Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура проведения. Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки




Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального "ключа". Максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов, минимальная - 0 баллов.

Обработка полученных данных производится с помощью ключа для формы С.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц. Таблица перевода сырых баллов в стены так же существует для формы С.

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка. Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

31. Личностные тесты Айзенка. Айзенка личн. опросник(ЕРI)- 1963 г. Для изуч. инд-псих. черт личности. 24 вопр- выявление экстра-интроверсии, 24 - нейротизм, 9 - оценка искренности, достоверности рез-в. 2 вар. методики (А и В), отлич. текстом опросника. Айзенк, проанализ. материалы обслед. 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что можно выд. 2 гл. фактора: экстра- / интроверсию и невротизм. 1фактор биополярен, крайние полюса соотв-т ориентации личности либо на мир внеш.объектов (экстраверсия), либо на субъект. внутр. мир (интров). Экстравертам св-ны общит-ть, импульс-ть, гибкость пов, иниц-ть и выс. соц. приспособл. Интровертам, наоборот, необщит-ть, замкн, соц. пассив, скл. к самоанализу и затруд.соц. адаптации. 2 фактор - невротизм – хар-т чел. со стороны эмоц. устойчивости, тревожности, ур. самоуваж. и возможных вегет. расстройств. Фактор биполярен: на 1 полюсе-люди, хар-ся устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, на др. - нервозный, неустойчивый и плохо адаптир. тип. Большая часть людей - м/у полюсами. Сильный и слабый типы по Павлову близки к экстра- и интроверт. типам. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных св-вах ЦНС, которые обеспечивают уравновешенность возб. и торможения. Экстра-, интроверсия и нейротизм-стабильность не зависят др. от др. Айзенк делит людей на 4 типа. Т.о., можно вывести показатели темперамента личности по классиф. Павлова. Психотизм - скл. к асоциальному пов, неадекватности эмоц. реакций, выс. конфликтности, неконтактности, эгоцентр., эгоист. Согласно Айзенку, выс.показатели по экстраверсии и нейротизму соотв-т диагнозу истерии, интроверсии и нейротизму –тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выр-ти - «предрасполож.» к соотв. патологиям. Процедура пров. Испытуемому предлаг. отв. на 57 (101) вопр. Время не огранич. Инстр: «Вопросы напр. на выявление вашего обычного способа пов. Постарайтесь представить типичные сит.и дайте первый «ест.» ответ, который придет вам в голову. Отв. быстро и точно. Помните, что нет «хор» или «плохих» отв. Если согласны с утв., поставьте рядом с его № знак +(да), если нет - – (нет)». Рез.: за соотв. ключу- 1 б., несоотв. - 0. Суммир. Выс. оценки по шк.экстра-интроверсия соотв-т экстрав-му типу, низкие – интр. Рез.- <8б. -эмоц. стабильности, >16 - эмоц. нестаб. Людям, набравшим более 10 б., не реком.работать по спец. типа "чел-чел". Коэфф. надежности для шк.нейротизма 0,85-0,9, экстра-интров. - 0,75-0,85, коэфф. ретестовой надеж.- 0,83 и 0,81. Валидность обеих шкал устан. способами, которые признаны многими иссл-ми. Тест Айзенка имеет корреляцию м/у шк.экстра-интроверсии и нейротизма с коэфф. 0,15-0,4, что подтв-т положение Айзенка о независимости данных измерений.

32. ПСИХОГЕОМЕТРИЯ система анализа типологии Лич-ти на осн набл-я за пов чела и предпоч выбора им какой-л геометр фигуры. Расположив различ геометр фигуры в порядке их предпочтит-ти, по фигуре, помещ на 1ое место, можно опр-ть осн доминир особенности Л и пов. П. как система сложилась в США, ее автором явл Деллингер — спец-т по соц-психол подготовке управл-х кадров. Психогеометр тест - проективная методика иссл-я Л. Опублик Деллингер в 1989 г.

Стимульный материал сост из 5 геометр фигур: квадрат, прямоуг, треуг, зигзаг и круг. Деллингер говорит о 85%-ной точности диагностики с пом разраб ею теста, не указывая сп-бы, которыми рассчитывалась эта точность. Данные о валидности и надежности отсутствуют. «Посм на 5 фигур, изобр на предыдущ стр. Выберите из них ту фигуру, в отнош которой можете ск: " это - я!" Только не занимайтесь никаким логич анализом и ненужными умопостроениями» Квадрат. Неутомим труженик, усердный, доводит дело до кон, вынослив и методичен, коллекционер всевозм данных, эрудирован. Сильная стор - мыслит анализ. Любит распланир, предсказ жизнь. Треугольник. Рожден, чтобы быть лидером. Сп-ть концентрир-ся на гл цели. Решителен, неудержим, сильная Л. Глубоко и быстро анализирует сит, сосредотачиваясь на сути проблемы. Уверен в себе и хочет быть первым во всем. Честолюбив. Прямоугольник. Символизирует сост перехода и изменения. Осн сост - замешательство, неопределенность. Непоследователен, непредсказуем, низк самооц, стремится быть лучше. Любознателен, смел, наивен. Круг. Доброжелателен, заинтересован в хороших межличн отнош. Высш ценность - люди. Лучший коммуникатор и слушатель. Эмоционален, эмпатичен, уступчив. Зигзаг. Креативен, правополушарный. Интуитивность, образность, интегративность, ищет новое, не выносит рутины и постоянства. Восторженный.

33 «Пиктограмма». Процедура исследования. Варианты методики по Леонтьеву и Занкову.

Пиктограмма — методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивид. обследовании.

Процедура исследования: испытуемому для запоминания предлагается определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, т. е. пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно. Особенностью инструкции испытуемому является его ориентация на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использования любых буквенных обозначений. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

При использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.
Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым. Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей.

34. Hand-тест и его теоретический конструкт: процедура обследования и интерпретация данных.

Тест руки Вагнера- проективная м-ка, направл. на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

Цель м-ки. Предназн. для диагн. агрессивности. Может исп. для обслед как взрослых, так и детей.

Теоретический конструкт. В теоретич. обосновании авторы исход.из положен. о том, что разв. ф-ций руки связано с развитием ГМ. Велико значение руки в воспр. пространства, ориент. в нем, необх. для организации любого действия. Рука непоср-венно вовлеч. во внешн. акт-ть. Следовательно, предлагая обслед. в кач-ве визуальных стим.изобр. руки, выполн. разные действия, м-но сделать выводы о тенденциях акт-ти обследуемых.

Стим. материал сост. из 9 изобр. кистей рук и одной пустой карточки, при показе кот.просят представить кисть руки и опис. ее вообр. действия. Изобр. показ.последовательно. Обслед. дается инструкция ответить на вопр. о том, какое, по его мнен., действие выполн.нарис. рука (или сказать, что способен выполн. чел. с такой рукой). Допуск.указ. для каждой карточки неск. вариантов действия.Важно во всех возможных случаях макс.сниж.неопред. ответа, наполнять смыслом высказ. типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п. Все ответы фиксир. в протоколе. Помимо записи ответов регистрир. положение, в кот.обслед. держит карточку, а также время с момента предъявл. стимула до начала ответа.

Ответы разносятся по 11 катег.: агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание).

В 1вой колонке указ.№карточки. Во 2ой – дается время первой реакций на карточку в сек. В 3ей – привод.все ответы испыт. В 4ой – рез-ты категоризации ответов. Количественный показатель открытого агрессив.повед.рассчит. по ф-муле (агрессия+указания)-(страх+привяз.+коммуник.+завис.). Для уточнен.мотивов агрес.повед. следует проанализир. профиль.

Исп. теста руки Вагнера м. б.продуктивн. не только при диагн.агрес., но и в некоторых др. случаях. Для диагн.межл-ных отношен. Для диагн. кандидатов, выдвиг. на руковод. должности. Для диагн.агресс.разл. групп преступников, прогноза открытого агрессивн.повед. в криминальной психологии при проведении судебно-психологич.эксп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.