Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общительность как качество личности 1 страница




Доминирующие сферы жизнедеятельности личности (игра, общение, обучение, труд).

Сферы жизни - виды жизнедеятельности человека, на которые он тратит существенные доли своего времени, каждая из которых обладает весьма специфическими наборами ценностей, средств достижения цели, носит свой эмоциональный оттенок. (Словарь по психологии http://azps.ru/abc/s/sfery_zhizni.html)

Естественные сферы жизни человека: 1) забота о себе и семье (физиология, гедонизм, любовь, секс, безопасность, воспитание и т.п.), 2) бизнес (работа, добывание средств к существованию, обучение), 3) межличностные отношения (дружба, конфликты, общественная деятельность), 4) развлекательная деятельность (чтение книг и просмотр фильмов, прослушивание музыки и разглядывание изображений, веб-серфинг, компьютерные игры, садоводство, охота и рыболовство, спорт и физкультура, разного рода хобби, размышления на свободную тему, грезы).

Отнесение конкретных действий к той или иной сфере зависит от целей осуществления действий, что не всегда является очевидным. Например, заниматься охотой можно ради развлечения (надо как-то занять свое свободное время), можно ради межличностных отношений (чтобы теснее завязать отношения, поговорить о чем-то важном), можно в качестве добывания средств к существованию (заготовка мяса), а можно и в качестве заботы о себе или семье (чтобы выпить спиртные напитки на природе, чтобы передать сыну навыки общения с природой). Болтать с приятелем можно также ради развлечения, ради поддержки или усиления дружеских отношений, ради бизнеса (обсудить общие дела, спросить совет), ради заботы о себе (большинство людей испытывает заметную потребность "поболтать", то есть так или иначе задействовать свой речевой аппарат).

Для выяснения того, в какой сейчас сфере жизнедеятельности находится человек, достаточно выяснить, что же должно измениться в результате текущих действий. Если будут удовлетворены какие-то базовые потребности (физиологические, в безопасности) себя или членов семьи, то это относится к первой сфере, сфере заботы. Если в результате тех или иных действий человек становится объективно сильнее или свободнее (становится больше денег или иных материальных благ, человек становится компетентнее, развиваются его физические способности), то это бизнес. Если в итоге неким благоприятным образом изменится социальное лицо человека (его личность, имидж), совершится какая-то пусть маленькая дипломатическая победа (усилил позиции друзей и ослабил - врагов), обретено выгодное знакомство (человек субъективно стал сильнее, потому что нет никакой гарантии, что новое знакомство действительно пойдет на пользу, а не во вред), то это - сфера межличностных отношений. Когда же положительные эффекты не очевидны, предположительны или же открыто отсутствуют - это развлекательная сфера (процесс поглощения информации, которая предположительно может даже оказаться полезной, активного отдыха или просто убивания свободного времени).

http://bip-ip.com/elektronnyiy-uchebnik-osnovyi-pedagogiki/

ДОМИНИРУЮЩИЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В контексте жизнедеятельности человека понятие «сфера» употребляется для обозначения предела распространения активности личности (по отношению к окружающей среде, ее условиям), направленной на удовлетворение тех или иных потребностей.

Каждая из потребностей реализуется на двух уровнях:

сохранения («для себя»). Например, социальная потребность человека занимать достойное место в коллективе сверстников (сохранение «для себя») требует от него освоения норм жизнедеятельности в коллективе, группе (требовательность к себе, обязательность в выполнении обещаний, знания норм общения и др.). Идеальная потребность познания на уровне сохранения («для себя») удовлетворяется в учебно-познавательной деятельности учащихся присвоением достигнутого человечеством к настоящему времени уровню знания. Этот уровень задается содержанием образования.

развития («для других») – требует выхода за пределы норм, совершенствования самих норм (помощь товарищу за счет своего личного времени; дополнительная работа над собой с целью развития определенных качеств личности; терпимость к несовершенствам других; культура несогласия и т.д.). Потребность познания на уровне развития («для других») побуждает учащихся к освоению новых пластов знания в научных кружках, новых технологий самосовершенствования в спортивных секциях, художественных студиях, трудовых объединениях, общественных организациях.

Подробнее остановимся на идеальных (познавательных) потребностях учащихся (студентов).

Целенаправленное развитие личности учащегося (студента) осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и организациях, в которых они обучаются. При этом эффективность развития зависит от активности личности в каждой из сфер жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе жизнедеятельность человека реально складывается из многих сфер, в которых он удовлетворяет те или иные потребности. Доминирующими сферами жизнедеятельности личности в школьные годы являются: а) учебно-познавательная деятельность, в которой реализуется активность, направленная на познание мира, окружающих людей, себя, на преобразование действительности и самого себя; б) игровая деятельность, в которой реализуется гедонистическая потребность (потребность в получении удовольствия, наслаждения и др. положительных эмоций); в) деятельность общения, в которой активность человека как субъекта направлена и реализуется во взаимодействии с другими людьми. Системообразующую роль в развитии личности выполняет не любая, а лишь личностно значимая, творческая деятельность. От содержательной стороны отношений, складывающихся в процессе учебно-познавательной, игровой деятельности и общения, в каждом конкретном школьном, классном, вузовском коллективах, в которые входит человек, зависит эффективность и динамизм развития личности, ее самосознания.

Отличительными чертами личности с развитым самосознанием, способной брать на себя ответственность за собственные действия и поступки, являются социальные способности:

удовлетворять свои потребности, не нанося ущерба другим людям;

достигать значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения;

демонстрировать энергию и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

быть открытой новому опыту.

Одной из главнейших особенностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Деятельность человека может быть как активной, так и пассивной. С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляет деятельность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т.д.).

В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Классифицировать все виды деятельности не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей. Для каждого возраста существует своя ведущая деятельность, которая в основном и определяет динамику развития в данном жизненном периоде.

Рождаясь, ребенок сразу включается в игровую деятельность, затем подрастая, включается в учебную, а становясь взрослым, приступает к трудовой деятельности.

. Жизнедеятельность – все многообразие занятий человека. Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. У современного человека множество различных видов деятельности. Их число примерно соответствует количеству потребностей.

Существует 3 параметра потребностей, в соответствии с которыми можно описать систему человеческих потребностей, и пользуясь ими давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку:

1) сила

2) количество

3) своеобразие (качество)

Под силой потребности имеется ввиду значение соответствующих потребностей для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал.

Количество – это число разнообразных потребностей (съезжу на курорт, продам холодильник, куплю машину и т.д.), имеющихся у человека, и время от времени становящиеся для него актуальными.

Под своеобразием имеются в виду предмету и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой или другой потребности.

В соответствии с описываемыми параметрами характеристики системы человеческих потребностей, можно индивидуально предоставить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека. В этом случае по каждому из названий параметра и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификацию видов человеческой деятельности. Но есть и другой путь.

Потребности можно обнаружить практически у всех без исключения и они соответствуют общим потребностям, а точнее видам социальной человеческой активности, в которую неизбежно включен каждый человек в процессе своего индивидуального развития – общение, игра, учение и труд. Их и рассматривают в качестве основных видов деятельности людей.

Общение – возникает в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых, личностных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательное влияние людей друг на друга.

Игра – такой вид деятельности, результаты которого не становятся произведением какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуя цель получение отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки.

Учение выступает как вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть и неорганизованное и происходить попутно в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Учебная деятельность прямо служит средством психического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни, таким образом человек открыл для себя перспективы дальнейшего практические неограниченного развития. С трудом связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки и т.п.

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. деятельность как доминирующая сфера личности

2. Общение как ведущий фактор развития личности.

3. Игра как специфическая форма жизнеразвития человека

Деятельность – это специфическая и предметно направленная активность личности.

Для младшего школьника являются игры

Для подростка это общение.

Классификация потребностей личности:

• Биологические

• Социальные и духовные потребности

Реализуются на 2х уровнях

1. уровень сохранения, т.е. человек для себя сохраняет потребность

2. развитие. Включает моменты взаимодействия со школьными товарищами.

На развитие личности влияет фактор: самосознание предполагает осмысление оценка себя как индивидуального субъекта. Самосознание оказывает влияние на мотивы деятельности и на те задачи которые человек решает в течение всей своей жизни.

Образ я включает Я прошлое

Я - реальное

Я - будущее.

Я - идеальное.

Отличительные черты личности с развитым самосознанием:

1. Умение личности удовлетворять свои потребности не нанося ущерба другим людям.

2. Умение достигать успехов в деятельности которая помогает реализовать себя.

3. Умение демонстрировать энергию и жизнестойкость в повседневной жизни.

4. Умение перенимать новый опыт.

 

2. Игра как специфическая форма жизни человека.

 

СУЩНОСТЬ ИГРЫ КАК СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ФУНКЦИИ ИГРЫ. ТИПОЛОГИЯ ИГР

Выход за рамки повседневности обеспечивает игровая деятельность (интеллектуальные турниры, аукционы знаний, познавательные игры-праздники). В процессе становления личности игра выполняет компенсаторную функцию и позволяет человеку реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях, образах.

В связи с тем, что термин «игра» получил широкое распространение («политические игры», «игры мускулов», «игра на нервах» и т.д.), уточним понимание и толкование игры с педагогических позиций.

Сущность игры заключается в том, что она не есть обычная, реальная жизнь, а условность, специфически входящая в реальную жизнь. Специфичность ее в том, что игра – это свободное проявление человеческой деятельности: игра не может быть навязана физически или морально. Цели, которые преследует игра, лежат вне непосредственных материальных интересов.

Как самостоятельный вид деятельности, игра наиболее полно представлена в жизнедеятельности ребенка. Она является для него стихийным воспитательным институтом, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и опыт, навыки общения, стимулы к развитию фантазии и творческого мышления.

Функции игры в жизнедеятельности человека разнообразны:

игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности;

создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;

сплачивает ее участников, создает (пусть и временную) общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры;

выявляет личностные качества играющего человека, его ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность (игра не по правилам осуждается и детьми, и взрослыми);

игра создает простор для фантазии, импровизации хотя и осуществляется в рамках выработанных правил;

удовлетворяя потребность человека в наслаждении, удовольствии, привносимыми самой игрой, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других;

в игре личность может проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Классифицируют игры по множеству признаков:

по месту проведения (за столом, на открытом воздухе, в зале);

по характеру активности участвующих (подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие);

по группообразующим характеристикам (индивидуальные, парные, командные, групповые);

по способу взаимодействия (состязательные и ролевые);

по влиянию на участников (позитивные и негативные)

Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Правила всегда четко очерчивают характер игры; они обычно неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре (например, КВН, брейн-ринг, шахматы, футбол и др.)

Условия – произвольны, ситуативны. Участники игры «сговариваются» относительно того, как все будет происходить: например, сколько будет команд, сколько и какие конкурсы будут включены в содержание игры, как будут оцениваться результаты. Можно сказать, что условия – это те же правила, но только временные. Вместе с тем к педагогическим играм предъявляются следующие требования:

игра должна охватывать всех;

игра должна быть интересна для всех;

игра должна быть доступна для всех.

Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными. В каждой их них участники выполняют различные функции и выступают в различных ролях. Игры помогают сблизить учебную и практическую деятельность обучающихся. Школьник (студент), сообразуясь с характером своей роли и ее функциями в реальной жизнедеятельности, должен принимать практические решения. Нередко их необходимо принимать в конфликтной ситуации, заложенной в самом содержании игры. Многие игры требуют принятия коллективных решений, что упражняет их участников в развитии коммуникативных способностей, обогащает опыт работы в группе через сотрудничество, воспитывает культуру несогласия.

Игра – это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенных отношений личности к окружающей действительности. Сущность игры заключается в том, что она не обычная реальная жизнь, а условность, специфический вывод входящая в реальную жизнь. Специфика ее в том, что игра - это свободное проявление человеческой деятельности. Игра не может быть навязана физически и морально. Цели, которые преследует игра, лежат вне непосредственных материальных интересов.

Сущность игры определяют несколько положений:

1) мотивы игры заключаются в многообразии переживаемых сторон действительности, которые являются значимыми для играющего

2) в игре разрешаются противоречия между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограничение его оперативной возможности.

Теории игры:

1) К. Гросс – сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности. В игре ребенок упражняется, совершенствует свои способности.

2) Спенсер – усмотрел источники игры в избытке сил.

3) Бюллер – сформулировал теорию функционального удовлетворения.

4) Фрейдистские теории: игра – это реализация вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни.

Виды игры:

1) игра-развлечение,

2) упражнение,

3) сюжетная,

4) процессуально-подражающая,

5) традиционная,

6) По месту проведения: игры в зале, игры на открытом воздухе и др.

7) По характеру активности: спортивные, подвижные и др.

8) По влиянию на участников: позитивные, негативные.

Компоненты игры:

• Исполнение роли взрослого.

• Проигрывается мнимая ситуация.

• Происходит замещение предмета.

• Совершаются игровые действия.

Функции игры:

1) игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности,

2) создание условий для взаимодействия и взаимопонимания,

3) сплачивание ее участников, создается общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры,

4) выявляются личностные качества играющего человека,

5) игра создает простор для фантазии, импровизации,

6) удовлетворение потребностей человека в наслаждении, удовольствии, приносимыми самостоятельной игрой,

7) в игре лицо может проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Требования к игре:

1) должна охватывать всех,

2) должна быть интересной для всех,

3) доступное требование для всех,

4) должна закончиться, не успев надоесть.

Значение игры:

1) развивает символическое мышление,

2) значение состоит в том, что в подчинении правилам лежит суть к произведенному поведению,

3) способствует становлению логического мышления,

4) развивается воображение, дает толчок к творчеству,

5) выявляются личностные свойства участников.

 

3. Общение как ведущий фактор развития личности.

Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

В широком смысле общения - это та сторона человеческого существования, что указывает на связь и взаимодействие людей в процессе материального и духовного производства, способ реализации социальных отношений, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые лица и группы людей вступают в процессе их социальной жизнедеятельности. Именно через общение люди и социальные группы вступают в материальные, политические, религиозные и другие отношения друг с другом. Можно сказать, что общение - это в ключевой механизм бытия человеческого общества, который проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми.

Мир общения: материально-практический, духовно-информационный, практическо-духовный.

 

В литературе существует множество вариантов классификации типов, видов, форм, уровней общения. Общение – весьма сложный многогранный процесс, характеризующийся множественностью реальных проявлений и порождает разнообразные классификации, основанные на различных критериях. Е.Г. Злобина в качестве базового критерия называет многообразие общественных отношений и разделение их на материальные и идеологические. Исходя из этого критерия, она выделяет два основных вида общения – материальное и духовное. Материальное общение отражает функционирование процесса производства. Материальные отношения определяют духовные отношения и духовное общение отражает отношение людей в процессе производства, обмена, распространения и сохранения продуктов духовной жизни.

В.Н. Сагатовский выделяет четыре вида общения:

1. Уровень манипулирования. Этот уровень можно назвать также управлением, когда один субъект находится в разной степени зависимости от другого субъекта.

2. Уровень рефлексивной игры. Здесь воля партнера учитывается, но при этом не признается за ним самоценность.

3. Уровень правового общения. На этом уровне осуществляется согласованность и взаимодействие формального характера.

4. Уровень нравственного общения. Автор отмечает высший уровень субъектно-субъектных отношений.

Наиболее интересным и затрагивающим многие аспекты межличностного общения является четвертый вид общения в классификации В.Н. Сагатовского, однако, по мнению В.С. Кагана, четвертый вид назван общением как таковым в строгом смысле этого слова и задача анализа самого общения как межсубъектного взаимодействия остается нерешенной. Опираясь на теорию общения К. Маркса, М.С. Каган выдвигает вариант классификации, где подразделяет общение на три уровня – материально-практический, практически-духовный, духовно-информационный.

Материально-практическое общение людей имеет место в процессах коллективного труда, где должна быть строгая согласованность совместных действий во имя какого-то общего практического результата. Общение здесь переплетается с отношениями управления-исполнения. Содержанием этого уровня общения соответственно будет, прежде всего, сознательное целеполагание, которое объединяет реальные действия по достижению реальных целей. Все участники общения осознают необходимость взаимодействия и проявляют готовность к взаимопомощи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.