Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борьба с песчаными заносами 2 страница




Таблица 13.6

Марка краски Показатели
Рабочая вязкость по ВЗ-4 Плотность, г/см3 Время высыхания, мин Коэффициент яркости, % Износостойкость (методика СоюздорНИИ), % Завод-изготовитель
ВМД 60-120 1.7 10-20   80-90 Лакокраска. г. Н.-Новгород
ЭП-5327 100-120 1,6 10-12   70-80 ЗЛКЗ, г. Сергиев Посад
АК-505 80-100 1,6 15-17     Дарус, г. Ростов-на-Дону
Краска акриловая 100-120 1,7 15-17     ЗЛКМ «Квил». г. Белгород
Дорстрой-сервис 60-80 1,6 15-20     ПЗСМ. г. Подольск
АК-591 80-120 1,4 8-10     Одилак, г. Одинцово
АК-5328 Викдор 80-100 1,4 10-15     ООО «Виктория»
КО-525 автодорожная 45-120 1,4 7-10     ООО «Союз 1 ЛТ». г. Казань
Техноколор 60-160 1,5 9-11   70-90 Технопласт, г. Дзержинский
Спектрлайн К-911 100-180 1,5 22-26     ООО «Меготекс», г. Москва
Спектрлайн К-920 80-120 1,57 22-26     ООО «Меготекс», г. Москва
Арктика 100-250 1,3       Криз, Калининск. Саратов, обл.
Бестер 100-180 1,55 7-10     Акваколор, г. Екатеринбург
Автомагистраль 60-140 1,7       ЗАО «Композит», г. Рязань
Магистраль 100-200 1,37 7-10     НПО Пигмент, г. С.-Петербург
ДМ-АК-521 70-190 1,5       Лакокраска, с. Оболдино, Моск. обл.
Д-1 40-120 1,56       Силан, г. Данков Липецкой обл.

Термопластичные вещества состоят из термопластичного вяжущего, пигмента, светлых и рефлектирующих наполнителей. Их укладывают на покрытие при температуре 150-220°С слоем 3-5 мм. Перед Укладкой необходимо покрытие очистить и подгрунтовать для улучшения адгезии термопласта. Термопласты чувствительны к деформации основания. Полимерные материалы, укладываемые в холодном состоянии, состоят из одно- или двухкомпонентного вяжущего, пигмента, светлых наполнителей, рефлектирующих материалов и растворителей.

Работы по устройству разметки дорог и ее возобновлению следует производить в сухую погоду при температуре покрытия не менее +15°С и относительной влажности воздуха не более 70 % при работе с красками и не более 85 % при работе с термопластиком.

Наносить разметку на влажное или пропитанное влагой покрытие не допускается. Технология нанесения разметки на проезжую часть зависит от типа применяемого разметочного материала: термопластика или краски.

Работы по разметке проезжей части состоят из следующих этапов:

подготовка дорожного покрытия;

предварительная разметка проезжей части;

нанесение разметки маркировочной машиной.

Перед проведением работ по разметке покрытие очищают механической щеткой поливомоечной машины. При необходимости проезжую часть дополнительно промывают водой и просушивают.

Предварительную разметку выполняют с помощью отбелённого шнура или путём нанесения на покрытие меток краской. Предварительную разметку шнуром длиной 150-200 м осуществляют двое дорожных рабочих. Шнур закрепляют с помощью дюбелей, вбиваемых в покрытие. Для лучшей сохранности намечаемых линий рекомендуется вдоль шнура наметить краской точки с интервалом 20-50 м или чаще. Это облегчит работу машиниста при выполнении разметки.

При выполнении разметки термопластиком (дано на примере ПЛ-5142) перед началом работ необходимо проверить годность разметочного материала, а при необходимости довести его до рабочего состояния. Так, если в результате длительного хранения термопластик слежался или скомковался, его следует разбить на куски, размер которых не затруднит работу мешалки в котле машины. Если предполагается проводить работу с вновь полученной партией термопластика, следует проверить наличие сертификата соответствия материала требованиям нормативных документов и ознакомиться с инструкцией по его применению.

Перед началом работ по разметке дорог термопластиком необходимо также привести в рабочее состояние маркировочную машину, а также вспомогательное оборудование.

Разогрев термопластика целесообразно проводить отдельно в маточном котле (ёмкостью 800 кг и более) с последующим отбором в котёл маркировочной машины. При отсутствии маточного котла разогрев термопластика проводят в разметочной машине. Для этого следует включить газовые горелки и в течение одного-двух часов нагревать масло-теплоноситель в рубашке котла маркировочной машины.

Если маркировочная машина уже использовалась для маркировки, при достижении температуры 120-130°С необходимо выключить горелки и очистить котёл от остатков старого термопластика, а затем опять включить горелки.

При температуре масла-теплоносителя в рубашке котла 140-150°С включить мешалку и начать загрузку термопластика в котел. При загрузке термопластика необходимо следить, чтобы вместе с ним в котёл не попадали посторонние предметы. Затем примерно в течение 3-4 часов при включенной системе продолжить загрузку термопластика, последовательно добавляя в котёл 1-2 мешка через каждые 10-15 минут.

В период загрузки и плавления термопластика постоянно следить за тем, чтобы температура масла-теплоносителя не превышала 220°С, а температура расплава термопластика в котле поддерживалась на уровне рабочей температуры (обычно 180±5°С); регулирование температуры производить путём включения или выключения горелок.

Предельное заполнение емкости котла маркировочной машины ДЭ-21 термопластиком не должно превышать 400 кг во избежание выплёскивания расплавленного материала при движении машины.

Прежде чем приступить к разметке разогретым термопластиком, необходимо очистить от остатков материала предыдущего цикла работ трубопровод, соединяющий котёл с маркером. С этой целью небольшая часть расплава (3-5 кг) пропускается через маркер на подложку (использованный упаковочный мешок от термопластика).

Рабочая температура термопластика при нанесении разметки должна быть 180±5°С (обычно указывается в инструкции по применению). При понижении температуры возможно плохое истечение термопластика через маркер, что ухудшает качество разметки. При более высокой температуре возможно растекание материала за пределы контура маркировочной линии, а также тепловое разрушение материала и изменение его цвета. До полного использования расплавленного термопластика не рекомендуется делать перерыв в работе.

Хранение его при рабочей температуре 180±5°С не допускается. При необходимости кратковременного перерыва в работе термопластик следует охладить на 50°-60 °С.

В случае использования рефлектирующих микрошариков их засыпают в специальную ёмкость маркировочной машины, из которой они по трубопроводу попадают на горячую поверхность термопластика, нанесённого на покрытие.

После нанесения разметки термопластиком движение на участке выполненных работ можно открывать через 15-20 минут в зависимости от температуры и влажности воздуха. Естественная убыль термопластика при работах, связанных с его нанесением, составляет 5 %.

Термопластик ПЛ-5142 в сухом виде нетоксичен, непожароопасен, температура воспламенения 800-870°С. Однако при его плавлении и проведении работ по разметке следует соблюдать осторожность, так как расплав термопластика имеет высокую температуру (180±5°С) и может вызвать сильный ожог.

Все работающие с термопластиком обязаны пройти специальный инструктаж и должны быть обеспечены защитной спецодеждой и спецобувью, а также средствами индивидуальной защиты (головной пластмассовый щиток, рукавицы, респиратор типа ШБ-1 «Лепесток»).

На месте ведения работ должна быть аптечка с медикаментами, средства пожаротушения.

При попадании расплава термопластика на открытые участки тела пораженное место кожи охладить и смазать синтомициновой мазью, при необходимости обратиться к врачу.

При работе с расплавом термопластика ПЛ-5142 необходимо учитывать, что выделяемые вредные пары, образующиеся при его перегреве, отрицательно воздействуют на организм человека.

При разметке дороги с помощью красок (например, ЭП-5155, НП-501) перед их заливкой в бак разметочной машины следует выполнить проверку их годности к использованию, особенно в случаях, когда краска хранилась длительное время.

Прежде всего краску необходимо перемешать до однородного состояния барботажем воздухом, перекатыванием в бочке или перемешиванием веслом.

Перед началом работы необходимо определить условную вязкость состава НП-501 и краски ЭП-5155 с помощью вискозиметра ВЗ-4 при температуре 20±0,5°С. Вязкость состава НП-501 должна быть в пределах 30-120 с, краски ЭП-5155 - 40-120 с.

При необходимости состав НП-501 разбавляют до рабочей вязкости ксилолом, бутилацетатом в количестве, не превышающем 10 %.

Не допускается смешивания состава НП-501 с нитроэпоксидной эмалью ЭП-5155 и другими лакокрасочными материалами.

Перед заправкой ёмкостей маркировочной машины состав НП-501 необходимо профильтровать через сетку 0,1-0,2 мм или три слоя марли, чтобы избежать засорения краскопроводящей системы.

После подготовки маркировочной машины к работе и заправки её ёмкостей составом НП-501 или краской ЭП-5155 и регулировки расхода материала краскораспылитель устанавливают в исходное положение. Форсунку размещают точно по центру, чтобы факел маркировочного материала смачивал ограничительные диски на расстоянии 30-40 мм от покрытия.

Запустив двигатель компрессора, доводят давление воздуха в ресивере до 6,0 кгс/см2, открывают краны подачи воздуха в ёмкости с составом и регулятором на пульте управления устанавливают рабочее давление. Затем открывают краны подачи воздуха к пневмоприводу мешалок для перемешивания состава в ёмкостях в течение 10-15 минут. Если на машине не предусмотрен автоматический привод к мешалке ёмкости с составом, эту операцию выполняют вручную.

После этого открывают краны подачи воздуха к форсунке, а затем краны подачи состава и заполняют краскопроводящую систему. На программном блоке устанавливают режим работы форсунки. Нормальный расход нитроэпоксидной эмали и состава НП-501 составляет от 350 до 700 г/м2. Для определения фактического расхода рекомендуется использовать металлические пластины прямоугольной формы размером 70´150 мм, которые укладывают на проезжую часть по направлению движения рабочего органа маркировочной машины. После прохода краскораспыляющей форсунки над пластиной пластину высушивают и взвешивают. Расход состава определяют по разности веса пластины до и после покраски по формуле

где (13.4)

Р 2 - вес пластины после нанесения состава и его высыхания, г;

Р 1 - то же, до нанесения состава, г;

S - площадь пластины, м2;

С - процент содержания нелетучих веществ в составе материала принимают в соответствии с техническими условиями на данный разметочный материал.

Расход состава можно также определить по разности толщины пластины до и после нанесения краски. Толщину плёнки определяют микрометром. Расход находят по формуле:

где (13.4)

g - плотность сухой плёнки состава (для НП-501 составляет 2 г/см3);

h 2 - толщина пластины после нанесения состава и его высыхания, см;

h 1 - то же, до нанесения состава, см;

С - содержание нелетучих веществ в составе, %.

На новых асфальтобетонных покрытиях разметку составом НП-501 рекомендуется выполнять после того, как с поверхности проезжей части исчезнет битумная плёнка, препятствующая высыханию состава и способствующая ускоренному износу разметки.

После окончания работы остаток состава или краски сливают в ёмкость, а бак и всю систему трубопроводов маркировочной машины промывают соответствующим растворителем. Если использовали краску ЭП-5155, то промывают ацетоном, а если состав НП-501 - толуолом, ксилолом или бутилацетатом.

При заправке баков маркировочной машины составом НП-501 или краской ЭП-5155 запрещается курить, зажигать спички или пользоваться другими источниками открытого огня. На машине должны быть установлены исправные огнетушители.

В случае загорания маркировочного материала для его тушения используют песок, кошму, огнетушители (пенные и утлекислотные), тонкораспыленную воду.

Разметка полимерными лентами упрощает работу и обеспечивает существенное увеличение долговечности дорожной разметки. Ленты раскатывают на горячем свежеуложенном асфальтобетоне при его температуре 60-80°С и утапливают катком, обеспечивая, таким образом, единое покрытие. Лента имеет собственный клеевой слой, обеспечивающий надежное ее соединение с асфальтобетоном на весь период эксплуатации дорожного покрытия. Она рассчитана на высокие эксплуатационные нагрузки в течение 4-5 лет, обеспечивая при этом высокий уровень световозвращения, отвечающий требованиям как ГОСТа, так и европейским нормам безопасности. Лента обеспечивает высокий коэффициент сцепления с колесами автотранспорта, не допуская скольжения даже в мокром состоянии. Из ленты можно делать стрелы для обозначения направления движения, островки безопасности, цифры, буквы и маркировку искусственных неровностей.

Ленты для разметки дорог различаются по типам - они могут быть для временной и длительной эксплуатации, поверхность их может быть ровной или профилированной, ленты могут быть белого или оранжевого цвета в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 (табл. 13.7).

Таблица 13.7

Компания/ марка ленты Вид Коэффициент световозвращения, мкд×лк-1м-2 Коэффициент сцепления Коэффициент яркости, % Цвет Примечание
3М/ Стамарк™ А-380 300/700 0,35/0,5 60/85 Белый Профилированная
А-340 300/350 0,35/0,4 60/80 Белый Стандартная
А-650 300/250 0,3570,4 30/40 Оранжевый Временная
SWARCO/ Сваркотэйп™   300/350 0,35/0,4 60/80 Белый Стандартная
  300/350 0,35/0,4 60/80 белый Увеличенная толщина

Примечание. В числителе даны требования по ГОСТ Р 51256-99, в знаменателе - значения, гарантируемые производителем.

Для повышения световозвращающего эффекта в краску и термопластик добавляют стеклошарики. Оптимальными являются стеклошарики с фракционным составом 10-600 мкм и 100-800 мкм. Они дают наилучший коэффициент световозвращения и при этом обладают достаточной прочностью, не выбиваясь из покрытия колёсами автомобилей.

Стеклошарики могут быть введены в краску или термопластик в процессе приготовления этих материалов или рассыпаны на поверхность свежеуложенного материала. Наиболее эффективной считается технология, при которой часть стеклошариков вводится в разметочный материал при его приготовлении, а часть рассыпается на свежеуложенный материал.

Восстановление дорожной разметки производят в случае, когда её износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяжённостью 50 м) составляет более 50 % при выполнении её краской и более 25 % - термопластичными массами. Восстановление обычно производят той же разметочной техникой, что и при её первоначальном нанесении. Если в процессе восстановления разметки её линии не совпадают с ранее нанесёнными или изменилась схема разметки участка дороги, старые линии разметки, выполненной с применением краски, закрашивают краской под цвет покрытия, а разметку из термопластика срезают фрезой.

Характеристики машин и оборудования, применяемого в процессе устройства новой и удаления ненужной разметки, приведены в главе 19.

В настоящее время автомобильный транспорт во многих горных странах занимает ведущее место как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Горный рельеф таких стран диктует целесообразность развития автомобильных дорог в транспортной системе. Дорожные службы в горных условиях выполняют целый комплекс специфических работ, связанных с защитой и расчисткой дорог от оползней, обвалов, осыпей и снежных лавин.

Для борьбы с оползнями изменяют рельеф склона: возводят удерживающие сооружения, проводят укрепление грунтов, регулируют поверхностные и подземные стоки. В оползневой зоне необходим специальный режим выполнения работ по эксплуатации дорог для исключения причин, способствующих нарушению устойчивости склонов.

Для повышения устойчивости склонов и противодействия смещению оползневых масс устраивают террасы; удаляют или заменяют неустойчивые грунты; возводят подпорные стены (железобетонные, сборные или монолитные, каменные, грунтовые армированные); устраивают контрбанкеты и контрфорсы; анкерные конструкции; забивные и бурозабивные сваи.

Укрепление грунтов производят с использованием методов цементации, силикатизации, обжига и т.д. Покрывают поверхности оползневых склонов и откосов торкретбетоном и набрызгбетоном.

Для защиты склонов и откосов от воздействия поверхностных вод производят их планировку; устраивают водоотводные и нагорные канавы, водосбросные лотки; осуществляют засев трав и высаживание кустарников.

Регулирование подземного стока применяют для перехвата или понижения уровня подземных вод. С этой целью выполняют горизонтальный дренаж (сплошные прорези, траншейный дренаж с трубами, дренажные галереи, штольни, пластовые дренажи); вертикальный дренаж (буровые скважины и шахты, дренажные колодцы); комбинированные водопонижающие системы, представляющие собой сочетание вертикальных и горизонтальных дренажных устройств. Соблюдение правильной эксплуатации сооружений способствует предотвращению оползневых явлений.

Для защиты автомобильных дорог от скальных обвалов проводят профилактические мероприятия, устраивают защитные сооружения и выполняют закрепление откосов и крупных глыб. К профилактическим мероприятиям относят очистку склонов и откосов от неустойчивых глыб и обломков скального грунта; заблаговременное обрушение неустойчивых скальных массивов; уменьшение крутизны откосов и склонов путем террасирования или уменьшения утла наклона откосов с проведением буровзрывных работ (Евгеньев И.Е., Каримов Б.Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. - М.: ООО «Трансдорнаука», 1997. - 285с).

К защитным сооружениям относят противообвальные галереи; улавливающие сооружения и траншеи, валы, оградительные стены и сетки.

Поддерживающие сооружения строят для удержания слоев горных пород, слагающих откос. Эти сооружения возводят из монолитного или сборного железобетона, из бутобетона, а также из каменной кладки на цементном растворе.

Анкерное закрепление применяют на неустойчивых участках откосов или для обеспечения устойчивости крупных глыб на скальном основании. Анкерные крепления делают двух типов: анкерные крепи и анкеры глубокого заложения длиной от 6 до 30 м.

Анкерные крепи представляют собой одиночные анкеры длиной от 1 до 5 м или анкеры в сочетании с металлической сеткой между ними. Анкеры закрепляют в скальном массиве концевыми замками или инъекцией вяжущего.

Свайные конструкции обеспечивают устойчивость слаботрещиноватых массивов при уклоне поверхности смещения не круче 50°.

Защиту от выветривания поверхности склонов и откосов, общая устойчивость которых обеспечена, выполняют путём обработки поверхности защитными материалами, посадки деревьев и кустарников или посева трав. В некоторых случаях устраивают одевающие стены из каменной кладки на цементном растворе или применяют торкретбетон и набрызгбетон.

В горной местности эксплуатационные службы производят мероприятия по защите дорог от осыпей. Улучшают водоотвод для повышения устойчивости осыпи путём перехвата поверхностных и подземных вод. С верховой стороны прокладывают нагорные и водоотводные канавы, устраивают дренажи. Склоны, питающие осыпь обломочным материалом, закрепляют древесно-кустарниковой и травянистой растительностью.

Для воспрепятствования движению осыпи и защиты от нее дороги осуществляют террасирование склонов, устраивают заградительные стены, улавливающие траншеи и валы, подпорные стены, дощатые щиты и металлические сетки.

Характерными особенностями селевых потоков являются внезапность возникновения, кратковременность прохождения и большая скорость (до 7-8 м/с). Сели могут быть водокаменными, грязекаменными или грязевыми. Для защиты дорог от селей проводят предупредительные, профилактические и защитные меры.

Предупреждение о селевой опасности включает организацию службы предупреждения, которая оснащается приборами, оповещающими о возникновении и прохождении селей. Эта служба осуществляет также контроль за хозяйственной деятельностью, производимой на селеопасной территории.

При проведении профилактических работ предотвращают образование селей или ослабляют их воздействие. С этой целью на селеопасных склонах сохраняют и развивают древесную, кустарниковую и травянистую растительность; улучшают водоотвод с расчисткой водоотводных и селеотводящих канав и лотков; ремонтируют гидротехнические устройства; заблаговременно выпускают воды из ледниковых и моренных озёр.

К защитным мерам относят стабилизацию селевых русел, пропуск селевых потоков над дорогой, защиту русел от размыва, отвод селевого потока от дороги, задерживание селей [4].

Лавины - частое явление в горах. Лавиной (снежным обвалом) называют быстрый сход с горного склона покрова, утратившего связь с подстилающей поверхностью. Вероятность схода лавин существенно зависит от размеров лавиносборов и мощности снежного покрова, накопленного на них.

Наиболее вероятны лавины объёмом 300 м3, сходящие с небольших логов площадью 2 га, и лавины объёмом более 104 м3 при площади лавиносборов свыше 40 га (Немчинов М.В. Лавины и защита дорог от лавин: Учебное пособие / МАДИ. - М.: 1989. - 62с).

Для условий Тянь-Шаня установлена зависимость между временем t (в часах) от начала снегопада до момента схода лавин и интенсивностью снегопада i (см/ч):

нижний предел t min = (4,7 - 0,4 i)/(i - 0,05);

верхний предел t mах = (15 - 5,0 i)/(i - 0,22).

Интервал D t = t mах - t min соответствует области повышенной лавинной опасности. Защиту дорог от лавин осуществляют с помощью инженерных или профилактических мер.

К профилактическим относят мероприятия по ликвидации схода лавин путем заблаговременного искусственного их обрушения. С этой целью производят обстрел лавиносборов из артиллерийских орудий или минометов; взрывание зарядов взрывчатых веществ в зоне снегонакопления; подпиливание снежных карнизов. После проведения этих мероприятий производят расчистку завалов, что требует большого количества времени и значительных затрат труда. На период расчистки завалов проезд по дороге часто прерывается. Поэтому профилактические меры зашиты рассматривают как временные до постройки защитных инженерных сооружений.

В табл. 13.8 представлены инженерные меры зашиты дорог от лавин. Снегоудерживающие устройства в виде щитов и заборов различной конструкции применяют для предотвращения соскальзывания снега и схода лавин со склонов. Стационарные снегоудерживающие устройства могут быть деревянными (рис. 13.15). Снегоудерживающие устройства на склонах размещают непрерывными рядами или с разрывами (рис. 13.16).

Таблица 13.8

Инженерные меры защиты дорог от лавин

Принцип действия Тип устройства
Лавинопредупреждающие
Предотвращение соскальзывания снега со склона Снегоудерживающие устройства. Террасирование и облесение склонов
Предотвращение образования снежных карнизов Снеговыдувающие заборы
Уменьшение накопления снега в лавиносборах или перераспределение в зонах снегонакопления Снегозадерживающие щиты и заборы, установленные на подходе к лавиносборам. Кольктафели
Лавинозащитные
Пропуск лавин над защищаемым объектом Противолавинные
Уменьшение скорости лавин галереи Тормозящие сооружения
Отклонение в сторону от защищаемого объекта Лавинорезы и направляющие дамбы
Остановка лавин на подходе к объекту Отбойные дамбы

Рис. 13.15. Конструкция деревянного снегоудерживающего сооружения

Рис. 13.16. Размещение снегоудерживающих сооружений на склоне:
а - непрерывными рядами; б - с разрывами

Для надёжной работы снегоудерживающих устройств важно правильно назначить их высоту, которую рассчитывают по формуле

Нк = Нр + D Н 1, м, где (13.5)

Нр - расчётная высота снежного покрова, м;

D Н 1 - запас высоты на случай образования небольших осовов на поверхности снежного покрова около устройства, м.

За расчётную принимают среднюю наибольшую многолетнюю высоту снежного покрова по данным гидрометеорологической службы с вероятностью превышения 2 % для дорог I-III категорий, 5 % - для остальных. D Н 1 при ориентировочных расчётах принимают равной 0,3-0,5 м.

Снегоудерживающие устройства в вертикальной плоскости должны быть перпендикулярны к поверхности склона. Допускается отклонение от перпендикулярного положения в сторону на угол не более 15°.

Посадку леса в целях защиты от лавин производят на горных склонах, имеющих достаточный почвенный покров, в пределах естественной границы распространения лесов в данной местности. Лесопосадки должны покрывать весь лавиноопасный склон, начиная от вершины и заканчивая в 20-30 м от подошвы. Посадку растений на склоне производят в шахматном порядке с размещением через 1 м в ряду при расстоянии между деревьями 2 м.

Для предотвращения соскальзывания снежного покрова со склонов, имеющих крутизну не более 25°, прокладывают террасы. На более крутых склонах террасы служат вспомогательным средством.

На участках дорог, где сход лавин вызывается падением снежных карнизов, эффективным мероприятием, предотвращающим образование карнизов, является постройка заборов снеговыдувающего действия. Заборы устраивают на гребне склона так, чтобы нижний край ветронаправляющей панели возвышался над гребнем на 0,5 м. В пределах данного лавиносборного бассейна забор должен идти непрерывным рядом длиной не меньше, чем протяжённость гребня.

Для распределения и закрепления снега, который выносится на лавиноопасный склон снеговыдувающим забором, устанавливают кольктафели. Они представляют собой отдельно стоящие снегорегулирующие устройства, имеющие форму трапеции (рис. 13.17).

Рис. 13.17. Кольктафель

При обтекании кольктафелей в снежном покрове образуются круглые воронки радиусом от 6 до 10 м (в зависимости от ширины и высоты самих кольктафелей). Снег внутри воронки уплотнён, сама воронка способствует закреплению снега на склоне. Кольктафели устанавливают ниже снеговыдувающих заборов на расстоянии 2 Нк от них (Нк - высота кольктафеля, м) в один или два ряда с расстоянием 8-10 м между рядами. Расстояние в ряду между кольктафелями должно быть от 1,8 до 2 их высот.

Для устройства кольктафелей применяют дерево или железобетон. Изготавливают также смешанные конструкции из железобетонных стоек и деревянных ветрорегулирующих панелей.

Для уменьшения накопления в лавиносборах снега, подносимого метелями, на подступах к ним устанавливают снегозадерживающие заборы (или щиты). Они имеют такую же конструкцию, как и заборы для защиты автомобильных дорог от заносов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.