Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины смены профессиональной идеологии в 50-60-е гг




Ася и Марина

Конкурс на здание Дворца советов

Проводлся в 3 этапа:

февраль 1931 - предварительный характер, и его целью было уточнение конкурсной программы. Задача - создание памятника социалистической эпохи

февраль 1931-март 1932 – ориентация на высотную композицию. Открытый всесоюзный конкурс

март-июль 1932 – 3й этап. Основа для дальнейшей разработки – проект Б.Иофана.

дорабатывали: Б. Иофан (руководитель), В. Щуко и В. Гельфрейх

Участвовали: Иофан, Щуко, Гельфрейх, Ле Корбюзье, Гамильтон, Алабян, Щусев, Жолтовский, Ладовский, Голосов, бр. Веснины.

Конкурс на ДС окончательно утвердил господство историзирующей архитектуры над «новой архитектурой»

 

Для вас старались:

 

В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в А. Финляндии (арх. А. Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии (арх. О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство, которые были заявлены А. США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении архитектуры к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Многие крупные проектные фирмы, не придерживаясь определенного направления, стремятся следовать за модой.

 

В европейской А. конце 50—60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как протест против буржуазного самодовольства, как отражение конфликта между личностью и обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована буржуазией в целях рекламы. Возник брутализм (арх. А. и П. Смитсон, Великобритания). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий (см. Висячие конструкции), получили художественное осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, А. Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках. Всё большее внимание буржуазной политики уделяют идеологическому воздействию А. на массы. Демократические архитектурно-художественные тенденции оттесняются капиталистической конкуренцией и давлением официальной идеологии.

 

Россия:

А. во 2-й половине 1950-х гг., направленная на преодоление ложной парадности и архаических форм, открыла широкие новые возможности решения социальных и идейно-художественных задач А. Развитие индустриального строительства было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов строительства (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространственной композиции. Широко применяется смешанная застройка зданиями различной этажности, обогащающая силуэт новых районов и их пространственную организацию, позволяющая использовать особенности ландшафта (кварталы в районе Химки-Ховрино в Москве, арх. К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов и др., в районе Жирмунай в Вильнюсе, арх. Б. Б. Касперавичене и др.). В строительстве общественных зданий широко используется передовая техника, позволяющая развернуть системы величественных пространств, создать простые, лаконичные по форме сооружения со свободным объёмно-планировочным построением, связанным с окружающей средой (Дворец съездов в Москве, арх. М. В. Посохин и др.; Дворец пионеров в Киеве, арх. А. М. Милецкий, Е. М. Бильский; Дворец искусств в Ташкенте, арх. В. В. Березин а др.; московский аэровокзал в Шереметьеве, арх. Г. А. Елькин и др.). Методы сборного строительства послужили для создания хорошо вписанных в природу комплексов, предназначенных для отдыха, среди которых выделяются пионерские лагеря Артека (арх. А. Т. Полянский и др.). Большие успехи достигнуты в области промышленного строительства и в А. гидротехнических сооружений. К крупнейшим градостроительным начинаниям, связанным с развитием существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (арх. М. В. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского острова в Ленинграде (арх. Н. В. Баранов, В. А. Каменский, С. Г. Евдокимов и др.), строительство мемориального центра в Ульяновске (арх. Б. С. Мезенцев и др.).

 

Задачу выражения в А. нового общественного содержания, связанного с общенародным благом, решают архитекторы и других социалистических стран, чьими усилиями были восстановлены города, пострадавшие во время 2-й мировой войны (Варшава, Берлин и др.), реконструируются многие старые города (София, Бухарест, Братислава в др.) и создаются новые (Дунауйварош, Эйзенхюттенштадт и др.), возводятся многочисленные жилые массивы для трудящихся. Развивается единая в своей социальной направленности и вместе с тем многообразная А. социалистического общества. Возрастающая роль искусственной среды, организуемой А., делает всё более сложными и ответственными её художественные задачи, а развитие и совершенствование строительной техники открывают новые материальные возможности воплощения разнообразных и смелых замыслов.

 

2. Поиски структурной выразительности в архитектуре CШA и Европы: творчество Э.Сааринена, Л.Кана, П.Рудольфа, Г.Беме, архитектура «необрутализма» в Англии; японский метаболизм

 

Основная беда отбрасывания формальной системы в архитектуре в том, что архитекторы, которые поступают так с целью избежать опасностей формализма, оказываются очень близки к формализму. Архитекторы-фундаменталисты позднего модернизма приняли слова мастеров Героического периода, но не содержание их работ. Пытаясь исключить символизм и декорацию и подчеркивая структурную и пространственную выразительность, они покончили с архитектурой абстрактного экспрессионизма: чистая, но ограниченная, она скоро стала недостаточной. Таким образом они заменили декорацию артикуляцией. Артикуляцией, через преувеличение структурных и функциональных элементов. Структура проступает ритмически, функции проявляются ощутимо, грани фонарей пульсируют на крышах. <...> В частых случаях оргия сложных и противоречивых артикуляций создает драматическую выразительность, которая становится экспрессионизмом в архитектуре. Как бы в отместку, исключение орнамента-аппликации превращает целое здание в орнамент. Результат получается гораздо более безответственным, чем при наложении орнамента на неартикулированные формы.

 

Эро Сааринен

Как архитектор Сааринен получил известность в 1948 году своим проектом Национального мемориала Джефферсона в Сент-Луисе. Огромная арка из нержавеющей стали демонстрирует приверженность архитектора к криволинейным, обтекаемым формам.

 

Эта же тенденция проявилась в знаменитом проекте терминала авиакомпании TWA в Аэропорту Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962), "Аудитории Кресдж" Массачусетского института технологии (1950-1955) и многих других.

 

новаторские проекты офисных комплексов

Технический центр "Дженерал моторс" в Уоррене, штат Мичиган (1946-1955) и исследовательский центр IBM в Йорктауне, штат Нью-Йорк (1957-1961).

 

Сааринена долго не признавали в среде коллег, многие, несмотря на его бесспорные достижения, не принимали его всерьез.

 

Л. Канн

Основой его творчества стал интернациональный стиль, который был обогащен влиянием полученного Каном архитектурного образования в духе неоклассики и его личными эстетическими предпочтениями.

 

Кан получил Золотую медаль Американского института архитекторов (AIA) в 1971 и Золотую медаль RIBA в 1972.

 

Пол Рудольф

 

Его проекты жилых домов во Флориде принесли Рудольфу известность, и он начал получать более крупные заказы, такие, как Центр искусств Джуитт в Колледже Уэллесли (1959). В 1964 году по его проекту в Йеле был построен Корпус архитектуры и искусств.

 

Наряду с Кевином Рошем, Рудольф относится к лидерам архитектурного брутализма. В его постройках синтезированы идеи Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта и Луиса Кана. Он использовал массивные обтекаемые формы в решении внешнего облика здания, внутренние пространства его построек, как правило, сложны и обладают скульптурностью объемов.

Рудольф также интересовался проблемами градостроительства, работал в этой области, но, к сожалению, все его проекты остались нереализованными. Его привлекала идея "интегрируемого" города, состоящего из отдельных пространственных модулей, подключаемых к системам жизнеобеспечения.

Творчество Пола Рудольфа отмечено ярко выраженным отпечатком индивидуального стиля. Хотя его и считают представителем "современного движения" в архитектуре, Рудольф пересмотрел его ценности в своих поздних работах.

 

Здание администрации графства Оранж в Гошине, штат Нью-Йорк (1963-1967)

 

Корпус архитектуры и искусств Йельского университета (1963-1964)

 

Г. Беме

 

Основная информация:

немецкий архитектор и скульптор, единственный немецкий лауреат Притцкеровской премии. Обучался в Мюнхене. Строил церковные здания, частные дома в духе средневековой немецкой архитектуры и используя достижения новейших технологий (Городской зал в Бенсберге, 1963).

 

БРУТАЛИЗМ (необрутализм) (от англ. brutal — грубый), направление в архитектуре с 1950-х гг., стремящееся к максимальному выявлению архитектоники построек с помощью грубой ощутимости, подчеркнутой весомости архитектурных форм; использует естественную фактуру материалов, обнаженные конструкции и системы инженерного оборудования зданий (архитекторы А. и П. Смитсон в Великобритании, П. Рудольф в США).

 

Вообще, основная идея необрутализма сводилась к отрицанию эстетических норм традиционной культуры.

 

Это была архитектура открытых конструкций и коммуникаций.

школа в Ханстентоне (Англия,1954),

(Первая постройка необрутализма) супруги Элисон и Питер Смитсон использовали в организации пространства всё инженерное оборудование, включая трубопроводы и кабели электросети.

Необрутализм 50х сосредоточен на общественных постройках. Аскетизм его выразительных средств в некоторых случаях подчёркивает бескомпромиссность прессы (здание редакции журнала "Экономист" в Лондоне, архитекторы Э. и П. Смитсон),

обыгрывает ситуацию безденежного студенчества (группа общежитий студенческого городка Отаниеми близ Хельсинки, созданные Кайя и Хейкки Сирен)

или символизирует бескорыстие религии (миланская церковь "Мадонна бедных", построенная Л. Фиджини и Л. Поллини).

Отвергая любые варианты отделки, бруталисты как бы заново постигали уже известные материалы

монолитный железобетон, не отделанный и хранящий на своей крупнофактурной поверхности следы множества случайностей (от прикосновения рабочих рук до слепка опалубки)

Бедность применяемых средств, а это - стены из неоштукатуренных шлакобетонных блоков или кирпича сомнительного качества, неструганные брусья и доски потолка, ржавые стальные детали каркаса надолго стали визитной карточкой этого стиля. Однако честность незагримированных материалов, отвергающая любую попытку приукрашивания скоро сама переросла в декоративный приём.

 

Японский метаболизм

Метаболи́зм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή, «превращение, изменение»)

Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции. Метаболизм не сто́ит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.

 

Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке:

Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир

Башня «Накагин»

 

 

3. Средовой подход и «движение к потребителю» как реакция на интернациональный стиль. Концепции «открытой формы» и «архитектурного соучастия» как ипостаси архитектурных исканий 70-х годов: творчество Р.Вентури, Ф.Джонсона, Ч.Мура и Р.Бофилла, А.Росси и П.Портогези, братьев Крие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.