Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение морозоустойчивости дорожной одежды




В районах сезонного промерзания грунтов земляного полотна при неблагоприятных грунтовых и гидрологических условиях наряду с требуемой прочностью должна быть обеспечена достаточная морозоустойчивость дорожных одежд, предотвращающая недопустимое ее зимнее пучение.

С этой целью применяют различные специальные мероприятия:

использование непучинистых или слабопучинистых грунтов (табл. 12.32, табл. 12.33) для сооружения верхней части земляного полотна, находящегося в зоне промерзания;

осушение рабочего слоя земляного полотна, в том числе устройство дренажа для увеличения расстояния от низа дорожной одежды до уровня грунтовых вод;

устройство гидроизолирующих или капилляропрерывающих прослоек для перехода от 2-й или 3-й схемы увлажнения рабочего слоя земляного полотна к 1-й схеме (характеристика схем увлажнения дана в СНиП 2.05.02-85, прил. 2, табл. 13);

устройство морозозащитного слоя из непучинистых минеральных материалов, в т.ч. укрепленных малыми дозами минеральных или органических вяжущих;

устройство теплоизолирующих слоев, снижающих глубину или полностью исключающих промерзание грунта под дорожной одеждой;

устройство основания дорожной одежды из монолитных материалов (типа тощего бетона или других зернистых материалов, обработанных минеральным или органическим вяжущим).

Таблица 12.32.

Классификация грунтов по степени пучинистости при замерзании (СНиП 2.05.02-85, прил. 2, табл. 6)

Группы грунтов по пучинистости Степень пучинистости Относительное морозное пучение
I Непучинистый 1 и менее
II Слабопучинистый Свыше 1 до 4
III Пучинистый Свыше 4 до 7
IV Сильнопучинистый Свыше 7 до 10
V Чрезмернопучинистый Свыше 10

Таблица 12.33.

Группы грунтов по степени пучинистости (СНиП 2.05.02-85, прил. 2, табл. 7)

Грунт Группа
Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 2 % I
Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 15 %, мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 15 %; супесь легкая крупная II
Супесь легкая; суглинок легкий и тяжелый; глины III
Песок пылеватый; супесь пылеватая; суглинок тяжелый пылеватый IV
Супесь тяжелая пылеватая; суглинок легкий пылеватый V

Примечание. Величина коэффициента морозного пучения щебенистых, гравелистых, дресвяных песков при содержании частиц мельче 0,05 мм свыше 15 % ориентировочно принимается как для пылеватого песка и проверяется в лаборатории.

Конструкцию считают морозоустойчивой, если соблюдено условие

lпуч £ lдоп, где

lпуч - расчетное (ожидаемое) пучение грунта земляного полотна;

lдоп - допускаемое для данной конструкции пучение грунта (табл. 12.34).

Таблица 12.34.

Допустимые величины пучения

Тип дорожных одежд Вид покрытия Допустимая величина морозного пучения, (lдоп), см
Капитальные Асфальтобетонное  
Облегченные Асфальтобетонное  
Переходные Переходное  

Примечание. В восточных районах II - III дорожно-климатических зон значения lдоп следует увеличивать на 20-40 % (большие значения для облегченных и переходных дорожных одежд).

Расчет на морозоустойчивость необходимо выполнять для характерных участков или групп характерных участков дороги, сходных по грунтово-гидрологическим условиям, имеющим одну и ту же конструкцию дорожной одежды и схему увлажнения рабочего слоя земляного полотна.

При предварительной проверке на морозоустойчивость величину возможного морозного пучения следует определять по формуле:

lпуч = lпуч.ср. Кугв Кпл Кгр Кнагр Квл, где

lпуч.ср. - величина морозного пучения при осредненных условиях, определяемая по рис. 12.8 в зависимости от толщины дорожной одежды (включая дополнительные слои основания), группы грунта по степени пучинистости (см. табл. 12.32) и глубины промерзания (znp) по рис. 12.11;

Рис. 12.8. Графики для определения осредненной ветчины морозного пучения lпуч.ср.
1 - кривые (I I- V) выбирают в соответствии с табл. 12.33; 2 - кривую IIа выбирают при 2-й и 3-й схеме увлажнения рабочего слоя, кривую IIб - при 1-й схеме увлажнения

Кугв - коэффициент, учитывающий влияние расчетной глубины залегания уровня грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод (Нg) (рис. 12.9); при отсутствии влияния грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод следует принимать: для супеси тяжелой и пылеватой и суглинка Кугв - 0,53; для песка и супеси легкой и крупной Кугв = 0,43;

Рис. 12.9. Зависимость коэффициента Кугв от расстояния от низа дорожной одежды до расчетного УГВ или УПВ:
1 - супесь пылеватая и тяжелая пылеватая, суглинок; 2 - песок, супесь легкая и легкая крупная

Кпл - коэффициент, зависящий от степени уплотнения грунта рабочего слоя (табл. 12.35);

Кгр - коэффициент, учитывающий влияние гранулометрического состава грунта основания насыпи или выемки (табл. 12.36);

Кнагр - коэффициент, учитывающий влияние нагрузки от собственного веса вышележащей конструкции на грунт в промерзающем слое и зависящий от глубины промерзания (рис. 12.10);

Квл - коэффициент, зависящий от расчетной влажности грунта (табл. 12.37).

Рис. 12.10. Зависимость коэффициента Кнагр от глубины промерзания zпp от поверхности покрытия:
1 - супесь пылеватая и тяжелая пылеватая, суглинок; 2 - песок, супесь легкая и легкая крупная

Таблица 12.35.

Рекомендуемые значения коэффициента Кпл

Коэффициент уплотнения Купл Кпл Кпл
песок пылеватый, супесь легкая и пылеватая, суглинки, глины Пески кроме пылеватых, супесь легкая крупная
1,03-1,00 0,8 1,0
1,01-0,98 1,0 1,0
0,97-0,95 1,2 1,1
0,94-0,90 1,3 1,2
менее 0,90 1,5 1,3

Таблица 12.36.

Значения коэффициентов влияния гранулометрического состава грунта Кгр

Грунт Кгр
Пески 1,0
Супеси 1,1
Суглинки 1,3
Глины 1.5

Таблица 12.37.

Рекомендуемые значения Kвл

Относительная влажность W / WT 0,6 и менее 0,7 0,8 0,9
Kвл 1.0 1.1 1.2 1,3

Если данные натурных наблюдений отсутствуют, глубину промерзания дорожной конструкции допускается определять по формуле:

zпp = zпp(ср) ×1,38, где

zпp(ср) - средняя глубина промерзания для данного района, устанавливаемая при помощи карт изолиний (см. рис. 12.11).

Рис. 12.11. Карта изолиний глубины промерзания zпp(ср) грунтов на территории СНГ:
1 - граница сплошного распространения вечномерзлых грунтов; 2 - то же, островного; 3 - границы стран СНГ

При глубине промерзания дорожной конструкции zпp до 2 м lпуч.ср. устанавливают по графикам на рис. 12.10. При zпp 2,0-3,0 м lпуч.ср. вычисляют по формуле:

lпуч.ср. = lпуч.ср. 2.0×[ а + b (znp - с)], где

lпуч.ср. 2.0 - величина морозного пучения при zпp = 2,0 м;

а =1,0; b = 0,16; с = 2,0 при 2,0 < znp < 2,5;

а =1,08; b = 0,08; с = 2,5 при 2,5 < znp < 3,0;

Если при расчетном сроке службы до 10 лет полученная величина возможного пучения будет превышать допустимую (см. табл. 12.34), а при сроке службы более 10 лет будет превышать 80 % от требуемой, необходимо рассмотреть вариант устройства морозозащитного слоя. В этом случае предварительно определяют ориентировочно требуемую толщину морозоустойчивой конструкции дорожной одежды, используя графики на рис. 12.8. Для этого, зная допустимую величину морозного пучения lпуч.ср, рассчитывают среднюю величину морозного пучения lпуч.ср. по формуле:

Рис. 12.12. Карта с изолиниями для определения требуемых значений термического сопротивления дорожной одежды:
I-Х- номера изолиний; 1 - граница сплошного распространения вечномерзлых грунтов; 2 - то же, островного; 3 - Северный полярный круг

Затем по графику на рис. 12.8 в соответствии с группой грунта по степени пучинистости определяют hод.

Уточненный расчет толщины морозозащитного слоя hмз выполняют по термическому сопротивлению конструкций. Для этого необходимо иметь следующие исходные данные:

географическое местоположение рассматриваемого участка дороги;

конструкцию дорожной одежды (наименование и толщина слоев), необходимую по условиям прочности и дренирования;

схему увлажнения рабочего слоя земляного полотна (1,2 или 3) и расчетную глубину залегания подземных вод от поверхности покрытия;

наименование грунтов земляного полотна;

расчетный срок службы дорожной одежды.

Толщину морозозащитного слоя hмз определяют по формуле:

hмз = (Rод(тр) - Rод(о)) lмз (12.12)

Rод(о) - термическое сопротивление рассматриваемой конструкции дорожной одежды, м2К/Вт;

Rод(тр) - требуемое в данных условиях термическое сопротивление дорожной одежды, м2К/Вт;

lмз - коэффициент теплопроводности морозозащитного слоя, равный среднеарифметическому значению коэффициентов теплопроводности материала слоя в талом и мерзлом состояниях, Вт/(мК).

При отсутствии фактически замеренных значений в расчет допускается включать табличные значения lмз (табл. 12.38).

Таблица 12.38.

Рекомендуемые значения коэффициента теплопроводности lмз

№ п/п Материал, грунт Плотность r, кг/м3 Коэффициент теплопроводности l, Вт/(мК)
  Асфальтобетон горячий плотный   1,40
  То же, пористый   1,25
  То же. высокопористый, в том числе битумопесчаная смесь (ТУ 218 РСФСР) 2200-1900 1,10-1,00
  Аглопоритовый щебень. обработанный вязким битумом   0,23
  Керамзитовый гравий, обработанный вязким битумом   0,64
  Гравий (щебень) с легкими заполнителями, обработанные вязким битумом   0,52
  Супесь, укрепленная 10 %-ой эмульсией 1700-1900 1,456
  Цементобетон   1,74
  Песок разномерный, укрепленный 6-10 % цемента   1,86
  Песок мелкий, одномерный, укрепленный 10 % цемента   1,62
  Цементогрунт с керамзитом:    
  песок - 75 % (массы), керамзит - 25 %, цемент - 5 % 1500-1600  
  Цементогрунт с гранулами полистирола:    
  песок 97-98 %, гранулы полистирола 3-2 %, цемент 7-6 % 1300-1500 0,41-0,58
  Битумоцементогрунт с перлитом, состава:    
  перлитовый щебень 25-20 %, песок 75-80 %, цемент 3-4 %, битум 12-10 % (от массы песка, перлита и цемента)   0,52-0,58
  Цементогрунт с аглопоритом, состава:    
  супесь или песок 70-80 %,    
  аглопорит 30-20 %, 1700-1800 0,64-0,75
  цемент 6 %    
  Шлакобетон   0,58
  Керамзитобетон   0,75
  Стиропорбетон 1000-1100 0,23
  Слабопрочные известняки, укрепленные известью   1,16
  Суглинок, укрепленный 6-12 % цемента 1750-1900 1,45
  Суглинок, укрепленный 2-5 % цемента и 6-2 % известью 1800-1900 1,33
  Супесь, укрепленная 8-10 % цемента 1700-1900 1,51
  Пенопласт 38,5-60 0,03-0,052
  Пеноплэкс 38,5-50 0,03-0,032
  Каменноугольная золошлаковая смесь, укрепленная 6-8 % цемента   0,7
  Шлак топочный   0,46
  Щебень из гранита   1,86
  Щебень из известняка   1,39
  Гравий   1,86
  Песок крупный талый   1,74
  То же, мерзлый   2,32
  Песок средней крупности талый   1,91
  То же, мерзлый   2,44
  Песок мелкий талый   1,91
  То же, мерзлый   2,32
  Песок пылеватый талый   1,80
  То же, мерзлый   2,20
  Супесь талая   1,80
  То же, мерзлая   2,03
  Суглинок и глина талые   1,62
  То же, мерзлые   1,97
  Лессы талые   1,51
  То же, мерзлые   2,09
  Одномерный гранитный щебень, обработанный вязким битумом   1,28
  Гравийно-песчаная смесь   2,10
  Гравийно-песчаная смесь, укрепленная 10 % цемента   2,02

Rод(тр) определяют в зависимости от номера изолинии на карте (рис. 12.12), соответствующей географическому положению рассматриваемого участка дороги. При расположении участка между изолиниями определяют два значения Rод(тр) и вычисляют два значения hмз, соответствующих этим значениям. Искомую толщину морозозащитного слоя определяют методом интерполяции в зависимости от расстояния от рассматриваемого участка дороги до соседних изолиний.

Термическое сопротивление дорожной одежды Rод(о) вычисляют по формуле:

где

под - число конструктивных слоев дорожной одежды без морозозащитного слоя;

hод(i) - толщина i- го слоя, м;

lод(i) - коэффициент теплопроводности отдельных слоев в мерзлом состоянии, Вт/(мК).

Величину требуемого термического сопротивления Rод(тр) вычисляют по формуле:

Rод(тр) = Rпр × Код × Кувл × d, где

Rпр - приведенное термическое сопротивление, определяемое при помощи номограммы (рис. 12.13);

Код - коэффициент, учитывающий срок службы дорожной одежды между капитальными ремонтами (табл. 12.39);

Рис. 12.13. Номограмма для определения требуемого термического сопротивления дорожной одежды Rод(тр):
I - Х - номера изолиний на карте (рис. 12.12); 1 - кривая расчета для 1-го и 2-го типов увлажнения рабочего слоя земляного полотна; Нg - глубина залегания расчетного УГВ от низа дорожной одежды, включая морозозащитный слой

Таблица 12.39.

Рекомендуемые значения коэффициента Код

№ изолинии на карте (рис. 12.12) Значение коэффициента Код при сроке службы дорожной одежды между капитальными ремонтами
до 10 лет 10 лет 20 лет
I-II 0,70 0,85 1.0
III-Х 0,80 0,90 1,0

Кувл - коэффициент, учитывающий схему увлажнения рабочего слоя земляного полотна, принимаемый при 2-й и 3-й схемах увлажнения равным единице, а при 1-й схеме увлажнения - по табл. 12.40;

Таблица 12.40.

Рекомендуемые значения коэффициента Кувл

№ изолинии на карте (см. рис. 12.12) Значение коэффициента Кувл при первой схеме увлажнения рабочего слоя земляного полотна
I 0,8
II 0,65
III 0,55
IV 0,45
V 0,40
VI 0,35
VII 0,30
VIII 0,30
IX 0,25
X 0,25

d - понижающий коэффициент, принимаемый для II1, II3 и II5 дорожно-климатических подзон равным 1,0; для II2, II4 и II6 подзон - равным 0,95; для III дорожно-климатической зоны равным 0,90; для IV дорожно-климатической зоны равным 0,85.

Для определения Rпр по номограмме на рис. 12.13 применяют метод итерации через отношение lдоп /(CпучCp) (горизонтная ось номограммы). Значения lдоп, Cпуч и Cp определяют соответственно по табл. 12.34, 12.41 и 12.42.

Таблица 12.41.

Значения показателя Cпуч

№ изолинии на карте (см. рис. 12.12) Значение показателя Cпуч для грунтов:
Слабопучинистых Пучинистых Сильнопучинистых Чрезмернопучинистых
I 0,70 1,40 2,10 2,80
II 0,60 1,25 1,85 2,50
III 0,55 1,10 1,65 2,20
IV 0,50 1,00 1,50 2,00
V 0,45 0,90 1,35 1,80
VI 0,40 0,80 1,20 1,60
VII 0,30 0,60 0,90 1,20
VIII 0,25 0,50 0,75 1,00
IX 0,20 0,40 0,60 0,80

Примечание. Группу грунта по степени пучинистости допускается определять с помощью табл. 12.32 и 12.33.

Таблица 12.42.

Значения коэффициента Cp

Грунт земляного полотна Значение коэффициента Cp в зависимости от толщины дорожной одежды hод, м и допустимой глубины промерзания hпр(доп), см
hод = 0,5 hод = 1,0 hод = 1,5 hод = 2,0
hпр(доп) hпр(доп) hпр(доп) hпр(доп)
0-50 51-100 >100 0-100 > 100 0-100 > 100 0-100 > 100
Песок пылеватый 0,60 0,55 0,50 0,50 0,45 0,45 0,40 0,40 0,35
Супесь легкая 0,70 0,65 0,60 0,60 0,55 0,55 0,50 0,50 0,45
Супесь пылеватая 0,75 0,70 0,65 0,65 0,60 0,60 0,55 0,55 0,50
Суглинок легкий, суглинок легкий пылеватый 0,80 0,75 0,70 0,70 0,65 0,65 0,60 0,60 0,55
Суглинок тяжелый, суглинок тяжелый пылеватый, глина 0,85 0,80 0,75 0,75 0,70 0,70 0,65 0,65 0,60

Примечание. При промежуточных значениях толщины дорожной одежды следует принимать значение Cp по интерполяции соответствующих величин.

При назначении величины Cp по табл. 12.42 подбирают допустимую глубину промерзания hпр(доп) таким образом, чтобы получаемому значению отношения lдоп /(CпучCp) соответствовала величина hпр(доп) на вертикальной оси номограммы, равная принятой при определении Cp. Подбор нужно начинать со значения hпр(доп) соответствующего наименьшей допустимой глубине промерзания.

Расстояние Нg от низа дорожной одежды до уровня подземных вод, необходимое для использования номограммы, определяют, приняв за исходную, полученную по графику на рис. 12.13 ориентировочную толщину морозозащитного слоя hмз и вычислив при заданном hмз общую толщину дорожной одежды hод.

При глубине залегания подземных вод на участке дороги, отличающейся от указанных на номограмме, нужно определить два значения Rпр. Одно - при значении Нg на номограмме более, а другое - при значении Нg на номограмме менее данного. Искомое значение Rпр устанавливают методом интерполяции между соответствующими величинами.

После завершения расчета толщины морозозащитного слоя по формуле (12.12) сравнивают полученное значение hмз с предварительно назначенной величиной hмз. Разница не должна быть более 5 см. В противном случае расчет необходимо повторить.

Расчет толщины теплоизолирующего слоя осуществляют также как и морозозащитного. В расчет следует включать толщину дорожной одежды, необходимую по условиям обеспечения прочности и дренирования, а также значения показателя пучинистости грунта Cпуч (табл. 12.43); толщину теплоизолирующего слоя следует определять по графику (рис. 12.14) в зависимости от Rод(тр) и Rод(о).

Таблица 12.43.

Значения показателя Cпуч

Значения показателя Cпуч для грунтов
Слабопучинистых Пучинистых Сильнопучинистых Чрезмернопучинистых
0,50 1.0 1.5 2.0

Рис. 12.14. График для определения необходимой толщины теплоизолирующего слоя из пенопласта

Пенопласт, используемый для устройства теплоизолирующего слоя должен удовлетворять следующим требованиям: прочность на сжатие при 10 % линейной деформации не менее 0,40 МПа, предел прочности при изгибе не менее 0,70 МПа, водопоглощение по объему не более 0,45; теплопроводность не более 0,032 Вт/(мК) (при методах испытания по действующим ГОСТам). Выбор нужной марки пенопласта следует проводить с учетом результатов опытной проверки на дорогах.

Если рабочий слой земляного полотна включает два слоя из грунтов с различной пучиностостью (что может быть предусмотрено в целях сокращения объемов привозного менее пучинистого грунта), толщину морозозащитного слоя при верхней части рабочего слоя из менее пучинистого грунта следует рассчитывать по формуле:

где

hмз 1 - толщина морозозащитного слоя, которая необходима в случае полной замены местного грунта на привозной менее пучинистый, м;

hмз 2 - толщина морозозащитного слоя, которая необходима при однослойной конструкции земляного полотна из местного грунта, м;

hпр(доп) - допустимая глубина промерзания земляного полотна в случае полной замены местного грунта на привозной менее пучинистый, м;

D uгр - толщина слоя замены грунта от низа дорожной одежды (без морозозащитного слоя), конструкция которой обеспечивает прочность и дренирование, м.

Расчет значений hмз 1, hмз 2 и hпр(доп) изложен ранее. Максимальное значение D uгр равно hмз 1 + hпр(доп).

Расчет толщины теплоизолирующего слоя при замене верхней толщи земляного полотна на менее пучинистый грунт следует проводить также как для морозозащитного слоя.

Для определения величины морозного пучения требуемой толщины морозозащитного или теплоизолирующего слоя может быть использована также методика, основанная на определении коэффициента влагопроводности грунта Квл. Методику рекомендуется использовать в порядке накопления опыта ее применения (см. ОДН 218.046-01).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.