КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные критерии диагностической оценки графических изображений
Общая характеристика графических методов психодиагностики Графические методы в основном применяются для выявления особенностей интеллектуального развития (при нарушениях выявляется запаздывание), личностного развития (для выявления личностных особенностей тесты основаны на механизме проекции; рисунок – сообщение, зашифрованное в образах) и психических заболеваний (наличие органических поражений мозга). Достоинства: 1 – информативность – позволяют выявить множество особенностей, просты и не занимают много времени; 2 – естественность – наиболее близко детям; 3 – многократность – используются без утраты своего диагностического значения, можно использовать в лонгитюдном исследовании; 4 – психотерапевтическое значение – грань между обследованием и психотерап.воздействием стирается. Недостатки: 1 – относительно низкая надежность результатов (т.к. субъективна интерпретация психолога); 2 – не позволяют количественно измерить оцениваемые свойства; 3 – термины, в которых проводится интерпретация, лишены строгости и однозначности => сложно подтвердить надежность и валидность. Ограничения: 1) осторожно относиться к использованию в научных статистических исследованиях; 2) окончательные выводы о психологических особенностях субъекта только на основе одних рисуночных тестов лучше не делать; 3) психологическое заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, вне их связи друг с другом. Критерии рисунков адресуются к следующим характеристикам: 1. нажим на карандаш 2. особенности линий 3. размер рисунков 4. расположение рисунка на листе 5. тщательность и детализация 6. дополнительные особенности 1) – показатель психомоторного тонуса. Слабый нажим, линия едва видна – астения; пассивность; иногда депрессивность/субдепрессивность (с 4 лет). Сильный, карандаш глубоко продавливает бумагу – ригидность; эмоциональное напряжение; импульсивность (с 4 лет). Сверхсильный, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность; агрессивность; пограничное/психотическое состояние. Варьирует – эмоциональная лабильность (с 4 лет). Колебания особо сильны – эмоциональная неустойчивость; острые состояния. 2) Штриховые – тревожность (в характере). Множественные линии – тревога как состояние; стресс; импульсивность. Эскизные линии – стремление контролировать тревогу. Промахивающиеся линии – импульсивность; органическое поражение мозга; гиперактивность (с 5 лет). Линии не доведенные до конца – астения; импульсивность. Искажение формы линии (напр. голова треугольная) – органические поражения мозга; психические заболевания (с 5 лет). 3) Увеличенный (более 2/3 листа) – тревога; стресс; гиперактивность. Уменьшенный (менее 1/3 листа) – депрессия; низкая самооценка. Размер сильно варьирует – эмоциональная лабильность. 4) Смещен вверх, не в углу – повышение самооценки, возможно компенсаторно; стремление к высоким достижениям. Смещен вниз – снижение самооценки. Смещен вбок – органическое поражение мозга (иногда). Выходит за край листа – импульсивная, острая тревога; пограничное, невротическое, психотическое состояние. В углу листа – депрессия/субдепрессия. 5) Большое кол-во деталей –демонстративность; творческая направленность. Высокая тщательность, много однотипных деталей – ригидность; тревожность; перфекционизм (иногда); эпитептоидная акцентуация; Малое кол-во деталей – астения; отрицательное отношение к обследованию; интровертированность; депрессия/субдепрессия; шизоидная акцентуация; низкийур-нь умственного развития. Небрежность – импульсивность; отрицательно отношение к обследованию. 12. Особенности измерения в психодиагностическом обследовании: тест как измерительный эталон Психометрия – это область пс-гии (не обяз. относ.к ПД), кот.изуч-т теоретич.и практич.основы измерен. в психике. В сфере ПД, психометрия имеет специфич.задачи: технология созд-ия и адапт. мет-к, обеспеч. критериев кач-ва измер. Знание основ психометрии даёт пс-гу необходимую критичность в понимании огранич-сти процедур, в понимании тех допущений, кот.заложены в тест самим разраб. при созд-ии мет-к. Особ-стью ПД-х процедур, явл -ся их станд-сть, кот.предп-т срого регламентир-ые условия проведения измер-ия и пред-т особые треб-ия к самим измерит-м ср-вам. Регламен-стьобеспеч.станд-цией процедуры проведения, инстр-ции к исп., стим-го материала и его предъявл, бланков, способов регистрации ответов. Особые треб.к измерит-м процедерамвыраж-ся в репрезент-сти, надёжн., валидн., достов-сти как крит.кач-ва теста. Процесс измерения- это всегда сумма измерения изучаемого объекта или пр-сса с эталоном. В психологии чел. не может выступать Эталонным субектом. В психодиагностике эталоном выступает тест. Поэтому к тесту и его процедуре предъявляется определенные требования. Для того, чтобы тест был эталоном, он должен быть стандартизован. В словаре «тестирование» - м-д психологич. диагностики, использ.стандартиз. вопросы и зад., имеющие определенную шкалу значений. "Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий". Все определения содержат следующие общие моменты: во-1ых,тест – один из м-дов измерен.в ПД наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.; во-2ых,это метод измер.св-в л-ти и особенностей интеллекта; в-3их,это метод измер., кот. хар-ся высок. степ. объективности, надежн. и валидн. Этим треб д-н соответств. каждый тест. Есть Разница м\у стандартным психологическим тестом и обычным набором заданий (в к\р), кот.тоже может служить источником ПД: необходимо знать, что такое стандартная тестовая процедура и в каких единицах, шкалах измеряются психические свойства чел.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |