Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие полей головного мозга. Функциональная организация мозга




Анатомические, клинические и физиологические данные свидетельствуют о ведущей роли коры больших полушарий мозговой организации в психических процессах.

Кора больших полушарий является наиболее дифференциальной по строению и функциям отделов мозга. И.П. Павлов считал кору больших полушарий единственным мозговым образованием, где могут замыкаться условные связи, которые являются основой психической деятельности человека.

Подкорковым структурам отводится вспомогательная роль. За ними признавались энергетическая и активационная функции. Однако в современной науке представление об их участии в реализации психических процессов изменилось. Они играют важную специфическую роль в психической деятельности человека при ведущем участии коры головного мозга.

В целом, все ВПФ имеют вертикальную (подкорковую) и горизонтальную (корковую) мозговую организацию.

Значительно лучше изучены корковые механизмы психической деятельности. Кору и подкорку соединяют проекционные волокна. Они являются волокнами корковоядерного, корковомостового и корковоспинального путей. Самые длинные – корковоспинальные волокна.

Корковые области в пределах одного полушария соединяют ассоциативные волокна, которые составляют основу белого вещества. Они соединяют как близ лежащие, так и отдаленные корковые области. Таким образом, все функционально значимые корковые области могут тесно взаимодействовать между собой, позволяя коре выполнять ее ассоциативные и интегративные функции.

Центры между двумя полушариями, соединяют комиссуральные волокна, мозолистое тело. Волокна проходят через эту комиссуру, из одного полушария в другое, и затем расходятся в разных направлениях.

В нейропсихологии на основе анализа нейропсихологических данных, была разработана общая структурно-функциональная модель мозга, как субстрата психической деятельности. Эта модель была предложена А.С. Лурия и характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого, являясь основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно этой модели, весь мозг может быть разделен на 3 основных структурно-мозговых блока. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех трех блоков.

1 блок - регуляции общей и избирательной неспецифической активизации мозга (энергетический). В состав первого блока входят все неспецифичные подкорковые структуры разных уровней мозга:

1) ретикулярная формация ствола мозга;

2) диэнцефальные отделы;

3) лимбическая система;

4) базальные отделы коры лобных и височных долей.

Недоразвитие этого блока у детей преимущественно проявляется в утомляемости, истощаемости, вялости, эмоциональной неустойчивости, двигательных нарушениях (дизартрические расстройства).

2 блок – приема, переработки и хранения информации («накопительный мозг»). В него входят задние отделы коры головного мозга:

- слуховая и анализаторная система;

- кожно-кинестетическая анализаторная система;

- зрительная анализаторная система.

Основными синдромами поражения структур 2 блока у детей являются агнозии, апраксии, алалии, дислексии, дисграфии, акалькулии

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. В него входят: моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга. Основными показателями недоразвития этого блока у детей, является повышенная отвлекаемость, нарушение эмоциональной сферы. Апатичность, трудности переключения, упрощение программ, нарушения чтения, письма и неспособности решения смысловых задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.