Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Водно-тепловой режим земляного полотна в процессе эксплуатации дорог и его влияние на условия работы дорожных одежд





Закономерные изменения в течение года влажности и температуры в придорожном слое воздуха, в слоях дорожной одежды и грунте земляного полотна, обусловленные особенностями данной дорожно-климатической зоны и местных гидрогеологических условий, называют водно-тепловым режимом дорожной конструкции. Он существенно влияет на прочность и морозоустойчивость дорожной конструкции и в конечном итоге на степень ровности проезжей части.

Наиболее значительные сезонные изменения влажности и температуры происходят в земляном полотне.

Годовой цикл водно-теплового режима земляного полотна включает четыре характерных периода:

первоначальное накопление влаги осенью;

промерзание, перераспределение и накопление влаги в земляном полотне зимой;

оттаивание земляного полотна и переувлажнение грунта весной;

просыхание земляного полотна летом.

Осенью (сентябрь-ноябрь) под воздействием потока влаги от атмосферных осадков, проникающих в дорожную конструкцию, и вследствие подъема уровня грунтовых вод грунт увлажняется и перед началом промерзания во II дорожно-климатической зоне осенняя влажность его достигает 0,7WT (WT - влажность на пределе текучести грунта). Увеличение влажности сопровождается разуплотнением грунта. Зимой в процессе промерзания земляного полотна, вызывающего приток влаги от уровня грунтовых вод к фронту промерзания, происходит дальнейшее увлажнение и разуплотнение грунта. Прочностные характеристики дорожной конструкции достаточно велики, так как грунт и слои дорожной одежды находятся в мерзлом состоянии. Весной в начале оттаивания земляного полотна грунт наиболее увлажнен и разуплотнен (W @ (0,85-1,00)WT; Kyпл = 0,85). Этот период принимают за расчетный в работе дорожной одежды.

Инсоляция и нагрев поверхности дороги весной создают поток тепла, проникающий в дорожную конструкцию, который приводит к постепенному просыханию самых верхних слоев земляного полотна. Однако до полного оттаивания влажность талого грунта резко возрастает, плотность его уменьшается, снижаются деформационные (модуль упругости) и прочностные характеристики (угол внутреннего трения и сцепление). Наименьшие значения деформационных и прочностных характеристик наблюдаются в апреле-мае, когда дорожная конструкция обладает наименьшей прочностью.



Летом (июль-август) земляное полотно интенсивно просыхает. Влажность грунта уменьшается примерно до 0,5WT; летом грунт находится в наиболее уплотненном состоянии и обладает наибольшей прочностью.

В неблагоприятный для службы дорог расчетный период наибольшего ослабления дорожной конструкции ее прочность должна соответствовать требованиям автомобильного движения, кроме того, дорожная конструкция должна обладать необходимой морозоустойчивостью.

Фактическую влажность грунта земляного полотна эксплуатируемых дорог можно получить в результате непосредственных наблюдений за водно-тепловым режимом земляного полотна. Однако далеко не всегда эта влажность будет соответствовать расчетной. Ввиду временной (по сезонам и годам) изменчивости влажности грунта земляного полотна и необходимости оценивать прочность дорожной конструкции с заданным уровнем надежности расчетную влажность грунта устанавливают вероятностным методом. Под расчетной влажностью грунта Wp в этом случае подразумевают максимальное значение средней влажности грунта в пределах активной зоны земляного полотна, наблюдающееся в наиболее неблагоприятный период (время, в течение которого грунт активной зоны наиболее увлажнен) хотя бы в одном году за срок между капитальными ремонтами дорожной одежды.

Таблица 4.14

Дорожно-климатические зоны Дорожно-климатические подзоны Схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна Среднее значение влажности Wтаб грунта, доли от WT
супесь легкая песок пылеватый суглинок легкий супесь пылеватая и суглинок пылеватый
    0,53 0,57 0,62 0,65
  I1 0,55 0,59 0,65 0,67
    0,57 0,62 0,67 0,70
    0,57 0,57 0,62 0,65
I I2 0,59 0,62 0,67 0,70
    0,62 0,65 0,70 0,75
    0,60 0,62 0,65 0,70
  I3 0,62 0,65 0,70 0,75
    0,65 0,70 0,75 0,80
    0,60 0,62 0,65 0,70
  II1 0,63 0,65 0,68 0,73
    0,65 0,67 0,70 0,75
    0,57 0,59 0,62 0,7
  II2 0,60 0,62 0,65 0,70
    0,62 0,64 0,67 0,72
    0,63 0,65 0,68 0,73
  II3 0,66 0,68 0,71 0,76
II   0,68 0,70 0,73 0,78
  0,60 0,62 0,65 0,70
  II4 0,63 0,65 0,68 0,73
    0,65 0,67 0,70 0,75
    0,65 0,67 0,70 0,75
  II5 0,68 0,70 0,73 0,78
    0,70 0,72 0,75 0,80
    0,62 0,64 0,67 0,72
  II6 0,65 0,67 0,70 0,75
    0,67 0,69 0,72 0,77
  III1 0,55 0,57 0,60 0,63
  2-3 0,59 0,61 0,63 0,67
III III2 0,58 0,60 0,63 0,66
2-3 0,62 0,64 0,66 0,70
  III3 0,55 0,57 0,60 0,63
  2-3 0,59 0,61 0,63 0,67
IV 0,53 0,55 0,57 0,60
2-3 0,57 0,58 0,60 0,64
V 0,52 0,53 0,54 0,57
2-3 0.55 0,56 0,57 0,60

Примечание. Табличными значениями можно пользоваться только при обеспечении возвышения земляного полотна в соответствии со СНиП. На участках, где возвышение не обеспечивается (например, в нулевых местах и в выемках с близким залеганием грунтовых вод), величина назначается индивидуально по данным прогнозов, но она должна быть не менее чем на 0,03 выше табличных значений.



Активной зоной считают верхнюю часть земляного полотна от низа дорожной одежды до глубины 1,3-1,6 м от поверхности покрытия. В этой зоне распространяются значительные напряжения от временных нагрузок, а водно-тепловой режим и состояние грунта наиболее зависимы от погодно-климатических условий.

В соответствии с МОДН 2-2001 «Проектирование нежестких дорожных одежд» расчетную влажность дисперсного грунта Wp (в долях от влажности на границе текучести Wт) при суммарной толщине слоев дорожной одежды Z1 ³ 0,75 м определяют по формуле:

где (4.27)

- среднее многолетнее значение относительной (в долях от границы текучести) влажности грунта, наблюдавшееся в наиболее неблагоприятный (весенний) период года в рабочем слое земляного полотна, отвечающего нормам СНиП по возвышению над источниками увлажнения, на дорогах с усовершенствованными покрытиями и традиционными основаниями дорожных одежд (щебень, гравий и т.п.), и при суммарной толщине одежды до 0,75 м, определяемое по табл. 4.14 в зависимости от дорожно-климатической зоны и подзоны, схемы увлажнения земляного полотна и типа грунта. Границы дорожно-климатических зон и подзон приведены в табл. 4.15;

Таблица 4.15

Дорожно-климатические зоны и подзоны

Дорожно-климатическая зона и подзона Примерные географические границы
I Севернее линии, соединяющей: Нивский - Сосновку - Новый Бор - Щельябож - Сыню - Суеватпуль - Белоярский - Ларьяк - Усть-Озерное - Ярцево - Канск - Выезжий Лог - Усть - Золотую - Сарыч - Сеп - Новоселове - Иню - Артыбаш - государственную границу - Симонове - Биробиджан - Болонь - Многовершинный. Включает географические зоны тундры, лесотундры и северовосточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов
I1 Расположена севернее линии: Нарьян-Мар - Салехард -Курейка - Трубка Удачная - Верхоянск - Дружина - Горный Мыс - Марково
I2 Расположена восточнее линии: устье р. Нижней Тунгуски - Ербогачен, Ленек - Бодайбо - Богдарин и севернее линии: Могоча - Сковородино - Зея - Охотск - Палатка - Слаутсткое. Ограничена с севера I1 подзоной
II От границы I зоны до линии, соединяющей: Львов - Житомир - Тулу - Н.Новгород - Ижевск - Томск - Канск. На Дальнем Востоке от границы I зоны до государственной границы. Включает географическую зону лесов с избыточным увлажнением грунтов
II1 С севера и востока ограничена I зоной, с запада - подзоной II3, с юга - линией Рославль - Клин - Рыбинск - Березники - Ивдель
II2 Ограничена с севера подзоной II1, с запада - подзоной II4, с юга - III зоной, с востока и южной границей I зоны
II3 С севера ограничена государственной границей, с запада - границей с подзоной II5, с юга - линией Рославль - Клин - Рыбинск, с востока - линией Псков - Смоленск - Орел
II4 Ограничена с севера подзоной II3, с запада - подзоной II6, с юга - границей с III зоной, с востока - линией Смоленск - Орел - Воронеж
II5 С севера и запада ограничена государственной границей, с востока - линией Минск - Бобруйск - Гомель, с юга - линией Барановичи - Рославль - Клин - Рыбинск
II6 С севера ограничена подзоной II5, с запада - государственной границей, с юга - границей с III зоной, с востока - линией Минск - Бобруйск - Гомель
III От южной границы II зоны до линии, соединяющей: Кишинев - Кировоград - Белгород - Самару - Магнитогорск - Омск - Бийск - Туран. Включает лесостепную географическую зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы
III1 Ограничена с севера зоной II, с запада - подзоной III2, с юга - IV зоной, с востока - I зоной
III2 Ограничена с севера зоной II, с запада - подзоной III3, с юга - зоной IV, с востока - линией Смоленск - Орел - Воронеж
III3 Ограничена с севера зоной II, с запада - государственной границей, с юга - зоной IV, с востока - линией Бобруйск - Гомель - Харьков
IV Расположена от границы III зоны до линии, соединяющей: Джульфу - Степанакерт - Кизляр - Волгоград и далее проходит южнее на 200 км линии, соединяющей: Уральск - Актюбинск - Караганду. Включает географическую степную зону с недостаточным увлажнением грунтов.
V Расположена к юго-западу и югу от границы IV зоны и включает пустынную и пустынно-степную географические зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов

- поправка на особенности рельефа территории, устанавливаемая по табл. 4.16;

- поправка на конструктивные особенности проезжей части и обочин, устанавливаемая по табл. 4.17;

Таблица 4.16

№ п/п Тип местности по рельефу Поправка
Равнинные районы 0,00
Предгорные районы (до 1000 м в.у.м.) 0,03
Горные районы (более 1000 м в.у.м.) 0,05

Таблица 4.17

№ п/п Конструктивная особенность Поправка в дорожно-климатических зонах
II III IV V
Наличие основания дорожной одежды, включая слои на границе раздела с земляным полотном, из укрепленных материалов и грунтов:        
крупнообломочного грунта и песка 0,04 0,04 0,03 0,03
супеси 0,05 0,05 0,05 0,04
пылеватых песков и супесей, суглинка, зологрунта 0,08 0,08 0,06 0,05
Укрепление обочин (не менее 2/3 их ширины):        
асфальтобетоном 0,05 0,04 0,03 0,02
щебнем (гравием) 0,02 0,02 0,02 0,02
Дренаж с продольными трубчатыми дренами 0,05 0,03 - -
Устройство гидроизолирующих прослоек из полимерных материалов 0,05 0,05 0,03 0,03
Устройство теплоизолирующего слоя, предотвращающего промерзание Снижение расчетной влажности до величин полной влагоемкости при требуемом Kупл грунта
Грунт в активной зоне земляного полотна в «обойме» Снижение расчетной влажности до оптимальной
Грунт, уплотненный до Kупл = 1,03-1,05 в слое 0,3-0,5 м от низа дорожной одежды, расположенном ниже границы промерзания - 0,03-0,05 0,03-0,05 0,03-0,05

Примечание. Поправки при мероприятиях по п.п. 1 и 2 следует принимать только при 1-й схеме увлажнения рабочего слоя, а по п. 5 - при 2-й и 3-й схемах.

Таблица 4.18

Коэффициент нормированного отклонения

Кн 0,85 0,90 0,95 0,98
t 1,06 1,32 1,71 2,19

Кн - заданный (требуемый) уровень надежности (вероятность)

t - коэффициент нормированного отклонения, принимаемый в зависимости от требуемого уровня надежности по табл. 4.18;

D3 - поправка на влияние суммарной толщины стабильных слоев дорожной одежды, устанавливаемая по графику рис. 4.18.

Рис. 4.18. Графики для определения поправки на влияние суммарной толщины стабильных слоев одежды:
1 - для исходной* относительной влажности 0,75Wm; 2 - то же, для 0,80Wm; 3 - то же, для 0,85Wm; 4 - то же, для 0,90Wm;
* Исходная влажность определяется первым слагаемым в выражении (4.27).

От расчетной влажности земляного полотна существенно зависят деформативные и прочностные характеристики подстилающего дорожную одежду грунта, а также прочность, ровность и долговечность всей конструкцию.

Рекомендуемые нормативные значения механических характеристик грунтов и песчаных конструктивных слоев дорожной одежды приведены в табл. 4.19-4.21.

Таблица 4.19

Нормативные значения сдвиговых характеристик глинистых грунтов в зависимости от расчетной влажности числа приложений расчетной нагрузки

Расчетная относительная влажность Сцепление С, МПа, при суммарном числе приложений нагрузки (SNp ) Угол внутреннего трения j, град., при суммарном числе приложений нагрузки (SNp)
103 104 105 106 103 104 105 106
Суглинки и глины
0,60 0,030 0,030 0,016 0,014 0,012 14,5
0,65 0,024 0,019 0,013 0,011 0,009
0,70 0,019 0,013 0,009 0,007 0,006 11,5 8,5 6,5 5,5
0,75 0,015 0,009 0,006 0,005 0,004 7,5
0,80 0,011 0,007 0,005 0,003 0,002 2,5
0,90 0,008 0,04 0,004 0,002 0,001 11,5 6,5 3,5 2,2
Супеси
0,6 0,014 0,012 0,008 0,006 0,005
0,65 0,013 0,010 0,008 0,006 0,004 23,5
0,70 0,012 0,009 0,006 0,005 0,004 23,5
0,75 0,011 0,008 0,005 0,004 0,003
0,80 0,010 0,007 0,005 0,004 0,003
0,85 0,009 0,007 0,004 0,003 0,003
0,90 0,008 0,004 0,003 0,003 0,003 12,5

Примечание. Значение сдвиговых характеристик при SNp = 1 используются при расчете на статическое действие нагрузки. При SNp > 10 расчетные значения j и С следует принимать по графе «106».

Таблица 4.20

Нормативные значения модулей упругости грунтов

Грунт Модуль упругости, при относительной влажности W/WT, МПа
  0,5 0,55 0,60 0,65 0,70 0,75 0,80 0,85 0,90 0,95
Пески:                    
крупные
средней крупности
мелкие
однородные
пылеватые 60 54
Супеси:                    
легкая
пылеватая, тяжелая пылеватая
легкая крупная
Суглинки:                    
легкий, тяжелый.
легкий пылеватый. -                  
тяжелый пылеватый
Глины

Примечание. Классификация песков дана по ГОСТ 25100-95. Однородные выделяются по указаниям СНиП «Автомобильные дороги».

Таблица 4.21

Расчетные значения угла внутреннего трения и сцепления песчаных грунтов и песков конструктивных слоев в зависимости от расчетного числа приложения расчетной нагрузки SNp

№ п/п Тип грунта Сцепление, МПа и угол внутреннего трения при суммарном числе приложений нагрузки (SNp)
103 104 105 106
Песок крупный с содержанием пылевато-глинистой фракции:          
25 0,004 33 0,003 22 0,003 21 0,003 22 0,003
5 % 24 0,005 31 0,004 36 0,004 22 0,003 28 0,003
Песок средней крупности с содержанием пылевато-глинистой фракции:          
32 0,004 30 0,004 30 0,603 28 0,003 22 0,002
5 % 33 0,005 30 0,004 22 0,003 28 0,003 26 0,002
Песок мелкий с содержанием пылевато-глинистой фракции:          
31 0,003 28 0,003 22 0,002 26 0,002 25 0,002
5 % 21 0,005 22 0,004 26 0,004 25 0,004 24 0,003
8 % 31 0,006 22 0,005 26 0,004 25 0,003 22 0,002

Примечания: 1. Значения характеристик даны для условий полного заполнения пор водой. 2. В числителе - угол внутреннего трения в градусах, в знаменателе - сцепление в МПа. 3. При SNp > А×106 расчетные значения j и С следует принимать по графе «106».





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.