![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы проектирования и строительства дорог на многолетнемерзлых грунтах
Многолетний опыт строительства железных и автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах в России, затем в СССР, а позднее в США и Канаде доказал целесообразность и правильность проектирования и строительства земляного полотна в насыпях (выемки составляют менее 2-3 %) из несцементированных обломочных грунтов. Применение несцементированных обломочных грунтов в качестве материала для земляного полотна еще не решает проблему его прочности и в то же время приводит к высокой стоимости строительства дорог. Особенно неблагоприятной для дорожного строительства является первая Северная подзона, где широко распространены тундровые, переувлажненные (более предела текучести), глинистые, тонкодисперсные грунты с наличием жильных и погребенных льдов, близко залегающих к поверхности земли. Здесь в большинстве мест необходимо проектировать и строить дороги со строгим сохранением естественного режима местности, используя, как правило, первый принцип проектирования и строительства дорог, предусматривающий поднятие верхней поверхности многолетнемерзлых грунтов в насыпь и сохранение их в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации дороги. Следует широко использовать естественные и различные искусственные теплоизоляционные материалы. При этом при проектировании, а затем и при строительстве автомобильных дорог насыпь необходимо доводить до такой высоты, чтобы не было оттаивания грунтов в ее основании, то есть при Нот = 0. Этого достигают путем сохранения условия, при котором отрицательная среднегодовая температура в основании насыпи Природные условия второй Центральной подзоны создали меньшую влажность местности и позволяют проектировать земляное полотно по второму принципу, предусматривающему частичное оттаивание грунтов основания с учетом возникающих при этом деформаций. В этом случае возникает возможность значительного удешевления стоимости строительства за счет использования глинистых местных грунтов взамен дорогих привозных, несцементированных, обломочных (дренирующих) грунтов. При проектировании и строительстве дорог по второму принципу высота насыпи определяется [39, 40] с учетом возникающих деформаций (осадок) поверхности покрытия, принимаемых по ВСН 46-83 и по рекомендациям проф. Н.А. Пузакова. При этом высота насыпи для дорог с цементобетонным покрытием должна быть выше, чем Таким же образом определяется высота насыпи Рис. 19.4. График зависимости осадки (Sр) и глубины оттаивания основания ( Однако при любом типе покрытия или вообще без покрытия высота насыпи не должна быть меньше определенной величины ( Это условие сохранения температурного режима для обеспечения II принципа проектирования и строительства дорог в районах ММГ (ВМГ) [39, 40]. Третья Южная подзона на первый взгляд более благоприятна для дорожного строительства. Здесь многолетнемерзлые грунты встречаются или в виде сплошной высокотемпературной мерзлоты, или в виде отдельных мерзлых островов среди талой толщи грунта. Эта подзона изобилует холмистым, гористым и горным рельефами с широким распространением щебенистых, дресвяных, галечниковых и иногда глинистых грунтов. При этом, земляное полотно на участках островного распространения многолетнемерзлых грунтов следует сооружать из местных дренирующих грунтов по третьему принципу, предусматривающему обеспечение предварительного оттаивание грунтов основания и осушения дорожной полосы до возведения насыпи. Условием обеспечения III принципа проектирования и строительства дорог является сохранение положительной среднегодовой температуры грунта в основании насыпи [39, 40]: В окончательном виде принципы проектирования и строительства автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах можно сформулировать следующим образом (В.А. Давыдов, А.А. Малышев, И.А. Золотарь, Н.А. Пузаков и др. [13, 22]; В.А. Давыдов [19, 21, 31, 45]): первый принцип - это сохранение многолетнемерзлых грунтов в основании земляного полотна в течение всего периода эксплуатации дороги (рис. 19.5). Рис. 19.5. Конструкция автомобильной дороги в особо сложных условиях при проектировании по первому принципу проектирования и последующего строительства с сохранением мерзлоты в основании насыпи: второй принцип - допущение частичного оттаивания многолетнемерзлых грунтов в основании земляного полотна на величину, определяемую расчетом по допустимым деформациям дорожных покрытий (рис. 19.6). Рис. 19.6. Конструкция автомобильной дороги в сложных условиях при проектировании по второму принципу проектирования и последующего строительства с допущением оттаивания мерзлоты в основании насыпи и учетом деформаций дорожных покрытий: третий принцип - предварительное оттаивание многолетнемерзлых грунтов за год до начала строительства дороги, подготовка и осушение придорожной полосы (рис. 19.7). Рис. 19.7. Конструкция автомобильной дороги в условиях островной высокотемпературной мерзлоты при проектировании по третьему принципу проектирования с предварительным оттаиванием многолетней мерзлоты в основании насыпи и осушением придорожной полосы: В связи со значительными трудностями сооружения земляного полотна в рассматриваемой зоне из-за отсутствия качественных грунтов следует тщательнее проводить изыскания, подробнее и на широкой полосе изучать грунты вдоль трассы дороги, получать более надежные данные по качественной характеристике грунтов и материалов. Это позволит правильно определять конструкции земляного полотна, в меньших объемах применять привозные дорогостоящие грунты и устанавливать оптимальную высоту насыпи по трём критериям: по наличию многолетней мерзлоты в основании насыпи на определенной глубине; определяется по температурному режиму многолетнемерзлых и сезонно мерзлых грунтов и по их физическому состоянию - мерзлое или талое, что определяют принципы проектирования и строительства дорог (см. рис. 19.5-19.7) [46]; по снегонезаносимости дорожной конструкции - см. СНиП 2.05.02-85, раздел 6; по условиям увлажнения местности (при трех типах местности-сухие, сырые и мокрые места (см. табл. 19.3) настоящей главы, СНиП 2.05.02-85, табл. 21, плюс 0,3-0,5 м выше по рекомендации проф. В.А. Давыдова.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |