КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическая социология
Классификация материалов Выборка материалов по ассимиляции распределяется на три части: а) биологические аспекты ассимиляции; б) конфликт и слияние культур; в) американизация как проблема ассимиляции. Работы расположены от анализа природы ассимиляции к описанию ее процессов, по мере их исторического проявления и, наконец, — к проблемам американизации. А. Биологические аспекты ассимиляции. Ассимиляцию следует отличать от амальгамации, с которой она, однако, тесно связана. Амальгамация — биологический процесс, слияние рас посредством спаривания и смешанных браков. Ассимиляция, с другой стороны, ограничена слиянием культур. Смешанные расовые браки, или смешение рас, — универсальное явление в истории рас. Другими словами, нет расы, которая не смешивалась бы с другими. Аккультурация, или передача культурных элементов от одной социальной группы к другой социальной группе, однако, неизменно имела место в большем масштабе и на более обширной области, чем смешение рас. Сплавление, будучи ограничено пересечением расовых характеристик в межрасовых браках, естественно, способствует ассимиляции или взаимообогащению социального наследия. Потомки от смешанных браков не только биологически унаследуют физические характеристики и черты темперамента от обоих родителей, но и впитывают из семейной жизни установки, чувства, воспоминания и матери, и отца. Таким образом, сплавление рас обеспечивает условия первичных социальных контактов, наиболее благоприятствующих ассимиляции. Б. Конфликт и слияние культур. Изучение процесса, называемого этнологами аккультурацией, в ходе его исторического проявления в конфликтах и в слиянии культур указывает на целый ряд явлений в этой области.
1. Социального контакта, даже самого слабого и опосредованного, уже достаточно для передачи материальных элементов цивилизации от одной культурной группы к другой культурной группе. Спиртные напитки и огнестрельное оружие очень быстро распространялись благодаря их очевидным объективным воздействиям. Картофель американского происхождения, прежде чем попасть в Африку, прошел через руки белого исследователя. 2. Изменения в языке, происходящие в ходе контактов, конфликтов и слияний рас и национальностей, предоставляют данные для более адекватного описания процесса ассимиляции. При каких условиях господствующая группа навязывает свою речь массам или же в конце концов капитулирует перед вульгарным говором простонародья? В современную эпоху печатное издание, книга и газета способствовали закреплению языков. Печать сделала возможным возрождение языка в связи с национальными движениями в той мере, в какой раньше это было невозможно. Сосредоточение на языке как на посреднике в культурной передаче основывается на вполне ясном принципе. Идиомы, в особенности идиомы разговорного языка, видимо, более точно отражают исторический опыт народа, нежели сама история. Основанием единства большинства исторических народов в большей мере является язык, нежели раса. Латинские народы представляют вполне подходящий пример этого факта. А эксперимент, проводящийся теперь на Филиппинских островах, очень важен в этом отношении. До какой степени государственное и культурное развитие этих островов будет определяться местным темпераментом, испанской речью и традицией, с одной стороны, и английским языком и американской школьной системой — с другой? 3. Риверс, изучая меланезийскую и гавайскую культуры, был поражен устойчивостью основных элементов их социальной структуры. Основные модели семьи и социальной жизни остались практически неизменными, несмотря на глубокие преобразования в технике, в языке и в религиозных верованиях. Видимо, многие материальные приспособления и формальные выражения чуждого общества могут быть восприняты без существенных изменений в родной культуре.
Однако можно задаться вопросом: вызовет ли полное заимствование западной науки и организации производства необратимые изменения в социальной организации или нет? Направление экономических, социальных и культурных изменений в Японии помогут ответить на этот вопрос. Даже если происходят революционные социальные изменения, вполне можно предположить, что они появились в результате новой экономической системы, а не вследствие аккультурации. 4. Темпы и степень полноты ассимиляции непосредственно зависят от тесноты социального контакта. Любопытный парадокс: рабство, в особенности домашнее рабство, было, вероятно, чем-то вроде многобрачия, наиболее действенным изобретением для продвижения ассимиляции. Принятие и инициация у первобытных народов составляют церемониальный метод допущения чужаков и посторонних в группу, значение которого можно понять лишь более тщательно изучив церемониал вообще. В. Американизация как проблема ассимиляции. Любые политические соображения, программы и методы американизации получают свою перспективу лишь в соотношении с социологией ассимиляции. «Исследование методов американизации», проведенное Корпорацией Карнеги, определяет американизацию как «участие иммигранта в жизни сообщества, в котором он живет». С этой точки зрения, участие является и средством, и целью ассимиляции. Участие иммигранта в американской жизни, в любой из ее областей, подготавливает его к участию в любой другой ее области. Более всего иммигранту и чужаку нужна возможность участия. Первостепенное значение имеет, конечно, язык. К тому же ему надо знать, как использовать наши институты для собственной выгоды и безопасности. Но участие на самом деле должно быть непосредственным и продуманным: это означает в долгосрочной перспективе, что жизнь иммигранта в Америке должна соотноситься с жизнью, которую он уже знает. Ассимиляция достигается не подавлением прошлых воспоминаний, но включением их в новую жизнь. Провал осознанной, насильственной политики денационализации в Европе разительно контрастирует в этом отношении с огромным успехом ранней, пассивной стадии американизации в этой стране. Из этого следует, что ассимиляцию нельзя подталкивать напрямую, но лишь неявно, т. е. создавая условия, способствующие участию.
Не какой-то процесс, но сама жизнь сможет успешно вытеснить воспоминания иммигранта о его прошлом. Включение иммигранта в нашу общую жизнь лучше всего достижимо, таким образом, в сотрудничестве, которое направлено не столько в прошлое, сколько в будущее. Второе поколение иммигрантов сможет уже полностью разделять наши воспоминания, но фактически все, что мы можем требовать от рожденного за границей иммигранта, — это разделение наших идеалов, наших чаяний и наших общих начинаний. Примечания 1 Bastiat, Frederic. Euvres completes, tome VI, «Harmonies economiques», P. 381. Paris, 1884. 2 Walker, Francis A. Political Economy. N. Y., 1887. P. 92. 3 Social Organization. P. 4. Перевод с английского С. П. Банъковской
СОДЕРЖАНИЕ
ИДЕЯ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ.. 1 Эмиль Дюркгейм. СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ*. 2 I. Исторический очерк. 2 II. Разделы социологии: частные социальные науки.. 6 III. Социологический метод.. 8 Примечания. 10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ФАКТОВ.. 11 Тезисы.. 11 Обсуждение тезисов. 13 Ответы на возражения*. 24 Примечания. 31 Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ*. 31 Фердинанд Теннис. ОБЩНОСТЬ И ОБЩЕСТВО*. 97 Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ*. 112 Георг Зиммель. КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?*. 144 Общение. Пример чистой, или формальной, социологии*. 153 Макс Шелер Социология знания*. 160 Формальные проблемы.. 160 Высшие аксиомы социологии знания. 160 Высшие роды знания. 164 Роберт Парк ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА*. 171 Ткань жизни.. 171 Конкуренция, господство и последовательность. 174 Биологическая экономика.. 176 Симбиоз и общество.. 177 Конкуренция*. 179 1. Популярное представление о конкуренции. 179 2. Конкуренция как процесс взаимодействия. 180 3. Классификация материалов*. 183 КОНФЛИКТ*. 184 1. Понятие конфликта.. 184 2. Классификация материалов. 185 Аккомодация*. 186 1. Введение. Адаптация и аккомодация. 186 2. Классификация материалов. 188 АССИМИЛЯЦИЯ*. 190 1. Введение. Популярные представления об ассимиляции. 190 2. Социология ассимиляции.. 191 3. Классификация материалов. 192
Учебное издание Антология Часть 1 Под редакцией С. П. Баньковской
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |