Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сатгуру Свами Вишну Дэв 2 страница




Б) Вторым аспектом является то, что учитель знает все людские роли, все возможные их проявления, но внутренне не уважает ни одну из них.

В сущности, он "аморален". Если учитель действительно троекратно превосходит других, то его внутренняя жизнь постоянно должна не совпадать с тем, что он всем преподает, он не может остановиться ни на одной роли, ни на одном пути, ни на одном символе. Он всегда должен быть готов к встрече с "этостью" в непрерывном потоке экзистенции. Каждый раз, когда жизнь требует, призывает его, он откликается: "Вот я", — и у него нет времени задаться вопросом, соответствует ли это тому, что он делал, говорил и поддерживал ранее, или словам и деяниям праотцов. Он чувствует внутри себя голос жизни: "Я — твой отец и сын, твоя мать и учитель, я — твоя реальность, я — всего-навсего твоя истина и в сей миг порождаю тебя".

При этом у учителя нет никаких охранных грамот. Ему некого просить, не перед кем претендовать на то, чтобы его поняли, он — один перед лицом этой жизни, не сложившей еще правил для общества. Это ему предстоит установить новые границы, новые модели, новые тропы, по которым затем пойдут другие. Выступая посредником смысла, он должен уметь опосредовать бытие в историческом в той мере, в какой история может допустить великое, уже переживаемое им в себе. И хотя его глубинная суть аморальна, по отношению к истории, институтам, другим людям он всегда высоко нравственен; более того, он ревностно блюдет установленные обществом правила, способствует их распространению и упрочению, исподволь готовя их обновление для развития бытия в жизни. Однако в своей глубинной основе он всегда находится вне того, что преподает другим.

Такова позиция экзистенциальной психологии учителя, и представляется очевидным, что этого уровня нельзя достичь, оставаясь неподвижным, связанным, подчиненным стереотипу закона, — научного ли или закона здравого смысла, или авторитета академических кругов. Внешне учитель кажется самым закоренелым консерватором; внутренне — это постоянная революция в действии.

Ему нет нужды выступать против кого бы то ни было; видя, что многие люди жаждут новой жизни, он находит новые исторические модели, прокладывает новые пути, направляя к лучшей, более полной жизни этих многих. Такое его поведение вызвано не добротой, не любовью к людям, а тем, что он являет собой сознательную феноменологию разума жизни, что применительно к его индивидуальной жизни неизбежно означает и проявление разума в истории. Учителя не может породить институт, как, впрочем, и верность букве, кодексу или договору, которые могут дать лишь прекрасного судью, судебного чиновника, но не учителя.

Человечеству необходимы учителя, без них оно просто прекратило бы свое существование. Он, однако, не обязательно является известной и знакомой всем личностью, он всего лишь совершает свой путь там, где есть бытие, и не бывает там, где нет бытия. Учителем может быть простой врач, литератор, психотерапевт. Это богатство, всегда остающееся невидимым, ему ведома изнанка символов, он использует их, не являясь ни одним из них; он использует институты, общественный порядок, строй, любые правила, не отождествляя себя ни с одним из них.

Поэтому он обычно не получает признания, денег и не удостаивается памятников. По сути он существует всегда за пределами собственной феноменологии. Если попробовать буквально следовать тому, что я описал как Онтопсихологию, нет никакой гарантии, что вы станете учителем. Я описал символы, которые могут помочь, подготовить, создать предпосылки, но в конечном счете все зависит от творческой активности самого индивида, самостоятельно погружающегося в игру бытия и ставящего при этом на кон всю свою целостность. "Угадав", он обретает нечто большее, чем рай, но ошибившись, — становится самым несчастным человеком на свете: никто не сможет понять и простить его. Прекрасно сознавая, что ценой ошибки будет вечный приговор, он знает также, что только он сам и может вынести его себе, но не общество, которое может вознаградить его или уничтожить. Общество для учителя — это некая не вызывающая интереса область, ибо его постоянным собеседником является Бытие.

В) Как формируется учитель?

Сначала он должен выучить соблюдаемые всеми правила и быть примером в их исполнении, а когда постигнет все внешнее знание (систематизированное в гражданском и судебном праве), ему предстоит испытать одиночество и риск, как обычному человеку. Например, сексуальный опыт он постигает подобно невинному ребенку; жульнический, коммерческий опыт—подобно плутоватому мальчишке. Он должен заглянуть во все уголки, во все "закоулки" вещей, заглянуть за стену невежества, за стену власти. Двигаясь вперед с неустранимым, но не выставляемым напоказ чувством вины за нарушения закона, он должен "голыми руками" противостоять наркомании, СПИДу, преступности, святым, экстрасенсам, мощным шпионским сетям, движению капиталов, актерам, художникам, — причем всегда находясь среди них, будучи одним из них, а не человеком со стороны подобно репортеру. Никто не должен знать, кто он, чтобы любому, кто его встретит, он казался подчиненным, нижестоящим.

Мудрец, учитель учится, совершая, как подчиненный, как нижестоящий, свой путь за кулисами всех вещей, узнавая оборотную сторону всего, что пережито человеком. Это необходимо потому, что только через свой опыт он может увидеть и уловить связь сущего и символичного.

Если искать истину в символизме, ее не найти никогда; чтения Библии, философских или богословских трактатов, гражданских кодексов, научных трудов для этого не достаточно. Учитель должен самостоятельно совершить переход, в котором он сталкивается один на один с неприкрытой правдой жизни, подвергаясь банальным и грозным опасностям обстоятельств, которые только и формируют человека. Причем каждому определен свой опыт, через который надо пройти и о котором никогда нельзя будет рассказать. Здесь закладываются энергия, структура и сила его последующего знания — знания, поддерживаемого уверенностью в его очевидности.

Преподавая затем другим, ему придется преодолевать диалектику, рациональность символов, чтобы попытаться передать непередаваемое — свой непосредственный опыт. Он уже изучил, где находятся вещи, ему известен правильный путь среди тысяч символов, составляющих знание человечества, следовательно, он может найти тот единственный символ, который ближе всего к пониманию истинной цели вещей. Инструментализируя диалектику различных "вещей" знания, сопоставляя различные библиографические источники, обычаи, исторические сведения, учитель так или иначе организует символы. Чтобы научить людей тому, где находится обиталище бытия. Для этого его подготовка должна быть непрестанной и происходить в тени его экзистенциального риска. В определенном смысле можно сказать, что он эволюционирует, духовно насыщается вне закона, всегда выглядя при этом образцово соблюдающим все его положения.

Не существует рекомендаций, как именно пройти этот путь, ибо есть некая точка, достигнув которой, человек должен быть один, чтобы знание пришло к нему, и, если в этот момент кто-то будет его учить, то для путника он будет другим человеком, не более. Человек со стороны может провоцировать, может возбуждать, поэтому учитель (или троекратно превосходящий), если решает помочь ученику, то дает только намек, указывая, но не уточняя всего, ибо знает. Что рано или поздно ученик окажется перед лицом ситуации, требующей творчества, в условиях абсолютной новизны, потому что для каждого индивида Бытие ново по-своему.

Единственно стоящим богатством, которое учитель может обрести в процессе самосозидания, является богатство встречи с другим великим учителем. Поскольку в системе официального обучения превалирует так называемый критический подход, любой учитель говорит, что веришь никому нельзя, но в глубине души он всегда надеется встретить учителя более великого, знающего кратчайший путь от существования к Бытию, от символа — к реальности. Такая встреча ощущается как вызов бытия, потому что за ней обычно следует мощный выплеск потока откровений бытия. К сожалению, мистические школы как восточные, так и западные, говорили об этом как о Духе, единении, озарении и т. д. А лучше было бы не затрагивать эту тему, потому что при такой постановке вопроса остается в тени сам человек. Мой же путь есть рациональное движение вперед без принятия на веру чего бы то ни было.

Технически формирование учителя должно осуществляться в состоянии всегда открытой не знающей границ рациональности. После того, как он получит максимально широкое образование, он должен самостоятельно двигаться дальше, обходя с рациональной осмотрительностью все окутанные мраком уголки экзистенции. Только такой человек может дать гарантию истины, развития всем остальным ролям и стереотипам, бытующим в обществе. В противном случае это будет псевдоучитель, слепец, пытающийся указать путь другим слепцам. Прошу считать это заключение не афоризмом, а проявлениям реалистического рационализма.

Глава шестнадцатая. Мир как спектакль "Я есмь".

В существовании ты либо достигаешь цели, для которой был создан, либо твоя жизнь глупа и бессмысленна. Точно так же поездка на поезде, например, имеет смысл только, когда путешественник имеет цель — добраться до определенного места назначения. Если же он смутно представляет себе пункт назначения, тогда не только его действия, но и он сам становятся воплощением глупости. Индивид реализует себя, если то, чем он занимается, направлено на достижение преимущества. Бытие — это сложнейшая вещь на свете. Существование может появиться только в условиях ощущаемой полноты Бытия.

Безусловно, любой человек в каких-то ситуациях испытывает душевные страдания. Очень часто бывает даже, что его существование становится для него тяжким грузом, ибо он утратил цель. Для большинства вещей, напротив, нормой является спокойное присутствие там, где существует исключительно Бытие.

Кое-кто возразит: "Но, может, индивид является лишь насмешкой Бытия?" Нет. Бытие предлагает путь, средства, все необходимое для того, чтобы радость стала полной, и если от этих средств отказываются или корректируют их структуру с помощью особых моделей исторической культуры, то это уже не имеет к Бытию никакого отношения. Человек создается как будущий друг Бытия для их обоюдного удовольствия. Поначалу существование является театром Бытия, в котором режиссура осуществляется самими актерами.

Есть три способа отношения существования к Бытию:

1) Первоначально речь идет о восстановлении средств, способных реализовать цель. "Средства" означают совокупность всех инструментов, отлажено, синхронно работающих. Существование есть интенциональность, организующая себя как "Я" с помощью всех этих инструментов, необходимых для достижения впоследствии трансцендентной цели. В этом случае я подразумеваю под "Я" множественную потенциальность Ин-се, которое, став высшим открытием, исчерпывает себя в историческом "Я". Тогда не существует уже "Я" априорного, а только "Я есмь".

На этой первой стадии происходит спуск в ад, в вещность инструментов, которыми необходимо научиться умело пользоваться. Инструментами являются тело, чувства, время, различные инстинкты — иными словами, всевозможные функциональные опосредования, позволяющие "Я" исчерпать онтическое Ин-се.

Онтическое Ин-се представляет собой единственную функцию, посредством которой, ради которой и в которой внешне малая жизнь человеческого существа раскрывается в торжестве духа, когда человек обретает ликование, мудрость, и реализуется как хозяин объекта: он преодолел все преграды и стал повелителем внутри Бытия.

Бытие хочет пройти через историю и состояться для самого себя. Эта игра неизбежна и драматична настолько, насколько она единична и уникальна, ибо каждый — одинок. Людям часто приходится играть с беспокойством, собственной гордостью, потребностью любви, превосходства, совершая с утра до вечера действия, которые полагается совершать: есть, спать, пить, одеваться, выполнять определенную работу. Постоянно воспроизводя одни и те же действия, они так и не сталкиваются с побеждающей реальностью. На жаргоне индийской философии это можно было бы назвать жизнью, постоянно укрытой покровом Майя, завесой тени, или неосознанным движением во мраке. К чему говорить? К чему дышать? К чему думать? Зачем это нужно? Первая стадия — почти как ночь: в ночи рождаются, а большинство и не выходит за ее пределы.

Человек должен научиться пользоваться различными инструментами. В процессе пользования он открывает их функции и определяет цель. Онтопсихология облегчает путь к точному, правильному использованию этих инструментов. Нужно преодолеть две или три вещи: монитор отклонения, сеть негативных семантик и стереотипы, отделяющие историческое "Я" от безотлагательности Ин-се. В противном случае мы все время будем отклоняться от своего пути.

2) Второй фазой служит сосредоточение на том, что в терминах онтопсихологии можно определить как первичное восстановление объективности собственного организма в его динамической целостности, или как открытие тотальной простоты самого себя.

Упражняясь в точности соответствия природной интенциональности, открываешь постоянную новизну научения. Этот непрерывный и смиренный поиск и есть единственное направление, в котором надо продвигаться, пока не придет понимание себя как функции всех своих инстинктов, задающей цель каждому переходу. После прохождения этапа коррекции, то есть психотерапии метанойи, собственно и начинается вторая фаза — фаза контролируемого экзистенциального спокойствия. Работать больше не требуется, человек уже не ведает сомнений, усталости, стресса, с него снято проклятие тяжкого труда и он вступает туда, где мир являет себя как райский опыт.

Камни, дороги, тело, отношения – все прочитывается по-другому, то есть все преображается, и тогда нагромождение знаков, казавшихся мешаниной пятен или проявлением подступающей патологии, неожиданно обретает смысл. Надо только не забывать о необходимости избегать постоянного насилия со стороны большинства, всех тех, кто не постиг самих себя и своего внутреннего назначения. И как только его удастся исключить, мир, жизнь, день, солнце, собственные мысли, тело, устремленность, здоровье становятся гальваническими сгустками спокойного возбуждения. После приведения в абсолютное равновесие всех инстинктов (они, впрочем, представляют собой крайние значения жизненного пространства, задаваемого константой «Н»), открывается возможность величественного осуществления онтической интенциональности, основанной на контрапункте исторической и объективно-личностной этики.

На этой второй стадии происходит райское осуществление самих себя, инстинкты совершают свой бег, метаболизируя развитие в наслаждении. Это удивительно захватывающая игра, и сомнение может возникнуть только относительно ее продолжительности, ибо ничто не может остановить ее или установить для нее какие-либо рамки (кроме внутренней личной ошибки).

3) Третья стадия – стадия «Я есмь». Это измерение совершенного сознания, когда «Я» видит себя как исключительный миг целостного духа. Сознание становится целостным актом, в котором нет больше мысли, логики, времени, пользования мирскими инструментами, а все объекты – лишь путь к встрече с непрерывной радостью бесконечно полиморфного Бытия на заре занимающегося дня.

На этом уровне достаточного того, чтобы субъект думал, решал; он не должен больше трудиться в поте лица, над ним больше не довлеет груз риска. Достигшее цельности «Я» пользуется всей мощью онтического Ин-се, обретая власть над любым движением мысли и способность к возрождению после смерти, но не стремясь при этом к реинкарнации.

На этой третьей стадии существует только желание и нежелание и ничего больше, ситуация безграничной способности к принятию решений. Следовательно, весь мир являет собой лишь материал для свободного, могучего, и, вместе с тем, бесконечно радостного и любящего волеизъявления, в котором решения принимаются не по необходимости или принуждению, а свободно и ради свободы. На этом уровне, правда, груз экзистенциальных проблем уже не давит на нас, мы мертвы для него, но рождены для возможности быть и существовать одновременно, при этом сознание настолько ясно, прозрачно, что трансцендируя существование, мы фактически идентифицируемся исключительно с "Я" Бытия.

Бог вечно играет своей свободой, при этом только наслаждаясь, но никогда не отвлекаясь от вещей. Он остается всегда единым в множественном. Он ничего не просит и ничего не предлагает, ибо реальность есть отражение его сознания. Все, о чем я сейчас говорю, потенциально заложено в любом из нас, это сокровище, хранящееся внутри, невидимое, пока его не разбудит действие.

Потому-то и интересно изучение онтопсихологической методики, если только не догматизировать ее. Итак, подведем итоги: методика требуется на первой стадии; на второй стадии — неизбежное наслаждение всеми мотивациями, реализующими становление; на третьей стадии мы просто есть. Я бы изобразил сказанное при помощи следующего рисунка:

Из единственного круга (Бытие) происходит существование В, которое экзистенциально записывается в виде иероглифов на дистонических или шизофренических переходах и, следовательно, завершается положением "вне игры" или вне функции Бытия, тогда как существование А, намечаясь исторически, формализуется в центре онтической функции и развивается, имея с ней общую цель: онтическую интенциональность, что позволяет А ощущать себя в качестве "Я" в Бытии.


[1] Ин-се (Лат. in es-se — средоточие бытия) — внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования.

1 Интенциональность — специфическая форма экзистенционального движения, векторное действие, "воля к...".

2 В философии Канта непознаваемая "вещь в себе ".

1 Res publica (лат. – общее дело) – понятие римского права, близкое к современному понятию "государство".

2 Бенедетто Кроче (1866 — 1952), итальянский философ, историк, литературовед, политический деятель. Основоположник "этико-политической" школы в итальянской историографии. Активно выступал против фашизма.

3 Ipse dixit (лат. — Сам сказал) — выражение, характеризующее позицию бездумного преклонения перед чьим-либо авторитетом.

1 Ipso facto (лат.) — Само по себе: на деле; в силу самого факта. (прим. ред.)

2 Подробнее см.: rivista “Ontopsicologia” Luglio 1987, "Le due morali del saggio" (журнал "Онтопсихология" № 3, VII. 1987, "Две морали мудреца").

1 Стилистическая фигура, состоящая в нарушении грамматической или логической правильности речи. (прим. ред.)

1 Подробнее см.: А. Meneghetti, “Ontopsicologia Clinica”, “Etiologia plurifattoriale della nevrosi e schizofrenia” (А. Менегетти "Клиническая онтопсихология", "Многофакторная этиология невроза и шизофрении"). (прим. ред.)

2 Педоцентризм — принцип ряда педагогических систем, провозглашающих необходимость обучения детей только на основе возникающих у них желаний. (прим. ред.)

1 Константа "Н" (humano — человеческое) — в терминологии А. Менегетти потенциал человека, закладываемый при рождении. (прим. ред.)

2 Монитор отклонения – своего рода внутренний цензор человека, находящийся в его бессознательном и жестко обуславливающий его поведение определенном набором стереотипов.

1 Буквально этот термин означает "власть народа", так как происходит от zomed = народ и vzark= власть. — А. М.

2 Patres familias, мн.ч. от patеr familias (лат. — глава семьи). Только Р.f. имел юридич. право собственности в Древнем Риме. (прим. ред.)

3 Sасеrdоtе (от "sасег" — ит.) — священный. (прим. ред.)

4 Понтифик (от "роntifех") — высш. категория духовенства в Древнем Риме. (прим. ред.)

5 Иисус был распят в пятницу. (прим. ред.)

6 Здесь автор противопоставляет библейское: "Бог создал мир" и более позднюю христианскую доктрину "creatio continua", рассматривающую бытие как непрерывный процесс творения Господня. (прим. ред.)

1 Лекция была прочитана профессором А. Менегетти 21 апреля 1990 г. в Палаццо Валентини (г. Рим). (прим. ред.)

1 “Пусть печатается" (лат.) — формула цензорского разрешения на печать. (прим. ред.)

1 Библия, Быт. 3, 19 (прим. ред.)

1 Исход 20: 18, 19 (прим. ред.)

2 В дословном переводе эта заповедь выглядит так: "Не забывай святить праздник". (прим. ред.)

3 Здесь: основанной на слепой вере. (прим. ред.)

1 Метанойя — радикальное изменение поведения с целью его настройки на интенциональность Ин-се. (прим. ред.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.