КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Учебное пособие для студентов-заочников психолого-педагогического факультета
Нейропсихология
Учебное пособие для студентов-заочников психолого-педагогического факультета
Казань АСО 2006
УДК 376(075.8) ББК
Строков Е.С. Нейропсихология: учеб. пос. для студентов/ Е.С.Строков. - Казань: АСО, 2006.- 142 с.
Нейропсихология – учебное пособие посвященно изучению высших психических функций человека, их развитию и нарушениям. В этом пособии изложены важнейшие теоретические положения нейропсихологии, методы нейропсихологического обследования, коррекционного и восстановительного обучения. Учебное пособие предназначено студентам психологических факультетов. УДК 376(075.8) ББК
«АСО», 2006
Оглавление Введение ______________________________________________________________________ 4 1. Эволюция и строение мозга как органа психики ___________________________________ 5 2. Методы исследования функций мозга ____________________________________________ 8 3. Структурная и функциональная организация коры мозга ____________________________ 11 4. Основные понятия нейропсихологии: симптом, функция, локализация, фактор _________ 13 5. Синдромный анализ и системная организация психических процессов ________________ 15 6. Три основных функциональных блока мозга ______________________________________ 28 7. Затылочная кора и оптико-гностические функции __________________________________38 8. Височная кора и акустико-гностические функции __________________________________41 9. Третичные зоны коры и организация их деятельности ______________________________ 45 10. Постцентральные отделы коры и афферентная организация движений _______________49 11. Премоторные зоны коры и эфферентная организация движений _____________________50 12. Лобные доли и их роль в регуляции психических процессов ________________________52 13. Субдоминантное полушарие и его роль в психических процессах ___________________ 56 14. Мозговая организация психических процессов __________________________________ 58 14.1. Мозговая организация восприятия ___________________________________________ 58 14.2. Мозговая организация внимания ____________________________________________ 61 14.3. Мозговая организация движений и действий __________________________________ 66 14.4. Мозговая организация памяти _______________________________________________ 68 14.5. Мозговая организация речи _________________________________________________ 71 14.6. Мозговая организация мышления ____________________________________________ 76 15. Нейропсихология детского возраста ____________________________________________ 81 15.1. Методика нейропсихологического обследования детей __________________________ 84 15.2. Функциональная несформированность отделов мозга у детей _____________________ 94 15.3. Синдромы дефицитарности структур мозга у детей ______________________________ 99 15.4. Атипия психического развития _______________________________________________ 101 16. Афазии _____________________________________________________________________103 17.Основные принципы коррекционного и восстановительного обучения ________________113 18.Восстановление речи при моторной афазии ______________________________________ 117 19.Восстановление понимания речи при сенсорной афазии ____________________________ 120 20.Сенсорная аграфия и методы её преодоления _____________________________________ 124 21.Оптическая алексия и методы её преодоления ____________________________________ 126 22. Апраксии _________________________________________________________________ 129 23.Компьютерные технологии в восстановительном обучении _________________________ 132 Заключение и рекомендуемая литература __________________________________________ 137 Альбом рисунков по нейропсихологическому обследованию детей ________________ 139 -165 Пакет контроля знаний _____________________________________________________ 166 - 178
Философы и психологи высказывали постулат о том, что мозг является органом психики, но не располагали конкретным материалом, чтобы подтвердить это. Сейчас работы нейропсихологов позволяют нам выделить принципы функциональной организации мозга и определить ту роль, которую играют отдельные участки мозга в организации психических процессов. Установлено, что мозговая организация сложных форм психической деятельности опирается на слаженную работу взаимодействующих зон мозговой коры. Работа целого мозга, организующего психическую деятельность человека, представляет интерес не только для физиологов, но и для психологов, врачей и педагогов. Современная психология добилась больших успехов в изучении генеза психологических процессов, их изменений в процессе развития. Однако наши знания о морфофизиологическом строении психических процессов, об их внутренних механизмах недостаточны. Нейропсихология – относительно молодая наука и она ещё не может ответить на все вопросы, которые ставит перед ней пытливый человек, но она помогает ответить на многие. Нейропсихологический метод основывается на тщательном анализе изменений психических процессов при локальных поражениях мозга с целью выявления того, какие комплексы или системы психических процессов нарушаются при этих поражениях. Этот метод позволяет подойти к анализу внутреннего строения и взаимосвязи различных психических процессов. Нейропсихологическое исследование позволяет получить огромную объективную информацию о поражениях наиболее сложных отделов мозга не только для диагностики, но и для разработки путей восстановления нарушенных функций. Нейропсихология, прежде всего клиническая дисциплина, возникшая на неврологическом материале и продолжающая развиваться в русле клинической психологии. Нейропсихология – фундаментальная естественно-научная дисциплина, одна из важнейших о мозге. Она разрабатывает общие теоретические проблемы мозговой организации психических процессов и состояний, изучает общие принципы соотношения мозга и психики. Её конечной целью является изучение способов работы мозга в покое и во время реализации различных видов психической деятельности. Нейропсихология – фундаментальная психологическая дисциплина, изучающая кардинальные общепсихологические проблемы на патологическом материале. Она тесно взаимодействует с общей психологией и другими психологическими дисциплинами. Тем самым она участвует в формировании и проверке различных психологических гипотез и концепций, внося свой вклад в построение теоретического аппарата психологии. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 031900 специальный психолог.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |