КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуация стимулирования к самовоспитанию
Вопросы для обсуждения и размышления 1. Почему цель самосовершенствования недостижима? 2. Почему творческое самосовершенствование нуждается в устойчивой 3. Прокомментируйте цитату из работы Э. Фромма: «Трагедия человеческой 4. Прокомментируйте слова М. Пришвина: «Приспосабливаясь, люди хотят
Задача на стимулирование к самовоспитанию
В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать — самоуверенный подросток, толково объяснял старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета... — Прости, пожалуйста, Игорь, — остановил его брат, — а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте? — А что я могу, — удивился Игорь. — В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту... — Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам? — В хоккей иногда играю, а зарядку нет, не успеваю... — А по математике у тебя какие успехи? — Ничего, балла четыре, наверное, будет... — В авиамодельном кружке занимаешься? — Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко. — В радиотехнике разбираешься? Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал: — Ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей физической подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику, черчение... Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?
В о п р о с ы и з а д а н и я
1.Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом? 2. В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и суждения старшего брата? 3. Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?
У Вадика был трудный характер, подросток отличался строптивостью, непомерной гордостью, озорством. Курение, прогулы уроков — все это повторялось чуть ли не ежедневно. Традиционные меры воздействия были исчерпаны: просьбы, требования, принуждение, предложения, наказания, установка шефства, попытка отвлечь, перевод в параллельный класс и др. Исключить Вадика из школы или переводить в школу-интернат у педагогов не поднималась рука: у парня была светлая голова. Невзирая на воинствующее безделье, он успевал почти по всем предметам. И в вопросах жизни класса он был, как правило, справедлив, обладал чувством юмора, мог метко и иронично высмеять любого. Но его дерзость приводила к конфликтам и с педагогами, и с одноклассниками. Директор школы, который вел уроки истории у Вадика и поэтому хорошо его знал, в начале II четверти вызвал мальчика к себе в кабинет и положил перед ним путевку в знаменитый «Артек»: — Путевка нынче стоит больших денег. Однако ты получишь эту путевку бесплатно. Даю тебе 2 дня на сборы. По правде говоря, я обязан отдать эту путевку самому лучшему ученику школы, но сейчас ее получишь ты. Вот характеристика на тебя. Читай. Вадик стал внимательно читать, но с каждой фразой уши его все больше и больше наливались кровью. — Ты согласен с такой характеристикой? Мальчик, опустил голову и пробормотал «нет». — Да, ты прав, в ней сказано, каким ты должен стать. Зачем я это делаю? Сейчас объясню. Ты мне очень нравишься, ты умный и сильный парень. Но мне нужно дать тебе именно сейчас возможность самому изменить себя, пока не поздно, а в новой обстановке это несколько проще. Там тебя никто не знает, и ты сможешь проявить свои самые лучшие способности. Конечно, я рискую своей честью, своим достоинством, может быть, даже должностью и местом работы, веря в тебя. Поэтому, если ты сорвешься, совершишь дурной поступок — это будет предательство. И еще помни: пока в школе об этом никто не должен знать, это твоя и моя тайна. А с учителями я сам поговорю. Вадик стоял перед этим седеющим мужчиной, ошарашенный и изумленный. Провожая подростка на вокзал, директор обнял мальчика и сказал: — Я верю в тебя и надеюсь, что предательства ты не совершишь. Через 10 дней от Вадика пришло первое письмо на имя директора школы: «...прошла уже неделя. Я ничего ни разу не украл и ни разу не курил — держусь... Так что спите спокойно (пока!). Я потом в школе все компенсирую». Буквально перед приездом директор получил еще одно письмо от Вадика. Он принес извинение за последние слова своего письма, которые были скорее «данью прошлому». Были там и такие строки: «Василий Петрович, я каждый день борюсь с собой и повторяю себе: "Я предательства не совершу"». Было бы преувеличением утверждать, что по приезде Вадик в школе стал совсем другим человеком. Безусловно, он изменился, как-то возмужал и стал более сдержанным. Было видно, что у него появился опыт самовоспитания, ценный нравственный опыт хорошего поведения, опыт терпения и выдержки, опыт доверия и дружбы с мудрым и умным человеком.
В о п р о с ы и з а д а н и я 1. Дайте оценку педагогической находке директора. 2. Назовите методы, используемые в воспитательной работе с Вадиком. 3. Что помогло педагогу выбрать правильное решение в отношении Вадика? 4. Какова роль педагога в процессе самовоспитания подростка? 5. Как самовоспитание влияет на развитие личности?
[1] Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 42. [2] Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959. – С. 111. [3] Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. – М., 1967. – С. 7. [4] Кочетов А.И.Актуальные проблемы педагогики. – Рязань, 1971. – С. 136. [5] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М., 1956. – С. 590. [6] Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974. – С. 46. [7] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 11. – С. 27. [8] Долецкий С. Я. Воспитывай себя // Комсомол. правда. – 1978. – 28 февр. [9] Комсомол, правда. – 1963. – 1 сент.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |