Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание хаоса и порядка в современной архитектуре




 

Хаос, по теоретическому (и бытовому) определению, есть бесформенная совокупность материи и пространства. В иносказательном смысле это беспорядок, смешение. Инструментальная функция хаоса - разрушение связей между элементами системы, дестабилизация гармонии. Полагается, что продуктивная деятельность архитектора связана с организацией порядка, гармонии, равновесия, спокойствия. Однако возникает состoяние, когда эти цели начинают провоцировать другие чувства и состояния – скуку,. инертность форм и окружения.. Униформизм, стандартизация, и унификация в состоянии перебора становятся причинами психологической и психической неудовлетво-ренности.

Вот здесь-то и возникает необходимость в качественном пересмотре реалий. Становится понятным, что зло может быть добром.

Состояние материи и пространства зависит от организационной деятельности человека. Архитектор, естественно, обращается к приемам, которые, формально и терминологически в явном порядке не всегда фигурируют как хаос, но, по сути, ими являются, к нему бескомпромиссно могут быть отнесены.

. Хаос, становясь зависимым от индивидуального вкусового уровня и фантазии архитектора-творца, отражается в проектируемых им объектах. «Архитектура – это то, чем мы занимаемся. Хаос - это все, что нас окружает».

Функция хаоса - редукция однообразия, визуальной скуки, придание архитектуре индивидуальной образности.

Это наблюдается, например, в стремлениях архитекторов уменьшить эффект монотонности при восприятии ритмического построения фасада значительной протяженности. Информационная ценность эстетических средств современной архитектуры. В этих случаях архитекторы применяют различные видоизменения ритмов (метрические ряды с интервалами и без интервалов, метрические ряды с чередованием элементов двух видов., метрические ряды с чередованием неравных элементов и др). Такие ритмы требуют полного раскрытия кодовых систем, а также системы ассоциаций, порождаемой кодовой системой на основании индивидуальных методов декодирования реципиентом информационных сообщений.

Кодовые системы ритмов в какой-то мере симметричны. Они не способны акцентировать внимание реципиента на отдельных архитектурных решениях, не принадлежащих элементам, образующим этот ритм. Многие архитекторы добиваются подобной акцентации нарушением (разрывом) созданной ритмики.

Примером подобного решения может служить здание Секретариата в Чандигархе Ле Корбюзье, в котором протяженный монотонный ритмический фасад разрывается сильной пластической композицией, иными словами, введеним хаотического элемента.

Таким образом, понятие хаоса в бытовом смысле отличается от смысла хаоса в архитектуре. Разрабатывая фасад здания, архитектор начинает не с хаоса, а с упорядочения повторяющихся пространственных, конструктивных, выразительно- изобразительных и других элементов. В этом смысле они первичны. Обратные приоритеты могут иметь место лишь в авторских решениях.

Тогда управляемый хаос (Гауди, Гундертвассер, Гери, Спийброк) проявляется в экстремистской (дискуссионной) форме. И кто-то воспринимает его как новаторство, а кто-то как безвкусицу.

Проблема организованного (рукотворного) хаоса особенно актуальна в дигитальной архитектуре, для которой характерно в большей степени, чем в аналоговых решениях, использование хаотических, то есть разнообразных, элементов. В принципе хаос здесь не является выражением безпорядка и дисгармонии, а возможностью создания порядка нового. Порядка, в котором контрастные формы не соперничают друг с другом, а гармонируют, образуя новое динамическое разнообразие. Вместе с тем, вероятность возникновения хаотического нагромождения здесь более вероятная. Когда она вымыкается из рук архитектора и возникает хаотическая безвкусица.

Весьма своеобразны «приключения» хаоса в градостроительстве.

Нельзя не обратить внимание на японскую градостроительную практику, в которой хаосу отведено ведущее место. Хаотическая застройка японских городов вызывает обычно критику европейцев, на которую японцы отвечают прогнозом: Европа раньше или позже пойдет этим же путем.

 

Во второй половине ХХ столетия возникли теоретические предпосылки для развития такого математического направления как теория хаоса.Учению, с самого начала его возникновения, пришлось защищать свой статус, согласно которому предметом теории хаоса является не беспорядок, а порядок, сама его сущность.

Теория хаоса представляет собой математичекий аппарат, описывающий некоторые сложные нелинейные динамические системы, подверженные при определенных условиях явлению, известному как хаос. Явление это отражает сильную чувствительность систем. Ее поведение кажется случайным даже, если модель, описывающая систему, является детерминированной, то есть подчиняется некоторому строгому закону.

Примерами подобных систем являются атмосфера, турбулентные потоки, биологические популяции, общество, как система коммуникации, его экономические, политические и другие подсистемы. Упорядоченный беспорядок, управляемые неустойчивости.

Теория хаоса наталкивает на мысль о возможности детермининировать хаос в архитектуре

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.