теоретики разделяют интерес (некоторых) европейцев к сознатель­ному, креативному действию, но у них он ограничен признанием значения неосо­знанного поведения. Эта склонность рассматривать поведение актора как неосо­знанное сегодня еще более усиливается из-за увеличения в американской социологии интереса к теории рационального выбора. Актор здесь изображается более или ме­нее автоматически выбирающим наиболее эффективные средства для достижения целей.1 То влияние, которое имеет в Соединенных Штатах теория рационального выбора, сулит вбить еще больший «клин» между европейскими и американскими концепциями действия и деятельности.

На макроструктурном уровне европейцы демонстрировали склонность рас­сматривать главным образом социальные структуры. Когда же социальной струк­туре целенаправленно не уделялось повышенное внимание, ее не отличали от культуры адекватным образом. (Это, в действительности, и послужило стимулом к написанию недавней работы Арчер [Archer, 1988].) С другой стороны, в Соеди­ненных Штатах проявилась гораздо большая тенденция рассматривать и структу­ру, и культуру в попытках создания концепций микро-макроинтеграции. Например, я в своей работе (см. Главу 10) выделил макрообъективность (главным образом, включающую социальную структуру) и макросубъективность (в основном, вклю­чающую культуру) и попытался рассмотреть их диалектическую взаимосвязь с микрообъективностью и микросубъективностью.

Еще одно различие в подходах к вопросу макроструктурного уровня проис­текает из различий в теоретическом влиянии в Соединенных Штатах и Европе. В Соединенных Штатах основное влияние на социологическое мышление по воп­росу макроструктурного уровня оказал структурный функционализм. Характер этой теории способствовал тому, что американские теоретики концентрировали свое внимание на масштабных социальных структурах и культуре. В Европе наи­более влиятельным был структурализм, в котором структуры понимаются гораз­до более широко: от микроструктур разума до макроструктур общества — все это входит в данное понятие. Структуралисты придавали гораздо меньшее значение культуре, чем структурные функционалисты.

Еще одно ключевое различие между двумя рассматриваемыми направлениями социологической литературы заключается в том, что вопрос микро-макроинтегра­ции можно отнести к более широкому вопросу об уровнях анализа (Edel, 1959; Jaffee, 1998; Ritzer, 1981a, 1989b; Wiley, 1988), тогда как о проблеме деятельности и струк­туры этого сказать нельзя. Определенно, вопрос микро-макросоединения можно рассматривать с точки зрения своего рода вертикальной иерархии, где внизу распо-

1 Де Виль (DeVille, 1989) считает такого актора роботоподобным.


[481]

лагаются микроуровневые явления, наверху — явления макроуровня, а посереди­не — сущности мезоуровня. По-видимому, деятельностно-структурное соединение не имеет явной связи с вопросом об уровнях анализа, поскольку как деятельность, так и структуру можно обнаружить на любом уровне социального анализа.

Вопрос о деятельности и структуре в гораздо большей степени встроен в ис­торические, динамические рамки, нежели вопрос о микро- и макроуровнях (Sztomp-ka, 1991; опять-таки заметным исключением оказывается Элиас, но он, конечно, европеец). Особенно ясно эта характеристика выражена в творчестве Гидденса, Хабермаса и Арчер, хотя проявляется во всей литературе, посвященной проблеме действия и структуры. Теоретики, рассматривающие вопросы микро-макроинте­грации, напротив, скорее, изображают их на статической, иерархической, внеисто-рической основе. Тем не менее, по крайней мере, некоторые из теоретиков, рассмат­ривающих микро-макровзаимосвязь скорее статически, поясняют, что понимают динамический характер этой взаимосвязи: «Изучение уровней социальной реаль­ности и их взаимосвязи по сути своей является динамическим, а не статическим подходом к социальному миру... динамический и исторический подход к изуче­нию уровней социального мира можно считать неотъемлемой частью более общей диалектической ориентации» (Ritzer, 1981а, р. 208; см. также Wiley, 1988, р. 260).

Наконец, мы должны отметить, что в качестве центрального вопроса для теоре­тиков деятельности и структуры выступает мораль, во многом не учитываемая в работах о микро-макроинтеграции. Данное различие можно отчасти объяснить раз­ницей в теоретических истоках и референтных группах. Теория действия — струк­туры имеет гораздо более мощные корни в философии и больше ориентируется на философское понимание, что, в частности, отражается и в значительном внима­нии к вопросам морали. Теория микро-макроинтеграции, напротив, главным об­разом вышла из социологии и ориентирована на строгие науки — область, в кото­рой моральные вопросы имеют гораздо меньшее значение, чем в философии. Вследствие этого, интерес к вопросам морали, даже некоторая моральная неисто­вость, гораздо более заметны в работах о структуре и деятельности, чем в социо­логической литературе о микро-макроинтеграции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.