Сферы управления и образования играют ключевые роли в системе общественных отношений. Так, стабильность существования и динамика развития общества определяются тем, насколько согласована деятельность множества людей. И именно потому, что согласованность обеспечивается сферой управления, можно утверждать, что уровень развития общества прямо пропорционален уровню развития сферы управления. Вместе с тем общество постоянно обновляется: на смену опытному старшему поколению приходит неопытное молодое. И только благодаря сфере образования обеспечивается постоянное воспроизводство необходимых для существования общества знаний, как уже проверенных временем, так и новых. А это означает, что от того, насколько развита сфера образования, зависит устойчивость и общественного существования, и общественного развития. В свою очередь уровень развития указанных сфер определяется тем, какие фундаментальные принципы заложены в основу существующих представлений об организации управления и образования.
Управлять человеком – означает задавать ему правильное направление деятельности и добиваться от него нужного результата.
Список литературы
1.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоуро Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2005.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник - М.: Экономистъ, 2005.
3.Багриновский К.А. Современные методы управления: учебник - М.: Инфра - М, 2002.
5.Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: учебник - М.: Инфра - М, 2005.
6. http://www.bankreferatov.ru/
040100 «Социология»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Утверждено на заседании кафедры
истории и теории социологии
Протокол № ____ от ______ 2011 г.
Зав. кафедрой
___________________ Воронцов А.В.
Утверждено на заседании Совета
факультета социальных наук
Протокол № ___ от _______2011 г.
Председатель Совета
__________________ Барабанов В.В.
Санкт-Петербург
2011 г.
Место дисциплины в структуре ООП: входит в базовую часть профессионального цикла.
Трудоемкость и аттестация по дисциплине:
Дисциплина
(учебные курсы) / семестр
Трудоемкость
Аудиторная нагрузка, часы:
Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов /
из них на экзамен
Всего часов на теоретическое обучение
из них:
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа
Современные социологические теории/4
3/1
Экзамен/4
Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций
осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
способности применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
· основные классические и современные социологические теории и школы;
· методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации;
· теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;
· основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;
Умели:
· применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации;
· представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями;
Владели:
· навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;
· способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике.
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
Дисциплина:
№ п/п
Название темы с кратким содержанием
Виды занятий, часы
Самостоятельная работа, часы
Всего часов
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятия
1.
Понятие современной социологии
Исторические этапы развития социологической науки и ее эпистемологические образы. Социологии классическая, неклассическая и постнеклассическая. Три течения в истории социологии: марксистская социология, позитивистская социология, антипозитивистская социология и их особенности во второй половине XX-го и начала XXI-го столетий. Неомарксизм и постмарксизм ― их связь с современной политикой. Неопозитивизм и постпозитивизм ― исторические трансформации классического позитивизма. Антипозитивизм в периоды модерна (социологический модернизм) и постмодерна (социологический постмодернизм). Научная дискуссия о будущем социологической науки и путях ее дальнейшего развития.
2.
Пробиологические учения в современной социологии
Пробиологоическое направление в социологии: общая характеристика. Расово-антропологические учения: традиции и новации. Антропосоциология в новых версиях. Неомальтузианство. Евгеника и ее продолжение в генеологии. Школа биопсихического детерминизма на современном этапе. Социальный бихевиоризм и необихевиоризм. Социобиология и теории генно-культурной коэволюции. Тупики и проблемы социологического неодарвинизма.
Географическое направление и его связь с современной политикой
Геодетерминизм как учение и идеология на современном этапе. Антропо- и этногеографии. Модернизированные теории этноцентризма. Геополитические концепции (Х. Д.Макиндер, А. М. Мэхэн, К. Хаусхофер). Геополитика и подходы к ней в современных исторических условиях: наука и лженаука. Инвайронментализми его связи с теориями социальных катаклизмов. Социогеография и социальная экология: социоэкологические парадигмы («консервационная», «охранительная», «экологическая», «экономическая»). Теория центральных мест В. Кристаллера.
Психологическое направление в социологии: традиционализм, модернизм и постмодернизм
Традиции школы Фрейда в новых исторических условиях. Неофрейдизм. Аналитическая психология К. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Фрейдо-марксизм: В. Райх и Э. Фромм. Социальная психология: становление и развитие Этнопсихология. Коллективная психология и теории толпы Г. Тард, ГШ. Лебон). Учение У. Мак—Дуголла Социальный инстинктивизм. Школы социальной психологии личности (Ч. Кули, Э. Эриксон). Социальная психография. Психоистория Л. Де Моза.
Эмпирическая социология
Аналитическая школа: У. Томас и Ф. Знанецкий ― их труд «Польский крестьянин в Европе и Америке». Естественнонаучная школа. Утверждение в социологии количественных методов анализа. Математическая школа («математическая социология»). П. Лазарсфельд и его вклад в разработку классических методов конкретно-социологических исследований. Демоскопия и ее место в анализе общественного мнения. Разработки У. Липпмана и Т. Тэджфела. Социометрия: методы исследования неформальной организации, разработанные и используемые Я. Морено и его учениками. Трансгенерационная социологи. Разделение социологии на академическую и прикладную, выделение в рамках прикладной социологии «Социальной инженерии» и «клинической социологии».
Школа структурно-функционального анализа ― академическая социология
Теории среднего уровня как эпистемологический образ социологии. Р. Мертон и его вклад в развитие социологической науки во второй половине XX-го столетия. Структурный функционализм: основные понятия. Теория социального действия Т. Парсонса. Концепция акционизма и ее автор А. Турен. Трансактный анализ, разработанный Э. Берном.
Социология культуры
Социологический анализ социокультурной морфологии мировой истории: О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Фробениус. Учение П. Сорокина о социокультурной динамике. Цивилизационный подход к истории и его социологическая специфика: Л. Февр. Теория «Мир-экономика» Ф. Броделч. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Концепция Д. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество». Концепция Р. Арона «Единое индустриальное общество». Разработка «теории глобализма» Ж. Аттали. Футурология: основные футурологические модели будущего общества (модель Римского клуба», модель Г. Кана, модель Д. Белла, модель Маклюэна, модель О. Тоффлера, модели Ж. Фурастьё и Ж. Думазедиера). Теории модернизации. Теории конвергенции культур. Теория открытого общества К. Поппера.
Франкфуртская школа
Социально-исторические условия, появления и работы Франкфуртской школы. «Европейский период»: тематика исследований и их связь с неомарксизмом и неофрейдизмом. М. Хоркхаймер как основатель франкфуртской школы. Идеологемма «Негативная диалектика» как основа критической направленности взглядов и учений франкфуртцев. «Американский период»: критика авторитаризма и тоталитаризма как антигуманной политики современного общества. Т. Адорно и его труд «Авторитарная личность». Основные идеи совместной работы Т. Адорно и М. Хоркхаймера «Диалектика просвещения» и их значение для оценок современной цивилизации. «Западноевропейский период»: социологические концепции Г. Маркузе и Ю. Хабермаса.
Феноменологическая социология
Особенности появления и развития феноменологической социологии, ее связь с феноменологической философией. Понятия «жизненный мир» и «феноменологическая редукция». «Понимающая социология» А. Шюца. «Этнометодология» Г. Гарфинкеля. «Лингвистическая социология» П. Уинча. «экзистенциальная социология» Э Тирикьяна. «Когнитивная социология» А. Сикуреля. «Социологический конструктивизм» П. Бергера и Т. Лукмана. «Драматургическая социология» И. Гоффмана. «Интерпретативная социология» Дж. Келли. Научно-исторические судьбы феноменологических учений в современной социологии.
Политическая социология
Политическая социология на современном этапе исторического развития: основные особенности и закономерности. Учения о классах и классовой структуре современного общества (взгляды Г. Моска, Р. Дарендорфа, Э. Гитдденса, А. Гоулднера). Теории социальных элит (Г. Лассуэлл, Ч. Миллс, В. Парето, Р. Михельс). Концепции социальной стратификации и социальной мобильности. Социология власти и властных отношений. Современные учения о классовой борьбе.
Экономическая социология
Экономическая социология на современном этапе исторического развития: основные особенности и закономерности. Традиция экономического либерализма. М. Фридман как представитель Чикагской социологической школы. Традиции политической экономии во второй половине XX-го столетия: взгляды Г. Шмоллера, К. Бюхера. Школа «социальной экономики». «Кейнсианство»: основные социоэкономические постулаты. «Социология хозяйства» В. Зомбарта. Хотторнский эксперимент и его значение для развития современной социологии. «Индустриальная социология». Неоклассическая экономическая социология: Й. Шумпетер, Ф. Хайек, К. Поланьи. «Экономический мир» согласно И. Валлерстайну.
Социология малых групп
Общая теория малой группы в современной социологии. Виды малой группы. Теории групповой динамики: учение К. Левина, концепция Дж. Хоманса. Феномен «группового сознания» и его анализ в трудах У. Шерифа, С. Московичи, Д.Жоделе и др. Феномен «группового лидерства» и его объяснение в современной социологии. Теории аутгрупповой враждебности. Теоретико-социологические концепции личностно-групповой идентичности. Феномен «социальной атрибуции» и его социологическое объяснение.
13.
Социальная этология
Социальная этология как социологическая дисциплина: история развития и современное состояние. «Когнитивные теории» социального поведения (концепции Дж. Брунера, У. Найссера, С. Аша). «Ценностные, или «аксиологические, концепции социального поведения и конкретно-социологические исследования в этой области. Разработка статусно-ролевой концепции социального поведения: исследования Ф. Зимбардо. «Коммуникативное поведение и его зкономерности: «диспозиционная» и «ситуационная» концепции. «Фигурационная социология» И. Элиаса. Деонтология и девиантология как самостоятельные социологические дисциплины. «Репертуарная концепция» социального поведения. Концепция «режимов действия».
14.
Социология знания
Социология знания как теоретическая дисциплина. Основоположники социологии знания М. Шелер и К. Мангейм. «Структурный психоанализ» Ж. Лакана. «Деконструктивизм» Ж. Дерриды. «Структурализм» и «постструктурализм» в социологии знания. Труды М. Фуко, Р. Барта и Ж. Делеза ― социологический анализ. Школа «шизоанализа». Учение Ж.-Ф. Лиотара «нарратология». Социология науки.
15.
Социология коммуникации
Лингвистические концепции социальной коммуникации: концепции Р. Якобсона, М. Кулсарда, Дж. Остина. Прагматические теории социальной коммуникации Ч. Морриса и Л. Блумфилда. Интеракционизм и символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер). Теория коммуникативного действования Ю. Хабермаса. Коммуникация как информация, сообщение и понимание в иеории систем Н. Лумана. Школа Информационно-инструментальной коммуникации Б. Уэстли и М. Маклина. Теория массовой коммуникации Г. Лассуэлла. ИСКП (источник ― сообщение ― канал ― получатель) ― коммуникационная модель исследовательского центра Стэндфордского университета. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Дискурсивные теории социальной коммуникации. Технологические подходы к социальной коммуникации.
16.
Социология организации и управления
Теория научной организации труда Ф. У. Тейлора. «Тейлоризм» в России. Школа научного менеджмента (Ф. Херцберг и Д. Макгрегор). Концепции организационного поведения в западной и отечественной социологии. «Административная школа» ― принципы управления. Доктрина человеческих отношений и ее место в организации современного производства. Социология менеджмента (П. Дракер). Коммуникационный менеджмент. Школа социальных систем, организация и управление (разработки Ч. Бернарда. Социальная кибернетика и ее место в социологии организации и управления.
Содержание вариативной самостоятельной работы:
- посещение театров и обсуждение современных театральных постановок;
- участие в конференциях на факультете социологии СПбГУ.
Итого:
Интерактивные формы занятий:
№ темы
Формы
1.
Групповая дискуссия
5.
Решение социологических задач
7.
Написание эссе
12.
Ролевая игра
16.
Дискуссия
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п
Темы дисциплины
Содержание самостоятельной работы студентов
Количество часов
1.
Понятие современной социологии
Подготовка докладов и групповое обсуждение
2.
Пробиологические учения в современной социологии
Приобретение опыта критического осмысления современной социологической литературы
Географическое направление и его связь с современной политикой
Приобретение навыков политической оценки посредством анализа публикаций по геополитической тематике
Психологическое направление в социологии: традиционализм, модернизм и постмодернизм
Знакомство с современной психоаналитической литературой и определение ее адекватного места в научных исследованиях
Материально-техническое обеспечение модуля / дисциплины:
1. Учебные пособия.
2. Презентации.
3. Мультимедийное оборудование.
Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине
Итоговая аттестация:
Осуществляется в форме экзамена, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.
Оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине:
Компетенция
Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8)
1,2,3,4,5,6,8,9,12
способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10)
7,10,11,12,13,14,15,16
способности применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1)
5,7,10,11,12,13,14,15,16
Итоговая аттестация проводится в форме устного экзамена по дисциплине с учетом применяемой балльно-рейтинговой системы оценивания.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление