КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические идеи русской эмиграции. Выработана христианством на протяжении й8 веков
Идея личности Выработана христианством на протяжении й8 веков. Она подразумевается определённое духовное содержание. Идея общества, основанного на свободе и равенстве: ñ В области умственной такая свобода создала подчинение авторитетам крайне посредственным. ñ В области экономической свобода создаёт неслыханное господство капитализма и подчинение пролетария. ñ В области политической вместо ожидаемого народоправления порождается лишь новое правящее сословие с учреждениями, необходимыми для его существования. После 1922 г. в эмиграции оказались: С.Н. Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л. Франк, Н.О.Лосский, Г.П.Федотов, П.А.Сорокин, Н.С.Тимашев, С.А.Левицкий, П.Б.Струве, Л.П.Карсавин, И.А. Ильин и др. «Русское зарубежье» представляет перед нами как русскоязычная, русскоговорящая и «русскодумающая» когорта россиян, вынужденно покинувших Родину, но оставшихся в духовной связи с нею. Основные проблемы социальной мысли русского зарубежья после революции 1917 г.: ñ Дальнейшее развитие России («судьба России» ñ Позиции эмигрантов по отношению к Советской власти ñ Революция как социальный процесс ñ Русский национальный характер ñ Роль интеллигенции в общественное ñ Русская идея, и другое Черты стиля трудов мыслителей русского зарубежья: ñ публицистичность (научно-социологическая или социально-философская ñ продолжение традиций, основанных в русской мысли в 19-начале 20 в. ñ политизированность (направленность за или против Советской власти) ñ судьба России как центр творчества Питирим Сорокин (1889-1968) ñ «Система социологии» ñ «Социальная мобильность» ñ «Социальная и культурная динамика» ñ «Социальная революция» ñ «Кризис нашего времени» Культура, по Сорокину, это совокупность смыслов, норм и ценностей данного общества Эта совокупность образует определённую взаимосвязанную систему. Социальная система, по Сорокину, состоит из: ñ индивидуальных смыслов ñ норм поведения человека в обществе ñ социальных ценностей Суперсистема — это как бы сверхсистема, охватывающая все остальные подсистемы общественной жизни. Господствующая система ценностей, по мысли социолога, определяет характер общества в целом. П.Сорокин подразделил такие системы смыслов-норм-ценностей: 1. По способу познания мира на три основных типа: 1. идеациональные (в которых главную роль играют ценности религиозной веры, духа, приближения к божественному) 2. идеалистические (в которых основную роль играют ценности человеческого разума, науки, знаний о мире) 3. чувственные (в которых господствуют ценности чувственного характера, материальные ценности) П.Сорокин «Социология революции» «Непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавляемых базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения». «Социальный порядок не случаен, он есть продукт многовекового приспособления человечества к среде обитания и индивидов друг к другу. Это итог вековых усилий, опыта, стремления создать наилучшие формы социальной организации и жизни». П.А.Сорокин сформулировал концепцию конвергенции, взаимодействия и взаимопроникновения систем капитализма и социализма. Николай Сергеевич Тимашев (1886-1970) Популярный на Западе русский уч ёный, обществовед, вынужденный в 1921 г. под угрозой ареста бежать из России. Его отец, С.Н.Тимашев, видный политический деятель, премьер-министр царской России, был расстрелян большевиками. Благодаря помощи своего друга Сорокина Тимашев получил место в Гарвардском университете. Был одним из создателей социологии права. Его «Теория социологии» стала классической книгой в этой области и была переведена на несколько языков. Франк С.Л. «Религиозно-исторический смысл русской революции» (1924) Задача: обнаружение первичных духовных сил, её «религиозной» направленности. Духовное существо революции: ñ идеи социализма ñ идеи свободы ñ вера в разум, в народ, который сможет рационально устроить свою жизнь ñ вера в техническую цивилизацию и в рациональную организацию общества ñ нигилизм — отрицание всех объективных начал общественности (культура, права, собственности) «...в русской революции подведён итог более чем четырёхвековому жуховно-историче5сакому движению западного человека».
Иван Александрович Ильин (1883-1954) ñ «Россия есть живой организм» ñ «О сопротивлении злу силою» ñ «О русской идее» ñ «Путь духовного обновления» ñ «Путь к очевидности» Сущность русской идеи: «Русская идея есть идея сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и передающего...» Составляющие русской идеи: ñ любовь ñ живое созерцание ñ свобода Предметность — это конкретность культурных, исторических, научных, правовых и иных форм устройства общества. Дух находит свой предмет и пребывает в нём. Только в этом и состоит духовная культура. Федотов Георгий Петрович (1886-1951) «Трагедия интеллигенции», «Национальное и вселенское», «Будет ли существовать Россия?» Признаки интеллигенции, как социальной группы (Федотов) ñ «Идейность» (напряжённый духовный поиск в сфере социальных вопросов) ñ «Беспочвенность» (внешний, по отношению к собственной культуре, характер этого духовного поиска). Отрыв от быта, от национальной культуры, от национальной религии, от государства, от класса, от всех выросших социальных и духовных образований. Будущее России: ñ неизбежность падения Советской власти ñ необходимость комплексного решения национального вопроса, сохранение целостности территории России ñ при важности ценностных основ православия — понимание того, что оно не может быть объединяющей идеей в многоконфессиональной стране ñ поиск нового хозяйственного строя, отличного от индустриального (западного) капитализма, и от государственного социализма ñ необходимость духовного возрождения на основе понимания национальной идеи
ВТОРОЙ СЕМЕСТР
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |