Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура проведения




Детские варианты теста Р. Кеттелла (CPQ)

Данная методика является модификацией взрослого варианта 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, и была специально разработана и адаптирована для детей младшего школьного возраста (8 — 12 лет).

В опроснике - 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка, 120 суждений. Сумма баллов по каждой шкале переводится в оценки - стены. В методике выделяют три уровня развития разных черт личности: низкий (1 - 3 стены), средний (4 - 7 стены) и высокий (8 - 10 стены). Максимальная оценка 10 баллов, среднее значение 5, 5 балла.

Описывая разные личностные черты, согласно опроснику Кеттелла, представляют крайние полюса их развития (высокий и низкий), при этом даются соответствующие количественные и качественные оценки.

ПРОЦЕДУРА. Зачитав детям инструкцию, необходимо продемонстрировать и объяснить первые 2 вопроса. Для многих детей самостоятельное заполнение опросника трудно, и в этом случае его рекомендуется проводить в форме беседы-интервью.

Основной фактор, ответственный за высокую корреляцию между поверхностными факторами, получил в теории Кэттелла название основной черты. Три поверхностные черты — чувство юмора, общительность и альтруизм.

36. Миннесотский многоасп. личн. опросник (MMPI) –созд. в 1940 Хатуэем и Маккинли. 550 утв., образующих 10 осн. диагност.шкал. На каждое из утв. обсл-мые (лица от 16 лет и старше с коэфф. интеллекта не ниже 80) дают ответ: верно, неверно, не могу сказать. Совп. с ключом - 1 б. Возможны разл.варианты предъявления утв., обычно это делается с пом. карточек, их обсл-мый раскладывает на 3 гр. по ответам. Данные заносятся в станд. регистрац. бланк, в котором отмеч. свед. об обследуемом и время на раскладку карточек. Завершается построением "профиля личности" на спец.бланках, где балльные оценки перев. в стандартные (Т-оценки со ср. значением 50 и станд. отклонением 10). Исп. система числового кодир.: шкалы запис. в порядке, чтобы на 1 месте оказ. шкала с наиб. выс.показателями. С пом. спец. значков показывают, как высоко распол. шкалы профиля.

Осн. клин. шкалы: Шк. ипохондрии –близость к астено-невротич. типу; депрессии (гипотим.тип); истерии –скл. к невротич. реакциям конверс.типа; психопатии -диагн.социопат.типа; маскулинности–феминности –идентиф. с ролью м. или ж.; паранойи - наличие "сверхцен" идей; психастении – трев-мнит. тип; шизофрении – диагн. шизоидного типа; гипомании – степень близости гипертимному типу; Шк. соц. интроверсии - соотв. интроверт. типу. 4 оценочн. шк: "?" -регистрирует кол-во утв, которые обсл-мый не смог отнести ни к "верным", ни к неверным. Шк. лжи. Шк. достоверности – выявл. недостоверных рез-в (св. с небрежностью), аггравации и симуляции. Шк. коррекции введена, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезм. недоступностью и осторожностью.

Процедура. в комф.усл, в отд. комнате. При обследовании гр. обеспечить самост-ть работы; пост. присутствие проводящего иссл. Если обр. за консультацией, эксперим-р дает пояснения, но напом., что каждый руков-ся своим мнением. Пояснить отд.слова, но не смысловое сод-ние. Если весь регистрац.лист заполнен, при ручной обр. данных на него последовательно наклад. „ключи" соотв. шкал. В профильных листах сырые баллы автом. перевод. в станд-ные, т.к.там каждое значение сырой оценки по каждой шкале заранее высчитано и соотнеснено со станд.оценками Т.

Интерпр. профиля личн. Учит.наличие отд.пиков на профиле, его высота, превалирование левой (невротической) или правой (психотич.) части профиля, сочетания показателей по опр.шкалам. Усл. норма профиля - 30-70 Т-баллов. Ср. данные по нормативной гр. соотв-т 50 Т-баллам. 60-70 – акцентуация. Низко располож.профиль набл. при попытке предст. себя в благопр. свете, при диссимуляции. Позитив. наклон, т.е. наличие более выс. показателей по шкалам психотич.тетрады, - признак психотического сост. Негат. наклон, преобл. выс. показателей по шк.невротич. триады – остр. аффектив. наруш.

37. Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) авторы — Хетуэй иМаккинли, созд — 1941 г. Первонач он рассм-ся как средство вспомогательного психиатрич диагноза, в наст время считается инструментом, измеряющим степень сходства испытуемого с хар-ми личностными свойствами тех групп лиц, по которым валидизировалась каждая шкала. MMPI сост из 550 утвердит высказываний, на кот испытуемый даёт ответы «верно», «неверно», «не м. сказать». При индивид провед эти высказывания предъявляются на отдельных карточках, и испытуемый распределяет их соответственно трём типам ответов. Позднее была созд форма опросника для группового диагностирования, высказывания стали предъявляться в тестовой тетради, а испытуемые записывали ответы на специальном__бланке.

В классич виде MMPI исп-ся 13 шкал: 3 контрольных и 10 клинических. Контрольные шкалы предназнач для выявления установок испытуемых по отнош к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы:• шкала лжи;• шкала достоверности; • шкапа коррекции. К базисным шкалам относится: ипохондрия; женст-мужест-ть; психопатия; истерия; депрессия; и др. При обследовании первичные («сырые») баллы по каждой шкале, переведённые в стандартные Т-оценки сопост-ся, с нормами со средним знач 50 и стандартным отклонением 10. Диапазон разброса в границах нормы — от 30 до 70.

К 60-м гг. этот опросник занял прочное полож гл методики и примен более часто для диагностики нормальных людей в ходе их консультирования, приема на работу, поступления на военную службу, для мед обследования и суд-мед экспертизы, чем для оценки психич больных, хотя первонач он разраб-ся и исп-ся в клинике при постановке психиатрич диагноза.

Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е годы. Первым был предложен вариант ММИЛ сост из 384 утверждений. Березиным разраб оригинальная интерпретация шкал MMPI, осущ его тщат стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрол институте им. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛЛ. Собчик, 1971). Кр того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, заним семейным консультир-м, изуч кадровых резервов, психологич совместимости, проблемой менеджмента, в спорт психологии, а также в юриспруденции, в армии, в военной и гражд авиации, в сист МВД, в Центрах занятости насел, в сфере общ и высш образования. Психологи и врачи, занятые вопросами суицидол, психотерап, алкоголизма, психосом, суд психол-психиатр экспертизы и диффер диагностики исп-т тест СМИЛ больше для выявления изменений, признаков регресса, соц-психол дезадаптации Л больного, чем для констатации психиатрич диагноза, хотя в кон итоге именно выявленные изменения Л и способ-т уточнению диагноза.

38 Тест Векслера:теор конструкт теста, верб.и неверб. интеллект, сведения о надежности теста

Тест Векслера - шкала измерения интеллекта. В детской практике для прогнозирования успешности и интеллектуальной одаренности. Относится к индивидуальным тестам и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым. Охватывает большой возрастной диапазон - от 3 -74 лет.

Теор.основой батареи субтестов Векслера послужила иерархическая модель интеллекта, разработанная Спирменом и его учениками. В соответствии с этой моделью на «вершине» интеллекта находится генеральный фактор, состоящий из 2основных групповых факторов-верб и невербинтеллекта, которые, в свою очередь, состоят из специфических факторов.

Вербальная шкала. Осведомленность: ответы требуют разнооб­разных знаний, приобретаемых индивидом по мере приобщения к куль­туре. Сходство: испыт должен объяснить, в чем сходство двух объектов. Арифметика: решаемые устно задачи, аналогичные тем, что встре­чались в курсе арифметики для начальной школы. Словарный запас: испытуемый должен объяс­нять значения слов.

Понимание: испытуемого просят объяснить, как надо поступить в некоторых обстоятельствах, почему следуют ка­ким-то правилам. Повторение цифр диагностирует оперативную память; состоит из 2частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

Невербальная шкала. Шифровка: нужно написать под каждой цифрой соответствующий символ за 1,5 мин. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Завершение картинок: - карточки, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Диагностирует зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки. Кубики Косса: набор карточек с краснобелыми чертежами и набор красно - белых кубиков. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Последовательные картинки - 8 серий картинок. Каждая серия представляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстраполяции. Складывание фигур - испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей. Диагностируется способность к синтезу целого из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.

Методика для взрослых; отсутствие стандартизации. Шкала для детей была адаптирована и стандартизирована на отече­ственных выборках.В настоящее время этот вариант устарел и на практике использоваться не может.

39Тест Векслера: стимматер, процедура тестирования

Стимульный материал, содержит серию заданий вербальной (6 субтестов) и невербальной (5 субтестов) батареи.

Стимульный материал включает в себя кубики Косса (9 штук), карточки с заданиями для субтеста «Кубики Косса» (10 шт.), карточки с картинками к субтесту «Недостающие детали» (21 шт.), карточки к субтесту «Последовательные картинки» (38 шт.), 4 демонстрационных поля с диаграммами раскладок деталей для субтеста «Складывание фигур», детали фигур для 4-х заданий субтеста «Складывание фигур».

Вербальная шкала:

1. Субетест "Общая осведомленность" - включает 29 вопросов.

2. Субтест «Понятливость» - 14 вопросов

3. Субетест "Арифметика" - включает 14 задач из курса арифметики начальной школы.

5. Субетест "Запоминание цифр" - 1-ая часть содержит ряды, в которых от 3 до 9 цифр.

6. Субетест "Словарный запас" - 42 понятия. Испытуемый должен объяснить значение слова.

Особняком стоит субтест 4 "Сходство" (13 пар понятий). Результаты его говорят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированю.

Невербальная шкала, или "шкала действий" состоит из 5 субтестов.

7. Субтест "Шифровка" (или "Цифровые символы") Нужно написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты.

8. "Недостающие детали" (или "Завершение картинок") - 21 карточка, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью.

9. "Конструирование блоков" ("Кубики Косса") - 40 заданий. Включает набор карточек с краснобелыми чертежами и набор красно - белых кубиков.

10. "Последовательные картинки" - 8 серий картинок.

11. "Сборка объекта" ("Складывание фигур") - 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры "человек", "профиль", "рука", "слон").

Шкалы измерений Векслера – Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Разработаны Д. Векслером. Первой была предложена в 1939 г. Векслер-Бельвью шкала для обследования лиц в возрасте от 7 до 69 лет. В шкалах Векслера присутствуют как вербальные, так и невербальные субтесты, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития — понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память. Стандартизированы и проверены на надежность.

Индивидуальный профиль обследуемого строится в таблице данных.

40. Прогрессивные матрицы Равена: общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) – методика предназначена для изучения логичности мышления. Предназначен тест для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.

Наиболее известны два основных варианта: черно-белый и цветной. Цветной вариант предназначен для обследования детей от 6 до 9 лет. Возможно их применение для детей и более старшего возраста с аномальным развитием. Иногда рекомендуется для проведения реабилитационных исследований и для лиц старше 65 лет.

Теор. (методол) основы Тест "Прогрессивные матрицы Равена" относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой "теорией неогенеза" Ч. Спирмена.

Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа,Выготского-Сахарова. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей ментального возраста (1-4 класс массовой школы). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Тест состоит из 60 таблиц - 5 серий по 12 задач в каждой.

41. Прогрессивные матрицы Равена: процедура, регистрация данных, интерпритация ПМР, относится к невербальным методикам на интеллект и предназначена для измерения способности мыслить, систематизировать планомерную и методическую д-ть интеллекта. Разработана в 1936 г. в Великобритании Равеном.

Чёрно-белый вариант состоит из 60 заданий – 5 серий по 12 задач в каждой.

Инструкция. Каждому испытуемому необходимо выдать 1 экземпляр тетради с заданиями и 1 бланк ответов. До начала тестирования, тест должен быть перевёрнут до тех пор, пока не прозвучит инструкция. Вам будут выданы матрицы, к каждой из которых вам надо будет найти подходящий элемент. На выполнение заданий даётся ограниченное количество времени. До 5 задания включительно, вы имеете право спросить правильность ответа. Старайтесь работать быстро и без ошибок». Первое задание решается совместно с экспериментатором. Время засекается после решения 5 задания. Время прохождения методики = 35 минут.

Данные регистрируются в бланке ответов.

Характеристика ПМР по отдельным сериям. 1 серия: характеризуется по непрерывности и целостности структуры. 2 серия: характеризуется аналогия между парами фигур. 3 серия: характеризуются прогрессивные изменения в структурах. 4 серия: характеризуется перестановка структур. 5 серия: характеризуется разложение структур на составляющие части. 4.

Оценка результатов.

Степень Оценка результатов. Результаты.
1. Очень хороший, весьма высокий интеллект. результат 95% и выше.
2. Хороший, высокий интеллект. результаты 75 % и выше.
3. Средний интеллект. Результат в границах выше 25 и ниже 75%.
4. Слабый, сниженный интеллект. результаты 25% и ниже.
5. Очень слабый интеллект или интелл дефект. результаты 5% и ниже.

Количественная обработка производится следующим образом: каждое правильное решения = 1 баллу, в сумме может быть 60 баллов. Подсчитывается общая сумма полученных баллов, общий процент правильных решений, число правильных решений в каждой из 5 серий.

42. Тест Амтхауэра: общие сведения о назначении и теор. конструкте

К числу наиболее широко применяемых в России тестов структуры интел­лекта принадлежит тест Р. Амтхауэра. Тест предложен автором в 1953г (последняя редакция - 1973 года). Он предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды проф. обучения и для проф. отбора. На русском языке тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л.Ф. Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности». Тест составлен Амтхауэром в трех формах: Л, В и С. Модификация 1ST — 70 имеет четыре формы (А, В, С, D). Р. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического).

Автор при составлении теста исходил из двух предпосылок:

1) корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной,

2) корреляция между субтестами должна быть возможно мини­мальной (но положительной).

Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испытуемых от 13 до 60 лет. Р. Амтхауэр ввел только возрастные нормы, полагая установленной зависи­мость социального опыта от возраста испытуемого.

Тест диагностирует 4 компонента интеллекта: вербальный, счетно-ма­тематический, пространственный, мнемический. Корреляция этих факторов (три из которых аналогичны факторам Спирмена) равна 0,36. Время выполнения теста 90 мин.

43. Тест Амтхауэра: общие сведения о процедуре проведения, регистрации данных и их интерпретации.

Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров. На каждый субтест отводится фиксированное время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.